МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХТЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
Урок окружающего мира
по теме «Свойства воды»
с применением проектной технологии учебно-группового сотрудничества
Составитель:
Луц О.Н.,
учитель начальных классов
МОУ «Шахтерская СШ № 1»
Урок окружающего мира
Целевой компонент |
Тема урока: |
Вода. Вода как вещество. Свойства воды |
Образовательная цель |
Формирование ценностного отношения к окружающему миру, развитие коммуникативных способностей третьеклассников в процессе изучения свойств воды на основе практического исследования состава воды.
|
|
Планируемые образовательные результаты |
По окончании изучения темы ученик: Личностные Результаты: ЛР-1 проявляет интерес к изучению окружающего мира через практическую работу; ЛР-2 проявляет доброжелательность, готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися. Метапредметные Результаты: МР-1 добывает новые знания через информацию, представленную в разных формах; МР-2 наблюдает и делает самостоятельные выводы; МР-3 анализирует и систематизирует полученные знания; МР-4 проявляет познавательный интерес к предмету через исследования. Познавательные Универсальные Действия: ПУД-1 ставит простейшие опыты самостоятельно, ПУД-2 исследуя свойства воды, называет основные, легко определяемые свойства воды. ПУД-3 заполняет таблицу (выводы опыта)
|
|
Программные требования к образовательным результатам раздела
|
Ученик научиться: Самостоятельно формулировать тему урока, ставить перед собой задачи для достижения целей. Проводить опыты, получать необходимую для обучения информацию. Анализировать полученные результаты и систематизировать в единую таблицу. Ученик получит возможность научиться: выполнять работу в группе, согласовывать совместные действия, делать выводы. Извлекать дополнительную информацию о воде, её свойствах и значении для живых организмов. |
|
Содержате льный компонент |
Программное содержание |
Изучение свойств воды.
|
Мировоззренческая идея |
Вода – источник жизни.
|
|
Ценностно-смысловые ориентиры |
Бережное отношение к воде. Использование свойств воды в повседневной жизни. |
|
План изучения учебного материала |
Прозрачность, бесцветность, растворимость, текучесть, без вкуса и запаха |
|
Основные понятия |
Прозрачность, бесцветность, растворимость, текучесть, без вкуса и запаха |
|
Основные законы, закономерности |
Выявляются свойства воды: без цвета, без запаха, без вкуса, прозрачность, растворяет и не растворяет некоторые вещества. |
|
Деятель ностный компонент |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Форма урока |
Урок-исследование |
|
Образовательная технология |
Проектная технология учебно-группового сотрудничества |
|
Оснащение урока |
Карточки-задания, колбы с водой, цветные полоски, ложка, соль, глина (земля), ватман и фломастеры. |
|
Мизансцена урока |
Постановка столов с разделением на три группы |
|
Домашнее задание |
1 группа: У меня в руках книга «Удивительные тайны воды», но она пуста. Найдите информацию о волшебных свойствах воды, стихи, пословицы, рецепты по очистке воды, интересные факты, связанные с водой. И на следующем уроке мы заполним страницы нашей книги. 2 группа: Задание для Золушки: Мачеха приготовила смесь из песка и опилок. Как отделить их друг от друга при помощи воды? 3 группа: Придумать и нарисовать плакат на тему: «Берегите воду!»
|
Технологическая карта урока
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
ПОР урока |
||||||||||
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.) |
||||||||||||
Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.
|
Стоя Дневники, тетради, пеналы (аплодисменты)
|
|
||||||||||
II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (7-10 мин.) |
||||||||||||
Ребята, о чём мы будем говорить на уроке, вы узнаете из загадки: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода.) Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без неё нет жизни. Как вы думаете, что определяет уникальность, необычность этого вещества? - Сформулируйте тему урока. Какие задачи мы перед собой поставим? Чтобы ответить на вопрос нашего урока, давайте изучим свойства воды. Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты и узнать о свойствах воды. А изучать эти свойства вы будете в своих лабораториях. - Что будет предметом нашего исследования? - Какую цель поставим перед собой? Давайте вспомним правила работы в группах. 1.Работать сообща. 2.Уметь выслушать друг друга. 3.Слушать других, не перебивая, внимательно. 4.Уметь распределять обязанности между собой, четко знать долю своей работы. 5.Уметь договариваться, помогать друг другу.
|
Определение темы урока. Постановка задач.
Разделение класса на три группы.
Распределяют обязанности в группе. |
ЛР-1
МР-4 |
||||||||||
III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП УРОКА (15 мин.) |
||||||||||||
У каждой группы на столе лежат необходимые инструменты для проведения опытов и инструкции. Ознакомьтесь с ними. 1) Практическая работа в группах Работа 1 группы: Задание на карточке Приложение 1 Дети ставят опыты с водой, записывают и зарисовывают получившиеся результаты. Работа 2 группы Задание на карточке Приложение 2 Дети ставят опыты с водой, записывают и зарисовывают получившиеся результаты. Работа 3 группы Задание на карточке Приложение 3 Дети совместно обсуждают проблемы экологии и делают несколько рисунков или один большой плакат об охране водных ресурсов.
2) Групповая дискуссия: обсуждение, выработка общего мнения или выполнение общей работы, подготовка к презентации итогов работы.
|
Вступают непосредственно в контакт с информацией (читают, слушают, смотрят). Планируют последовательность действий. Проводят опыты в соответствии с заданиями. Формулируют результаты опытов.
|
ПУД-1 ПУД-2
МР- 2 МР- 3 МР-4
ЛР-2 |
||||||||||
IV. РЕФЛЕКСИЯ (15 мин.) |
||||||||||||
- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований. - Какое вещество было объектом нашего исследования? - Какими свойствами она обладает? - Заполним таблицу на доске. - Третья группа ознакомит нас с плакатом о защите и охране воды. - Заполняют синквейн
|
Представитель каждой группы выходит к доске и заполняет свое поле сводной таблицы.
Вода Чистая, святая Напоит, умоет, исцелит Без воды нам не прожить Спасительница |
ПУД-3 МР- 2
|
||||||||||
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3-5 мин.) |
||||||||||||
– Как человек использует свойства воды? – О каких удивительных свойствах воды вы узнали? Вода – жидкость: без цвета, без вкуса, без запаха, текучая, прозрачная, не имеет формы. Вода растворяет соль, но не растворяет глину (землю).
|
Выражают мысли своими словами, свободно аргументируют, обмениваются идеями, если таковые возникают. |
МР-4 |
Приложение 1
Карточка для группы 1
Опыт 1. Возьмите стакан с водой и опустите туда ложку. Скажите видна ли она? Как вы думаете, о каком свойстве воды это говорит? Сделайте вывод:
Опыт 2. – Ребята, у вас на парте лежат цветные полоски. Поднесите полоски по очереди к стакану с водой. Скажите, имеет ли вода цвет? Сделайте вывод:
|
Приложение 2
Карточка для группы 2
Опыт 3. Возьмите стакан с водой попробуйте и понюхайте. Имеет ли вода вкус, запах? Сделайте вывод:
Опыт 4. –Насыпьте в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же глины (земли). Аккуратно размешайте. Скажите, что вы заметили? Сделайте вывод:
|
Приложение 3
Карточка для группы 3
Нарисуйте плакат по охране воды «Чтобы сохранить ресурсы воды на планете нужно….»
|
Таблица на доске. Свойства воды.
Цвет |
нет цвета |
Прозрачность |
прозрачна |
Запах |
нет |
Вкус |
нет |
Способность растворять вещества |
растворитель |
Синквейн
Существительное (1 слово)
|
|
Прилагательное (2 слова)
|
|
Глагол (3 слова)
|
|
Предложение (4 слова)
|
|
Существительное (синоним)
|
|
Этапы проектной деятельности на уроке |
Цели и задачи этапа |
Краткое содержание |
Используемые методы и приемы |
Мотивационный этап |
Цель: подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: определение проблемы и темы проекта |
1. Постановка проблемы (загадка о воде). 2. Проблемные вопросы: - Что определяет уникальность воды? 3. Формулирование темы урока. |
Мозговой штурм |
Планирующе – подготовительный этап |
Цель: пооперационная разработка проекта с указанием конкретных действий и результата. Задачи: определение целей проекта, объединение учащихся в группы, распределение обязанностей между членами группы. |
1. Постановка задач проектной деятельности. 2. Определение предмета исследования. 3. Объединение детей в группы. 4. Распределение обязанностей в группе. |
Метод КО, проблемный метод, прием «маленькая лаборатория» («лаборатория на парте»). |
Информационно – операционный этап |
Цель: разработка проекта и структурирование полученной информации, интеграция полученных ЗУН. Задачи: определение источников информации, способов сбора и анализа информации, работа учащихся над задачами проекта, анализ и синтез данных, промежуточное обсуждение полученных результатов в группах, формулирование выводов. |
1. Вступление в контакт с информацией (читают, слушают, действуют). 2. Планирование последовательности действий. 3. Проведение опытов в соответствии с заданиями. 4. Оформление результатов опытов. |
Исследовательский, частично – поисковый метод, групповая дискуссия |
Заключительный этап. Презентация проекта. |
Цель: демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: подготовка презентационного материала, публичного выступления, презентация проекта. |
1. Презентация проекта, оглашение результатов, полученных в ходе обсуждения. 2. Заполнение обобщающей таблицы. 3. Составление синквейна. |
Метод критического мышления, прием «копилка знаний», синквейн. |
Оценивание, самооценивание. |
Цель: определение степени соответствия полученных образовательных результатов предва рительно запланированным. Задачи: отслеживание прогресса индивидуальной траектории развития ученика. |
1. Заполнение листа самоконтроля. 2. Оформление карточки работы группы. |
Прием «лист самоконтроля», заполнение карточки взаимоконтроля работы группы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.