Когда придёт суббота?
Цель урока: сформировать представление о последовательности дней недели, различать прошлое, настоящее и будущее.
Задачи:
Обучающие: формирование представления о времени и его составляющих – настоящем, прошлом и будущем; систематизация знаний о днях недели;
Развивающие: развитие мышления, речи, памяти, познавательных интересов;
развитие умения работать в парах;
воспитательные: воспитывать бережное отношение ко времени, к природе, трудолюбие,
взаимопомощь, любовь к малой Родине, чувство патриотизма.
Планируемые результаты освоения материала:
предметные: анализировать иллюстрации и фотографии, различать прошлое, настоящее и будущее; отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;
метапредметные: целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
личностные: умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально – этическими принципами, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Формы работы на уроке: фронтальная, парная.
Материально – техническое обеспечение:
карточки с днями недели, цветные карандаши, карточки с понятиями, календари.
Ход урока
1.Орг.момент
2.Постановка учебной задачи.
Смотрим часто на часах.
Не хватает его, ах,
Что же делать, как нам быть,
Нельзя его остановить. (Время)
-О чем сегодня пойдет речь на уроке?
- Что мы знаем о времени?
- Как его определяем? ( По часам)
Большинство из нас при слове время сразу представляет часы.
Прочитаем следующие две строчки в учебнике. Стр.6
Время постоянно бежит из прошлого в будущее. А бежит оно через настоящее.
- Какие слова выделены в тексте?
Прикрепить на доску карточки со словами « настоящее», « прошлое» и «будущее».
- Что значат эти слова? Прочитаем их объяснение.
Дети читают следующие три строчки.
Настоящее – это сейчас. Прошлое – это то, что было. Будущее – это то, что будет.
- Давайте рассмотрим иллюстрации на странице 8. Как вы думаете, где художник изобразил настоящее, где прошлое и будущее? Почему вы так решили?
- Где изображены люди, жившие в прошлом? Где наши современники, живущие в настоящее время? Что помогло вам определить время? ( Одежда на людях не современная, такую сейчас не носят.)
-Какими вы были раньше? (Маленькими)
-Когда это было? (В прошлом)
-Какими вы будете через 20 лет? (Взрослыми)
- Когда это будет? (В будущем)
- А сегодняшний день-это какое время? (Настоящее)
3.Первичное закрепление.
Работа в тетради. Стр.4 №1
4.Физкультминутка
5. Продолжение работы по теме урока.
О времени говорят по – разному. Давайте вспомним, какие слова употребляют, когда говорят о времени?
Одновременно ведется запись названных слов на доске
Время может идти, лететь, проноситься, ползти…
- Что значит «Время идет»? ( Значит, проходит несколько часов.)
Когда мы чего-то ждем, то кажется, что время еле – еле проходит. Бывало ли у вас так, что вы ждали чего – то, а время тянулось медленно – медленно? ( Ответы детей)
- А когда время просто « пролетает» ?
- Сравните учебную неделю и неделю каникул. Какая из них длиннее?
Конечно, по времени они одинаковые, но учебная неделя кажется вам более долгой.
- Из чего состоит неделя?
В это время детям раздаются таблички с названиями дней недели
- Сколько дней в неделе?
- Как они называются?
Выйдите к доске и постройтесь в том порядке, в каком расположены дни недели.
Дети выходят к доске и перестраиваются в нужном порядке.
Первый день недели – понедельник. Его назвали так потому, что он шел сразу после «недели», а неделей в прежние времена называли день, когда ничего не делали, отдыхали.
Дальше идет вторник – это второй день недели.
Среда – середина недели.
Четверг – очень просто, это четвертый день недели.
Пятница – опрятница – пятый день недели: в этот день хорошо навести порядок в доме, помыться, приготовиться к выходным дням.
Суббота – это слово пришло к нам из далекой страны, день отдыха у еврейского народа приходился именно на этот день и назывался шаббат. В русском языке это слово превратилось в субботу.
Воскресенье – раньше его называли неделей, а теперь – воскресеньем. Как сказано в Библии в этот день воскрес Иисус Христос.
- В Рабочей тетради (стр.5, №2) - пронумеруйте название дней в рабочей неделе.
( Самостоятельное выполнение, затем обмен с соседом по парте, взаимопроверка)
-Какой сегодня день недели? Закрасьте его название красным карандашом.
- Какие дни недели уже прошли и остались в прошлом? Закрасьте их названия желтым карандашом.
- Какие дни недели только будут, т.е. находятся в будущем? Закрасьте их названия зеленым карандашом.
- А я предлагаю вам игру «Когда это было? Когда это будет?»
- Что помогает нам узнавать числа и дни недели?
- Правильно, календарь. Именно календарь нам сегодня и понадобится.
На доске большой календарь на год . У детей – маленькие календарики. На доске – таблица с сокращенными названиями дней недели.
- Какое сегодня число?
- К чему отнесем сегодняшний день: к настоящему, прошлому, или будущему?
- Найдите на календарике 1 января.
- Какой это день недели? 1 января относится к прошлому или будущему?
- А теперь найдите 23 февраля. Какой это день недели? К прошлому или будущему относится этот день?
Аналогична работа с датами 8 марта и 1 сентября.
6.Итог.
-Откуда и куда бежит время?
-Назовите ещё раз дни недели по порядку.
- Давайте ответим не его вопрос: «Когда придёт суббота?» (через два дня, на третий)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.