Урок по теме "Осевая и центральная симметрия" Геометрия 9 класс.
Оценка 5

Урок по теме "Осевая и центральная симметрия" Геометрия 9 класс.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
математика
9 кл
12.02.2023
Урок по теме "Осевая и центральная симметрия" Геометрия 9 класс.
Урок изучения нового материала.
Урок в 9 классе «Осевая и симметрия симметрия»..doc

Урок по теме "Осевая и центральная симметрия"

Тип урока: Изложение нового материала.

Цели урока:

  • образовательные: провести исследовательские работы по изучению явлений симметрии и сформулировать понятия осевой и центральной симметрий, в природе, архитектуре и технике;
  • развивающие: развитие логического мышления, творческой активности, познавательного интереса;
  • воспитательные: воспитание умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других, приобретение навыков самостоятельной работы.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, раздаточный материал: задания с лабораторной работой, карточки с исследовательскими задачами, презентация.

Учащиеся 9 класса разбиваются на группы по 4-5 чел.

Ход урока.

I.       Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

Сложить из букв слово Д В И Ж Е Н И Е.     

 

  движение  

(Вывешивается плакат на магнитную доску.)

Эпиграф урока:

«Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность».

                         Иоганн Вольфганг Гёте,  немецкий прозаик      (Слайд 1)

Ребята! Чем предстоит заниматься на уроке?

Запишите число и тему урока «Понятие движения».             (Слайд 2)

 

2  Изучение нового материала

Задание 1. У вас на столах лежат картинки (Слайд 3). Ваша задача распределить их в три группы по определенным признакам. На выполнение задания вам 2 минуты.

Вопросы к заданию:

По какому принципу вы распределяли картинки?

Что помогло выявить эту закономерность?

В чем различия между группами рисунков?

(Как правило, дети раскладывают картинки не следуя принципам симметричности. К концу урока они смогут разложить картинки учитывая вид симметрии.)

Вы правильно классифицировали картинки. В конце урока мы попытаемся расположить картинки по другому принципу, с точки зрения математики.

 

Симметрия - в переводе с греческого означает "одинаковость в расположении частей, пропорциональность", "гармония", "красота".

Кто не любовался симметричностью творений природы: листьями, цветами, птицами, животными; или творениями человека: зданиями, техникой, - всем тем, что нас с детства окружает, тем, что стремится к красоте и гармонии.

Герман Вейль - немецкий математик сформулировал определение симметрии сравнительно недавно - в начале ХХ века. И наша с вами задача попробовать повторить его открытие, самостоятельно вывести определение осевой симметрии и центральной симметрии. На уроке мы рассмотрим осевую и центральную симметрию, а с зеркальной симметрией более подробно вы познакомитесь в старших классах.

У вас на столах лежат листы-задания к лабораторной работе №1. В результате выполнения работы вы должны сформулировать определение точек симметричных относительно прямой. На выполнение работы вам отводится 5 минут.

Лабораторная работа №1                                       (Слайд 4)

1) Возьмите лист белой бумаги, согните его пополам.

2) Капните на него каплю краски, (пусть это будет точка А) , а затем разогните.

3) На другой стороне листа вы получили такую же точку (пусть это будет точка А1).

4) Соедините А и А1 отрезком.

5) Измерьте расстояние от А и от А1 до линии сгиба.

Расстояние от А до линии сгиба равно _______________________

Расстояние от А1 до линии сгиба равно ______________________

6) Сравните эти расстояния. Они ____________________

7) Определение:

Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой, если эта прямая проходит через____________________ отрезка АА1 и ______________________ к нему.

Запишите определение в тетрадь.

Определение 1: Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой а, если эта прямая проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна к нему.

Задание 2. Перенесите рисунок себе в тетрадь (слайд 5) и постройте точку К1, симметричную точке К относительно прямой т.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/550596/1.gif

 

Задание 3

 Двое у доски, остальные в тетрадях.

1)     Постройте фигуру, симметричную данной относительно прямой l.  (Слайд 6)

Самопроверка по образцу на доске. Оценивание работавших у доски.

Вопросы после выполнения задания:

Какие условия должны выполняться, чтобы точка А1 была симметричной точке А относительно:   прямой l?     (Симметрия  Слайды 7-17)

Лабораторная работа №2    ( Слайд 18)

1.     Постройте параллелограмм АВСD.

2.     Проведите диагонали параллелограмма.

3.     Отметьте их точку пересечения О.

4.     Отметьте на стороне АВ произвольную точку М и постройте точку М1, симметричную точке М относительно центра О.

5.     Отметьте на диагонали АС точку К, отличную от точки О и постройте точку К1 симметричную точке К относительно центра О.

6.     Сделайте вывод: если точка принадлежит параллелограмму, то где находится симметричная ей точка?

7.     Определение

Фигура называется симметричной относительно центра, если для каждой точки фигуры_______________ей  точка  также ________ этой фигуре.

Проверим по слайду правильность ваших построений

Вопросы:  Обсудите в группах и сформулируйте, какая фигура называется симметричной относительно центра?

Определение 4: Фигура называется симметричной относительно центра, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка также принадлежит этой фигуре.                               (Слайд 20)

Задание 4   Постройте фигуру, симметричную данной относительно точки О.              


                                                               . О                     


Самопроверка по образцу на доске. Оценивание работавших у доски.

Вопросы после выполнения задания:

Какие условия должны выполняться, чтобы точка А1 была симметричной точке А относительно:  точки О?

Симметрия присутствует не только в геометрии и в алгебре. Я хочу вам предложить еще несколько прекраснейших творений природы и человека. (Показ видео.)

А теперь давайте вернемся к началу урока. Вы должны сгруппировать картинки уже с математической точки зрения?

Сравните со слайдами (слайды 25-26), все ли вы выполнили верно? Поздравляю вас с успешным выполнением поставленной задачи.

Ребята, давайте подведём итог.

Что такое движение плоскости?

 

Движение плоскости – это отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояния.

Какие виды движений  мы изучили?

§  осевая симметрия

§  центральная симметрия

 

- Каким общим свойством обладают осевая и центральная симметрии?

Наводящие вопросы:

- В какую фигуру отобразился четырехугольник ABCD при осевой симметрии?

- В какую фигуру отобразился  треугольник АВС при центральной симметрии?

- Сохранилось ли расстояние между двумя точками при осевой симметрии? При центральной симметрии?

Итак, общее свойство осевой и центральной симметрии?

 сохраняются расстояния

 

Домашнее задание: п. 117, 118, № 1152.

 

Спасибо за урок, мне приятно было с вами работать.


Скачано с www.znanio.ru

Урок по теме "Осевая и центральная симметрия"

Урок по теме "Осевая и центральная симметрия"

Кто не любовался симметричностью творений природы: листьями, цветами, птицами, животными; или творениями человека: зданиями, техникой, - всем тем, что нас с детства окружает, тем, что…

Кто не любовался симметричностью творений природы: листьями, цветами, птицами, животными; или творениями человека: зданиями, техникой, - всем тем, что нас с детства окружает, тем, что…

Самопроверка по образцу на доске

Самопроверка по образцу на доске

Какие условия должны выполняться, чтобы точка

Какие условия должны выполняться, чтобы точка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2023