Тема: Хочу знать Конституция Российской Федерации!
Цель урока:
· Обучающая Восприятие учащимися и первичное осознание Конституции как документа, определяющего принципы развития общества.
· Воспитывающая Воспитание осознанного уважения к праву, к основному закону государства.
· Развивающая Развитие навыка самостоятельной работы с различными источниками информации.
Задачи урока:
1. Обеспечить усвоение основных принципов конституционного строя России.
2. Осуществлять нравственное воспитание учащихся: уважение к закону, патриотизм, гуманизм.
3. Развивать самостоятельность мышления (умение анализировать информацию), познавательные умения (составление схем, формулирование выводов).
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Вид урока: урок-путешествие по страницам КРФ.
Оборудование: учебники «Боголюбов Л. Н. Обществознание», тексты КРФ, оформленная доска.
План изучения нового материала:
1. Понятие конституционного строя.
2. Основные принципы конституционного строя РФ.
Основные понятия урока:
Конституционный строй, принципы конституции.
Ход урока:
I. Организационный этап
Приветствие. Учитель проверяет выполнение гигиенических требований к уроку (напоминает о правильной посадке за партой, регулирует освещенность класса). Отмечает отсутствующих. Желает успешной работы на уроке.
- Сегодня у нас второй урок по изучению Конституции России.
Открываем тетради, записываем дату и тему урока.
Мы работаем по следующему плану (план записан на доске, по ходу урока учитель обращается к записи).
Вы получите оценку за устные ответы и за работу по ходу изучения новой темы.
II. Повторение
1. Фронтальный опрос (2-3 мин.)
-Что означает термин «конституция»? (устройство, постановление)
-Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)
-Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? (все законы в нашей стране ориентируются на Конституцию и принимаются в порядке, установленном Конституцией, она обладает прямым действием, т. е. на ее статьи можно ссылаться, обращаясь в суд)
- В чём заключается высшая ценность, определённая Конституцией для государства? («Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»)
-Какие 3 главных задачи решает Конституция?
2. Сформулируйте цель нашего урока.
Ответы учащихся:
- Изучить основные положения конституции, чтобы уметь применять их в жизни.
СЛАЙД 1 (название урока)
III. Изучение нового материала
1. Слово учителя.
Сегодня вы познакомитесь с основами конституционного строя.
Слово «строй» означает определенное устройство общества.
Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции (на доске).
Конституционный строй определяет сущность государства (форму правления, государственно-территориальное устройство, политический режим), правовое положение личности, основы политической жизни общества. Конституционный строй имеет свой фундамент – основные принципы. Давайте с ними познакомимся.
2. Задание (работа учащихся с текстом Конституции по группам (6 групп + группа учителей). На разбор и подготовку ответов 4 минуты! (СЛАЙД 2, белый лист)
1 Группа.
Статья 1
1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Вопросы:
1) Что означает демократический режим? Привести несколько особенностей?
2) Что означает федерация?
3) Что означает республика?
Ответы:
1) Демократический режим – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти и наделении граждан широким кругом прав и обязанностей.
Особенности: выборность органов власти, принцип разделения властей, многопартийность, гарантии прав и свобод граждан, многообразие форм собственности и идеологии.
2) Федерация - форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
3) Республика – форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок путем голосования, либо формируются представительными учреждениями (парламентом).
СЛАЙДЫ 3 и 4
2 группа
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Вопросы:
1) Что закрепляет эта статья?
2) Какие группы прав человека Вам известны?
Ответы:
1) Эта статья закрепляет права и свободы человека и гражданина.
2) Гражданские, социальные, экономические, политические, культурные.
СЛАЙД 5
Группа педагогов
Статья 3
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Вопросы:
1) Что означает понятие суверенитет?
2) Что является высшим непосредственным выражением власти народа?
Ответы:
1) Суверенитет - верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних, и верховенство государственной власти во внутренних делах.
2) Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
СЛАЙД 6
3 группа
Статья 7
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Вопросы:
1) Что означает социальное государство?
2) Какие еще примеры социальных прав граждан?
СЛАЙД 7
4 группа
Статья 10
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Вопросы:
1) Какой принцип этой статьи?
2) Укажите, какие органы возглавляют ветви власти?
Ответы:
1) Принцип разделения властей.
2) Органы
СЛАЙД 8
5 группа
Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Вопросы:
1) Что такое идеология?
2) Как понимать принцип многопартийности? Приведите примеры политических партий современной России?
1) Идеоло́гия — совокупность системных упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности
2) фото
СЛАЙД 9
6 группа
Статья 14
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Вопросы:
1) Что означает светское государство?
2) Приведите примеры мировых религий?
СЛАЙД 10
IY. Закрепление изученного материала.
- Итак, мы рассмотрели принципы, составляющие основу нашего конституционного строя (учитель еще раз обращает внимание на вывешенные плакаты).
V. Итоги урока
Подведем итоги урока.
Учитель. Достигли ли вы цели, поставленной на уроке?
СЛАЙД 11.
Какие принципы государственного устройства можно отнести к конституционным основам Российской Федерации?
· демократия
· федеративное устройство
· правовое государство
· приоритет международного права
· разделение властей
· республиканская форма правления
· признание человека, его прав высшей ценностью
· идеологический и политический плюрализм
· многообразие и равноправие форм собственности
· социальное государство
· светское государство
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.