Урок-практикум «Жанр инвенции».
Оценка 4.7

Урок-практикум «Жанр инвенции».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
Взрослым
25.03.2024
Урок-практикум «Жанр инвенции».
Для преподавателей музыкальных училищ.
Рзработка урока.docx

Из педагогического опыта.

Урок-практикум «Жанр инвенции».

Кудинова Н.В., Романова Н.В.                                 Восточно-Казахстанское училище искусств                                                                                 имени народных артистов братьев Абдуллиных                                                                                                                                              ВКО                                                                                                                                                                 г.Усть-Каменогорск.

 

« Что за гений этот Бах! Возьмёт одну мысль и проводит её всё глубже и глубже,

вживается в неё, и вместе с этой мыслью

внедряется в тайники души».

 А.Н.Серов.

Изучение жанра инвенции в курсе полифонии для учащихся отделения  специального фортепиано необходимая составляющая программы обучения молодого специалиста т.к. учащиеся этого отделения не только исполняют инвенции в специальном классе, но и используют  этот полифонический жанр в педагогической практике. Как отмечают преподаватели фортепиано - «Приступая к работе над инвенциями, прежде всего, необходимо познакомить ученика с произведением. Сюда входит охват содержания, характера, формы, выразительные свойства музыкальной речи.  И чем больше развита полифоническая ткань, тем глубже должны быть затронуты вопросы разбора тематического».[4]

          Проведенный урок (в соответствии с заявленной педагогической технологией) является попыткой применения  на практике приобретенных теоретических знаний из курса полифонии учащихся-пианистов.  В целом изучение данной темы предполагает три занятия: теоретическое, аналитическое и творческое. В качестве музыкально - иллюстративного материала использованы в теоретической части преимущественно двухголосные инвенции, а в практической части - трехголосные.  В связи с тем, что урок имеет конкретную практическую направленность, музыкальный материал ориентирован на исполняемые произведения учащимися данной группы. В связи с ограниченностью учебного времени практическая работа носит  целеполагающий  характер необходимых исполнительских  задач в свете изучаемого теоретического материала.  Дополняют информативную часть урока слайды   презентации, где представлены  музыкальные фрагменты по соответствующим теоретическим положениям, графические иллюстрации. Занятие проводят преподаватель теоретического и фортепианного отделений.

           В начале занятия - краткий исторический обзор знакомит учащихся с возникновением собственно  термина «инвенция», ведущим свое название от латинского слова  inventio –«находка, изобретение». Термин впервые встречается в сборнике многоголосных chanson Клемана Жанекена, опубликованном в 1555 году. Необходимо обратить особое внимание учащихся на имитационный тип фактуры вокального сочинения композитора. Небольшая информативная справка по истории сочинения сборников Баха для своего сына Вильгельма Фридемана и различным названиям пьес завершается очень важным для пианистов кратким анализом редакций инвенций (К.Черни, Ф.Бузони и других). Педагог по специальному фортепиано подчеркивает различие в артикуляции, аппликатурах, трактовке динамики, темпов, украшений и в целом форм инвенций в различных редакциях.

                Следующий момент урока посвящен анализу педагогических целей, предпосланных Бахом в предисловии к сборнику. Важнейшая проблема для исполнителя в этом отношении возникает в плане артикуляции. Общеизвестно, что одной из задач, поставленных  Бахом  юным музыкантам, является стремление к певучей манере игры. Слайд с фрагментами звучания клавесина и клавикорда (клавишных инструментов той эпохи) наглядно демонстрирует особую окраску звука и собственно цели, встающие перед современными исполнителями в этом направлении. Педагог-пианист подчеркивает значимость этой проблемы, но и акцентирует вопрос, поднятый в фортепианной педагогической практике, о  соответствующей эпохе, т.е. звучанию старинных инструментов,   артикуляции в инвенциях Баха. В качестве примера пианист демонстрирует соответствующую окраску звука в работе над трехголосными инвенциями e-moll №7 и  h-moll №15 в исполнении учащихся группы.

         Формирование   знаний  о  структурных закономерностях инвенционного письма необходимо начать с  особенностей собственно инвенционной темы. На слайде схематично представлены составляющие темы. Ядро (термин теоретика Протопопова В.В. [7]) -   мотив, фраза, реже предложение, обладающая наиболее яркой интонацией, небольшого объема, обладающее относительной законченностью, тонально устойчивое.  И развертывание - последующие полифоническое развитие, варьирование ядра, обновление его интонаций, секвенции на основе мотивов ядра.  Положения наглядно иллюстрируются на примере ряда двухголосных инвенци, например,  имитационное изложение ядра (№13 a-moll)  и контрапунктическое изложение (№10 G-dur); развертывание  в виде канонических секвенций (№7 e-moll) ,  бесконечного канона (№8 F-dur). К структурной единице инвенции относится и  т.н. полифонический период двух типов: составной и развертывания. После анализа примеров из числа двухголосных инвенций, необходимо отметить большую сложность вышеуказанных понятий в трехголосных инвенциях, где возникают отличны  структурные закономерности типа фугетты. Последняя и изучается педагогом-пианистом в процессе работы с учащимся над  инвенцией №1 C-dur. Обобщая теоретические понятия, педагог в рамках экспозиции (период типа развертывания) акцентирует задачи тематического акцентирования и интонационной динамики  мотивов и  границ темы, трехкратного вступления темы в разных голосах (регистровой динамики), приемов развертывания (обращенный вариант темы)  и кадансирования.

                После детального рассмотрения в целом разновидностей форм двухголосных инвенций и экспозиционного раздела, особое место уделено экспозиции трехголосной инвенции типа фугетты. Поскольку занятие проводится с учащимися фортепианного отделения выпускного курса, понятия «фугетта, интермедия», как представляется, не должны вызывать особых затруднений. Но, в процессе занятия, будет не лишним уточнить эти вопросы совместно с педагогом-теоретиком. После анализа слайда со схемой инвенции №7 e-moll пианист, в работе над экспозиционным разделом пьесы, обращает внимание учащегося на соответствующее исполнение тематических и интермедийных разделов.

               Следующий раздел урока посвящен изучению закономерностей развивающей части инвенции. В первую очередь средняя часть содержит проведение темы  в новой тональности. В инвенциях Баха это родственные  тональности обычно противоположного наклонения. К приемам развития относятся также разнообразные  секвенции простые и канонические (№14 B-dur); дробление звена секвенции (№3 D-dur),интонационная работа, перестановки мотивов в простом (№4 d-moll) и сложном контрапунктах (№6 E-dur, №7 e-moll). Наглядная демонстрация некоторых форм работы с музыкальным материалом детально рассмотрена на слайде с фрагментами двухголосной инвенции И. С. Баха №1C-dur, в основу развертывания  которой  положен  мотив ядра, разнообразно развиваемый: в прямом движении, в инверсии, в двойном контрапункте с различными показателями перестановок. Приемы работы в развивающей части трехголосной инвенции, имеющих более простые формы, аналогичны упомянутым выше двухголосным.  В инвенциях типа фугетты между экспозицией и средней частью, между средней частью и заключительной помещены серединные интермедии, в которых  используются также  простые секвенция (№10), канонические секвенции (№3). Но, помимо этого в трехголосных инвенциях усложняется контрапунктическая работа в развивающих частях: тема в обращении  и стретта на тему в обращении (№1 C-dur) №6, цепочка стретт (№8 F-dur), тройной контрапункт (№2 c-moll). В работе педагога-пианиста с учащимся над трехголосной инвенцией  №14 B-dur на этом этапе урока поднят важный вопрос изложения темы в различных частях пьесы,  в частности,  в развивающей части, где тема принимает иную темброво-динамическую окраску: звучит в первоначальном или преобразованном виде (со сменой лада, тонально неустойчиво,  в увеличении, уменьшении или в обращении, стреттно).

                  Проблема заключительной части инвенции состоит в достаточной сложности определения границ формы, часто трактуется неоднозначно  в разных изданиях. В ясных трехчастных формах заключительная часть или реприза - это возвращение темы в главной тональности с расширенным кадансированием. Необходимо различать  заключительную часть с возвращением основной тональности  и репризу с вышеуказанными признаками. Точная реприза  трехчастной формы содержит проведение темы инвенции в основной тональности с различными фактурными видоизменениями: например с перестановкой голосов относительно экспозиции (№3 D-dur); с использованием стретты (№14 B-dur);  с другим типом имитации (№13a-moll); в тональности S (№4, №8 F-dur). Собственно кода в трехчастных инвенциях встречается в №3 D-dur, №4 d-moll и ясно отчленена прерванным кадансом. В двухчастных формах заключительная часть не выделена ясным кадансом и чаще обнаруживается появлением тематических фрагментов в основной  (№11g-moll)  или субдоминантовой  тональности (№12A-dur),  переходя  в т.н. репризу-коду. В трехголосных инвенциях в трехчастной форме типа фугетты  связующим звеном между средней  и заключительной частями является интермедия с тональным движением  к кадансу  на D основной тональности также с различными фактурными вариантами. Например, в инвенции №12 A-dur использован тройной контрапункт. Затем помещается заключительная интермедия, тональное направление которой отклонение в S тональность и кадансом, органным пунктом на D. В качестве примера можно привести  трехголосную инвенцию №11g-moll. И обратить внимание на сложную и неоднозначную  композицию инвенции (детальная схема на слайде). Л.Хернади трактует форму как двухчастную с кодой  или  как рондообразную, где в качестве «рефрена» выступает возвращение  инвенционного ядра  в первоначальном варианте. Ф. Бузони трактует форму как состоящую из предложений, которые в целом создают трехчастную композицию. При исполнении учащимся заключительной части инвенции  с такта 57 педагог- пианист обращает  внимание на канонические секвенции, которые приводят к доминантовому органному пункту и на собственно коду, где надо выделить «репризу»  ядра и его имитацию.

        В качестве итога краткого обзора и изучения особенностей композиции инвенций и инвенционного письма учащимся предложен план целостного анализа жанра, которой предположительно должен быть выполнен на уроках специального фортепиано (соответствующий слайд презентации). В качестве примера педагог-пианист анализирует текст вместе с учащимся, исполняющим трехголосную инвенцию №6  E-dur.                                                                                                     

I. Конструктивный анализ инвенции:

Обязательный и детальный анализ всех элементов формы: характеристики  ядра инвенционной  темы, приемы полифонического  изложения.

Тип полифонического периода.

Определение в целом формы, желательно с обращением к трактовкам разных редакторов.

Выделение расчленяющих форму кадансов и тональный план в различных разделах формы.

Приемы варьирования ядра (темы) в разных частях формы.

Контрапунктические приемы в экспозиционном, развивающем и заключительном, (реприза и кода) разделе формы.

II.Художественно-стилевой, исполнительский анализ инвенции.

                      Последний этап занятия посвящен небольшой исторической справке о жанре инвенции в современной музыке. Определения инвенции (от лат. invention – находка, изобретение), содержащиеся в музыкальных словарях и учебниках по полифонии, сводятся к констатации двух особенностей: 1) преобладающая имитационность изложения с существенными признаками фуги, как в инвенциях И.Баха; 2) свободная композиция, наличие определенной конструктивной, технологической идеи, изобретательность. Примерами произведений в жанре инвенции в первом значении можно назвать, например, пьесу Р.Щедрина из цикла   «Полифоническая тетрадь»        (для прослушивания предложен музыкальный фрагмент пьесы). Примерами сочинений, трактующих жанр инвенции в буквальном значении этого слова (находка, изобретение), являются, например, композиция  третьего действия оперы "Воццек" А.Берга, которое композитор построил  в виде шести инвенций, т. е. шести музыкальных  форм, основанных  на том или ином избранном материале (инвенция в виде темы с вариациями, инвенция с органным  пунктом, инвенция  в едином ритме и др.). Инвенция  современного белорусского композитора “Ямбы” А.Гурова – своеобразные свободные вариации на тему-эпиграф (тема, как настоящий эпиграф, изложена в начале произведения в виде трехтактной мелодии со словами А.С.Пушкина: “...не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. Жанр инвенции трактуется композитором как возможность увлекательной игры, в которой invention-изобретение выражается в использовании всевозможных приемов исполнения на цимбалах и мандолине, шумовых и других сонористических эффектов. Интересный прием современной композиторской техники применил Р.Щедрин в пьесе «Токкатина-коллаж» из вышеупомянутого сборника, также написанной в жанре инвенции с использованием приема т.н. «стилистической полифонии» в технике музыки XX века коллажа. Перед исполнением предварительно выученной пьесы педагог-пианист акцентирует внимание не только на уже знакомой по инвенционному письму полифонической технике (вертикально-подвижной контрапункт (30т.), канон с интервалом вступления восьмая в нижнюю большую сексту(18т), канон с интервалом вступления четверть в чистую октаву (35т.) и т.д.), но и на «изюминке» пьесы - теме И.С.Баха из инвенции №8 F-dur, которая  звучит в  тексте  в B-dur. Необходимым исполнительским приемом является в этом случае контрастная динамика авторского и цитируемого музыкального материала.

                  В заключение урока хотелось бы  отметить еще одну черту этого полифонического жанра. Латинское inventio — изобретение, выдумка -  свидетельствует в первую очередь  о творческой задаче. Надо напомнить, что сам термин заимствован из  старинного искусства риторики, где обозначал нахождение аргументов, необходимых для развития мысли. В музыке Баха мы находим не только собственно «музыкальные аргументы», исходный музыкальный материал, но и следующий пункт риторики, т.е развитие этого материала, его неповторимую обработку. Изучение  жанра инвенции в курсе полифонии и в классе специального фортепиано учащихся пианистов  в конечном итоге  призвано всесторонне  активизировать  внутренний слух учащихся, аналитическую музыкальную самостоятельность и стимулировать  активность в поисках  правильных исполнительских решений.  

 

Основная литература:

1.Бузони Ф., Предисловие к сб.: И. С. Бах Инвенции для фортепиано. - М, 1968.

2.Немировская М.., Работа над полифонией в ДМШ, метод. разр.- Симферополь, 2012.  3.Правиковская Т., Р.Щедрин «Полифоническая тетрадь», метод. разр.- Тихвин, 2018.                    4.Белозерова Е., Работа над инвенциями Иоганна Себастьяна Баха, метод. разр.- Рославль, 2015. 5.Дмитриева И., Иоганн Себастьян Бах. Инвенции, метод.работа.- Великий Новгород 2016. 6.Хернади Л., Опыт анализа трёхголосных инвенций И.С.Баха, метод. работа.-Будапешт 1968 7.Скребков М., Полифонический анализ.- М., 1940.                                                                                   8.Протопопов В., История полифонии в ее важнейших явлениях, (вып. 2).- М., 1965. 9.https://ru.wikipedia.








 


 

Скачано с www.znanio.ru

Из педагогического опыта. Урок-практикум «Жанр инвенции»

Из педагогического опыта. Урок-практикум «Жанр инвенции»

Клемана Жанекена, опубликованном в 1555 году

Клемана Жанекена, опубликованном в 1555 году

После детального рассмотрения в целом разновидностей форм двухголосных инвенций и экспозиционного раздела, особое место уделено экспозиции трехголосной инвенции типа фугетты

После детального рассмотрения в целом разновидностей форм двухголосных инвенций и экспозиционного раздела, особое место уделено экспозиции трехголосной инвенции типа фугетты

В двухчастных формах заключительная часть не выделена ясным кадансом и чаще обнаруживается появлением тематических фрагментов в основной (№11 g - moll ) или субдоминантовой тональности…

В двухчастных формах заключительная часть не выделена ясным кадансом и чаще обнаруживается появлением тематических фрагментов в основной (№11 g - moll ) или субдоминантовой тональности…

Примерами произведений в жанре инвенции в первом значении можно назвать, например, пьесу

Примерами произведений в жанре инвенции в первом значении можно назвать, например, пьесу

Белозерова Е., Работа над инвенциями

Белозерова Е., Работа над инвенциями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2024