Урок-проект "Говорите правильно" 4 класс
Оценка 4.6

Урок-проект "Говорите правильно" 4 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл—4 кл
23.09.2022
Урок-проект "Говорите правильно" 4 класс
В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед современной российской школой ставится задача развития личности учащегося на основе овладения умением учиться, которое обеспечивается универсальными учебными действиями. Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Очень часто в нашей речи мы слышим неправильное произношение многих слов. Причем неправильное произношение слов в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей. Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека. Поэтому я решили привлечь внимание окружающих к данной актуальной проблеме. Для этого мы создали свой проект «Давайте говорить правильно».
ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО.docx

 

 

Всероссийский конкурс «Словарный урок

 

 

 

 

 

 

Проект «Говорите правильно»

 

 

 

 

 

 

                   Кравцова Ольга Евгеньевна,

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №85 имени Героя Советского Союза Н. Д. Пахотищева г. Тайшета»,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

Тайшет, 2022 год

 

2. Пояснительная записка

2.1. Тема урока: Урок - проект «Говорите правильно!»

           Актуальность темы. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед современной российской школой ставится задача развития личности учащегося на основе овладения умением учиться, которое обеспечивается универсальными учебными действиями.

Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Очень часто в нашей речи мы слышим неправильное произношение многих слов. Причем неправильное произношение слов в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей. Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека. Поэтому я решили привлечь внимание окружающих к данной актуальной проблеме. Для этого мы создали свой проект «Давайте говорить правильно».

             2.2. Целевая аудитория урока:  4 класс, возраст обучающихся – 10-11 лет.

             2.3. Роль и место урока в системе работы педагога. Данный урок - урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Имя существительное» (программа «Школа России»).

            2.4. Цель урока: формировать потребность «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы; создавать условия по формированию умения осуществлять поиск и обработку необходимой информации с использованием различных видов словарей и других информационных источников в бумажном виде и электронном (с помощью QR-кода).

Обучающие задачи:

            - на основе анализа литературы и тест - опросов выявить слова, в которых наиболее часто нарушаются акцентологические нормы;

- определить пути повышения культуры речи;

            - способствовать активному включению в изучение норм литературного языка;

- создать индивидуальные памятки «Мой акцентологический минимум».

Развивающие задачи:

- развивать умение анализировать, делать выводы;

            - совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии;

- формировать умение планировать свою деятельность;

- развивать творческие способности.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать умение работать в группе;

- воспитывать аккуратность в работе.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

           - формирование учебно-познавательного интереса к изучению употребления имен существительных во множественном числе;

- формировать способность к самооценке;

           - формирование первоначальных навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

- развитие мотивации  к творческой проектной деятельности;

           - развитие способности к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;

           - выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями.

Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности;

           - в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;

           - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- выполнять действия по намеченному плану,

           - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- адекватно воспринимать оценку своей работы  товарищами.

   Познавательные УУД:

- пользоваться словарями  различных типов;

           - использовать знаково-символические средства (в том числе схемы, таблицы) представления информации, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

- выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями

  Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, вести диалог;

           - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

           - признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  Предметные результаты:

           - овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, грамматических);

           - пользоваться орфоэпическим и орфографическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим  словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

- определять принадлежность слова к определённой части речи;

           - формировать умение ставить имена существительные в форму множественного числа именительного и родительного падежей;

- формировать умение выполнять проектную работу.

2.6. Форма проведения: урок – проект.

2.7. Используемые педагогические технологии, методы, приемы.

          В данной методической разработке используются проектная технология, ИКТ-технологии, технология сотрудничества и здоровьесберегающая технология. Кроме этого, применяются такие методы обучения, как словесные (беседа, инструктаж), наглядные (демонстрация таблиц, использование технических средств), практические (практические задания, анализ и решение проблемных ситуаций), и такие методы воспитания, как методы формирования познания (беседа, объяснение) и метод стимулирования (поощрения). Также используются приёмы активизации деятельности учащихся (проблемный вопрос, организация обсуждения, создание ситуации успеха, задания продуктивного характера (задания-ловушки)), организационные (постановка задач, объяснения заданий, оценивание, организация самостоятельной работы) и приёмы, которые основываются на применении дидактических средств (таблицы, схемы, словари различных видов).

2.8. Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока:

           - методические: специальная литература, раскрывающая сущность использования проектной технологии на уроках русского языка, и современные методические и психолого-педагогические исследования, позволяющие определить условия для развития у младших школьников умения искать, выделять и перерабатывать информацию в различных видах словарей и других информационных источников;        

           - материально-технические: проектор, экран, презентация, конверты с буквами, карточки с цифрами, компьютеры, планшеты или телефоны;

           - информационные: «Толковый словарь русского языка» (С.И. Ожегов), «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений» (Н. Абрамов), «Словарь антонимов русского языка» (М.Р. Львов), «Фразеологический словарь русского литературного языка» (А.И. Фёдоров), книга «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок» (В.И. Дмитриева) в бумажном и электронном виде.

 

                    3. Основная часть (самоопределение к учебной деятельности).

           1. Мотивационный этап.

           У: Ребята! У нас урок-проект по русскому языку. Мы будем работать в парах. Активно, творчески, с интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Помните: по завершению обсуждения вы должны представить своё задание образно и эмоционально. Внимательно выслушивайте выступления своих одноклассников, мы ведь учимся друг у друга. И, конечно же, постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других.

           У: Мы поделились на группы. В каждой группе есть: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели, редакторы. Свои обязанности каждый знает. Мы с вами собрали ещё небольшой материал по теме, но время у нас есть, чтобы принять участие в нашем проекте.

           У: Основные этапы проекта? Для чего мы составляем проект?

           У: Создаваемый проект, как и любой другой, должен отвечать определенным требованиям. Каким?

2. Актуализация имеющихся знаний.

           У: Ребята, на уроке мы будем активно использовать компьютерные технологии. Поэтому тема проекта спряталась в следующих двух электронных ссылках.

У: Расшифруйте.

Д: «Давайте говорить правильно!»

           У: Постановка проблемы: - Вы что-нибудь поняли из этого отрывка? (Ссылка1 (заставка к телепередаче «Пусть говорят», Ссылка2 видеоролик – варианты ответов «Говорите правильно». (Разные версии – возникло затруднение).

            У: А ведь очень часто такие ситуации можно наблюдать, когда вы общаетесь между собой, в классе, на перемене, дома… Какой вывод можно сделать?

            Д: Ответы детей (разные версии).

            У: Вы правы, одного желания правильно говорить мало. Слова ещё нужно и правильно произносить. На примерах мы убедились, что нам нужна грамотная речь. Этому мы и посвятим сегодня свой урок.

           У: Друзья, любое успешное, хорошо выполненное дело должно иметь хороший правильный старт. Давайте зададим себе и окружающим  посыл, установку, призыв  по теме проекта «Давайте говорить правильно!»

Все выше сказанное позволяет нам сформулировать проблему проекта, которую необходимо решить при его прохождении, реализации.

Постановка проблемы и задач исследования:

            У: Как говорят люди, знакомые, члены семьи. Почему нарушаются нормы литературного языка? Какие основные нормы речи изучаются в начальной школе?

Откройте  учебник  стр.144,  прочитайте  название  проекта. 

У: Какова же тема проекта?

Д: « Говорите правильно».

У: Вы правы. Отсюда вытекает цель нашего проекта.

           У: Друзья, любое успешное, хорошо выполненное дело должно иметь хороший старт. Давайте зададим себе и окружающим  посыл, установку, призыв  по теме проекта.

3. Подготовительный этап к созданию проекта и составлению плана.

Результатом проекта станет карманная книжка-покетмод  по русскому языку по теме «Говори правильно». Книжка должна быть красивой, привлекать внимание детей и выполнять свою самую главную роль – помощницы.

            У: Итак, задание первое – оформить название покетмода,   а на обратной стороне – над проектом работали.

 

            4. Гимнастика для глаз «Весёлая мышка».   

            5. Реализация выбранного плана. Усвоение новых знаний.

 

Учитель распределяет задания (приложение 3).

1.«Аналитики» Выработка правил  проекта.

2.«Иллюстраторы»

Создают титульную страницу книжки.

Проверить работу иллюстраторов. Подключить незадействованных для помощи им.

3.«Экспериментаторы» Собирают пословицы. Поясняют смысл каждой.

1.Кто говорит - тот сеет, кто слушает - тот пожинает.

     Не всякую речь сказывай.

2. Каков ум, такова и речь.

     Хорошо говоришь, да было бы что слушать.

3. Говорит, как река льётся.

    Хорошую речь приятно слушать.

4. Каковы свойства, таковы и речи.

    Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

4.Испытатели.

1. Описание: http://qrcoder.ru/code/?%C3%EE%E2%EE%F0%E8%F2%E5+%EF%F0%E0%E2%E8%EB%FC%ED%EE%21&8&0 2. Описание: http://qrcoder.ru/code/?%CB%FE%E1%E8%F2%E5+%D0%EE%E4%E8%ED%F3%21&8&03. Описание: http://qrcoder.ru/code/?%D3%E2%E0%E6%E0%E9%F2%E5+%F1%E2%EE%E8%F5+%F0%EE%E4%E8%F2%E5%EB%E5%E9%21&8&0

Вам необходимо выбрать из вариантов кодов тот, в котором зашифрована тема урока. Дальше карточку с этим кодом вы передаете иллюстраторам.

 

            6. Систематизация полученных знаний с опорой на предыдущий опыт.

1) Работа по группам.

           У: Правила произношения слов устанавливаются и регулируются орфоэпией? На столах у вас толковые словари.

1)Работают аналитики. Откройте стр. 460 и найдите значение этого слова.

 В это же время вы, испытатели, выполните 2 задание из маршрутного листа.

          2) Вам так же необходимо дать определение понятию «орфоэпия». Для этого считайте смартфоном код на интернет-ссылку онлайн - словаря. 

Жду ваших ответов. Сделайте вывод.

Сдайте выполненное задание  иллюстратору вашей творческой группы, который оформит вторую страничку покетмода.

 

            Д: Оформление следующей странички книжки. ВЫВОД: Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fslovar.cc%2Fpoisk-find.html%3Fsearchword%3D%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2584%25D0%25BE%25D1%258D%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%258F%26ordering%3D%26searchphrase%3Dall&6&0

2) Работа с учебником.

   У: Ребята, поработаем над первым заданием учебника.

У нас возникли расхождения. А как же правильно произнести эти слова. Где должно стоять ударение? Что поможет нам дать точный ответ на этот вопрос.

Д: Ответы групп. Оформление следующей странички книжки.

           У: Все правильно. Словарь ударений. Информацию о словарях нам расскажет научный руководитель 1группы.

           У: Спасибо. Ребята, а как знания правильной расстановки ударений могут пригодиться нам в жизни?  Верно. Информацию о применении норм ударения расскажет нам научный руководитель 2 и 4 группы.

У: Ребята, поработаем над вторым заданием учебника.

У нас вновь возникли расхождения. А как же правильно произнести эти слова. Что поможет нам дать точный ответ на этот вопрос? 

           Д: Ответы групп. Оформление следующей странички книжки.

3) Защита проектов.

Выступления  учащихся. Презентация покетмодов групп.

 

           7. Рефлексия деятельности. Самоанализ, рефлексия чувств и эмоций.

У: Посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите из незаконченных предложений те, которые вам хочется продолжить.

Как бы вы их закончили?

Д: Работают по рефлексивному экрану.

У: Всё  ли  удалось   решить  на  уроке?

Что  было   интересно?

Какие   сложности  встретились?

Чем мы занимались на уроке?

Понравилась ли вам эта работа?

 Что показалось самым интересным?

Что  нового узнали?

Чему  научились?

Где можно использовать полученные сегодня знания?

8. Домашнее задание. Разноуровневые задания.

            1. Предложите мама, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре и просто знакомым произнести слова из заданий 1 и 2, употребив их в указанных формах.

Как люди произнесли эти слова? С каким ударением? Запишите слова так, как их произносили люди, обозначьте в словах ударение.

           2. Проверьте по орфоэпическому словарю русского языка, правильно ли были произнесены данные слова.

 

   Заключение.

            Таким образом, можно сделать вывод о том, что представленная методическая разработка создает условия для развития у младших школьников комплекса УУД, в том числе учебно-информационных, составляющих основу проектной технологии. Сказанное свидетельствует об обеспечении целостного, взаимосвязанного становления знаний и деятельностной стороны учебного процесса. Стоит отметить, что, организуя работу учащихся по поиску необходимой информации с использованием компьютера, планшета или телефона с помощью QR-кода позволяет учителю эффективнее поддерживать интерес к активному и осознанному выполнению учебно-информационных действий, в частности, и к изучению русского языка, в целом.

               Рекомендации: предварительно познакомить учащихся с алгоритмом поиска информации в сети, как с помощью компьютера, так и планшета, телефона с использованием QR-кода; учащихся необходимо заранее разделить на группы по 5 человек и соответствующим образом организовать их рабочие места. Важно подчеркнуть, что дети должны быть разные по уровню знаний.

 

     Список источников:

Список используемой литературы:

 

1. Бельчикова Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., АСТ; Астрель, 2002.

2. Зарва М.В. Русское словесное ударение. Словарь. М., изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

3. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., изд-во «Русский язык», 2001.

4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., Айрис-пресс, 2007.

5. Словарь грамматических трудностей русского языка

6. Т.Ф.Ефремова, В.Г.Костомаров М., изд-во «Русский язык», 1993.

7. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах. Том пятый (1886). - М.: Наука, 1985.

8. Антохина, В.А. Формирование учебно-информационных универсальных действий при организации проектной деятельности младших школьников на уроках русского языка [Текст] / В.А. Антохина, М.В. Филюнина // Вопросы педагогики / Москва: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». – Москва, 2021. - С. 12-16. - Библиогр.: с. 12-14.

9. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. - 151 с. - ISBN 978-5-09-030429-0.

 10. Гуркова, И.В. Методика работы со словарями как фактор формирования профессиональных компетенций учителя начальной школы [Текст] / И.В. Гуркова // Сибирский педагогический журнал / Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск, 2014. –С. 38-43. - Библиогр.: с. 39-41.

11. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практ. пособие для работников общеобразоват. учреждений [Текст] / И.С. Сергеев. – М.: Аркти, 2005. - 40 с. - ISBN 5-89415-400-6.

12. Терехова, Н.В. Словарь как средство формирования информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка [Текст] / Н.В. Терехова, А.С. Косенко // Вопросы педагогики / Москва: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». – Москва, 2019. - С. 207-212. - Библиогр.: с. 207-210.

 

Список электронных ресурсов

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402.

2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф.

3. http://gramota.ru/slovari/types/

4. https://externat.foxford.ru/infa-dlya-uchenikov-all/perechen-slovarey

5. https://herzena.ru/index.php/dictionary

 

 

  

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Всероссийский конкурс «Словарный урок

Всероссийский конкурс «Словарный урок

Пояснительная записка 2.1. Тема урока:

Пояснительная записка 2.1. Тема урока:

Мой акцентологический минимум»

Мой акцентологический минимум»

Познавательные УУД: - пользоваться словарями различных типов; - использовать знаково-символические средства (в том числе схемы, таблицы) представления информации, преобразовывать модели и схемы для решения учебных,…

Познавательные УУД: - пользоваться словарями различных типов; - использовать знаково-символические средства (в том числе схемы, таблицы) представления информации, преобразовывать модели и схемы для решения учебных,…

Также используются приёмы активизации деятельности учащихся (проблемный вопрос, организация обсуждения, создание ситуации успеха, задания продуктивного характера (задания-ловушки)), организационные (постановка задач, объяснения заданий, оценивание, организация самостоятельной…

Также используются приёмы активизации деятельности учащихся (проблемный вопрос, организация обсуждения, создание ситуации успеха, задания продуктивного характера (задания-ловушки)), организационные (постановка задач, объяснения заданий, оценивание, организация самостоятельной…

И, конечно же, постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других

И, конечно же, постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других

Все выше сказанное позволяет нам сформулировать проблему проекта, которую необходимо решить при его прохождении, реализации

Все выше сказанное позволяет нам сформулировать проблему проекта, которую необходимо решить при его прохождении, реализации

Говорит, как река льётся.

Говорит, как река льётся.

Работа с учебником. У: Ребята, поработаем над первым заданием учебника

Работа с учебником. У: Ребята, поработаем над первым заданием учебника

Что показалось самым интересным?

Что показалось самым интересным?

Бельчикова Ю.А., Панюшева М.С

Бельчикова Ю.А., Панюшева М.С

Терехова, Н.В. Словарь как средство формирования информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка [Текст] /

Терехова, Н.В. Словарь как средство формирования информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка [Текст] /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2022