Тема урока: «Простые, сложные и составные числительные»
Цель: формирование умения правильно писать простые, сложные и составные числительные.
Обучающая цель:
- сформировать умения различать простые, сложные и составные числительные;
- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное;
- расширить лексический запас учащихся;
- отрабатывать орфографические навыки.
Развивающая цель:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитывающая цель:
- вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Задачи:
1)образовательная – научить различать числительные по строению, правильно писать их и произносить; совершенствовать умение создавать кластер;
2)развивающая- учить создавать текст на заданную тему с числительными, правильно употребляя их окончания; 3)воспитательная - воспитывать культуру учебной деятельности, взаимодействовать с учителем и другими учениками.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
1.Организационный момент.
- У нас на уроке присутствуют гости.
Поздоровайтесь с гостями.
Садитесь, пожалуйста.
2. Актуализация знаний
- Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Но необычен урок тем, что знания эти вы должны будет найти и сформулировать сами.
Работа в
группах
У. Давайте вспомним ранее изученное.
Работать будем в группах. У
вас на столе лежат карточки со словами. Ваша задача – распределить эти карточки
в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово. Постарайтесь
работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача – не
скорость, а качество выполнения.
Прочитайте надписи на доске. А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – оставьте их на парте.
1 ГРУППА:
Урок, парта, добрый, мудрый, разделить, играть, он, я, плохо, пять, третий, семьсот, одиннадцать
2 ГРУППА:
Упражнение, солнце, грустный, сонный, считать, умножить, ты, мы, хорошо, второй, четыре, тридцать восемь, девяносто
3 ГРУППА:
Ученик, учебник, умный, красивый, смотрит, учит, вы, они, отлично, семь, девятый, пятьдесят, сорок
Проверим, что у нас получилось.
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
Местоимение |
Наречие |
Урок Парта Упражнение Солнце Ученик Учебник
|
Умный Красивый Добрый Мудрый Грустный Сонный
|
Считать Умножить Разделить Играть Смотрит Учит
|
Ты Мы Он Я Вы Они
|
Хорошо Плохо Отлично
|
Прочитаем, слова, которые отнесли к части
речи «Имя существительное»
У. Докажите, что эти слова
являются существительными.
Спасибо. Все ли согласны?
Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кого-то из вашей группы я
хочу попросить дать характеристику имени существительному, как части речи. Кто
ответит?
Д. Имя
существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос
«кто? что?»
Прочитаем, слова, которые отнесли к
части речи «Имя прилагательное»
У. Спасибо. Все ли
согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кого-то из вашей группы я
хочу попросить дать характеристику имени прилагательному, как части речи. Кто
ответит?
Д.: Имя прилагательное
– это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?
какая? какое? какие?» В предложении чаще всего является определением.
Прочитаем, слова, которые отнесли к
части речи «Глагол»
У. Спасибо. Все ли
согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кто из вас даст
характеристику глаголу?
Д.: Глагол – это часть
речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что
делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?»)
Прочитаем, слова, которые отнесли к
части речи «Местоимение»
У.Спасибо. Все ли согласны?
Может быть, кто-то хочет дополнить?
Дайте, пожалуйста,
характеристику местоимению.
Д. Местоимение – это
часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его.
Прочитаем, слова, которые отнесли к
части речи «Наречие»
Спасибо. Все ли согласны?
Может быть, кто-то хочет дополнить?
У.Кого-то из вашей группы я
хочу попросить дать характеристику наречию, как части речи. Кто ответит?
Д. Наречие – это
часть речи, которая отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Когда? В какой мере?
Как? Почему? Зачем? Наречие обозначает признак предмета, признак другого
признака или признак действия.
У. Сегодня используем
наречия (хорошо, плохо, отлично) для оценивания своей работы на уроке.
3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
У. Какие же слова у нас остались?
Д. пять, третий, второй, четыре, семь, девятый, пятьсот, сорок, тридцать восемь, семьсот, одиннадцать
У. Почему остались именно эти слова?
Д. Они относятся к числительным, которые мы стали только изучать.
У. что называют эти слова?
Д. порядок при счете или количество предметов.
У. как называются слова этой части речи?
Д. Числительные.
У. Что мы узнали о числительном?
Рассказ о числительном по вопросам:
1.Имена числительные отвечают на вопросы: Сколько? Какой? Какая? Какое? Какие?
2. Имена числительные делятся на разряды: количественные и порядковые.
3. Количественные числительные отвечают на вопрос: Сколько?
4. Порядковые числительные отвечают на вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие
У. Из этих числительных назовите порядковые.
У. Назовите количественные.
У. Обратили внимание на то, как написаны числительные?
Как вы считаете, одинаковы ли числительные по составу? На какие группы их можно разделить?
У. Кто попробует сформулировать задачу урока?
Д. Будем учиться писать числительные.
У. Ставим перед собой задачу: учиться записывать числительные.
У. Можно ли эти числительные разделить на группы?
Д. Да все они разные.
У. Какие группы можно выделить?
Д. Из одного слова и двух.
Обратимся к разделу учебника «Как устроен наш язык» к рубрике «Тайны языка».
Материал учебника. С.87.
4. Применение нового знания.
С. 87Упр.1 (письменно – фронтально, работа у доски 1 ряд) Закрепление материала.
1) одиннадцать, двенадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, восемнадцать, девятнадцать ( простые)
2) двадцать, тридцать (простые)
3) пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (сложные)
4) триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (сложные)
Слайд 2, 3.
Оди́ннадцать. Это числительное образовалось сращением слов «один на десяте» (то есть один свыше десяти). По такому же принципу образованы и все другие числительные от 11 до 19.
Слайд 4.
Одни языковеды полагают, что наши предки называли число 90 словом «десяносто», то есть «десять до ста». По мнению других, числительное девяносто произошло из словосочетания «девять до ста».
Слайд 5.
Одной из распространённых версия является, что слово произошло от слова «сорокъ» — «мешок», «ткань», в которую заворачивали шкурки пушных зверей. Один сорокъ - это был мешок, в котором находилось 40 шкурок, которые шли на пошив одной шубы.
Слайд 6.
Объясните.
У. В каком случае мы встречаемся с числительным на уроках русского языка.
Д. Записываем дату.
У. Сегодня семнадцатое марта. Объясните, как образовалось это числительное, какое оно по составу.
Д. семь + над+ цать (простое).
С. 87Упр.1 (письменно ) Закрепление материала.
1) одиннадцать, двенадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, восемнадцать, девятнадцать ( простые)
2) двадцать, тридцать (простые)
3) пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (сложные)
4) триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (сложные)
Проверка, слайд 7.
Физ.минутка
Учитель читает слова (числительные).
Задача детей распознать порядковые и количественные имена числительные.
Порядковые числительные – руки в стороны, (Какой? Какая? Какое? Какие?)
Количественные числительные – наклон вперед. (Сколько?)
Два, четыре, пятый, пять, шесть, двадцатый, пятьдесят, шестой, одиннадцать, второй, восемь, шестой
У. На каком уроке чаще всего встречаем числительные?
Д. Математика.
С. 87 Упр.2 (письменно – в парах) Прочтите задание. Что необходимо будет сделать?
Записать все ответы и указать, какое по строению является данное числительное.
Пятнадцать (простое), одиннадцать (простое), двадцать пять (составное), тридцать шесть (составное), сорок (простое).
Проверка, слайд 8.
У. На каком уроке ещё встречаем числительные?
Д. Лит.чтение.
У. Вспомним названия литературных произведений, в которых встречаются числительные.
Маша и 3 медведя.
12 Месяцев.
Сказка о мертвой царевне и 7-ми богатырях.
3 поросенка.
Волк и семеро козлят.
Али-баба и 40 разбойников.
3 орешка для золушки.
Белоснежка и 7 гномов.
Три толстяка.
Два мороза.
38 попугаев.
Двое из ларца одинаковы с лица.
Запишите любые 3 названия (число замените словом).
6. Итоги. Продолжи:
Имя числительное это…..
Имена числительные бывают……
Имена числительные по строению бывают….
Какие числительные будут
простыми? Составными? Сложными?
7. Рефлексия.
Во время урока оценивали свою работу, используя наречия. Опираясь на наречия, поставьте себе оценку за урок, используя числительное.
Кто оценил себя на пять? Четыре? Три?
8. Домашнее задание.
Вспомнить и записать 5 пословиц, в которых есть числительные.
Учебник, с.88, упр.3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.