МКОУ «Гимназия им. №5 А.А.Алиева»
Открытый урок по русскому языку
Тема урока: "Глагол как часть речи".
Подготовила:
Абакарова А.М.,
учитель начальных классов
Цели: - развитие коммуникативных навыков, комплексного подхода к изучаемому материалу;
- формирование навыков коллективной работы;
- расширение знаний о глаголе.
Задачи: совершенствовать навык работы с учебником; способствовать развитию и обогащению речи; формировать развитие орфографической зоркости;
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, сигнальные карточки, мультимидийный пректор, компьютер.
Ход урока
I Орг. момент.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
-Дети, вам тепло? (Да!)
В нашем классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)—
Только начался урок? (Да!)
А хотите вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
II Чистописание.
Написание букв Р р, Г г.
Родина наша – это наш дом, где мы все дружно живём.
Как вы понимаете это выражение?
1. Работа по карточкам. Задание: Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть главные члены предложения, надписать над словами части речи.
· Карточка 1. Л..тит дятел. Н..сёт в клюве с..сновую ш..шку.
· Карточка 2. Ч..десным в..сенним днём уч..ники п..шли в лес.
· Карточка 3. Скв..рцы п..селились в ду..ле большой б..рёзы.
2. Словарная работа.
На доске: Р.бочий, п.беда, д.журный, б.седа, м.ро(с,з), .бед, р.сунок.
Прочитать слова, записанные на доске, выбрать нужную букву для каждого словарного слова. (учащиеся выходят к доске, выбирают букву, класс “отвечает” сигнальными карточками.)
Самостоятельная запись слов в тетрадях. Учащиеся обозначают ударение и подчёркивают орфограммы. Взаимопроверка тетрадей.
III. Работа по теме урока.
Стихотворение (слайд 4)
Что
без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков -
В речи быть одним из главных слов.
Работа с текстом стихотворения:
1. Найдите в стихотворении главное слово (глагол)
2. Чем является глагол в русском языке? (частью речи)
3. Чем особенна эта часть речи? (рассказывает о действиях, обозначает действия)
Сформулируйте тему урока (ответы детей)
Тема “Глагол как часть речи” (слайд 5)
Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.
“Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая живая... кровь языка.” А.Югов.
(Мнения учащихся)
Каким образом можно оживить эти предметы? (слайд 5)
Собачки ...(бегут) записываем. (СЛАЙД 6)
Орёл ...(летит) записываем. (СЛАЙД 7)
Рыбки...(плавают) записываем. (СЛАЙД 8)
- С помощью какой части речи вы оживили картинки?
3. Работа с учебником.
- Давайте прочитаем вопрос Почемучки на с. 61.
- Давайте вспомним, как изменяются глаголы? (по числам и временам).
- Глаголы какого числа записаны у вас в тетради? (ед и мн числа), значит глаголы изменяются по числам.
- А как ещё изменяются глаголы? (по временам)
- В каком времени стоят глаголы, записанные у вас в тетради? (настоящем). Теперь измените время в этих предложениях.
4. Работа в группах.
Отгадать загадки, составить со словами отгадками предложения, подчеркнуть глаголы и определить, в каком времени они употреблены. (слайды)
Летит
огневая стрела,
Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красна девица.
Ответ: Молния. (СЛАЙД 9)
Раскинут
ковёр,
Рассыпан горох,
Ни ковра не поднять,
Ни гороху собрать.
Ответ: Звезды на небе (СЛАЙД 10)
Между
гор, между дол
Бежит белый конь.
Ответ: Ручей. (СЛАЙД 11)
Что вверх корнем растёт?
Ответ: Сосулька. ( СЛАЙД 12)
Красные лапки щиплют за пятки. (гусь) (СЛАЙД 13)
Мчатся колёса по дороге, а над дорогой ноги. (велосипед) (СЛАЙД 14)
Работа в группах. Образуйте группы.
На парте лежит листок с текстом.
Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев. Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и лисьих следов. Вот через дорогу белка.
- Прочитайте ,внимательно, текст.
- Что удивило?
- Полностью понятен смысл текста?
- Вы согласитесь, что в тексте нет действий, он неживой?
«Оживите картину, добавив в каждое предложение действие.
(проверка текстов: Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветках деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка. )
Оригинал (презентация)
- Какова же роль глаголов? (оживляют речь, помогают точно передать смысл)
Задание
Запишите в тетрадь с вопросом
· 1 глагол – в прошедшем времени
· 1 гл. – в настоящем времени
· 1 гл - в будущем времени.
5. Проверка.
6. Физминутка ....
7. Стихотворение.
Если в
лес пришёл ...,
Свежим воздухом ...,
Бегай, ... и ....
Только, чур, не ....,
Что в лесу нельзя ....,
Даже очень громко ....,
....... зверюшки,
.... с лесной опушки.
Слова для справок: убегут, дышать, испугаются, гулять, шуметь, прыгай, играй, петь, забывай,
- Вставьте нужные глаголы в предложения. В этом вам помогут слова для справок. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.
(раздаются листы с заданиями, дети переписывают себе в тетрадь)
Для проверки (СЛАЙД 15)
- Что это за слова я выделила? В чём особенность этих глаголов? (СЛАЙД 16)
(это глаг. Неопределённой формы)
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? (что делать, что сделать?)
- Чему учит нас это стихотворение?
Составить из слов белое, покрывало, всю, землю, покрывало, загадку. Отгадайте.(снег)
Что интересного заметили? (два одинаковых слова)
Но чем- то они отличаются?
Подчеркните главные члены, подлежащее и сказуемое.
Вывод:
Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? и др. В предложении глагол обычно является сказуемым.
+ ПРАВИЛО на стр. 64
IV. Итог урока.
( Рефлексия)
- Какие знания подтвердили?
- Что нового узнали о слове глагол?
- Как расширилось ваше представление о глаголе, как части речи?
-О чём задумались?
В начале урока вы сформулировали вопросы.
Кто может ответить на все вопросы? (оценить ответ ученика)
У вас на парте листок с утверждениями. Заполните его.
1. На уроке я работал |
активно/пассивно |
2. Своей работой на уроке я |
доволен/не доволен |
3. Урок для меня показался |
коротким/длинным |
4. За урок я |
устал/не устал |
5. Моё настроение стало |
лучше/хуже |
6. Материал урока был |
понятен/не понятен |
|
полезен/бесполезен |
|
интересен/скучен |
7. Домашнее задание мне кажется |
лёгким/трудным |
|
интересным/ неинтересным |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: с. 63-64, с.63, № 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.