МКОУ АСОШ
Открытый урок русского языка
«Имя прилагательное как часть речи»
Провела: Гоймирзаева М.Х.,
учитель русского языка и литературы
Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические и синтаксические признаки.
Задачи:
1. Познавательные:
ü самостоятельно выделять и формулировать тему урока;
ü находить и выделять необходимую информацию;
ü осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
ü осмысление цели чтения, определение основной и второстепенной информации;
ü анализировать текст с целью выделения признаков;
ü устанавливать причинно-следственные связи.
2. Регулятивные:
ü постановка учебной задачи;
ü контроль в форме сличения способа действия и его результата с данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
ü внесение необходимых дополнений и коррективов;
ü выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
ü саморегуляция;
3. Коммуникативные:
ü воспитание интереса и уважения к родному языку;
ü воспитание ценностного отношения к слову;
ü создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
ü взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
4. Личностные
ü Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
ü Нравственно-этическая ориентация;
Ход урока.
- Ребята, вы знаете, кто делает открытия?
Ученики: Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.
- Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? (Да)
- Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы.
Какая же тема сегодняшнего урока? Посмотрите на экран. Перед вами слова:
На экране показаны слова – (прилагательные)
Красивый
Яркая
Весёлые
Лисий
Заячьи
Умный
Великолепные
Маленький
Успешная
У: Скажите ребята, к какой части речи относятся эти слова?
Значит какая тема?
Может вы назовёте и цель нашего урока?
Вы правы! Тема урока - имя прилагательное.
- Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны особые слова. Слова какой части речи нам нужны?
- Конечно, имена прилагательные.
Запись темы «Имя прилагательное как часть речи» (Слайд № 1)
- Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?
Ученики: чередование гласных в корне слова.
- Скажите, зачем эта тема введена в курс русского языка для 5 класса? Какие задачи мы поставим перед собой?
Ученики: повторить известные сведения о прилагательном и узнать что-то новое о нём.
|
А) Работа с учебником. Упр. 567, стр. 225.
Задание: прочитать текст.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками,
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
А. А. Прокофьев
- Какую картину природы вы себе представили? Совпадает ваше представление с изображением на экране? (Фото берёзы. Слайд № 2)
- Что помогает поэту создавать яркую, образную картину?
- Да, эпитеты – это образные прилагательные. Прочитайте слова, которые помогают поэту ярко, образно нарисовать берёзу.
- Это первое наше открытие: в художественных текстах имена прилагательные выполняют роль эпитетов.
- Идём к следующим открытиям.
- Выпишите через запятую все прилагательные.
(Русскую, грустную, белёном, красивыми, зелёными, нарядную, родную, ненаглядную, ясную, кипучую, плакучую)
- Что обозначают все эти слова?
- На какой вопрос отвечают?
Б) Работа с текстом. (Слайд № 3)
Лисий след ведет к норе,
След собачий - к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу.
Задание: прочитать текст, найти прилагательные. На какие вопросы они отвечают?
Это второе открытие.
- А теперь дайте определение прилагательного.
Физминутка.
Ребята, вы хорошо работали и устали. Проведём физминутку.
Если я назову имя существительное – вы поднимаете руки вверх, а если имя прилагательное – в стороны. Глагол – выполняете действие соответствующее глаголу. Понятно?
Машина, учебник, красный, топать, цветок, весёлый, приседать, веселье, маленький, сильный, плыть, дерево, капуста, весенний, весна, нагнуться, чёрный, круглый, окно, золотая, потянуться.
Молодцы!
В) Склонение словосочетания.
Чтобы определить морфологические признаки прилагательного, просклоняем словосочетание русская берёзка.
- Изменилось ли прилагательное?
(Да, точно так же, как существительное.)
- Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает нам определить падеж?
(Существительное.)
- Давайте внимательно посмотрим на существительное и назовём его другие морфологические признаки?
(Ж. род, ед. число)
- Могут ли существительное и прилагательное быть разного рода и числа?
(Нет, они согласуются.)
- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?
(Нет.)( Белые берёзы, листы, поля)
Сделаем вывод:
Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.
Это следующее открытие.
Г) Синтаксический разбор предложений.
Живёт у нас в лесу чудесная птица. Она красива.
- Каким членом предложения могут являться прилагательные?
Вывод:
Чаще всего прилагательные являются определениями, но могут выступать в роли сказуемого.
- Это следующее открытие.
Д) Чтение правила.
- А теперь откроем учебник и сравним правило в нем (стр. 228)
4. Закрепление.
Предлагается пофантазировать, представить себя писателями-фантастами и поработать с текстом, дополнив его прилагательными.
Необычная планета.
На ….планете… жили… человечки, у них были… глаза, …волосы,…уши. Зато очень… характер.
Домики у человечков с… крышами. Возле каждого домика сидела… собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что домики охраняли …дракончики и …страусы. Они сидели на …верёвочках и рычали. На …деревьях пели …песни…мухи. В …лесах водились …слонята, …цыплята, …ёжики и …ящерицы. А на… черепахах …человечки ездили в гости.
голубой |
клетчатый |
умный |
квадратный |
фиолетовый |
смешной |
добрый |
крылатый |
сердитый |
злой |
быстрый |
полосатый |
лысый |
весёлый |
солнечный |
светлый |
мохнатый |
огромный |
пушистый |
лохматый |
волшебный |
бескрайний |
лиловый |
ужасный |
шёлковый |
прозрачный |
стеклянный |
бумажный |
медный |
синий |
глубокий |
широкий |
золотистый |
серебристый |
носатый |
шерстяной |
толстый |
худой |
зубастый |
щекастый |
бледный |
зелёный |
шумный |
звонкий |
ушастый |
летучий |
кривой |
жёлтый |
багровый |
серый |
удивительный |
бархатный |
прелестный |
чудесный |
милый |
коричневый |
колючий |
кирпичный |
железный |
прекрасный |
Слова для справок.
|
Рефлексия.
Ответить на вопросы:
1.Данная тема мне понятна.
2.Я доволен своей работой на уроке и оцениваю её на ……………
5.Домашнее задание:
с. 228 (выучить правило), упр.574, 567 (выучить стихотворение наизусть) по желанию.
Слайд № 9
Оборудование: доска, учебник, мультимедийная установка (слайдовая презентация)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.