Урок русского языка. Индивидуальное обучение по АООП (легкая степень умственной отсталости). 7 класс
Тема: «Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже»
Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащегося
Учащийся: практически определяет грамматические категории имени прилагательного; соблюдает лексико-грамматическую сочетаемость имени прилагательного с именем существительным, приводит примеры.
Познавательные психические процессы: развитие и коррекция восприятия, мышления, речи, памяти в процессе сравнения и определения грамматических категорий имени прилагательного.
Развитие речи: обогащение словарного запаса грамматическими категориями прилагательного.
Логическое развитие: формирование умения контролировать собственную устную речевую деятельность.
Задачи урока
- Обобщить и систематизировать знания учащегося по теме «Имя прилагательное».
- Закрепить умение использовать имя прилагательное в речи; согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде, числе, падеже;
- Развивать зрительное восприятие с помощью специальных упражнений, развивать внимание, словесно-логическое мышление;
- Воспитывать мотивацию к учению, воспитывать эстетические чувства
Оборудование: таблицы, карточки существительных и прилагательных, индивидуальные карточки с заданиями, с падежами.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Здравствуй, Н.! Чтобы настроиться на урок ты должен сказать себе:
Я всё - умею! Я всё - могу! У меня всё - получится!
2.Вводная беседа
На парте у тебя лежит карточка. Прочитай, что в ней написано. Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» (на карточке) учащимся
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
Учитель: Назови слова, которые выделены тёмным шрифтом (голубыми, великолепными, прозрачный). Как ты думаешь, какая это часть речи? Поставь к ним вопросы? (имя прилагательное) Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаешь об имени прилагательном. Будем согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде, числе и падеже.
3.Повторение. Попробуй прочитать данный отрывок стихотворения без выделенных прилагательных. Как ты думаешь, когда звучит лучше стихотворение, с прилагательными или без них? (конечно с прилагательными). А почему? Какую роль играют прилагательные в стихотворении? (подчёркивают красоту природы)
Что же такое имя прилагательное? Часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какие? какое?
Давай опять обратимся к нашему стихотворению. К строке прозрачный лес один чернеет. От какого слова мы задаём вопрос к прилагательному? От существительного лес. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже.
4.Закрепление
Учитель: А теперь поработаем с учебником Работа в тетради. Открой тетрадь, запиши число. Выполнения упражнения с учебника. 1 часть задания: дописать окончания прилагательных, согласуя их с данными существительными в роде, числе, падеже. От существительных к прилагательным устно поставить вопрос. Для чего задаём вопрос? (чтобы правильно написать окончания) Например: главное слово монет (каких?) золотых.
Учитель: от существительного к прилагательному ставим вопрос
Учитель: Следующая часть задания: подчеркнуть прилагательные, которые употреблены в переносном значении. Как ты понимаешь смысл этих выражений? Но сначала давай вспомним, что значит переносное значение слова? Например, давай сравним золотое кольцо и золотое сердце.
Золотое сердце - доброе, отзывчивое Дорогую мамочку - любим, жалеем, уважаем
Голубыми просторами - чистыми, широкими, большими
5.Работа у доски Карточки с именами существительными в одном столбике и карточки с именами прилагательными в другом столбике. Соединить существительные и прилагательные с помощью стрелок по смыслу так, чтобы не менять форму слова.
- записать словосочетания существительных с прилагательными. Указать
- как мы определяем род, число и падеж в словосочетаниях существительного с прилагательным? (по существительному). Например: на парте (какой?) ученической (ж.р., ед.ч., П.п.)
6.Релаксация (Путешествие в парк) под музыку Задания на развитие зрительного восприятия, внимания, мышления
7.А теперь продолжаем наш урок. По карточкам выполни задания
1. Найди лишнее слово в каждой строчке
- высокий, долгий, боль, больной (боль - сущ.)
- весёлая, красивое, добрая, печальная ( красивое – среднего рода)
- зимний, белый, светлая, быстрый (по роду или вопросу)
2. «Скажи наоборот» (к данным прилагательным подбери прилагательные с противоположным значением)
Белый – чёрный, высокий – низкий. Широкое – узкое, веселое – хмурое. Мудрая – глупая, добрая злая. Определи род слов в каждой группе. Составь словосочетание (2)
Составь предложения (2)
Зрительная пауза: посмотри в окно, назови словосочетания: имя существительное + имя прилагательное.
8. Словарная работа. Подобрать прилагательные к существительным, определить род прилагательных.
Донецк – красивый. Республика – молодая. Театр – кукольный. Спектакль – интересный. Универмаг – большой. Мороженое – шоколадное.
Составь рассказ, используя словосочетания, при необходимости изменяя падеж. Наша Республика молодая. Красивый Донецк – ее столица. Я посетил кукольный театр. Спектакль был интересный. В большом универмаге купил спортивную форму. С удовольствием съел шоколадное мороженное.
9.Итог урока
О какой части речи мы сегодня говорили? Что знаешь об имени прилагательном?
С чем согласуется имя прилагательное? Какие ещё задания ты выполнял? Какое тебе далось легко, какое труднее? Почему. Что на уроке тебе особенно запомнилось?
10.Оценка работы на уроке
Н., ты на уроке был активным, старался правильно выполнять все задания. Молодец!
11. Домашнее задание. Составить устный рассказ о своей кошечке, употребляя имена прилагательные.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.