Предмет: Русский язык
Класс: 1
Учитель: Булий Оксана Викторовна
Тема: Закрепление написания строчной и заглавной букв Ч, ч.
Цель: формировать умения писать заглавную букву Ч по алгоритму и соединять с буквами; учить писать слова и предложения с изученной буквой, формировать навыки безошибочного написания сочетаний «ча-чу»; закреплять графические навыки письма изученных букв; развивать мелкую моторику, фонематический слух; воспитывать позитивное отношение к письму как виду речевой деятельности.
Оборудование: телевизор, презентация, ноутбук.
Ход урока
I.Организационный момент
Заливается звонок,
Он зовёт нас на урок.
Будем все внимательны,
Прилежны и старательны!
II.Актуализация знаний учащихся
Повторение знаний учащихся:
Речь состоит..
Предложения состоят..
Слова состоят..
Звуки мы… , а буквы мы…
Звуки бывают
Сколько в слове гласных ,столько и..
Буквы бывают печатные и…
Буквы бывают заглавные и …
Начало предложения пишется с…
В конце предложения может стоять..
III.Постановка учебной задачи
К нам на урок пришёл веселый гном Пишичитай. Он принес чудесный мешочек. Нас ожидает много интересного. Давайте посмотрим!
1.Работа с анаграммами
Переставьте буквы в слове, чтобы новое слово начиналось с буквы ч (сачок, силач, лучок, - часок, числа, чулок)
2.Обобщение знания детей о звуке [ч,]:
Во всех словах есть звук [ч‘] – он согласный, всегда мягкий, обозначается буквой ч.
- Какое правило мы выучили на прошлом занятии?
(«Ча» пиши с буквой «а», «чу» пиши с буквой «у»).
3.Найди лишнее слово
часы
чулок
чашка
Чиполлино
- Найдите и прочитайте слова с буквосочетанием ча, чу.
- Найдите и прочитайте «Лишнее слово»
«Лишнее» слово Чиполлино. Оно пишется с большой буквы, так как это имя мальчика.
Проблемный вопрос.
Можете ли вы записать это слово, почему? Нет, потому что не умеем писать заглавную букву Ч, не сможем обозначить начало предложения.
К нам сегодня на урок спешит ещё один гость. Он хочет не только посмотреть на вас и ваши умения, но и самому поучиться у вас. Догадаться, кто же это за гость, поможет разгадка к следующей загадке.
(Загадка Пишичитая)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовётся ...
- Правильно. К нам пришёл в гости герой сказки Джанни Родари Чиполлино – смелый, весёлый герой. Он большой выдумщик и любит играть. Он хочет у вас научиться тому, что вы знаете и умеете.
- Чиполлино не знает, с какой буквы строчной или заглавной пишется его имя и просит нас в этом ему помочь. Давайте поможем нашему герою. Кто подскажет?
- Верно! С заглавной.
IV. Сообщение темы и задач урока
-Сегодня мы должны научиться писать заглавную букву Ч, слова и предложения с новой буквой.
Букве поручено важное дело,
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква в предложении в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Буква большая – совсем не пустяк;
В букве большой уважения знак!
V.Работа над новым материалом
1.Пальчикова гимнастика «Зайчики».
2. Организация работы в тетради:
- Откройте рабочие тетради.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою-
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Повторение гигиенических правил письма.
3. Формирование зрительного образа буквы:
Конструирование заглавной буквы Ч учителем (проговаривание алгоритма).
4. Формирование зрительно-двигательного образа буквы:
Полное и краткое объяснение учителем образца начертания на доске.
5.Письмо соединений, слов и предложений:
1) Посмотрите на образец. Заглавная буква Ч состоит из двух элементов. Наклонная с закруглением вверху и внизу и длинная наклонная с закруглением внизу вправо.
Обведите по контуру элементы буквы.
Напишите букву Ч по элементам. На какую букву она похожа?
2) Напишите заглавную букву Ч в прописи.
Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать до середины вспомогательной строки. Ведем вниз: чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.
3) Напишите слоги: Ча, Чу, Чи.
4) Знакомство с героями произведения А.Гайдара «Чук и Гек».
- Ребята! К нам сегодня в гости пришли ещё два брата. Мы с Пишичитаем хотим вас познакомить с ними. Посмотрите видеоролик, внимательно послушайте и скажите как их зовут. (Видеоролик)
- Кто запомнил имена мальчиков?
- Детский писатель Аркадий Петрович Гайдар написал очень интересный рассказ про двух братьев семилетнем Чуке и шестилетнем Геке. С этим рассказом мы познакомимся в старших классах.
- Прочитайте и напишите предложение:
Чук и Гек.
- Сколько слов в предложении?
- Какое слово написано с заглавной буквы?
- Почему?
- Какой знак стоит в конце предложения?
- Запишите предложение по образцу. (С комментированием)
7. Выполнение звуко- буквенного анализа слова Дейл.
8. Спишите с печатного шрифта:
Запись слова Чиполлино. (Работа у доски)
Физкультминутка
9.Списывание предложения по образцу. (Самостоятельно)
10.Из слов составь и запиши предложение
Часы пробили ровно час.
11. Упражнение «Художник». Раскрасить рисунки на с. 3.
VI.Итог урока
Какую букву учились писать на уроке?
Из скольких элементов состоит эта буква?
VII. Самоанализ работы на уроке.
- Чему вы учились сами и научили Чиполлино?
- А понравилось ли Чиполлино с вами работать?
- Что вам больше всего удалось? За что вы себя можете похвалить?
- Что вам не удалось?
- Для чего мы учились писать заглавную букву Ч?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.