Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова»
( УМК «Школа России», 3 класс)
сОСТАВИЛА:
Красавина ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА
(Учитель нач. кл. МБОУ СОШ № 64 г.Нижний Тагил)
Тема |
Корень слова. |
Педагогические |
Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов |
Тип урока |
Постановка и решение учебных задач |
Планируемые |
Знают определение
корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их
признаки; |
Личностные |
Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка |
Универсальные
учебные действия |
Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Основное
содержание темы, понятия
|
Морфемика, морфема, корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; словообразовательный разбор слова, чередование в корне. |
Образовательные |
1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Толковый словарь. 3. Словообразовательный словарь. 4. Компьютер, интерактивная доска. 5. Нетбуки. 6. Презентация «Корень слова» 7. Интернет-ресурсы: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приемы |
|
осуществляемые |
формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I.
Мотивирование к учебной
|
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся.
Добрый день, друзья мои!
Нас две ниточки связали Доброты и теплоты.
- Ребята, поприветствуйте наших уважаемых гостей.
- Сегодня на уроке Фея русско-го языка приглашает нас в интересное путешествие по одной чудесной стране! Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. - Что нам необходимо, чтобы раскрыть секреты слов? -Верно. Внимательно слушайте - И всё услышите. Внимательно смотрите - И всё увидите. Думайте - и всё поймёте! -Посмотрите, что написано на воротах, ведущих в волшебную страну? ( Хочу всё знать!) -Кто согласен с этим? |
Приветствуют учителя, гостей. - Добрый день! – ответим мы.
- Рады видеть мы гостей- Дорогих учителей! Всем-всем – добрый день!
Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Отвечают на поставленные вопросы. |
Л* – осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке, доброжелательный настрой. |
Готовность к уроку |
II. Чистописание Орфографическая |
Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.Письмо. Словесный.
|
– Чтобы попасть в эту страну, нужно красиво и правильно написать этот девиз. - Найдите и объясните орфограммы в этом предложении. |
Выполняют письмо по образцу.
Находят и объясняют орфограммы. |
Пр. – владеют навыками каллиграфически правильного письма букв и буквосочетаний. Пр. – находят слова с орфо-граммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор |
Правильное написание
|
III. . Постановка учебной задачи
IV. Актуализация знаний
1.Словарная работа:
V. Постановка учебной задачи
VI. Усвоение действий. 1.Уточнение
представлений
2. Уточнение представлений об однокоренных словах
3.Уточнение алгоритма выделения корня в слове
Физкультми-нутка
VII. Закрепление знаний
Работа с нетбуками
Физкультминутка для глаз
Работа с карточками. (группы однокоренных слов)
Работа по созданию модели семьи однокоренных слов
Тест
VIII. Рефлексия учебной
IX Домашнее задание |
Коллективная. Словесный. Чтение. Практический.
Фронтальная, индивидуаль-ная, парная. Практический.Письмо. Словесный
Фронтальная. Словесный. Беседа
Фронтальная. Словесный, практический.
Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо
Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа
Коллективная. Практический
Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.Письмо. Словесный
Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический. Словесный
Коллективная. Практический
Групповая.
Групповая. Практический.Письмо. Словесный
Индивидуаль-ная. Словесный, практический. Выполнение тестового задания
Фронтальная. Словесный. Беседа
Фронтальная. Словесный. Чтение |
- Ворота открываются, и перед нами чудесная страна «Морфемика»! -Что же это за страна? -Чтобы это понять, найдите в словаре значение слова «морфема». -Каким словарём воспользуетесь?
- Откройте учебник на с.73. - Что мы будем изучать в течение нескольких уроков, путешествуя по стране «Морфемика»? Чему будем учиться? -Итак, в этой чудесной стране живут части слова: приставка, корень, суффикс и окончание.
Чтобы узнать, с какой частью слова мы познакомимся сегодня ближе, разгадайте кроссворд! Впишите в него слова, узнав их по лексическому значению.
- Что общего у этих слов?
- Какое слово получилось по вертикали? - Как оно связано с остальными словами? - Верно. - Найдите это слово в словаре. Что заметили? Какое значение этого слова относится к морфемике? - Верно. Тема нашего урока «Корень слова».
- Что нового нам нужно сегодня узнать? На какие вопросы ответить? Чему научиться? Для постановки целей урока можно воспользоваться помощью учебника. - А зачем нам нужно уметь правильно находить корни в словах и знать его секреты? - Итак, отметим наш маршрут на лестнице знаний.
-Встаём на 1 ступеньку. Мы должны выяснить, что такое корень слова - Мы знаем о корне, что это часть слова. Сейчас познакомимся с ним ближе. - Вспомним о многозначности слова корень. Что общего у всех значений? - Верно. Посмотрите на слово, в котором есть все другие части, а корень исчез. Какой можно сделать вывод?
– Внимательно рассмотрите форзац учебника. Обратите внимание на схему: о чем она вам говорит? – Какая часть слова во
всех примерах выделена красным цветом?
Почему?.
- Итак, что такое корень слова? Отметим наши новые знания на лестнице знаний
-Идем дальше по лестнице знаний? В стране Морфемика слова так же, как и люди живут семьями. У одних семьи маленькие, а в других семьях бывает более 200 слов. -Как же эти семьи называются? - Вспомните определение однокоренных слов -Назовите
два главных признака
-Подумайте, как используя знания о корне и однокоренных словах, ответить на 2 вопрос: Как найти в слове корень?
- Проверим наше предположение по учебнику (с.75)
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Раз - вперед и 2- назад, Листья кружатся, летят.
-Найдите глазами листочки, улетевшие с деревьев: 1в.- с осины. 2в.- с рябины Запишите их, отметьте корень
-Но не всегда легко подобрать родственные слова и найти корень. Чтобы узнать 1секрет дедушки Корня, посмотрите, какая встреча произошла в
Морфемике. Какой вывод можно
сделать?
Объясняет задание. Комментирует его выполнение
- Проведём физминутку для глаз.
-На какие группы можно разделить эти слова?
Объясняет задание. Комментирует его выполнение
Какой вывод можно сделать?
Это 2 секрет
дедушки
Корня
Объясняет задание. Комментирует его выполнение
Создать модель семьи однокоренных слов: 1 гр. - к слову «орёл» 2 гр. - к слову «друг» 3 гр. - к слову «смех»
-Что заметили7
Чередование звуков и беглые гласные «о» и «е» - это 3 секрет дедушки Корня. Работу с такими словами мы продолжим завтра. А сегодня наше путешествие по Морфемике заканчивается.
Объясняет задание. Комментирует его выполнение См.Приложение
– Что же такое корень
слова - Как правильно найти в слове корень? О каких его секретах нужно помнить? – Закончите предложения: 1. Урок помог мне… 2. Я узнал (а)… 3. Я научился (а)… 4. Для меня было сложным… 5. Мне понравилось… 6. Я хотел (а) бы… Благодарит за работу, оценивает ответы.
Задание по выбору: 1.Создать свою модель семьи родственных слов 2.Сочинить сказку о корне 3.Составить кроссворд или другое занимательное задание для одноклассников по теме «Корень»
|
- Толковым словарём.
Работают с толковым словарём, объясняют значение слов «морфема» и «морфемика».
Работают с учебником, Отвечают на поставленные вопросы
.
Вписывают в кроссворд словарные слова по горизонтали: ромашка, осина, рябина, берёза, яблоня, сирень Проверяют Отвечают на поставленный вопрос.
-Корень. Отвечают на поставленные вопросы. Работают с толковым словарём. Отвечают на поставлен-ные вопросы.
- Нам нужно точнее узнать, что такое корень слова, и научиться правильно находить корни в словах.
- Для того, чтобы правильно понимать значение слова и грамотно его писать.
-То, что корень - это важная, главная часть чего-либо.
- Корень - это главная значимая часть слова.
Изучают схемы, выводы о том, что представлены гнезда
однокоренных слов, красным цветом
- Корень является общей частью родственных слов.
Делают вывод
Отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают определение,
выделяют
Высказывают предполо-жение. Читают правило в учебнике, сравнивают со своим выводом
Выполняют движения по тексту под руководством учителя.
Выполняют упражнение, выделяют корень.
Сценка «Родня ли гусеница гусю?»
Общая часть родственных слов должна быть похожа не только по звучанию и написанию, но и содержать общее лексическое значение.
Выполняют упражнение « Третий лишний»
Выполняют движения глазами по тренажёру
Отвечают на поставленные вопрос. (по частям речи и на группы родственных слов).
Объединяются в группы сначала по частям речи, потом по однокоренным словам. Однокоренные слова могут относиться как к одним, так к разным частям речи.
Объединяются в группы Создают модель семьи однокоренных слов: 1 гр. - к слову «орёл» 2 гр. - к слову «друг» 3 гр. - к слову «смех» Представляют модели. Отвечают на поставленный вопрос.
Выбирают правильные варианты
Заканчивают предложения в
зависимости от своего состояния, впечатления
Слушают учителя, |
П.- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.
П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям. Р – планируют свои действия для решения задачи П
– анализируют изучаемые языковые объекты Р
– учитывают правило
П.- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе
П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий. Р
– принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют
учебные действия П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям. Р – планируют свои действия для решения задачи П
– анализируют изучаемые языковые объекты Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности. Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу
П – воспринимают смысл читаемых текстов. Пр. – знают определение однокоренных слов, умеют находить их. Р
– учитывают правило
Пр. – знают определение корня и умеют находить его в слове. П
– находят языковые Р
– выполняют действия по намеченному плану Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня
Пр.
– умеют находить
П
– анализируют изучаемые языковые объекты Р
– учитывают правило
Пр.
– умеют находить
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня
К
– ориентируются на позицию партнеров
в общении Пр.
– умеют находить П
– анализируют изучаемые языковые объекты
К
– ориентируются на позицию партнеров
в общении
П
– анализируют изучаемые языковые объекты
Пр. – знают определение корня, однокоренных слов, признаки однокоренных слов. Р
– оценивают свои
Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания
|
Устные развернутые
монологические
Правильное написание словарных слов, устные
ответы
Устные развернутые
монологические
Устные ответы (правильная формулировка правила)
Устные ответы
Устные ответы
Устные ответы (правильная формулировка алгоритма)
Письменное выполнение задания,
устные
ответы
Правильное выполнение задания в электронном виде Правильное выполнение движений
Устное выполнение
задания, устные ответы
Письменное выполнение задания,
устные
ответы доказательства
Тестовые
Беседа
Правильная запись домашнего
|
Приложение
Тест
1. Что такое корень слова:
а) главная часть слова; б) лишняя часть слова; в) главная часть предложения?
2. Почему корень – главная часть слова:
а) в нем заключено значение, смысл всех однокоренных слов; б) корень – не главная часть слова; в) он может изменяться?
3. Однокоренные слова – это:
а) слова с разными корнями; б) слова с одинаковым произношением; в) слова с одним и тем же корнем.
4. Найди однокоренные слова, подчеркни их, выдели корень:
а) лес, лесник, лист; б) сад, садовник, посадка; в) сажать, саженцы, сажа.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.