Урок № 77 по русскому языку
Раздел: природные явления |
Лексическая тема: «Загадки о природных явлениях.»
|
Тема урока: |
Глаголы-синонимы и антонимы, глаголы в прямом и переносном значениях, многозначные глаголы |
Дата: 30.01.2020 |
Класс:4 «А», КГУ ОШ №97, учитель: Холодкова М.А. |
Цели обучения, которым посвящен урок: |
4.1.2.1 определять тему и основную мысль высказывания, доказывая ее фактами; 4.2.2.1 определять в тексте синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова, фразеологизмы, понимать их роль в тексте и использовать в речи, понимать прямое и переносное значение слов, опираясь на контекст; 4.3.8.1 различать на основе существенных признаков имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги и союзы и определять их роль в предложении; |
Цели урока |
Определение темы и основной мысли высказывания. Определение в тексте синонимов, антонимов, омонимов, однозначных и многозначных глаголов, фразеологизмов. Различие на основе признаков глагола. Умение применять знания о глаголах в своей речи. Обогащение лексического запаса детей |
Критерии оценивания |
Узнать для чего в речи используются глаголы - синонимы и антонимы; какие глаголы имеют прямое и переносное значение; о многозначных глаголах. Находить глаголы с переносным значением. Записать предложения с глаголами в прямом значении. Приводить примеры глаголов синонимов и антонимов. Объяснить значение пословиц и поговорок. |
Привитие ценностей |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни |
Межпредметные связи |
Взаимосвязь с предметами: литература, физическая культура, естествознание. познание мира |
Предварительные знания |
Части речи, что такое омонимы, синонимы, многозначные слова. Слова с прямым и переносным значением, признаки глагола как части речи. Роль глагола в речи. |
Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя и учеников во время урока |
Ресурсы |
Создание положительного эмоционального настроя
|
Прозвенел уже звонок, Начинается урок, Сядьте тихо и неслышно, И сейчас начнём урок -Здравствуйте, ребята, настройтесь на урок.
-Откройте учебник на стр. 33 и прочитайте лексическую тему урока. (загадки о природных явлениях) -Как вы думаете, о чём мы будем говорить во время урока? -Но прежде давайте вспомним, какие части речи мы знаем. (дети перечисляют) -А о какой части речи мы говорили на прошлом уроке, давайте вспомним?(о глаголе) -Дайте определение этой части речи. -Сегодня мы будем продолжать говорить об этой части речи. -Прочитайте, как звучит грамматическая тема урока. -Какая цель нашего урока?(читают)
Работа в группах -Давайте вспомним, что такое синонимы? Антонимы? -Перед вами лежат карточки, по которым вы сейчас будете работать в группе, необходимо заполнить пробелы недостающими словами, подходящими по смыслу Перед грозой пошёл сильный…… . После этого по саду полился ……… аромат роз. На небе ………. яркая синева. После работы дети зачитывают результат. Делают выводы о том. почему они вставили разные слова. -Какие это слова? -Могут ли быть синонимы разными частями речи? Следующая работа: вставьте слова-антонимы - Могут ли быть антонимы разными частями речи? Смех-……. Грустный-……. Стоит-……. Лето припасает, а зима поедает. Работа с пословицей по плану: 1) Чтение пословицы. 2) Объяснение значения непонятных слов. 3) Выяснение смысла пословицы в целом: о чем она и чему учит? 4) Подбор жизненной ситуации, в которой можно употребить данную пословицу. 5) Запись в тетрадь. (К) Отгадывание загадок Дети отгадывают загадки. Выписывают глаголы с переносным значением. Придумывают предложения с записанными глаголами в прямом значении. -Скажите, а может ли ветер рыскать или туча плакать? -как называется такой литературный приём? (К,И) Работа с правилом Многозначные глаголы имеют прямое и переносное значение. Волк воет. Метель воет. -В каком случае глагол находится в прямом значении? -В переносном? (П) Исследование Ученики изучают схему. – Для чего в речи используют глаголы синонимы и антонимы? Приводят примеры глаголов синонимов и антонимов. (П) Развитие речи. Работа с пословицами Читают пословицы и поговорки. Объясняют их значение. Находят и записывают пары антонимов. – Какой частью речи они выражены? Физминутка Дети проводят самостоятельно (Г) Записывают глаголы по схеме. Бранить – ругать, хвалить. Мчаться – торопиться, медлить. Сооружать – строить – ломать. Заступиться – защитить – ругать. Вечереет – темнеет – рассветает. Веселиться – радоваться – огорчаться. Работа с презентацией
Итог урока Заключительная работа по лексической и грамматической темам. «Заверши фразу» Одно и то же действие можно назвать при помощи различных глаголов – … . Одно действие можно противопоставить другому при помощи глагола- … . Многозначные глаголы имеют прямое и … значение. Взаимооценивание «Дерево успеха» -Какая группа у нас была самая активная? -Какой группе мы сегодня выдадим листики для дерева успеха? -Запишите на них свои имена и прикрепите к дереву? -Кто был сегодня самым активным7 -На яблочке напишите своё имя. Прикрепите к дереву. Стр. 34,упр.5- записать к глаголам антонимы Самооценивание Кто сегодня всё на уроке понял. Было интересно на уроке. На полях нарисуйте солнце,у кого что-то осталось непонятым-нарисуйте солнце слегка прикрытое тучей. Кто ничего не понял-тучку, Кто всё понял и может поделиться своими знаниями, пририсуйте к солнцу радугу |
Учебник, стр. 33
ИКТ
Учебник. Стр. 33
Стр. 34 в учебнике, презентация
Стр. 34, №4
Карточки, дерево успеха. Листики и яблочки-стикеры для рефлексии
Тетради, карандаши |
|
||
Вызов
|
||
Актуализация знаний
Работа с пословицей по плану
Закрепление
Рефлексия
Д/з |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.