Второстепенные члены предложения 5 класс
Цель: научить отличать второстепенные члены от главных, находить второстепенные члены в предложении. Задачи:
Тип урока: проблемный.
Ведущий метод обучения: частично-поисковый
Методическое оснащение занятия:
1. Схема-опора
2. плакат-алгоритм
3. раздаточный материал
4. зрительный ряд: зимние пейзажи
5. Карточки с лексическим значением слов
1. Обратите внимание на опорные понятия.
На доске:
– Подумайте, о чем пойдет речь на
уроке?
О каких понятиях у вас уже есть представление? Скажите о них.
Верно, сегодня мы будем говорить о членах предложения.
2. “Интеллектуальная разминка”.
На доске:
– Что означает слово “интеллект”?
Определите его лексическое значение. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому
словарю.
Запишите в словарь эти слова и запомните их написание и значение.
1. Постановка проблемы.
На доске:
1. В полях лежит серебристый снег.
2. Лежит снег.
3. Снег.
4. В полях . . . . . серебристый . . . . .
– Исследуйте, какие из данных
примеров являются предложениями, а какие – нет?
Чем они отличаются друг от друга?
Найдите подлежащее и сказуемое.
Решение проблемы:
1, 2, 3 – предложения
4 – не предложение.
Доказательство:
1 – состоит из главных и
второстепенных членов.
2 – состоит только из главных.
3 – только из главного.
4 – только из второстепенных членов.
Вывод: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения.
– Итак, на сегодняшнем уроке речь пойдет о второстепенных членах предложения.
Запись темы урока в тетрадь: “Второстепенные члены предложения”
2. Изучение нового материала
– Сегодня мы узнаем нечто новое о
том, что уже вам известно. Обратимся к учебнику п. 27, с.70
Прочитайте первую фразу.
Как вы думаете, что поясняют второстепенные члены? Что значит “поясняют”?
Обратимся к словарю. (Приложение
1)
Упражнение №167 /письменно/.
Прочитайте вторую фразу п. 27.
Давайте попробуем построить схему – опору для дальнейшей работы из следующих
знаков:
На доске:
– А теперь давайте обратимся к более полной схеме – опоре, которая поможет нм в решении практических задач:
– Что вам уже известно?
Что нового узнали?
1. На доске:
Первый снег всегда поражает своей белизной.
– Какие действия и в какой последовательности
нужно выполнить, чтобы разобрать предложение по членам.
Попробуйте составить алгоритм.
С чего начнем?
Запишите предложение, подчеркните члены предложения.
В каких случаях вам было трудно установить второстепенный член предложения?
Какие пункты алгоритма вам помогли?
2. Контрольный тест (по вариантам)
(Самопроверка с помощью ключа.)
3. Психологическая разгрузка.
– Этап самостоятельного закрепления знаний. Определение ролей второстепенных членов в предложении. Работа по карточкам
На доске:
Зимние пейзажи (фотозарисовки)
– Чем отличаются составленные вами предложения от данных?
– Напишите сочинение – этюд на одну из тем:
При выполнении домашнего задания используйте предложения, распространенные второстепенными членами.
– Было ли трудно вам сегодня на
уроке?
С чем вы ушли с урока?
Чему научились?
Изобразите свое настроение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.