Урок русского языка «Вводные конструкции»
Оценка 4.7

Урок русского языка «Вводные конструкции»

Оценка 4.7
docx
29.06.2021
Урок русского языка «Вводные конструкции»
8 вводн сл.docx

МКОУ АСОШ

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока

русского языка для 8 класса по теме

«Вводные конструкции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: Гоймирзаева М.Х., учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты:

1) предметные: умение выявлять в тексте вводные слова, предложения; умение употреблять в своей речи вводные слова различных смысловых групп;

2) ууд:
коммуникативные –
 владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

регулятивные – осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

познавательные – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложений с вводными словами.

личностные: развитие навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Цель урока:
Образовательные: Сформировать навыки и умения о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки  высказывания, формировать умения:
1) выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных конструкций,
2) различать вводные слова и члены предложения,
3) выделять на письме вводные слова знаками препинания;

Метапредметные: развитие речи и коммуникативных навыков, умение работать в группе.

Воспитательные: прививать любовь к русскому языку, развивать устную и письменную речь; воспитывать нравственные качества: любовь к книге.

Ход урока

I. Повторение

1) Индивидуальная работа по карточкам:

а) Работа с текстом, в котором все знаки препинания расставлены.

Задание: найдите обращения и выпишите.

Как часто в горестной разлуке

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

б) Назовите предложение с обращением (знаки не расставлены).

Платком взмахнула у ворот моя любимая.

Я вернусь к тебе Россия!

2) Работа с классом (тестовые задания на партах):

1. Найдите ошибку в определении обращения:

а) называет того, к кому обращаются с речью;

б) служит для привлечения внимания;

в) не может быть распространённым;

г) произносится со звательной интонацией.

2. Обращение всегда стоит в форме:

а) в.п.; б) п.п.; в) р.п.; г) и.п.

3. Найдите неверное утверждение:

а) обращение употребляется в разных стилях речи;

б) в письмах обращение служит для привлечения внимания адресата;

в) чаще всего обращение употребляется в устной речи и в письмах;

г) обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

4. Знаки препинания в предложениях с обращениями называются:

а) выделительными; б) разделительными.

- Итак, давайте обобщим все сведения об обращении.

II. Работа над новым материалом.

1) Объяснение учителя

Сегодня мы познакомимся ещё с группой слов, которые не являются членами предложения и не связаны с другими словами в нём ни подчинительной, ни сочинительной связью. Это вводные слова. Тема для вас новая, хотя с вводными словами мы уже встречались.

- Как вы думаете, что вы должны узнать, чему научиться на уроке?

Слово вводный образовано от слова вводить, одним из значений которого является «включить во что-нибудь». Мы можем включить вводные слова в предложение.

- Запишем на доске и в тетрадях предложение: Каникулы быстро закончились.

- Охарактеризуйте его по цели высказывания (повествовательное),

по наличию грам. основы (простое, двусоставное),

по наличию второстеп. членов (распр., ничем не осложнено).

- Вам очень жаль, что каникулы закончились. Какое слово вы введёте? Я предлагаю следующие: к сожалению, к несчастью и др.

- А теперь представьте, что вы рады, что каникулы закончились. Какие слова используете? (к счастью, к общей радости, на моё счастье)

- Посмотрите на записанные предложения и скажите, в чём же разница?

(В 1 предложении точный смысл, а во 2 и 3, где использовались вводные слова, к высказыванию добавляется наше отношение.)

- Можете теперь дать определение вводным словам?

2) Чтение правила, с. 174.

- Вводные конструкции играют большую роль в речевом этикете. Как можно и должно изменить характер категорической реплики: «Передайте на билет!»? (Включить слова «пожалуйста», «будьте любезны»).

3) Работа с текстом стихотворения А. Кушнера (на каждой парте распечатка текста).

Вводные слова.

Возьмите вводные слова.

От них кружится голова.

Они мешают суть сберечь

И замедляют нашу речь.

И всё ж удобны потому,

Что выдают легко другим,

Как мы относимся к тому,

О чём, смущаясь, говорим.

Мне скажут: «К счастью…»

                            И потом

Пусть что угодно говорят,

Я слушаю с открытым ртом

И радуюсь всему подряд.

Меня, как всех, не раз, не два

Спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них

- Прочитайте стихотворение  и назовите вводные слова, которые звучат в тексте.

- Они «замедляют нашу речь», как говорит поэт. В этих строчках содержится правило произношения вводных слов в предложении. Вводные слова при произнесении выделяются интонацией: паузами, понижением силы голоса и более быстрым произношением вводных слов. А на письме? (Запятой.)

 

2) Индивидуальная работа (приложение 1):  
-В каких предложениях есть вводные слова?

+1. К счастью, небо стало проясняться.
+2. Он, говорят, большой оригинал.
3. Ваше утверждение бесспорно.
4. Из-за тумана ничего не было видно.
5. Сначала новое дело кажется трудным.
+6. Ваши возражения, бесспорно, убедительны.
+7. По-твоему, я ошибаюсь?
+8. Кажется, мы мало–помалу приближаемся к развязке.


- Составьте предложения с этими словами:

( степень уверенности)          Наверное
                                                  Бесспорно
(чувства)                                  К сожалению                          мы ещё видимся.
(источник сообщения)           По-моему
(порядок мыслей)                   Во-первых
(обращение к собеседнику)   Согласитесь

- Скажите поменялся ли смысл выражения?
- Почему так произошло?
- Так вот вводные слова, ребята, делятся на группы по их значению. Давайте на примере наших слов попробуем разделить вводные слова на группы, подпишите у себя на листочках значения.

 

- Поработаем над интонацией вводности, устно выполнив упр. 361.

III. Закрепление.

1) Первичное закрепление

- Запишите предложения, вставляя вместо точек (паузы) вводное слово из указанной группы:

Обращение … не является членом предложения, … указывает на того, к кому обращаются с речью, … произносится со звательной интонацией (порядок мыслей).

Во время каникул мы … хорошо отдохнём (неуверенность).

Болезнь … оказалась очень опасной (чувства).

Экспедиция … открыла в глухой сибирской тайге большие запасы нефти (источник сообщения).

Чтение … расширяет кругозор, … развивает память, … способствует улучшению грамотности (порядок мыслей).

2) Слуховой диктант

Сегодня может быть гроза. – Может быть, мы не увидимся более.

Задача, верно, решена. – Задача верно решена.

- Подчеркните мысленно одинаковые слова как члены предложения.

Все они являются членами предложения?

Вывод: вводные слова не являются членами предложения.

3) Работа с текстом:
 Расставьте знаки препинания, подчеркните вводные слова. (приложение 3)

Друзья мои, читайте книги! Книги — наши учителя, помощники и советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило и достигло в далеком прошлом. Во-вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего. Хорошие книги, бесспорно, развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку.

IV. Рефлексия.

Составьте устное рассуждение на тему: «Чему мы научились на сегодняшнем уроке?», используя слова безусловно, во-первых, во-вторых, таким образом.

 

7. Домашнее  задание: Выписать пять предложений с вводными словами из басен И.А. Крылова (басню указать), обозначить над словами группу по значению.

 


 

МКОУ АСОШ Конспект открытого урока русского языка для 8 класса по теме «Вводные конструкции»

МКОУ АСОШ Конспект открытого урока русского языка для 8 класса по теме «Вводные конструкции»

Планируемые результаты: 1) предметные: умение выявлять в тексте вводные слова, предложения; умение употреблять в своей речи вводные слова различных смысловых групп; 2) ууд: коммуникативные –…

Планируемые результаты: 1) предметные: умение выявлять в тексте вводные слова, предложения; умение употреблять в своей речи вводные слова различных смысловых групп; 2) ууд: коммуникативные –…

Найдите ошибку в определении обращения: а) называет того, к кому обращаются с речью; б) служит для привлечения внимания; в) не может быть распространённым; г) произносится…

Найдите ошибку в определении обращения: а) называет того, к кому обращаются с речью; б) служит для привлечения внимания; в) не может быть распространённым; г) произносится…

И всё ж удобны потому, Что выдают легко другим,

И всё ж удобны потому, Что выдают легко другим,

Поработаем над интонацией вводности, устно выполнив упр

Поработаем над интонацией вводности, устно выполнив упр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2021