Урок русской литературы "М.Горький "Легенда о Данко"
Оценка 4.8

Урок русской литературы "М.Горький "Легенда о Данко"

Оценка 4.8
docx
29.06.2021
Урок русской литературы "М.Горький "Легенда о Данко"
7 данкооо.docx

МКОУ АСОШ

 

 

 

 

 

 

Тема открытого урока: 

 

М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко»

 

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подготовила: Гоймирзаева М.Х.,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока:

1. Повторить понятие о легенде.

2.  Уметь выразительно читать художественный текст.

3.  Уметь внимательно слушать чтение художественного произведения.

4.  Уметь составлять продолжение рассказа по ключевым словам.

5.   Уметь грамотно высказывать собственные впечатления от прочитанного.

6.       Уметь определить проблематику легенд в произведении М. Горького «Старуха Изергиль»

7.Уметь аргументированно излагать свое мнение, используя выдержки из текста для

доказательства своих мыслей.

8. Уметь проводить сравнительную характеристику героев

 

Тип урока: урок изучения нового материала (урок изучения художественного произведения)

Оборудование: персональный компьютер, учебник, портрет писателя, карточки со словами, закрепленные на доске.

 

                                                    ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент

- Здравствуйте. Садитесь.

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя

 «...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас...», - так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, - Максим Горький.

 

Давайте вспомним настоящее имя писателя (Алексей Максимович Пешков), Максим Горький – псевдоним писателя, а что такое «псевдоним»? (Псевдоним - вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего).

 

Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.

За несколько месяцев до создания  рассказа “Старуха Изергиль”(в 1894 году)  Горький писал: “Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл и жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь.

Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему.)

 

3. Проверка домашнего задания

- Итак, В 1895 году был напечатан рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе, окутанном романтизмом.

- Объясните, что такое  «романтизм», пользуясь домашними записями в тетради.

(Романтизм – художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.)

- Что является  его основными чертами? (Отвечают, используя  домашние записи)

Основные  черты романтизма :

-Отклонение от канонов классицизма, вольное  композиционное построение произведений.

-Основа произведения романтизма -  конфликт между реальным миром и вымышленным,  миром.

-Драматический сюжет-главный герой одинок и несчастен, стремление к идеалу приводит к трагедии сильной личности.

-Использование ярких,  средств художественной выразительности, передающих человеческие страсти.

-Авторское отношение к действительности выражено через главного героя-бунтаря.

-Чувства на первом месте, отрицание рациональности, разумности на фоне природных явлений и народных традиций.

 

4. Аналитическая беседа.

1. На стадии вызова учащимся предлагается проблемный вопрос;

-       Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?

-        Это вопрос поднимали многие писатели, в том числе над этим размышлял М. Горький.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с его произведением «Старуха Изергиль»
, произведением, в котором героиня рассказывает три истории: историю своей жизни и две легенды, легенды, в которых Горький тоже поднимает вопрос о человеке и о том, как ему жить среди людей.

-  Что называется «легендой»?

1.       произведение, созданное народной фантазией

2.        поэтическое   или   историческое   предание   о каком- либо событии, лице;

3.        вымысел, нечто невероятное                                                                          _

-  С какой легендой М. Горького вы уже знакомы? (с легендой о Ларре)

-  Сегодня мы познакомимся с «Легендой о Данко» и попытаемся сравнить двух героев: Ларра и Данко.

 

5. Терминологическая работа (работа со словарем)

Объясните значение слов, записанных на доске.

- К чему мы обращаемся в случае, когда не знаем значения слова? (К словарям)

 

Подвиг - героический самоотверженный поступок.

Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради общего блага, героический, благородный

Поступок - решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

Трусость - отказ от какого-либо действия (поступка) по причине страха. Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

Самопожертвование -  готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей ради интересов других людей.)

Герой  - это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью,

Героический - свойственный герою

совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.

 

Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Старуха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости  и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода.

 

6. Определение жанровых особенностей произведения

- В произведении мы впервые сталкиваемся с понятием  «легенда».Что это такое? Обратимся к словарю литературных терминов. Запишем определение в тетрадь.

 (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)

 

7.Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.

Составьте словесный портрет человека-легенды. (Смелый, бесстрашный, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг...)

 

8. Физминутка.

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

 

10. Анализ легенды о Данко, работа с текстом.

 

- Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл.)

- Где они жили сначала?  (1 предл.) 

- Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу?(3 предл.)

- Символом чего является лес? (Страх)

- Почему у таких сильных людей родился страх?  (От безысходности и смерти близких)

- Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь?

- К чему привело бездействие? Что породило? (Трусость, страх)

- К какой мысли привели их трусость и бездействие? (Готовность к рабской жизни)

- И вот появляется Данко. Найдите описание Данко в тексте.  

- Смотрите, как красиво сказано: красивые всегда смелые. О какой красоте идет речь? (Внутренней, душевной).

-Посмотрим на главного героя Данко. Исключительный герой. Проведите грамматический анализ имени Данко (Дать, дань, данный).

- Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них» и доверили именно ему вывести племя? («В очах его светилось много силы и живого огня»)

-На какую деталь обращает внимание в образе Данко М. Горький? (Глаза пылают, сердце пылает через глаза).

-Какая есть замечательная пословица, отражающая это? (Глаза - зеркало души)

-Почему люди готовы идти за ним? (Поверили, хотят обрести свет).

- Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? (Оказалось, что Данко, который шёл впереди них, вызвал раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии». «Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)

- За что же он должен был погибнуть? (За то, что им в дороге не было легко)

- Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?

(Сначала испытывает негодование, но «от жалости к людям оно погасло», «вспыхнул огнём желания спасти их»)

- В чем красота подвига Данко? (Отдать жизнь за людей - вот величайшее счастье, доступное всем. Он принес себя в жертву, чтобы осветить путь людям и вывести их из тьмы и гибели к счастливой жизни)

-Зачем наступил человек на еще пылающее сердце Данко? Какова функция эпизода об «осторожном человеке»? (Упоминание об  «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть исключительность героя.)

-Как вы считаете, стоило ли Данко жертвовать собой ради таких людей?

3.      Стадия рефлексии.

Идет соотнесение прочитанной легенды с теми версиями, которые учащиеся пытались воссоздать по заданным словам. Работу можно активизировать вопросом:

-  Как бы вы хотели прокомментировать этот отрывок? Какие мысли возникли в связи с совпадением (несовпадением) реальной и воображаемой версий?

-  Какие чувства, эмоции вы испытали ?

Продолжает стадию размышления дискуссия «совместный поиск».

-      Как вы относитесь к Данко?

-А теперь давайте сравним двух героев: Ларру и Данко. Чем они отличаются друг от друга

и чем они похожи?

В течение 2-х минут ребята обсуждают этот вопрос по группам.

-  Можно ли назвать Данко исключительным героем?

-  А чем можно объяснить его исключительность?

(Он такой изначально, хотя старуха Изергиль пытается объяснить его

исключительность красотой Данко: «Данко один из тех людей, молодой красавец.

Красивые всегда смелы».

(Ларра герой для себя, презирающий людей, эгоист.     Данко героой для людей.

Альтруист.

(* альтруист - это человек, стремящийся к деятельности на пользу других, желающий принести пользу ближнему, человек, у которого отсутствует себялюбие.)

 

III. Закрепление изученного материала

- Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?

- Подвиг и самопожертвование – одно и то же?

- Данко - особенный человек?

- А какой человек способен совершить подвиг? (Человек с внутренним желанием помочь, способный пожертвовать собой)

- Чем может пожертвовать современный человек?  (Деньги, время, условия)

 

IV. Подведение итогов урока

- Что мы делали сегодня на уроке? (Сегодня мы говорили о  легенде о Данко и ее главном герое).

 - Какова же тема легенды? (Тема - подвиг Данко,  жертвующего собой ради спасения людей.)

Данко – гордый, сильный, свободолюбивый человек, который пожертвовал собой ради людей. Этот яркий герой вырвал своё сердце и отдал его людям. Люди даже не заметили его смерти, а «один осторожный человек» наступил на смелое сердце ногой.

 

V. Рефлексия

- Итак, ребята, вам понравилось путешествие по романтическим произведениям Горького?

 - Скажите, пожалуйста, цели, которые мы ставили в начале урока, достигнуты?

 - Что нового на уроке вы сегодня узнали?

-  О чем мы поговорили?

 

VI. Домашнее задание

Написать творческую работу, выбрав одну из тем:

1.        А.Г Вампеев считает, что «история Данко представляет собой аллегорию
человеческой жизни».

-  Определите лексическое значение слова «аллегория».

-  Как можно аллегорически объяснить в тексте болото, лес, грозу, путь племени Данко.

2.       Л.А. Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего
счастья».

-  Какой поступок вы назовете подвигом?

-  Кто и во имя чего совершает в легенде подвиг?

-  Действительно ли в окончании легенды говорится об утверждении идеи подвига во имя

общего счастья?                                                 


 

МКОУ АСОШ Тема открытого урока:

МКОУ АСОШ Тема открытого урока:

Цель урока: 1. Повторить понятие о легенде

Цель урока: 1. Повторить понятие о легенде

Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и…

Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и…

Ларра и Данко. 5. Терминологическая работа (работа со словарем)

Ларра и Данко. 5. Терминологическая работа (работа со словарем)

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо

В чем красота подвига Данко? (Отдать жизнь за людей - вот величайшее счастье, доступное всем

В чем красота подвига Данко? (Отдать жизнь за людей - вот величайшее счастье, доступное всем

Чем может пожертвовать современный человек? (Деньги, время, условия)

Чем может пожертвовать современный человек? (Деньги, время, условия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2021