Конструкт урока русского языка
студентки группы 46
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Колпащиковой Екатерины Сергеевны
Дата: 27.04.2023
Класс: 3 «В» Подпись ______________
Тема урока: «Изменение глагола по числам»
Тип урока: освоения новых знаний и способов действий
Планируемые результаты:
Цель: формирование умений изменять глагол по числам в процессе практической деятельности.
Задачи:
· Воспитательные: формировать становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы воспитания:
· создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
· воспитание через взаимодействие;
· формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения:
· принцип систематичности и последовательности;
· принцип доступности;
· принцип целостности;
· принцип минимакса;
· принцип деятельности;
· принцип научности;
· принцип психологической комфортности
· принцип наглядности
Методы обучения и воспитания:
Методы воспитания:
Методы эмоционального стимулирования
· создание ситуации успеха
· поощрение и порицание
Методы развития познавательного интереса
· Формирование готовности к восприятию
· Создание ситуации творческого поиска
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
· методы развития познавательного интереса
Методы обучения:
· Словесные (рассказ, беседа)
· Практические (упражнения)
Методы интерактивного обучения:
· Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации
· Методы рефлексивной деятельности
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование:
· Демонстрационное: презентация «Изменение глагола по числам»
· Индивидуальное: учебник по русскому языку В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; тетрадь; пенал; таблица, карточка «Глагол», карточка «Изменение глагола по числам»
Обеспечение урока:
Информационное обеспечение:
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утвержден приказом министерства образования и науки российской федерации от 2014г
2. Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 2015г
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71764).
4. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. ил. : ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-024116-8.
Структура (план) урока (в соответствии с типом урока):
Этап урока |
Время |
Мотивация к учебной деятельности |
2 мин |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы |
12 мин |
Решение проблемы |
17 мин |
Физкультминутка |
2 мин |
Организация самостоятельной работы |
7 мин |
Информация о домашнем задании |
2 мин |
Рефлексия учебной деятельности |
3 мин |
Итого |
45 мин |
Оформление учебного кабинета, макет доски:
Тема: Задачи: |
Двадцать седьмое апреля. Классная работа. |
|
Ход урока:
Этапы0урока |
Образовательные задачи |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Формы организации деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля |
Планируемые результаты |
||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности
|
Смотивировать детей на предстоящую деятельность,
проверить готовность к уроку.
|
Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования · создание ситуации успеха · поощрение и порицание Методы развития познавательного интереса · Формирование готовности к восприятию Методы интерактивного обучения: · Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации |
-Здравствуйте, ребята. Перед началом урока я предлагаю вам настроить своё внимание. Сейчас я буду читать вам стихотворение, а вы должны внимательно прослушать его и назвать слова, которые обозначают то, какими мы должны быть на уроке. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - И так, какие слова говорят нам о том, какими нужно быть на уроке? — Значит, какими мы должны быть на уроке? - А почему? - Хорошо, давайте запомним эти качества и будем им соответствовать. |
Приветствуют педагога
Слушаю стихотворение
-Трудиться, не лениться, старательно, внимательно - трудолюбивыми, старательными, внимательными
|
Ф |
_____ |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.), адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; участвовать в диалоге, общей беседе, высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его; строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи). |
||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. |
актуализировать знания детей. Выявить причину затруднения,сформулировать тему, цель урока
|
Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования · создание ситуации успеха · поощрение и порицание Методы развития познавательного интереса · Создание ситуации творческого поиска Методы обучения: · Словесные (рассказ, беседа) Практические (упражнения) |
- Перед началом новой темы я предлагаю вам поговорить об одной из частей речи. Чтобы узнать, что это за часть речи, посмотрите на слайд. Тут вразброс представлены буквы, а вам нужно собрать из них слово – название этой части речи. - Верно, ребята, это глагол. Кто хочет сказать, что такое глагол? - Верно, глагол, это часть речи, которая обозначает действие предмета, и отвечают на вопросы «что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает?» и другие. - Теперь, когда мы вспомнили, что такое глагол, давайте потренируемся находить его в тексте. - Обратите внимание на слайд. Кто хочет прочитать это предложение? (Бабочка приподнимает пару верхних крыльев – и на серой коре вдруг вспыхивают алые полосы нижней пары крыльев) - Спасибо. Кто хочет прочитать задание? (Выпишите все глаголы, в той форме, в которой они употреблены в предложении) - Выпишите, пожалуйста, глаголы. Работаем самостоятельно. Кто закончит, ручку на локоток. - Кто хочет прочитать глаголы, которые выписал? - Докажите, что это глаголы. (они обозначают действия предмета и отвечают на вопросы «что делает?» и «что делают?») |
Разгадывают анаграмму
-глагол
-часть речи обозначающая действие глагола, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
-читает предложение
-выпишите все глаголы, в той форе, в которой они употреблены в предложении
-выписывают глаголы -приподнимает, вспыхивают
-обозначают действие предметы, отвечают на вопросы «Что делает?», «Что делают?» |
Ф, И |
Презентация «Изменение глагола по числам»,
|
СК, ОК
|
Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы, осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строить речевое высказывание в устной форме; строить несложные рассуждения, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; участвовать в диалоге, общей беседе, строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи. Предметные: обучающиеся умеют распознавать глаголы среди других частей речи |
||||||||||||||||
Решение проблемы |
Выявить пути решения проблемы |
Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования · создание ситуации успеха · поощрение и порицание Методы развития познавательного интереса · Создание ситуации творческого поиска Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности · методы развития познавательного интереса Методы обучения: · Словесные (рассказ, беседа) · Практические (упражнения)
|
- Для того, чтобы узнать, как глаголы изменяются по числам, я предлагаю вам поработать в таблице.
- Кто хочет прочитать, как называются колонки? Спасибо. - В первую колонку мы будем записывать пример глагола, во втором – сколько предметов совершают действие. Один или несколько. В третьей – вопрос, на который глагол отвечает, и в четвёртой колонке попробуем определить число. - На слайде у меня представлены пары слов. - Прочитайте первую пару. В чем их отличие? Верно, в окончании. - Попробуйте придумать словосочетание с первым словом. - Спасибо, давайте запишем первое слово «напишет» в таблицу. - В какую колонку? Верно, в первую. - Во вторую нужно записать, сколько предметов совершают действие. Сколько предметов совершает действие «напишет»? ОДИН или НЕСКОЛЬКО? - Верно, один. Запишем, ОДИН ПРЕДМЕТ. - Давайте попробуем задать вопрос к этому глаголу. Верно, «Что сделает?» Запишите этот вопрос в таблицу. - Давайте сделаем вывод. Если речь идёт о действии одного предмета, то какое это число? Верно, единственное! -Запишем: ед.ч. - Выделим окончание. Какое окончание у этого слова? (ет) - Давайте разберем второе слово. Сразу запишем его в первую колонку -Придумайте словосочетание с ним. - Действие скольких предметов обозначает это слово? - Верно, нескольких. Запишите это в таблицы. НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДМЕТОВ. - Какой вопрос мы можем задать этому глаголу? Верно «Что сделают»? Запишем этот вопрос. - И так, раз это действие совершают несколько предметов, то какое это число. Верно, множественное! Записываем. - Выделим окончание. Какое окончание у этого слова? (ут)
- Вторую пару слов я предлагаю вам попробовать объяснить самим. И так, слово «дружит». Какое предложение можно составить?
- Запишите, пожалуйста, это в таблицы.
- Третью пару слов я предлагаю записать самостоятельно в тетрадях. - Кто хочет объяснить, как он заполнил таблицу? (Примерный ответ детей: Слово «обидит» обозначает действие одного предмета, можно задать вопрос «что сделает», так как действие совершает один предмет, это единственное число, имеет окончание –ит-. Слово «обидят» обозначает действие нескольких предметов, можно задать вопрос «что сделают?», так как действие совершает несколько предметов, это множественное число, имеет окончание –ят-) - Спасибо. - Давайте проверим, правильно ли мы заполнили таблицу. У кого не было ошибок, поднимите руку. - Давайте сделаем вывод. Можем ли мы сказать, что глагол может изменяться по числам? - Что обозначает глагол в единственном числе? - В множественном?
- На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе? - В множественном числе? - А что ещё указывает на изменение глагола? (окончание) - Какие окончания у глагола в ед.ч? - Какие во мн. ч.? - Для того, чтобы понять, правильно ли мы с вами сделали вывод, прочитаем правило. Откройте страницу 109. Кто хочет прочитать? - Какие слова выделены? Верно, термины и вопросы. - Как думаете, почему? - А какое слово можно выделить ещё? - Я бы выделила слово «изменяются». - А какие части речи ещё изменяются по числам? Верно, существительные и прилагательные. - Как думаете, решили мы с вами первую задачу? - Как мы это сделали? Верно, поработали с правилом и таблицей. |
-смотрят презентацию
Глагол, обозначает действия, вопрос, число
Напишет- напишут, в окончании
Придумывают словосочетание
Записывают слово в таблицу
В 1
Одного предмета
Что сделает?
Единственное число
-ет
Напишут
Нескольких
Что сделают?
Множественное число
-ут
Миша дружит с Ильей
Слово «дружит» обозначает действие одного предмета, можно задать вопрос «что делает», так как действие совершает один предмет, это единственное число окончание –ит- Слово «дружат» обозначает действие нескольких предметов, можно задать вопрос «что делают?», так как действие совершает несколько предметов, это множественное число, окончание –ат-)
-объясняют что записали в таблице
Проверяют при помощи презентации
может
-действие одного предмета -действие нескольких предметов -что делает?
-что делают?
Окончание
-ет, - ит
-ат, -ят, -ут
Открывают учебник
читают
термины и вопросы -они являются главными -изменяются
Существительные, прилагательные, местоимения
-решили
-поработали с таблицей и правилом |
Ф, И |
Презентация «Изменение глагола по числам», учебник по русскому языку, карточка «Изменение глагола по числам»
|
СК, ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение учитывать алгоритм в планировании и контроле способа решения; контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, осознанно строить речевое высказывание в устной форме; использовать знаково-символические средства (таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать таблицы для решения лингвистических задач; анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; участвовать в диалоге, общей беседе; учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его; строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи. Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол и распознают их в тексте; умеют распознавать число глагола; изменять глаголы по числам.
|
||||||||||||||||
Физкультминутка
|
снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности.
|
Методы обучения: 1.Методы развития познавательного интереса: •формирование готовности к восприятию Методы воспитания: 1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: •поощрение |
- И для того, чтобы решить нашу 2 задачу. Мы немного отдохнем. - Встаньте со своих мест. Встаньте так, чтобы не мешать соседу. - Я буду проговаривать слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте нужное действие. Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. -не забываем про правильную посадку |
Встают со своих мест
-выполняют физминутку
Проверяют посадку
|
Ф |
--------- |
ОК |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию. |
||||||||||||||||
Первичное закрепление |
закрепить полученные знания |
Методы обучения: 1. По источнику получения знаний: •словесные: беседа, работа с учебником •наглядные: демонстрация, организация наблюдения •практические: упражнения 2. Методы закрепления и повторения изученного материала: •беседа, повторение 3. Методы эмоционального стимулирования: •создание ситуации успеха •поощрение Методы воспитания: 1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: •поощрение |
- Сейчас, что должны делать? - Для того, что решить вторую задачу, я предлагаю вам обратиться к упражнению 191. - Нужно определить, сколько предложений в упражнении. Посовещайтесь в парах и попробуйте разделить текст на предложения. - Кто хочет прочитать предложения, которые у вас получились? - Спасибо. - Нужно будет списать получившиеся предложения и вставить пропущенные буквы в окончании глаголов, а также указать число глаголов. - Кто желает выйти к доске? - Объясняй, пожалуйста, всё, что ты записываешь и почему.
- Один пишет у доски, остальные работают в тетрадях. - Давайте посмотрим на вторую часть здания. Какие глаголы передают звуки, издаваемые птицами и насекомыми?
- А что нам помогло вставить нужную букву в окончание? (Наводящие вопросы: с чем в предложении тесно связан глагол? Что стоит рядом с глаголом?) - Какой мы можем сделать вывод, от чего зависит окончание глагола? - От числа, верно. - С помощью чего мы можем определить окончание у глаголов?
- Как думаете, решили мы вторую задачу? С помощью чего? Верно, с помощью наблюдения связи глагола с сущ. - Хорошо, я вижу, что многие из вас уже справляются с определением числа глаголов. - Для того, чтобы закрепить знания по определению числа у глаголов, давайте выполним упражнение 192. - Кто желает прочитать текст? Спасибо. - Нужно списать и объяснить написание орфограмм. А что для этого можно сделать? Верно, подобрать проверочное слово. - Какое проверочное слово у слова алеет? Верно, алый. (так по аналогии остальные) - А какие глаголы передают цвета предметов?
|
Решить 2 задачу
Открывают учебник с 191 упражнением
Совещаются в парах
Читают разделенные предложения (8 предложений)
Выходит, к доске
Объясняет ответ. трещАт – вставляем букву А потому, что этот глагол употребляется во множественном числе, потому что действе совершает несколько предметов – кузнечики - трещат, скрипит, воркуют, стучат, пищат, жужжит, поют, трещит -существительное
От существительного и числа глагола -при помощи вопроса
-с помощью наблюдения связи глагола и существительного
Читает текст
Подобрать проверочное слово
Алый -алеет, светлеет, яснеет, зеленеют, посинел, потемнели |
Ф, И |
Учебник по русскому языку, рабочая тетрадь |
СК, ОК, ВК |
Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют осуществляют волевую саморегуляцию; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом; решают познавательную задачу осознанно; строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога; выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его.
|
||||||||||||||||
Самостоятельная работа |
Выявление качества и уровня освоения обучающимися знаний и способов действия |
Методы обучения: · Словесные (рассказ, беседа) · практические (упражнения) Методы интерактивного обучения: Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации |
- Я предлагаю вам самостоятельно записать упражнение в тетради и подписать сверху над глаголами число. После этого мы проверим. - Я вижу, что у нас с вами остаётся ещё немного времени, поэтому я предлагаю вам поработать с ещё одной карточкой. - Тут, уже знакомая вам таблица, но некоторые её части уже заполнены. Нужно восстановить таблицу в соответствие с теми данными, которые уже есть там.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
|
-заполняют таблицу
|
Ф,И |
Карточка «Изменение глагола по числам» |
СК, ОК |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, использовать знаково-символические средства (таблицы) для решения учебных и практических задач Предметные: обучающиеся умеют распознавать число глагола; |
||||||||||||||||
Инструктаж домашнего задания |
Познакомить обучающихся с домашним заданием. |
Методы обучения: 1.По источнику получения знаний: •словесные: объяснение
|
-Сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание. Дома вам необходимо выучить правила на странице 109. |
-записывают домашнее задание |
Ф, И |
Презентация «Изменение глагола по числам» |
СК, ОК |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию
|
||||||||||||||||
Рефлексия |
подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течении урока. |
Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования · создание ситуации успеха · поощрение и порицание Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности · методы развития познавательного интереса Методы интерактивного обучения: · Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации Методы рефлексивной деятельности |
- Ребята, скажите, решили мы с вами задачи? С помощью чего? - Верно, с помощью таблицы и упражнений. - Я приготовила для вас таблицы-помощницы. Посмотрите, что в них надо будет отразить? - Верно, вопросы у глаголов единственного и множественного числа и их окончания.
- Сейчас я дам вам время на заполнение. Вам нужно вписать вопросы к глаголам в нужном времени, которые вы запомнили в течение урока, а также написать окончания. - Кто хочет рассказать, что он записал? - Спасибо за ваши ответы. Вы можете потом вклеить эти таблицы в тетради и обращаться к ним.
- Ребята, вот наш урок подходит к концу. А кто помнит, какими мы решили быть сегодня на уроке, в самом начале? - Поднимите руку те, кто считает, что был сегодня на уроке трудолюбивым. - Кто старательным? - Кто внимательным? - Я вижу, что сегодня было очень много ребят, которые проявили все качества на уроке. И я, конечно же, это заметила. - Спасибо вам за урок, до свидания! |
Выполняли упражнения и заполняли таблицы
Вопрос и окончание глагола
Заполняют таблицу
-рассказывают, что заполнили
Вклеивают в тетрадь эту таблицу
Трудолюбивыми, старательными, внимательными
Поднимают руку
|
Ф |
Презентация «Изменение глагола по числам», Карточка «Глагол»
|
ОК, СК |
Личностные: развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку своей работы, осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно; создавать и преобразовывать таблицы для решения лингвистических задач; анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, участвовать в диалоге, общей беседе; строить |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.