МКОУ СОШ №3 с. Безопасное
Урок «В мире финансовой грамотности»
Подготовила: Якшина Н.А. учитель истории и
обществознания
2019-2020 уч. год
Внеклассное занятие «В мире финансовой грамотности»
Цель:
- сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
- объяснить, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка.
- обогатить словарный запас учащихся.
Задачи:
· воспитывать экономическое сознание, экономическую культуру;
· развитие интереса к экономическим знаниям через игру;
· развитие умения применять знания в современной жизни.
Материалы и оборудование: ноутбук, пакеты заданий для учащихся.
Ход занятия:
Учитель:
Добрый день, ребята, уважаемые гости, коллеги! Я рада видеть вас на внеклассном занятии «В мире финансовой грамотности». Тема эта сегодня очень актуальна. Надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем, познакомимся с информацией, которая вам пригодятся в дальнейшей жизни.
Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается вопросом – как правильно обращаться с моими финансами? Слайд 2,3
Учитель: Как называется наука изучающая финансовые вопросы?
(Ответы учащихся)
Ученик:
Экономика- наука, как и все, - большая скука
Скука-это настроенье, никакого наслажденья.
Наслажденье как всегда, - много радости без сна.
Сон, конечно, - это отдых,
чтоб набраться сил природных.
Отдых дарит радость нам,
как свежесорванный банан.
Банан, конечно, - это фрукт,
его так просто не дадут.
А чтобы фрукты нам купить,
нужно деньги заплатить.
Деньги в кошельке лежат и обмену подлежат
А обмены, без сомнений, - основа ЭКО-отношений.
Согласиться можно сразу, что все названные фразы
дают уверенность нам в том, что скука вовсе ни при чем.
Без экономики не будет не уик-эндов, ни будней.
В итоге наших рассуждений получилось утвержденье:
Экономика — не скука, а прикольная наука!
Учитель:
Экономика - это наука, которая учит, как использовать ресурсы, управлять предприятиями, планировать работу, вести бизнес, чтобы в итоге быть богатым. Быть богатым не стыдно, если ты честно заработал деньги своим умением, знаниями, трудом. Конечно, чтобы стать состоятельным, недостаточно изучать экономику надо научиться применять экономические знания на практике. Слайд 4
Учитель:
Для начала, посмотрим, знаете ли вы экономические термины:
1. Стоимость товара, выраженная в деньгах (цена)
2. Финансовый документ с планом доходов и расходов (бюджет)
3. Финансовое учреждение для накопления денег (банк)
4. Обесценивание денег (инфляция)
5. Сфера обмена денег на товары и услуги, и товары и услуги на деньги (рынок)
6. Обмен товара на товар (бартер)
Загадка про деньги
·
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги) Слайд5
“ Изобретение денег - одно из величайших достижений человечества… Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…”
Учитель: Важной особенностью денег является их узнаваемость. А сейчас задание. Попробуйте по описанию узнать, что это за купюра. Слайд 6
Мариам 50 рублей. Изображен город Санкт-Петербург. Лицевая сторона - основание Ростральной колонны с женской фигурой, которая восседает на троне - это символ Невы. За Ростральной колонной видно Петропавловскую крепость. Оборотная сторона - здание бывшей биржи, которая находится на набережной.
Саша П 500 рублей. Представлен город Архангельск. Лицевая часть - на фоне морского вокзала и парусника расположен памятник Петру I. Оборотная часть - Соловецкий монастырь, который является одной из великих святынь. Это очень известный и многими любимый памятник архитектуры, поэтому неудивительно, что именно он расположился на купюре.
Гуля 10 рублей. На купюре этого номинала изображен город Красноярск. Лицевая часть - часовня Параскевы Пятницы - это святая, которая является покровительницей семьи и домашних животных. Оборотная часть - Красноярская ГЭС с мостом через реку Енисей, который входит в книгу ЮНЕСКО "Лучшие мосты мира".
Настя 1000 рублей. На этой денежной купюре изображен город Ярославль. Лицевая сторона - памятник Ярославу Мудрому, который держит храм в руках. Это символизирует, что наша вера в наших же руках. Оборотная сторона - храм Иоанна Предтечи (Крестителя).
Денис 100 рублей. Москва. Лицевая часть - скульптура с фронтона Большого Театра - Аполлон с колесницей. Оборотная часть - площадь перед Большим Театром и само здание театра. (слайд 5)
Саша М 5000 рублей. Здесь мы можем увидеть город Хабаровск. Лицевая сторона - памятник, посвященный генерал-губернатору восточной Сибири, графу Николаю Николаевичу Муравьев - Амурскому. Именно он дал начало возвращению Амура, который был отдан Китаю в 1689 году. Оборотная сторона изображает Царский амурский мост длиной 2700 метров.
Учитель: В каких пословицах, крылатых выражениях, присказках,
поговорках встречаются «деньги» или их заменители. (Ответы учащихся). А сейчас
задание: я называю первую часть пословицы, а вы у себя находите вторую.
Легче прожить деньги, чем нажить.
Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Лишние деньги – лишние хлопоты.
На деньги ума не купишь.
Учитель: Но всегда ли деньги были такими, какие они есть сейчас
Послушайте выступление учащихся на тему “История денег”.
Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”. В Индии денежной единицей является рупия, а это слово ранее обозначало скот. Даниил
В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” ( от этого слова произошло “солдат”).Хачик
У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др. Максим
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм).Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца. Денис
Все эти деньги были очень неудобны. Ведь их невозможно разделить, чтобы приобрести более мелкие дешевые предметы, они занимают много места, да и в карман такие деньги не положишь. Манушак
И вот все с большей охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными сначала были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – кольца, бляхи, и, поэтому, металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобны для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно, и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами. Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром. Саша П
Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками, затем стали чеканить из них монеты. Свое название они получили из Древнего Рима. В Древнем Риме при храме богини Юноны ( одно из ее имен – Монета) было создано производство металлических денег. С тех пор их стали называть монетами. Монеты представляли собой золотой или серебряный слиток с клеймом, указывающим его вес. Постепенно слиток уменьшился до размеров клейма и рисунок стали выбивать с двух сторон. Настя
В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом в конце X века. В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и гривны ( мелкая монета). Гуля
Медные деньги стали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда. До появления бумажных денег использование монет приводило к большим неудобствам и это с каждым годом ощущалось все сильнее. Так, например, в 1748 году М. В. Ломоносова удостоили за его труды премией 2000 рублей и выдали награду медными монетами, которые в то время составляли основную массу платежных средств в России. Вес пятака в те годы равнялся 20, 48 г. Вся премия академика весила около одной тонны. Чтобы доставить премию домой, Ломоносову потребовалось нанять несколько телег. Маша
Поэтому возникла необходимость в появлении бумажных денег. Впервые они появились в Китае в VIII веке. В Америке и Западной Европе они стали распространяться в XVII-XIII веках. В России первые бумажные деньги были выпущены в 1769 году. Постепенно они вытеснили из обращения все остальные. Мариам
Учитель: Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег:
«Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов),
«Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П. Капица).
«Деньгами надо управлять, а не служить им» Сенека Луций Анней Младший. «Время и деньги большей частью взаимозаменяемы» Уинстон Черчилль
Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать».
Учитель: И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы. Что лучше — копить или тратить? Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги, дарят на день рождения. Давайте попробуем разобраться, посмотрев видеоролик. (видеоролик «Уроки вежливости»)
Кто-нибудь узнал себя в этом ролике? А на что вы тратите свои карманные деньги?
Чем вы предпочитаете расплачиваться за покупку? Умеете ли пользоваться пластиковой картой. А вы знаете какие банковские карты бывают? Просмотр видеоролика Дебетовая карта
Вопросы: С какого возраста вы можете получить карту? Где? (с согласия родителей)
Чем отличается дебетовая карта от кредитной?
С какого возраста можете оформить кредит?
Вносить денежные вклады на счет?
Учитель: Деньги выполняют несколько функций (На доске листы)
Работа в группах. Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае.
Карточка №1
Единственное их занятие- торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена ( обращения).
Карточка №2
Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения ( мера стоимости).
Карточка №3
В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).
Карточка №4
Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа
Учитель; Деньги являются основой семейного бюджета Видео Поморский сказ
Работа в группах. Решение экономических задач.
Вырастили зайцы две грядки моркови - всего 50 кг. Одну грядку они сами обрабатывали, а на другой у них Барсук трудился и за свою работу 100 рублей попросил. Да еще на семена и удобрения было потрачено 25 рублей. Половину моркови зайцы себе оставили, в кладовку положили. А остальное решили продать, только вот не знают, по какой цене им торговать, чтоб в убытке не оказаться. Помоги им!
Ответ: затраты – 125 рублей, на продажу 25 кг, следовательно, себестоимость 5 рублей за кг, надо продавать выше этой цены
Упражнение “Деньги потерялись”.
Соотнести денежные знаки с названиями стран, в которых они используются
1.Россия |
А. Тенге |
2.Страны Европы |
Б. Рупия |
3.Украина |
В. Крона |
4.США |
Г. Фунт стерлингов |
5.Великобритания |
Д. Доллар |
6.Казахстан |
Е. Марка |
7.Индия |
Ж. Злотый |
8.Дания |
З. Йена |
9.Германия |
И. Евро |
10.Польша |
К. Юань |
11.Япония |
Л. Рубль |
12.Китай |
М. Гривна |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
Л |
М |
6 |
7 |
8 |
5 |
4 |
9 |
10 |
11 |
2 |
12 |
1 |
3 |
Итог занятия. Что нового вы узнали? Полезна ли вам была информация? Пригодятся она вам в будущем?
Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.