Методические рекомендации к уроку №1
темы/подраздела «Квадратное неравенство»
раздела «Неравенства»
Тема урока: Решение квадратных неравенств
Цель обучения:
8.2.2.8 решать квадратные неравенства
На изучение способов решения квадратных неравенств выделено 5 уроков. На первом уроке будет рассмотрена схема решения неравенств в зависимости от знака дискриминанта.
Теоретический материал
Неравенство, левая часть которого многочлен второй степени, а правая часть равна нулю, называют квадратным неравенством.
Неравенства
вида
и
называются
строгими, а неравенства вида
и
нестрогими.
Так
как неравенства
и
имеют одинаковые решения (т.е.
равносильны), то можно рассмотреть решение квадратных неравенств только для
случая
.
Решение квадратных неравенств зависит от знака дискриминанта.
1. Пусть D < 0.
Квадратный
трехчлен
можно записать так:
.
Так
как
при любых х,
(т.к.
D < 0) и
, значение выражения
всегда положительно, т.е.
неравенство
верно всегда, а неравенства
и
не
выполняются ни при каких х.
2. Пусть D = 0.
Тогда
равенство
примет вид
. Это выражение при
принимает неотрицательные
значения. Следовательно, неравенство
верно всегда,
неравенство
не выполняются ни при каких х.
3. Пусть D > 0.
Тогда
квадратный трехчлен
можно записать как
произведение
, где
и
-
корни уравнения
. Положим для
определенности, что
.
При
оба множителя в произведении
отрицательны, поэтому выражение
принимает положительные значения.
При
множитель
положителен,
а множитель
отрицателен, значит выражение
принимает отрицательные значения.
Таким
образом, при
и D > 0 решение
неравенства
является объединением промежутков
и
,
а решение неравенства
- промежуток
.
Методические рекомендации по организации урока. Рекомендации по формативному оцениванию
В начале урока предлагается несколько заданий на повторение, которые помогут учащимся лучше понять решение квадратных неравенств. Изучение нового материала основано на обсуждении возможных значений квадратного трехчлена в зависимости от знака дискриминанта. Результатом обсуждения будут схемы решения неравенств, которые учащиеся будут применять при выполнении заданий. Этот подход предложен в учебнике Алгебра 8 Виленкина Н.Я.
Для закрепления материала учащиеся решат несколько неравенств, соответствующих разным случаям для знака дискриминанта. Решения предлагается обсуждать всем классом, так как это первый урок раздела и учащимся нужно учиться корректно использовать предметную терминологию.
Ответы и решения
Решите неравенства:
а)
![]()
Решение.
![]()
![]()
Уравнение
имеет два корня
и
, значит решение неравенства –
промежуток
.
б)
.
Решение.
![]()
![]()
Уравнение
имеет два корня
и
, значит решение неравенства –
объединение промежутков
и
.
в)
![]()
Решение.
![]()
![]()
Решением
неравенства
является множество всех
действительных чисел.
г)
![]()
Решение.
![]()
, значит уравнение имеет
единственный корень
. Поэтому решением
неравенства будет единственное число
.
д)
.
Решение.
Умножив
обе части на -1 получим неравенства с положительным старшим коэффициентом
.
![]()
, значит неравенству не
удовлетворяет ни одно значение х, т.е.
.
Дополнительные разноуровневые задания
Найдите значения х, при которых имеет смысл выражение:
а)
;
б)
;
в)
;
г)
.
Список полезных ссылок и литературы
1. Виленкин Н.Я., Виленкин А.Н., Сурвилло Г.С. и др. Алгебра: учеб. для 8 кл. с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 2006. 303 с. : ил.
2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Феоктистов И.Е. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2010
3. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре, 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2009. 301 с.: ил.
4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.