Методические рекомендации к уроку №2
темы/подраздела «Квадратное неравенство»
раздела «Неравенства»
Тема урока: Решение квадратных неравенств
Цель обучения:
8.2.2.8 решать квадратные неравенства
На уроке будет рассмотрено решение квадратных неравенств с помощью построения графика соответствующей квадратичной функции.
Теоретический материал
Так
как неравенства
и
имеют одинаковые решения (т.е.
равносильны), то можно рассмотреть решение квадратных неравенств только для
случая
.
Решение квадратных неравенств зависит от знака дискриминанта.
1. Пусть D < 0.
Квадратный
трехчлен
можно записать так:
.
Так
как
при любых х,
(т.к.
D < 0) и
, значение выражения
всегда положительно, т.е.
неравенство
верно всегда, а неравенства
и
не
выполняются ни при каких х.
2. Пусть D = 0.
Тогда
равенство
примет вид
. Это выражение при
принимает неотрицательные
значения. Следовательно, неравенство
верно всегда,
неравенство
не выполняются ни при каких х.
3. Пусть D > 0.
Тогда
квадратный трехчлен
можно записать как
произведение
, где
и
-
корни уравнения
. Положим для
определенности, что
.
При
оба множителя в произведении
отрицательны, поэтому выражение
принимает положительные значения.
При
множитель
положителен,
а множитель
отрицателен, значит выражение
принимает отрицательные значения.
Таким
образом, при
и D > 0 решение
неравенства
является объединением промежутков
и
,
а решение неравенства
- промежуток
.
Методические рекомендации по организации урока. Рекомендации по формативному оцениванию
В начале урока учащиеся повторят расположение параболы в зависимости от знака дискриминанта и знака старшего коэффициента. Учащиеся будут использовать эти знания при поиске решения неравенства построением эскиза параболы. Учитель подводит итог обсуждениям в группах, затем у доски рассматриваются решения 1-2 неравенств.
Для закрепления предлагается решение нескольких неравенств. Во время самопроверки учащиеся по готовым решениям должны не просто сверять ответы, они должны находить и исправлять ошибки если решение неверное.
Ответы и решения
Решите неравенства:
1) ![]()
Решение.
![]()
D=64>0
Уравнение имеет
два корня
;
, значит решение неравенства –
.
2) ![]()
Решение.
![]()
D=196>0
Уравнение имеет
два корня
;
, значит решение неравенства – промежуток
.
3) ![]()
Решение.
![]()
D= -4<0
Уравнение не имеет
корней, значит решение неравенства – промежуток
.
4) ![]()
Решение.
![]()
D=-36<0
Уравнение не имеет корней, значит неравенство не имеет решений.
5) ![]()
Решение.
Умножим обе части неравенства на -1:
![]()
![]()
D=16>0
Уравнение имеет
два корня
;
, значит решение неравенства –
.
6) ![]()
Решение.
Умножим обе части неравенства на -1:
![]()
![]()
D=36>0
Уравнение имеет
два корня
;
, значит решение неравенства -
.
Дополнительные разноуровневые задания
Найдите все целые числа, удовлетворяющие неравенству:
а)
;
б)
:
в) ![]()
г) ![]()
Список полезных ссылок и литературы
1. Виленкин Н.Я., Виленкин А.Н., Сурвилло Г.С. и др. Алгебра: учеб. для 8 кл. с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 2006. 303 с. : ил.
2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразоват. учреждений. М.: Мнемозина, 2003. – 239 с: ил.
3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.