Методические рекомендации к уроку №3
темы/подраздела «Квадратичная функция и ее график »
раздела «Квадратичная функция»
Тема урока: Квадратичная функция и ее график
Цель обучения:
8.4.1.2 знать свойства и строить графики квадратичных функций вида y = a(x – m)2, y = ax2 + n , y = a(x – m)2 + n, a≠0
На третьем уроке будут рассмотрены свойства графиков функций вида y = ax2, y = a(x – m)2, y = ax2 + n , a≠0.
Теоретический материал
Множество X всех допустимых действительных значений аргумента x, при которых функция y = f(x) определена, областью определения функции. Множество Y всех действительных значений y, которые принимает функция, называется областью значений функции.
Точки, в которых график функции y = f(x) пересекает ось Ох, называются нулями функции. Чтобы найти нули функции нужно решить уравнение f(x) = 0, то есть найти те значения аргумента, при которых функция обращается в ноль.
Промежуток знакопостоянства – это интервал, в каждой точке которого функция положительна либо отрицательна.
Функция y = f(x) называется
возрастающей на интервале I, если для любых значений
и
из этого интервала где
<
выполняется неравенство
<
.
Функция y = f(x) называется
убывающей на интервале I, если для любых значений
и
из этого интервала где
<
выполняется неравенство
>
.
График функции y = a(x – m)2 + n называется параболой.
Свойства функции. y = a(x – m)2 + n:
1. точка (m; n) является вершиной параболы;
2. при а > 0 ветви параболы направлены вверх, при – a < 0 вниз.
3. прямая х = m – ось симметрии параболы;
4. область определения функции
;
5. множество значений функции:
при а > 0,
при а < 0;
6. нули функции находят решением
квадратного уравнения
:
при
есть два нуля функции,
при
нет нулей функции,
при
имеется один нуль функции;
7. при а >
0 функция убывает на промежутке
и возрастает на промежутке
, при а <
0 функция возрастает
на
промежутке
и убывает на
промежутке
;
8. при а >
0 наименьшее значение функции равно
, наибольшего значения нет, при а <
0 наибольшее
значение
функции равно
, наименьшего значения
нет.
Методические рекомендации по организации урока. Рекомендации по формативному оцениванию
На данном уроке много времени уделяется обсуждению свойств квадратичных функций, записанных в виде y = a(x – m)2, y = ax2 + n , y = a(x – m)2 + n. Здесь учащиеся должны научиться определять свойства функции, опираясь на его формулу и график. Сначала учащиеся строят график функции вида y = a(x – m)2 + n, это позволит повторить материал прошлого урока. При изучении нового материала используется диалоговое обучение.
Учащимся нужно работать с большим объемом материала, поэтому при первичном закреплении предусмотрен разбор материала в парах, что позволит еще раз проговорить изученные понятия (это облегчит их понимание и запоминание). Затем учащиеся будут объяснять решения своих заданий, что также запланировано для того, чтобы помочь учащимся глубже понять, осмыслить материал. После такой работы учащимся будет легче справиться с индивидуальным заданием.
Во время рефлексии учащиеся должны проанализировать свою работу, глубину понимания изученного материала. Целесообразно попросить учащихся высказаться по поводу их решения встать в тот или иной угол кабинета, спросить об их дальнейших действиях.
Ответы
Вариант 1
Постройте
график функции
и исследуйте ее свойства.
1. Вершина параболы – точка (-1;-0,5).
2. Ветви параболы направлены вверх, так как а = 2.
3. Ось симметрии параболы – прямая x = -1.
4.
Область определения функции -
.
5.
Множество значений функции -
.
6. Нули функции: -0,5 и -1,5.
7. Промежутки знакопостоянства:
y < 0 при -1,5 < x < -0,5;
y > 0 при x < -1,5 и x>-0,5.
8.
Функция
убывает на промежутке
и возрастает на промежутке
.
9. Наименьшее значение функции равно -0,5, наибольшего значения нет.
Вариант 2
Постройте
график функции
и исследуйте ее свойства.
1. Вершина параболы – точка (1; 0,5).
2. Ветви параболы направлены вниз, так как а = -2.
3. Ось симметрии параболы – прямая x = 1.
4.
Область определения функции -
.
5.
Множество значений функции -
.
6. Нули функции: 0,5 и 1,5.
7. Промежутки знакопостоянства:
y < 0 при x < -1,5 и x > -0,5;
y > 0 при 1,5 < x < -0,5.
8.
Функция
возрастает
на
промежутке
и убывает на
промежутке
.
9. Наибольшее значение функции равно 0,5, наименьшего значения нет.
Индивидуальная работа
Постройте
график функции
и заполните таблицу:
|
Область определения функции |
|
|
Множество значений функции |
|
|
Промежутки возрастания функции |
(-∞; 3] |
|
Промежутки убывания функции |
[3; +∞) |
|
Нули функции |
1; 5 |
|
Промежутки знакопостоянства |
y < 0 при x < 1 и x > 5; y > 0 при 1 < x < 5. |
|
Существование наибольшего значения и/или наименьшего значения функции |
Наибольшее значение функции равно 4, наименьшего значения нет. |
Дополнительные разноуровневые задания
Уровень В
1. При каком
значении а
областью
значений функции
является промежуток [3;
+∞)?
2. При каком значении
m
функция
имеет два нуля?
3. Точки О(0; 0) и А(2;
4) принадлежат графику функции
. В какие точки перейдут точки О
и А при преобразовании графика функции
в график функции
? Проверьте свой ответ, построив
графики функций.
Уровень С
1. а) Постройте график функции
.
б) Запишите ее свойства.
Список полезных ссылок и литературы
1) Шыныбеков А.Н. Алгебра: Учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений. – Алматы: Атамұра, 2011.
2) Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Феоктистов И.Е. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2010
3)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.