Методические рекомендации к уроку №3 темы/подраздела
«Решение уравнений»
раздела «Квадратные уравнения»
Тема урока: Решение дробно-рациональных уравнений
Цель обучения:
8.2.2.6 решать дробно–рациональные уравнения
На изучение подраздела «Решение уравнений» отведено 8 часов. На данном уроке будет введено понятие дробного рационального (или дробно – рационального) уравнения, рассмотрен алгоритм его решения.
Теоретический материал
Уравнения, левая и правая части которого, являются рациональными выражениями называют рациональными уравнениями.
Рациональные
уравнения бывают целыми и дробными. Уравнения
или
является
целым, так как и левая и правая части этих уравнений являются целыми
выражениями. Уравнения
,
содержат дробные выражения, поэтому являются дробными
рациональными.
Алгоритм решения дробно - рациональных уравнений;
1) найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
2) умножить обк части уравнения на общий знаменатель;
3) решить получившееся целое уравнение;
4) исключить из корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель. Эти корни называют посторонними.
Методические рекомендации по организации урока. Рекомендации по формативному оцениванию
Урок начать с проверки правильности выполнения домашнего задания. На данном этапе будет организовано самооценивание учащимися качества своей работы с помощью образцов правильных решений. При необходимости учащиеся могут обсудить в парах возникающие вопросы.
Задания для формативного оценивания достижения цели обучения 8.2.2.5 (решать уравнения вида |ax2+bx|+c=0; ax2+b|x|+c=0) учащимся будут предложена самостоятельная работа.
Устные упражнения на нахождение общего знаменателя рациональных дробей и сложение/вычитание дробей призваны подготовить учащихся к выполнению аналогичных действий с дробями при решении уравнений.
Изучение нового материала следует начать с введения понятия
дробного рационального уравнения. Учащиеся сравнивая и анализируя уравнения,
которые относятся к разным группам, могут самостоятельно прийти к получению
определения дробного рационального уравнения, так как в седьмом классе уже
обсуждался вопрос о целом и дробном рациональном выражении. Однако, прежде чем
приступить к изучению способа решения дробно-рациональных
уравнений целесообразно решить целые уравнение, в записи которого использованы
дробм, например,
.
Это поможет учащимся проложить «мостик» от имеющихся знаний и навыков к
приобретению новых. После того, как учащиеся самостоятельно решат данное
уравнения нужно обсудить этапы решения, записывая их на доске или слайде
презентации в виде алгоритма. Затем можно приступать к решению дробных
уравнений. Сделав проверку, учащиеся могут убедиться, что не все корни
полученного целого уравнения являются корнями исходного дробно-рациональныго
уравнения. Полезно дать учащимся время для обдумывания вопроса о том, почему
так произошло. После введения понятия постороннего корня, можно обсудить с
учащимся другой порядок оформления решения, где первоначально определяется
область допустимых значений уравнения, а на последнем этапе проверяется
принадлежность корней этой области. Учащиеся должны
привлекаться к комментированию каждого этапа решения. Следует обратить внимание
учащихся. что они должны обращать внимание на фразы, которые при этом
используют учитель и другие учащиеся, так как в конце урока каждый из них будет
объяснять другим решение одного из уравнений.
Для организации работы по выработке навыка решения дробно-рациональных уравнений выбрана стратегия Jigsaw, так как учащиеся на первоначальном этапе могут испытывать затруднения, особенно, если навык преобразования рациональных выражений недостаточно высок.
В конце урока предложены два уравнения разного уровня сложности для самостоятельного решения. В зависимости от уровня подготовленности учащихся учитель может предложить учащимся работу в парах, чтобы учащиеся могли помогать друг другу. Также учащиеся могут выбрать для решения одно из уравнений в соответствии со своими потребностями.
Дополнительные разноуровневые задания
Решите следующие уравнения:
Уровень В
![]()
Уровень С
![]()
Ответы и решения
Задания для работы в группах
1)
Решение.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Ни один из корней не обращает общий знаменатель в 0, поэтому числа 0,5 и 1 являются корнями данного уравнения.
2)
Решение.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Ни один из корней не обращает общий знаменатель в 0, поэтому числа 4 и 5 являются корнями данного уравнения.
3)
Решение.
![]()
![]()
![]()

Ни один из корней не обращает общий знаменатель в 0, поэтому полученные числа являются корнями данного уравнения.
Задания для самостоятельного решения
а)
;
б)
.
Решение.
а) ![]()
![]()
![]()
![]()
Корни уравнения – числа -1 и -4,7, так как они принадлежат области допустимых значений переменной.
б) ![]()
После упрощения получим:
![]()
.
![]()
Ни один из корней не обращает общий знаменатель в 0, поэтому числа -9 и 2 являются корнями данного уравнения.
Список полезных ссылок и литературы
1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Феоктистов И.Е. Алгебра. 8 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений – М. : Мнемозина, 2010. – 384 с. : ил.
2. Зив Б.Г., Гольдич В.А. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. – С.-Петербург: Петроглиф, 2010. -128 с. : ил.
3. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.