Методические рекомендации к уроку №3 темы/подраздела
«Решение уравнений»
раздела «Квадратные уравнения»
Тема урока: Решение дробно-рациональных уравнений
Цель обучения:
8.2.2.6 решать дробно–рациональные уравнения
На изучение подраздела «Решение уравнений» отведено 8 часов. На данном уроке будет введено понятие дробного рационального (или дробно – рационального) уравнения, рассмотрен алгоритм его решения.
Теоретический материал
Уравнения, левая и правая части которого, являются рациональными выражениями называют рациональными уравнениями.
Рациональные
уравнения бывают целыми и дробными. Уравнения
или
является
целым, так как и левая и правая части этих уравнений являются целыми
выражениями. Уравнения
,
содержат дробные выражения, поэтому являются дробными
рациональными.
Алгоритм решения дробно - рациональных уравнений:
1) найти область допустимых значений переменной;
2) найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
3) умножить обу части уравнения на общий знаменатель;
4) решить получившееся целое уравнение;
5) исключить из корней те, которые не входят в ОДЗ, т.е. обращают в нуль общий знаменатель. Эти корни называют посторонними.
Методические рекомендации по организации урока. Рекомендации по формативному оцениванию
Изучение нового материала следует начать с диалога с
учащимися о видах рациональных уравнений (целых и дробных). Здесь вводится
понятие дробного рационального уравнения. Учащиеся сравнивая и анализируя
уравнения, которые относятся к разным группам, могут самостоятельно прийти к
получению определения дробного рационального уравнения, так как в седьмом
классе уже обсуждался вопрос о целом и дробном рациональном выражении. Однако,
прежде чем приступить к изучению способа решения дробно-рациональных
уравнений целесообразно решить целые уравнение, в записи которого использованы
дробм, например,
.
Это поможет учащимся проложить «мостик» от имеющихся знаний и навыков к
приобретению новых. После того, как учащиеся самостоятельно решат данное
уравнения нужно обсудить этапы решения, записывая их на доске или слайде
презентации в виде алгоритма. Затем можно приступать к решению дробных
уравнений. Сделав проверку, учащиеся могут убедиться, что не все корни
полученного целого уравнения являются корнями исходного дробно-рациональныго
уравнения. Полезно дать учащимся время для обдумывания вопроса о том, почему
так произошло. После введения понятия постороннего корня, можно обсудить с
учащимся другой порядок оформления решения, где первоначально определяется
область допустимых значений уравнения, а на последнем этапе проверяется
принадлежность корней этой области. Учащиеся должны
привлекаться к комментированию каждого этапа решения.
Задания на закрепление новых знаний выполняются в парах и самостоятельно. Учитель будет обходить класс, предоставляя учащимся устные отзывы об их работах. Также у учащихся будет возможность самостоятельно проверять свои ответы: они прописаны в тексте с небольшой статистической информацией о Республике Казахстан. Несоответствие ответов сигнализирует учащимся об ошибке, допущенной в решении. Работа на данном этапе является тренировочной, поэтому можно разрешить учащимся обращаться за помощью к одноклассникам.
Ответы и решения
Задания для работы в парах
№1. ![]()
Решение.
ОДЗ: х ≠ 2 , х ≠ 4
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
- х 2 – х + 30 = 0
х1 = - 6, х2 = 5
Ответ: х1 = - 6, х2 = 5
№2.
Решение.
х(х – 2) ≠ 0
х ≠ 0, х ≠ 2
![]()
![]()
![]()
![]()
- х2 – 2х + 8 = 0
х1 = - 4, х2 = 2
Ответ: -4.
№3.
Решение.
ОДЗ: х ≠ 3
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ: х ≠ 3
№4. ![]()
Решение.
ОДЗ: х ≠ 2, х ≠ - 2
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ: корней нет.
Задание на заполнение пробелов в тексте
Наибольшей по площади является (
) Карагандинская область.
Наименьшей по площади является (
) Северо_Казахстанская область.
Наибольшей по численности населения является
Южно–Казахстанская область.
Наименьшей по численности населения является (
) Атырауская область.
Самая высокая точка Казахстана пик Хан–Тенгри
находится в (
) Алматинской области.
Самая низкая температура (–57º С) в
Казахстане была зарегистрирована в (
) Акмолинской области».
Дополнительные разноуровневые задания
Решите следующие уравнения:
Уровень В
![]()
Уровень С
![]()
Список полезных ссылок и литературы
1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Феоктистов И.Е. Алгебра. 8 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений – М. : Мнемозина, 2010. – 384 с. : ил.
2. Зив Б.Г., Гольдич В.А. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. – С.-Петербург: Петроглиф, 2010. -128 с. : ил.
3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.