Цели деятельности учителя:
Обучающие: способствовать формированию целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность; создать условия для ознакомления со свойствами воды в твердом, газообразном состоянии; обучения работе с гипотезой (предположением) через деятельностный и практический подходы.
Развивающие: способствовать развитию осознанного отношения к результату своего учебного труда; приемов умственной деятельности – сравнения, классификации, анализа и синтеза; умения получать информацию из различных источников.
Воспитательные: содействовать воспитанию чувства сотрудничества и взаимопомощи по отношению к друг другу, любви к Родине, планете Земля; формированию навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи.
Урок 10. Вода и жизнь. Свойства воды.docx
У р о к 10. ВОДА И ЖИЗНЬ. СВОЙСТВА ВОДЫ
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я :
Обучающие: способствовать формированию целостного взгляда на мир через
наблюдение, осознание, восприятие и деятельность; создать условия для
ознакомления со свойствами воды в твердом, газообразном состоянии; обучения
работе с гипотезой (предположением) через деятельностный и практический
подходы.
Развивающие: способствовать развитию осознанного отношения к результату
своего учебного труда; приемов умственной деятельности – сравнения,
классификации, анализа и синтеза; умения получать информацию из различных
источников.
Воспитательные: содействовать воспитанию чувства сотрудничества и
взаимопомощи по отношению к друг другу, любви к Родине, планете Земля;
формированию навыков культурного поведения, чувства товарищества и
взаимопомощи.
Оборудование: для проведения опытов стакан с водой, ложка, соль
(сахар), мел (измельченный); карточки для игры.
С ц е н а р и й у р о к а
І. Проверка знаний по теме «Тела, вещества, частицы».
1. Игра «Сигнальщики».
О п и с а н и е . Учитель зачитывает высказывание. Если оно верное, то ученики
поднимают вверх зелёную карточку, если ложное – красную.
В о п р о с ы :
1. Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы,
любые предметы, сделанные руками человека?
а) Да; б) нет.
2) Можно ли человека назвать природным телом?
а) Да; б) нет.
А робота – искусственным?
а) Да; б) нет.
3) Правда ли, что муравей – тело живой природы?
а) Да; б) нет.
А берёза – тело неживой природы?
а) Нет; б) да.
4) Полярная звезда – это тело неживой природы? а) Да; б) нет.
2. Диктант.
На доске записаны слова. Ученики, выполняющие первый вариант,
выписывают по порядку номера, под которыми записаны тела, а учащиеся,
выполняющие второй вариант, выписывают номера, под которыми записаны
вещества. Затем по сигналу учителя ученики, обмениваясь работами,
осуществляют взаимопроверку, работая в парах.
С п и с о к с л о в :
1. Птица. 2. Тетрадь. 3. Бумага. 4. Полотенце. 5. Золото. 6. Стекло. 7. Окно.
8. Вода. 9. Серебро. 10. Рябина. 11. Проволока. 12. Молоток. 13. Кислород. 14.
Сахар. 15. Облако.
«Ключ»: 1й в а р и а н т – 1, 2, 4, 7, 10, 11, 12, 15.
2й в а р и а н т – 3, 5, 6, 8, 9, 13, 14.
ІІ. Постановка учебной задачи.
– На прошлом уроке мы пришли к выводу, что без чистого воздуха человек
жить не может. А без чего еще не может жить человек и другие живые существа?
(Ответы учащихся.)
– Посмотрите на доску. Что случилось с цветком (показывает увядший
цветок)? Почему это произошло? (Ответы учащихся.)
– Без чего еще не может жить ничто живое? Это вещество очень
распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без
этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом
бессмертия и плодородия. В общем, это – самая необыкновенная жидкость на
свете. Что это? (Вода.)
– Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно
живое существо. Подумайте и скажите, какую тему мы будем изучать сегодня.
(Ответы учащихся.)
– Сегодня мы поговорим о воде, её роли в природе, её свойствах и
состояниях.
ІІI. Изучение нового материала.
1. Вода – источник жизни на Земле.
– Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая.
Большую часть поверхности земного шара занимает вода. А если бы на Земле
вдруг пропала бы вся вода?! Как это бы выглядело? Что изменилось бы?
(Изменился бы цвет – нет голубого и зеленого.)
– Да, зеленый цвет тоже пропал бы. Почему это может произойти? – Ничто на Земле не может жить без воды!
– Давайте вернем воду на Землю и подумаем, где она содержится. (В морях,
океанах, реках, ручьях, озерах.)
– Правильно. Но в морях и океанах вода соленая, а человеку нужна пресная.
К сожалению, чистой пресной воды остается все меньше. В чем причина? (Люди
загрязняют реки и озера, не экономят воду.)
– Скоро может случиться так, что нам нечего будет пить. А ведь человеку для
жизни вода просто необходима, потому что он на 70 % состоит из жидкости,
запасы которой нужно постоянно пополнять. Конечно, человек не бутылка,
наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится
вода. (Слюна, кровь, слёзы.)
– В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится
жидкость. Вода есть повсюду. Она есть в реке, океане, в нас с вами. (Если
человек весит 65 кг, то 40 кг из них – вода. Даже в костях пятая часть – вода).
Она есть в растениях (в картофеле 77 %, в огурце целых 99 %), она есть в
животных, например, в медузе – 99 %.
– Откуда мы с вами можем получить воду? (Из пищи: из овощей, фруктов, из
напитков и другой еды.)
2. Три состояния воды.
Беседа.
– А теперь отгадайте загадку:
• Что умеет застывать, летать и бегать? (Вода.)
– Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Давайте
подумаем: какие? Если вода застывает, во что она превращается, какое это будет
вещество? (Лёд (твёрдое).)
– Когда вода становится летучей? (Когда превращается в пар
(газообразное).)
– А когда вода бежит? (Когда она именно вода, ручей, река (жидкое).)
– Вода на Земле постоянно меняет свое состояние. Этот процесс называется
круговоротом воды в природе.
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше, пока Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
– Подумайте, какие условия нужны, чтобы вода изменила своё состояние.
(Нужно, чтобы вода нагревалась или замерзала, то есть при изменении
температуры.)
Проведение опытов.
– Итак, мы выяснили, что вода может менять своё состояние при
изменении температуры, а какими же еще свойствами обладает вода. Проведем
опыты и определим свойства воды.
– У каждого из вас есть стаканчик с водой и ложка.
1. Рассмотрите воду в стакане.
– Какого она цвета? Можно ли через нее увидеть предметы?
В ы в о д : вода бесцветная и прозрачная.
2. Понюхайте. Есть ли у неё запах?
В ы в о д : вода не имеет запаха.
3. Вспомните, какая вода на вкус. Можно сказать, что она кислая или соленая,
или горькая, или сладкая? Имеет ли она вкус?
В ы в о д : вода не имеет вкуса.
4. Положите в стакан немного соли или сахара и размешайте. Что произошло?
А теперь насыпьте немного мела. Что вы замечаете?
В ы в о д : вода может растворять некоторые вещества. Нерастворившиеся
вещества остаются на фильтре.
– А где в быту можно использовать это свойство воды? (Мытье посуды,
стирка, уборка, рисование.)
– Итак, какими же свойствами обладает вода?
Вода бесцветная и прозрачная, не имеет запаха, не имеет вкуса, может
растворять некоторые вещества.
Инсценирование сказки.
– А сейчас наступил момент преподнести вам сюрприз. Послушайте и
посмотрите сказку.
Учащиеся инсценируют сказку.
А в т о р . Однажды шёл Волк по дороге, важныйпреважный, и помахивал
Как Волк лишился хвоста длинным пушистым хвостом. Встретилась ему Лиса с большой связкой рыбы.
Волк её окликнул.
В о л к . Ой, милая кумушка, где ты раздобыла такую отличную связку
пескариков?
Л и с а . Как же! Сегодня маленько, бог дал, наловила.
В о л к . Где?
Л и с а . Поймала рыбу в речке, мой миленький куманёк.
В о л к . А как?
А в т о р . Лиса села на брёвнышко и говорит.
Л и с а . Это, куманёк, нехитрое дело. Слушай. Как зайдёт солнышко, ступай
на речку, опусти хвост в воду – такие рыбины прицепятся, что любодорого
смотреть! Чем дольше посидишь, тем больше наловишь. Только не дёргай скоро.
А если клевать не будет, то заговор читай: «Рыбе – ашдвао, а зверю – лес,
степь, горы». Заговор читай три раза, куманёк. Сиди до зари – вот и выловишь
целую кучу рыбы.
А в т о р . Вечером отправился Волк на рыбную ловлю. Погода была холодная.
Пришёл Волк на реку, выбрал местечко получше, уселся на корточки. В речку,
как удочку, закинул свой хвост. Волки, как известно, в рыбе знают толк. Сидит
Волк, а клёва нет. Сидит и никак не может вспомнить заговор. Чтобы не
замёрзнуть, начал он приговаривать.
В о л к . Ловись рыбка большая и маленькая…
А в т о р . Вдруг Волк почувствовал: кажется, клюёт. Потянул хвост – чтото
хрустнуло. Потянул ещё – где же хвост? Глядит Волк: а на речке чудо! Лёд! Во
льду пучок – не то шерсть, не то травка, не то хвост, не то ещё что. Волк в ужасе
побежал от реки.
В о л к . Ойойой, где же хвост?
А в т о р . Но не только в сказке так бывает. Сказка ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок! Тот остаётся на бобах, кто свойств воды не знает.
– О каких свойствах воды говорится в сказке? (Вода может находиться в
трёх состояниях.)
Блицопрос.
1. Какой опыт подтверждает, что лёд – это вода в твёрдом состоянии?
2. Приходилось ли вам наблюдать, как зимой «плачут» окна? Как по стеклу
медленно стекают капельки воды? Откуда они взялись? Ведь окна никто не мыл,
почему же стёкла влажные?
3. Можно ли доказать, что в процессе дыхания человек выдыхает водяной
пар?
– Посчитайте с соседом по парте, сколько свойств вы можете назвать. IV. Закрепление изученного материала: тестирование.
Тест
– Обведи в кружок номера тех предложений, в которых правильно указаны
свойства воды.
1. Имеет цвет.
2. Не имеет цвета.
3. Не имеет вкуса.
4. Имеет вкус.
5. Имеет запах.
6. Не имеет запаха.
7. Непрозрачна.
8. Прозрачна.
9. Не обладает текучестью.
10. Обладает текучестью.
11. Растворяет песок и мел.
12. Растворяет соль и сахар.
13. При нагревании сжимается, при
охлаждении расширяется.
14. При охлаждении сжимается, при
нагревании расширяется.
15. Имеет форму.
16. Не имеет формы.
О т в е т ы : 2, 3, 6, 8, 10, 12, 14, 16.
V. Итог урока.
– Давайте проверим, какие знания вы унесете с урока. Вспомните еще раз
опыты. Что они помогли нам выяснить?
– Какую пользу человеку приносит вода?
– Какой момент урока вам больше всего запомнился?
– Что совершенно новое вы узнали на уроке?
– А когда и где нам могут пригодиться новые знания, полученные на этом
уроке?
– Я хочу закончить урок словами Антуана де СентЭкзюпери, которые он
написал в своей самой известной сказке «Маленький принц»: «Вода, у тебя нет
ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не
ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама
жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими
чувствами… Ты самое большое богатство на свете».
Домашнее задание.
– Но у воды есть еще свойство. О нём вы узнаете, если проведете дома опыт:
1) Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда
замерзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
2) Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает,
запиши, что стало с бутылкой.
3) Подумай: почему это происходит? 4) Запиши свой вывод.
Урок 10. ВОДА И ЖИЗНЬ. СВОЙСТВА ВОДЫ
Урок 10. ВОДА И ЖИЗНЬ. СВОЙСТВА ВОДЫ
Урок 10. ВОДА И ЖИЗНЬ. СВОЙСТВА ВОДЫ
Урок 10. ВОДА И ЖИЗНЬ. СВОЙСТВА ВОДЫ
Урок 10. ВОДА И ЖИЗНЬ. СВОЙСТВА ВОДЫ
Урок 10. ВОДА И ЖИЗНЬ. СВОЙСТВА ВОДЫ
Урок 10. ВОДА И ЖИЗНЬ. СВОЙСТВА ВОДЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.