Урок 12. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!
Оценка 4.9

Урок 12. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
14.01.2017
Урок 12. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!
Цели деятельности учителя: Обучающие: способствовать формированию и обобщению знаний о воде, явлениях природы (круговорот воды), связанных с водой; формированию понятия «экологическая проблема» и убеждения в необходимости охраны воды в природе; создать условия для приобретения учащимися определенных знаний и умений, позволяющих участвовать в практической деятельности по охране воды в природе. Развивающие: способствовать развитию познавательных психических процессов. Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к пресной воде; преодолению потребительского подхода к использованию воды, безответственного отношения к ней. Оборудование: карточки для опроса; картинки с изображениями реки, деревьев, цветов, солнца, животных.
Урок 12. Берегите воду.docx
У р о к   12. БЕРЕГИТЕ ВОДУ! Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Обучающие:  способствовать   формированию   и   обобщению   знаний   о   воде, явлениях   природы   (круговорот   воды),   связанных   с   водой;   формированию понятия «экологическая проблема» и убеждения в необходимости охраны воды в природе; создать условия для приобретения учащимися определенных знаний и умений, позволяющих участвовать в практической деятельности по охране воды в природе. Развивающие:  способствовать   развитию   познавательных   психических процессов. Воспитательные:  содействовать   воспитанию   бережного   отношения   к пресной воде; преодолению потребительского подхода к использованию воды, безответственного отношения к ней. Оборудование:   карточки   для   опроса;   картинки   с   изображениями   реки, деревьев, цветов, солнца, животных.  С ц е н а р и й   у р о к а I. Проверка домашнего задания. 1. Тестирование. Тест  В  оздух;  б) огонь; в) лед. Подчеркни правильный ответ: 1. Прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, плохо проводит тепло. а)    2. Что имеется в виду, когда мы говорим «тепло», «холодно»?  а) Вода, налитая в стакан;           б) температура;           в) одежда. 3. Вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом… а) тел;  4. Сколько состояний имеет вода? а) 3 состояния;  б) 4 состояния;  5. Прозрачная, бесцветная жидкость… а) лимонад;  в) вода. 2. Опрос по карточкам (предлагается нескольким учащимся). в) 2 состояния. б) нефть;  б) камней;  в) частиц. Впиши вместо точек пропущенные слова:  Карточка № 1 Вода при нагревании… (расширяется), а при охлаждении… (сжимается). В воде   растворяются…  (некоторые)  вещества,   поэтому   вода   хороший… (растворитель). Воду можно очистить с помощью… (фильтра). Карточка № 2 Какие  свойства  имеют  вода  и  воздух?  Выбери  из  таблицы  эти  свойства  и запиши ответ нужной цифрой. Вещество О т в е т ы Свойства Воздух 1, 2, 3, 4, 6 Вода 1, 2, 3, 4, 5 1. Без цвета.  2. Без запаха.  3. Расширяется при нагревании.  4. Сжимается при охлаждении.  5. Растворитель.  6. Плохо проводит тепло 3. Фронтальный опрос. – Дома вам надо было сочинить сказку о путешествии Капельки. (Учащейся рассказывает сказку.) – Что произошло бы на Земле, если бы вода прекратила свое путешествие? – Почему воду называют «вечной путешественницей»? – В каких состояниях находится вода в природе? (Учащийся рассказывает о трех состояниях воды: твердом, жидком, газообразном.) – Как выглядит вода в природе в твердом состоянии? (Лед, снег.) – Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Пар, туман.) – Где можем наблюдать воду в жидком состоянии?  (Обычное состояние: моря, реки, озера, ручейки, лужи и т. д.) – Какие свойства воды вы знаете? (Без запаха, без вкуса, бесцветная, вода –   при   нагревании   –   имеет   свойство   фильтрование, растворитель, расширяется, при охлаждении – сжимается.) – Где в быту используются свойства воды – растворитель?  (На кухне, при готовке еды; когда умываемся.) – Как связана жизнь людей с Мировым океаном? Докажите примерами.  – Почему говорят, что вода – богатство планеты?  Физкультминутка Льется чистая водица, Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берем,  II. Изучение нового материала. Крепко щеткой зубы трем. Моем шею, моем уши, После вытремся посуше. Сообщение темы урока. – Итак, мы уже многое узнали о воде. Какую часть нашей планеты занимает вода?  (Три  четверти  планеты.)  Действительно,  воды  очень  много  на  Земле. Почему   же   постоянно   говорят   о   том,   что   надо   беречь   воду,   что   она   наше богатство? Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на эти вопросы. Рассказ учителя с элементами беседы. – Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (Картинка с изображением реки.) Учитель,   рассказывая,   на   доске   моделирует   картинку:   деревья,   цветы, солнце, животные. Растут деревья и цветы, И солнце светит с высоты. И на рассвете звери Идут к реке попить воды. Течет река. Бежит река.  Бежит река издалека. Как хорошо, когда река И широка, и глубока. – Что хочется сделать при виде такой реки? (Искупаться.) – Да, ребята, такую чистую воду в водоемах надо беречь. А почему, спросите вы? Казалось бы, что воды на Земле очень много. Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но не забывайте, что вода в них соленая, а людям необходима пресная вода. Пресной воды существенно меньше, и 1/3 населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Вода нужна людям не только для питья. Без нее не уберешься в квартире, не постираешь. На уборку городских улиц, мытье машин тоже требуется вода. Огромное количество воды используют   фабрики   и   заводы.   Чтобы   получить   1   тонну   бумаги,   нужно использовать 250 тонн воды. Ученные подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ с ферм, заводов, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. И поэтому ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из­за загрязнения. А происходит это примерно так: приезжают отдыхать на берег реки туристы. Они разжигают костер, кушают и выбрасывают мусор в реку. – Что происходит? (Река загрязняется.) – Проходит время, и на берегу реки люди строят завод для изготовления бумаги. Он использует чистую воду и потом грязную сливает обратно в реку. –   Что   может   случиться   с   рекой   и   ее   обитателями?  (Рыба   умирает, животные заболевают – река гибнет.) – Значит, нужно закрыть завод? (Нет нельзя, не будет книг, тетрадей.) – Запретить животным пить воду, жить в ней рыбе? (Ответы учащихся.) Вот и возникло противоречие между людьми (обществом) и природой. –   Как   вы   понимаете   значение   этого   выражения   «противоречие   между обществом и природой»? – Возникает вопрос: что же делать? – Как вы думаете, ребята? (Учитель выслушивает ответы 2–3 человек.) Работа с учебником (с. 59–60). –   Давайте   узнаем,   что   предлагает   автор   учебника.  (Учащиеся   читают статью на странице 59.)  –   Нам   осталось   найти   ответ   ещё   на   один   вопрос,   поставленный   в   начале урока: почему воду надо беречь, ведь её так много на Земле? (Выслушиваются мнения учащихся по данному вопросу.) – Давайте обратимся к учебнику и узнаем, правильны ли ваши предположения (с. 59–60, первая статья). В о п р о с ы   по прочитанному: – Какую воду употребляют для своей жизнедеятельности растения, животные и человек? (Пресную, несолёную.) – Почему морская вода имеет вкус, мы ведь говорили, что чистая вода без вкуса? (Потому что морская вода солёная.) Опыт: получение морской воды. – Давайте получим морскую воду опытным путём. В ней растворено много различных солей, примерно спичечный коробок соли на 1 литр воды. –   Пригодна   ли   морская   вода   для   питья?   Почему?   Докажите   словами   из текста.  (Солёная вода  вызовет гибель  клеток крови,  а значит,  приведёт  к смерти организма.) – Кто из вас знает, какое самое соленое море? Сообщение ученика о Мертвом море (работа с картой). – Собственно говоря, это даже не море, а озеро, но с очень соленой водой, почти в восемь раз более соленой, чем в океане. Если хлебнуть глоток воды из Мертвого моря, она жжет, как едкая жидкость. Если войти в него по колени, то очень трудно передвигать ногами – так тяжела его вода. В воду нельзя нырнуть или плыть по воде в обычном положении, по поверхности моря плывешь, как пробковый буек. В давние времена римский император из любопытства приказал бросить в его воды рабов, скованных железными цепями, но они не утонули. Своей   исключительной   соленостью   Мертвое   озеро   обязано   засушливому климату   и   сильному   испарению.   Осадков   выпадает   мало,   а   горячее   солнце круглый год обжигает своими лучами теплые воды этого соленого бассейна. Беседа: – Почему же к воде надо относиться очень бережно? (Хотя на Земле много воды,   но   большая   её   часть   –   это   морская   вода,   непригодная   для   питья. Пресной воды на Земле мало.) – Как же надо расходовать воду? (Экономно.) –   Как   вы,   дети,   можете     помочь     в     экономном     расходовании     воды? (Выслушиваются мнения детей.) Работа с учебником (с. 60–61). – Давайте узнаем, какие ещё способы предлагает нам учебник. Познакомьтесь со второй статьей (с. 60–61). – Какие меры надо принимать, чтобы вода оставалась чистой? Почему?  –   Оказывается,     воду     можно     очищать.     Как     можно     воду     очищать? (Строить   очистительные   сооружения,   где   воду   очищают   от   ядовитых веществ; загрязненную воду очищают и снова используют в целях экономии воды.) – Такими серьезными вопросами занимаются взрослые, а вы, дети, можете принимать участие в охране воды? Как? (Не загрязнять водоемы, реки, озера, где отдыхаем, напоминать об этом взрослым; не оставлять открытыми краны, чтобы зря не лилась вода.) – Из одного водопроводного крана, если из него будет течь струйка толщиной со спичку, за сутки выливается 500 литровых банок воды! Ими можно заставить всю кухню снизу доверху. (Экономить воду, не расходовать ее напрасно, когда моешься, стираешь.) – Как это делать, узнайте поподробнее из статьи учебника «Не расходуй воду напрасно!» (c. 62), которую вы прочитаете дома. Беседа.  – А еще хочу сказать, что многие ребята, живущие в поселках и городах, которые   расположены   недалеко   или   на   берегах   рек,   вместе   со   взрослыми занимаются   охраной   рек   от   загрязнения.   Создают   группы   под   названием «Голубой   патруль».   Собирают   мусор   у   водоемов.   Существует   и   всемирно известная организация «Гринпис». – Кто знает, как переводится слово «Гринпис»? Может, кто­нибудь слышал? («Зеленый мир».) – Эта организация тоже пытается разрешать противоречия между обществом и   природой   по   охране   водных   ресурсов   от   загрязнения.   «Гринпис»   часто проводит различные акции. О них можно узнать на сайте этой организации. У многих   дома   есть   компьютеры   и   выход   в  Интернет.   Вы   можете   взять электронный адрес и вместе с родителями поучаствовать в какой­нибудь акции, например,   защита   озера   Байкал   от   загрязнения   после   строительства нефтепровода и других. – А еще эта организация снимает очень много фильмов по охране и защите водных ресурсов. Мы посмотрим отрывок из такого фильма.  III. Закрепление изученного материала: просмотр фрагмента  видеофильма. –   Понравился   вам   фильм?   Что   вы   запомнили?  (Вода   –   это   богатство, которое нужно беречь. Она источник жизни на Земле.) IV. Итог урока. – Чему вы научились на уроке? (Мы получили новые знания о воде и сделали вывод,   почему   ее   необходимо   беречь.   Узнали,   как   ее   надо   беречь   и   какое можно принимать участие в ее охране.) – А также мы попытались разобраться, как можно разрешить противоречия между обществом и природой по охране воды. Домашнее задание: учебник, с. 59–63 (читать), с. 63 (ответить на вопросы); рабочая тетрадь, с. 25–26.

Урок 12. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

Урок 12. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

Урок 12. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

Урок 12. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

Урок 12. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

Урок 12. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

Урок 12. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

Урок 12. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

Урок 12. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

Урок 12. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

Урок 12. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

Урок 12. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017