Урок 14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ
Оценка 4.6

Урок 14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
14.01.2017
Урок 14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ
Цели деятельности учителя: Образовательные: создать условия для ознакомления с разнообразием групп царства растений; формирования представлений о растении как о живом организме. Развивающие: способствовать развитию умений выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений. Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе. Оборудование: кроссворд «Растения»; схемы «Группы растений», «Признаки жизни растений»; тест; иллюстрации лекарственных растений, гербарии.
Урок 14. Разнообразие растений.docx
У р о к  14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Образовательные:  создать   условия   для  ознакомления   с   разнообразием групп царства растений; формирования представлений о растении как о живом организме.  Развивающие:  способствовать   развитию   умений   выделять   существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений.  Воспитательные:  содействовать   воспитанию   бережного   отношения   к природе. Оборудование:   кроссворд   «Растения»;   схемы   «Группы   растений», «Признаки   жизни   растений»;   тест;   иллюстрации     лекарственных   растений, гербарии. I. Организация начала урока. С ц е н а р и й   у р о к а Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Все это называется природа, Давайте же всегда ее беречь! В лугах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить… Природой называется все это, Давайте же с природою дружить! II. Проверка домашнего задания. – Какое значение имеет почва для нас? Почему почву надо беречь? –  К  живой   или   не   живой   природе   можно   отнести   почву?  (В  почве   есть составляющие неживой природы – глина, песок, воздух, вода, соли, и живой – бактерии.) III. Сообщение темы урока и постановка целей. – Разгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего урока. Кроссворд «Растения» 1. Не огонь, а жжется. (Крапива.) 2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.) 3. Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.) 4. Последняя улыбка осени.     Звезда на клумбе (Астра.) 5. Клейкие почки, зеленые листочки.     С белой корой, растут под горой. (Береза.) 6. Ветка в грозди разодета     Фиалкового цвета.     Это в летний жаркий день,      Расцвела в саду... (сирень.) 7. С моего цветка берет     Пчелка самый вкусный мед.  (Липа.) 8. Платье потерялось,     Пуговки остались. (Рябина.) –   Сегодня   на   уроке   мы   будем   разговаривать   о   части   живой   природы   – растениях. Нет ничего прекраснее цветов, Пришедших в палисады и жилища. Они пришли из глубины веков, Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.                                          (С. Красиков.) То, что всем дается даром. А еще Деревьям нужно, Чтоб Земля была прекрасна, И живут они, Деревья, Украшая нашу Землю: Красотою тонких веток,  Красотой стволов могучих, Несказанной красотою Доброты своей извечной!.. Дети читают наизусть стихотворение: …Не спеша живут Деревья, Целый век стоят на месте, Уходя корнями в Землю, Простирая ветки к Солнцу. Ничего они не ищут,  Ни о чем они не просят –  Им ведь нужно так немного: Свет, Земля, Вода и Ветер – То, чего искать не надо,                                                   (Б. Заходер. Почему деревья не ходят.) IV. Актуализация опорных знаний. Введение в тему. Беседа.  – Что такое растение? Растения – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях. – Назовите известные вам группы растений, приведите примеры. – Заполните схему: – Какое значение имеют растения в жизни человека? – Какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю? – Где произрастают дикорастущие растения? (В лесу, в горах, на  водоемах, лугах.) – Какие растения называют культурными? – Где растут культурные растения? (Поле, сад, огород.) – Приведите примеры дикорастущих и культурных растений. Практическая работа (работа в парах). –   Как   и   у   всякого   живого   организма,   у   растения   есть   органы.   Проведем практическую   работу   и   научимся   определять   органы   у   растений.   Возьмите гербарии. Работаем в парах. Оказывайте помощь друг другу. 1. Определите орган, который укрепляет растение в почве. (Корень.) 2. У дерева он один, а у кустарника – много. (Стебель.) 3. Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. (Лист.) 4. Яркий, благоухающий… (цветок). 5. Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый. (Плод.) 6. Из него вырастает новое растение. (Семя.) Работа в рабочей тетради (задания № 1, 2, с. 29). – Прочитайте задание, выполните работу, проверьте себя. – Кто выполнил задание без ошибок?  – Кто допустил одну ошибку? – Кто допустил две­три ошибки? Тестирование. Тест б) ель;  в) огурцы. б) слива;  в) помидор. 1. Какое из этих растений выращивают в садах? а) Пшеница;  2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах? а) Рожь;  3. Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях? а) Дыня;  4. Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахче? а) Свекла;  5. Как одним словом можно назвать плоды садовых деревьев? в) картофель. б) арбузы;  б) овес;  в) яблоня. а) Овощи;  б) фрукты;  в) корнеплоды. О т в е т ы : 1­б.  2­в.  3­б.  4­б.  5­б. Взаимопроверка работы. V. Изучение нового материала. 1. Царство растений. Беседа. – Почему растения считают живыми организмами? – Что нужно растению для роста и развития?  – Мы рассмотрели растения, у которых имеются все органы, но, оказывается, в природе существуют и такие растения, у которых нет плода или цветка, или листьев. А некоторые умудряются существовать даже без корня. Что же это за растения? Давайте   совершим   удивительное   путешествие   в   царство.   Да,   да,   не удивляйтесь. Сказочное слово «царство» является еще и научным – так ученые называют   мир   растений.   Правит   в   царстве   растений   царица   Флора.   Вместе   с Флорой познакомимся  с жителями ее царства. Начнем с самых простых.  – Составьте схему: Учитель демонстрирует гербарий. –  Водоросли  –   растения,   обитающие   главным   образом   в   воде.   Это   очень удивительные растения. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, нет цветов и плодов с семенами. Они состоят из одинаковых клеток – одной или множества. Живут в соленой морской и в пресной воде, могут жить и на стволах деревьев, питаясь каплями дождя и росы, могут жить и в аквариуме. Догадались? Назовите эти растения. – Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде (+80 °С), а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла   даже   побывала   в   космосе   на   космическом   корабле.   Она   выделяет кислород   больше,   чем   другие   растения.   Морская   капуста   –   это   водоросль, ламинария.  Она  богата  содержанием   йодистого  вещества, который  укрепляет организм человека. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней. Мхи – небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи   имеют   стебли   и   листья,  но   у   них   не   бывает   корней,  цветков,  плодов   с семенами.   Мхи   произошли   от   водорослей,   их   можно   встретить   в   сырых сумрачных местах, на болоте, в еловом лесу, в щелях между камнями. Мох – это не цветковое растение, а коробочка со спорами, которыми мхи размножаются. Папоротники  –   растения   с   крупными,   похожими   на   перья   листьями.   У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает. Листья   у   папоротника   крупные,   их   черешки   покрыты   бурыми   чешуйками,   а молодые листья закручены как улитка. В жарких странах листья папоротника растут   вверх,   как   ветка,   по   нескольку   лет.   Недаром   листья   папоротника называют   плосковетками.   Каменный   уголь   образовался   из   отмерших папоротников. Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана Купалы, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также   к   поискам   таинственного   Перунова   огнецвета  (Перун  –  языческий   бог молнии) – цветка папоротника, который, по легенде, расцветал только в разгар летнего   равноденствия,   в   ночь   с   шестого   на   седьмое   июля,   и   мог   раскрыть секреты подземных сокровищ. Однако увидеть цветущее растение было очень трудно, ибо цветок охраняли злые духи и лесные дивы, которые напускали на людей разные беды. В   ночь   на   Ивана   Купалу   на   высоких   холмах   зажигались   костры,   густым дымом окутывались поля, окуривался скот, люди прыгали через яркое пламя. Все это было обрядами очищения и защиты будущего урожая, всего живого от темных сил. После этого все начинали веселиться. Молодежь собирала цветы, пела песни, водила   хороводы   вокруг   костров.   Самые   смелые   купались   в   ночной таинственной реке. Девушки гадали на плывущих по речной заводи венках. Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие. У всех хвойных   образуется   смола.   Она   быстро   появляется   в   местах   повреждения ствола,   ветки   и   заживляет   раны.   Смолу   так   и   называют   «живица».   Листья­ хвоинки на зиму не опадают. Цветковые растения  – растения, у которых есть корень, побег. Цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа. Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите (демонстрирует). Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение. Цветы, как люди, на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца обогревая, Как маленькие теплые костры.                                                                       (К. Женэ.) –   Могут   ли   растения   расти   на   камнях?  (Да,   но   только   особенные.   Это лишайники, похожие на зеленые и оранжевые пятна.)  Физкультминутка (см. урок 13, с. 87) 2. Растения в жизни человека. Беседа. – Какое значение в жизни человека имеют растения? (Ответы учащихся.) Учитель   читает   стихотворение   и   демонстрирует   гербарий лекарственных растений: Рассмотри и запомни эти цветы, В них столько тепла и земной                                    красоты! Все, человек, что тебя окружает, Любит и лечит тебя, охраняет. Листок подорожника ты не топчи, Ссадину, рану ты им залечи. Ты заболел, а аптека закрыта. Банка с малиной мамой открыта. Это варенье, оно же лекарство, Быстро уходит болезни коварство. Мята поможет в зимние дни, Летом ее насуши, сохрани. В зимнюю стужу чай завари, Выпей его и спи до зари. Вот   зверобой   и   ромашка   с   ним рядом. Смотрят   цветы   на   тебя   нежным взглядом. Ты, человек, их понимай, Пользуйся ими, не обижай.   (Н. Д. Коваленко.) – Какие лекарственные травы применяются при простуде? (Шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды малины и др.) –   Какие   лекарственные   травы   помогают   при   лечении   ран?  (Чистотел, подорожник, отвар крапивы.) Рассказ учителя о том, как появилась наука о растениях – ботаника. –   С   глубокой   древности   человек,   собирая,   а   затем   возделывая   растения, познавал   их   полезные   и   вредные   свойства.   При   раскопке   древних   построек археологи   находили   семена   различных   злаков,   льна,   мака,   гороха,   садовых   и многих других растений. Уже ученые Древней Греции стали описывать растения и   составлять   их   списки.   Так   появилась   наука   о   растениях   –  ботаника, получившая название от греческого слова «ботане» – «трава». –   Тысячи   лет   люди   собирали   в   лесах   съедобные   плоды   и   ягоды,   грибы, лекарственные травы, занимались рыбалкой и охотой – и все это без ущерба для природы.   А   теперь   –   будто   забыли,   что   они   дети   природы,   дети   Земли! Представьте себе, что станет с нами, если мы уничтожим все леса: мы лишим себя самого прекрасного – общения с природой.  Несмотря   на   то,   что   на   земном   шаре   очень   много   растений,   большое   их количество погибает. Многие из них занесены в Красную книгу и находятся под охраной. Какие из них вам знакомы? Охраняйте их! VI. Повторение и закрепление изученного материала. –   Что   значит   «живой   организм»?  (Он   дышит,   питается,   развивается, размножается, умирает.) – Одинаковые ли условия нужны для разных растений? (Ответы учащихся.) –   Капуста,   огурцы,   пшеница   –   влаголюбивые;   кактус,   полынь,   верблюжья колючка   –   засухоустойчивые;   ландыш,   хвощ,   папоротник   –   теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать­и­мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые. – Какие растения называют цветковыми? – Какие органы есть у всех цветковых растений? VII. Итог урока. – Чем важно для человека озеленение города? – Почему полезно для здоровья совершать прогулки в лес? – Около каких растений воздух считается наиболее здоровым? – Почему и для чего создана Красная книга растений? – Сколько всего видов деревьев? – Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке? – Пригодятся ли эти знания вам в жизни? – Пополнили ли вы свой багаж знаний? – Получили удовольствие от урока? –   Я   думаю,   вы   убедились,   что   царство   Флоры   разнообразно.  Флора  –   в переводе на русский значит «растения». Домашнее задание:  рабочая   тетрадь,  задания   № 4, 5,  с. 32;   подготовить рассказ (устно) об интересном растении на темы: «Мой любимый цветок», «Что я вырастил на даче, на огороде», или нарисовать любимое растение; учебник, с. 69–73.

Урок 14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Урок 14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Урок 14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Урок 14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Урок 14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Урок 14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Урок 14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Урок 14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Урок 14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Урок 14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Урок 14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Урок 14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Урок 14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Урок 14. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017