УРОК 40
Тема: Числовые промежутки
Цели деятельности учителя: создать условия для формирования представлений о числовых промежутках, о нестрогом и строгом неравенствах, о числовом отрезке и интервале; находить соответствие между условием, названием числового промежутка, графической моделью, аналитической моделью и символической записью.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: участие в диалоге, подбор аргументов для доказательства своей позиции, анализ текста.
Предметные: имеют представление о числовых промежутках, о нестрогом и строгом неравенствах, о числовом отрезке и интервале.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия):
познавательные: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
регулятивные: различать способ и результат действий;
коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Сценарий урока.
I.Устная работа.
- На доске изображена координатная прямая:
- Какие условия задают координатную прямую?
(должно быть отмечено начало координат, выбран единичный отрезок)
- Как называется число, которое соответствует точке на такой прямой?
(координатой точки)
- Какие координаты имеют точки А, В, С и т. д.?
(А (2), В(0,3), С(0), D(-0,7), Е(-3)).
- Сравните числа с помощью координатной прямой
а) а и в; (а < b)
б) а и с. (а < с)
- Какое из этих чисел расположено правее всего на координатной прямой (левее всего) 3; 2,5; -6; -3,8?
(правее всего - 3, а левее – (-6))
- На рисунках изображены числа на координатной прямой. Все ли сделанные рисунки правильные?
(на втором и четвертом рисунках числа надо поменять местами)
II.Работа с текстом учебника. Изучение нового материала.
- Прочитайте текст параграфа на стр. 73-74.
- Какие записи и рисунки сделаете в тетрадях?
(Перечертим рисунок 59 и напишем, что множество точек, записанное в виде (а; +∞) называется открытым лучом, а в виде неравенства х > а, полученное неравенство называется строгим).
- Как вы думаете, почему неравенство назвали строгим?
(Ребята высказывают свои предположения)
- Еще что-то причитали новое? Что записали в тетрадях?
(Перечертили рисунки 61 и 62. Множество точек, записанное в виде [а; +∞) является геометрической моделью неравенства
х ≥ а, а данное неравенство называется нестрогим).
- Рассмотрите рисунки 64 и 65. Чем они отличаются от тех, которые вы уже рассмотрели.
(Ребята говорят, что на числовой прямой расположены два числа. Штриховка идет от одного числа к другому).
- Прочитайте, как называются такие промежутки. Как называются неравенства, решения которых изображены на этих рисунках.
(На рисунке 64 изображен интервал, на рисунке 65 изображен отрезок. Неравенства, решения которых изображаются в виде интервала или отрезка, называются двойными).
III.Выполнение упражнений на закрепление изученного материала.
1. Выполните № 333
Решение: а) 2≤ х ≤ 7, [2; 7] б) -8 ≤ х ≤ -2, [-8; -2]
в) -5 < х < 0, (-5; 0) г) -7 ≤ х ≤ 7, [-7; 7].
2. Самостоятельно выполните № 334.
Проверка решения:
а) 1,5 ≤ х ≤ 1,9, [1,5; 1,9] б) -0,7 ≤ х ≤ -0,2, [-0,7; -0,2]
в) -3,4 < х < 0, (-3,4; 0) г) -5,9 ≤ х ≤ 5,9, [-5,9; 5,9].
3. Под комментарии с места выполните № 336.
Комментарии: а) открытый луч, х > 3;
б) отрезок, -9 ≤ х ≤ -5; в) луч, х < -8; г) интервал, -4< х< 4.
IV.Выполнение заданий на повторение.
1. Выполните № 360 (а,б) и № 361 (а,б)
Решение: № 360
а) -5,48 –(-1,52)+7,42-8,01-7,42-(-5,48) = -5,48 + 1,52 + 7,42 –
-8,01 – 7,42 + 5,48 = (-5,48 + 5,48) + (7,42 – 7,42) + 1,52 –
- 8,01 = - 6,49;
б) 9,49 – (-1,37) – 1,1 – 9,49 – (+ 2,31) – 0,27 = 9,49 + 1,37 –
-1,1 – 9,49 – 2,31 – 0,27 = (9,49 – 9,49) + (1,37 – 0,27 – 1,1) – 2,31 = - 2,31.
№ 361
а) -0,25 + (7,23 – 4, 08) = -0,25 + 3,15 = 2,9
б) -7,84 – (-2,6 – 3,4) = -7,84 + 6 = - 1,24.
V. Итог урока. Рефлексия.
- С каким понятием познакомились на уроке?
- Можете перечислить виды числовых промежутков?
Домашнее задание: 337,337, 360 (в,г).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.