Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: (Слайд 2) По 1-й линии развития (объяснять мир): 1. Познакомиться с особенностями строения и образом жизни рыб и земно-водных. 2. Уметь перечислять особенности рыб и земноводных. По 2-й линии развития (отношение к миру): 1. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. 1. Актуализация знаний. - Сегодня на уроке окружающего мира мы продолжим знакомство с царством жи-вотных. - Животный мир очень разнообразен. С некоторыми группами животных мы уже познакомились. (Слайд 3) - Давайте назовём 1 группу.(Последовательно, после ответов детей, на слайде открываются изученные группы животных). ( 1 группа – ПРОСТЕЙШИЕ) - Объясните, почему так называется группа? (состоят из одной клетки) - Назовите представителей. (амёба, инфузория- туфелька) - Следующая группа. (КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ) Почему так называется эта груп-па?
Иконка файла материала 3kl_okr_mir_Pervi_shag_iz_moria_na_sushu.doc
Тема. Первый шаг из моря на сушу. (Слайд 1) Цели урока: (Слайд 2) По 1­й линии развития (объяснять мир): 1. Познакомиться   с   особенностями   строения   и   образом   жизни   рыб   и земноводных. 2. Уметь перечислять особенности рыб и земноводных. По 2­й линии развития (отношение к миру): 1. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.  1. Актуализация знаний. ­   Сегодня   на   уроке   окружающего   мира   мы   продолжим   знакомство   с   царством животных. ­   Животный   мир   очень   разнообразен.   С   некоторыми   группами   животных   мы   уже познакомились. (Слайд 3)  ­ Давайте назовём 1 группу.(Последовательно, после ответов детей, на слайде открываются изученные группы животных). ( 1 группа – ПРОСТЕЙШИЕ) ­ Объясните, почему так называется группа? (состоят из одной клетки) ­ Назовите представителей. (амёба, инфузория­ туфелька) ­   Следующая   группа.   (КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ)     Почему   так   называется   эта группа? ­ Кого из представителей данной группы вы знаете?(медузы) ­ Какую большую группу животных мы не назвали? (ЧЛЕНИСТОНОГИЕ) Какие виды животных входят в эту группу?(насекомые, пауки, ракообразные) ­ (Слайд 4) Что характерно для насекомых? (шесть ног) ­ Для пауков? (восемь ног) ­ Для ракообразных? (десять ног) 2. Проблемная ситуация. Поиск решения проблемы. ­ Как вы считаете, все ли группы животных мы изучили? (нет) (Слайд 5)  ­     Продолжая   знакомство   с   удивительным   миром   животных   мы   отправимся   в увлекательное   путешествие   с   известным   телеведущим   программы   «В   мире   животных», путешественником –Николаем Дроздовым. (Просмотр любого фрагмента видеофильма о рыбах). (После просмотра) ­ С какой знакомой всем группой животных мы встретились в фильме? (с рыбами) ­   Давайте   узнаем,   какой   состоялся   проблемный   диалог   между   нашими   героями­ помощниками Леной и Мишей. Откройте учебники на странице 96. ­ За Лену читает… ­ За Мишу читает… Диалог из учебника. Лена:  Миша,  почему так много  костей в этой рыбе? Её трудно есть. 1Миша: В отличии от членистоногих, рыбы имеют внутренний скелет. Вот ты его и находишь. ­ В отличии от членистоногих рыбы имеют внутренний скелет. ­ Какой проблемный вопрос у вас возникает после прочтения диалога? (высказывания детей) Давайте проверим, совпадают ли ваши вопросы, с проблемным вопросом учебника. Найдите его на страницах урока.                                        ( Слайд 6) Так в чём же преимущества внутреннего скелета?   На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить. (вопрос открывается на слайде) Но сначала вспомним, что представляет собой наружный скелет.  ­ У каких животных мы его наблюдали? (ответы детей) ­ Вы рассказали о наружном скелете. А, что представляет собой внутренний скелет? (ответы детей) Обратимся  к статье учебника на странице 96. Читает…Основу внутреннего скелета составляет позвоночник. К нему подвижно прикрепляются другие кости. К животным, имеющим позвоночник, относятся рыбы, лягушки, змеи, птицы и звери. Всех их называют позвоночными. Внутренний скелет позвоночных ­ один на всю жизнь. Он состоит из живых клеток и   растёт   вместе   с   телом.   Однако   он   не   защищает   тело   снаружи.   Эту   задачу   у позвоночных выполняет кожа, состоящая из живых и мёртвых клеток. ­  Кто понял из прочитанного, как называется группа животных, с которыми мы сегодня знакомимся? (позвоночные)  Какие животные относятся к ПОЗВОНОЧНЫМ? (К позвоночным относятся рыбы, лягушки, змеи, птицы и звери.) ­   Что   же   является   основой   внутреннего   скелета?   (Основой   внутреннего   скелета является позвоночник.) ­ Какую особенность внутреннего скелета вы узнали? ( Один на всю жизнь.) ­ Рассмотрите в таблице учебника скелет рыбы. Обратите внимание на надписи к рисунку. ­ Покажите друг другу, где у рыбы находится позвоночник. ­ Рыбы – водные животные. В какой среде они обитают? (в воде) 2­ Как вы думаете, какие особенности строения помогают жить в этой среде? (ответы детей) (Слайд 7) Информация для учителя, которой можно дополнить ответы детей. Жабры  –   рыбы   дышат   кислородом,   растворённым   в   воде   и   только   тогда,   когда жабры омываются водой. Вот почему рыба погибает на берегу реки, хотя в воздухе тоже есть кислород. Плавники – парные плавники – грудные и брюшные – обеспечивают горизонтальное положение рыб, осуществляют повороты, способствуют движению вверх и вниз. Хвостовой плавник – хвост – служит рулём при изменении направления движения. Чешуя – защищает тело от повреждений, как кольчуга. Форма тела – форма тела рыбы отличается от формы тела лебедя, бобра, крокодила. У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова плавно переходит в туловище, а туловище ­ в хвост. Шеи у рыбы нет. Как вы думаете, зачем рыбе такая форма тела? ­ С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело рыбы перестало бы быть цельным и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды. ­ Рассмотрите таблицы на странице 98. (Слайд 8) На какие две группы делятся все рыбы? (морские рыбы и пресноводные) ­ Как вы думаете, какие рыбы появились раньше? (ответы детей) ­   Самое   интересное,   что   появились   рыбы   более   400   млн.   лет   назад   в   пресных водоёмах, а затем освоили и морскую солёную воду. Сегодня известно около 20 тысяч видов рыб, которые различаются по форме тела, размерам и массе. 3. Физминутка. ­ Итак, мы познакомились с внешним строением рыбы и рассмотрели её скелет. А, как он называется? (внутренний) ­   В   чём   же   преимущества   внутреннего   скелета?  (   Рождаются   с   внутренним скелетом, живут с ним. Скелет состоит из живых клеток, растёт вместе с хозяином. К тому же он является опорой тела.) 4. Проблемная ситуация. Поиск решения.   –  Давайте   найдём   второй   проблемный   диалог   Лены   и   Миши.  Вернёмся   на страницу 96. Лена и Миша, продолжайте диалог. Лена:  Миша, посмотри, какая чудная рыба плавает в луже. У неё лапы! 3Миша: Не всё то – рыба, что плавает в воде. Это тритон. Он спускается в воду только весной, в период размножения. А вообще он – земноводное и летом живёт на суше. ­ Какой проблемный вопрос у вас возник после прочтения диалога? (ответы детей) Возможно ваши вопросы совпадут с проблемным вопросом на странице учебника. Найдите его. Как рыбы приспособлены к жизни в воде? Как земноводные освоили сушу? ­   Будем   мы   исследовать   первый   вопрос?   (Нет,   мы   уже   выяснили,   как   рыбы приспособились к жизни в воде).  ­   А   вот   на   второй   вопрос   нам   необходимо   ответить.   Давайте   исследуем   слово «ЗЕМНОВОДНЫЕ».  (Слайд 9)  Что необычного вы заметили в этом слове? (В нём два корня: ЗЕМН­ и ВОД­ ) ­ На что указывают эти два корня? ( Они указывают на то, что животное обитает и на земле, и в воде.) ­ Это удивительные существа. Появились они около 350 млн. лет назад. Произошли земноводные от рыб. Когда­то очень давно их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги, а из воздушного пузыря – лёгкие. Но совсем воду они не покинули.  ­ Дети, а знает ли кто из вас, как ещё называют земноводных? (ответы детей) Их называют   АМФИБИЯМИ.   происхождение и означает «двоякоживущие».    (Слайд   10)  Слово   «АМФИБИИ»   имеет   греческое ­ Давайте вернёмся к нашему диалогу и вспомним, какого животного назвал Миша. (Миша назвал тритона.) ­ Рассмотрите его на иллюстрации (слайде). Напоминает ли он рыбу? Чем? ­ Чем отличается от рыб? (вместо плавников ­ ноги) ­  Зачем тритону ноги? (ответы детей) ­ Земноводные живут на границе суши и воды. ­ Какие же ещё представители входят в группу земноводных? Об этом мы узнаем, прочитав статью на странице 98Исследование проведём в группах. Какая группа справится с заданием – поднимает руки. Послушайте внимательно задание. ­ Прочитав статью, составьте план ответа на вопрос: какие животные относятся к группе земноводных? Что помогает земноводным жить и на суше, и в воде? (Статья учебника) Земноводные   ­   это   лягушки,   тритоны   и   их   родственники.   Это   позвоночные животные. Лягушки и тритоны обитают вблизи водоёмов и часть времени проводят в воде,  а часть ­ на суше.  На воздухе  они дышат  лёгкими, скрытыми от  высыхания внутри тела. Это особые мешки с тонкими стенками, пронизанными сосудами. Через 4них   кислород   из   воздуха   легко   поступает   в   кровь,   а   углекислый   газ   ­   обратно. Дополнительно земноводные дышат через нежную кожу, которая покрыта защитной слизью и потому всегда влажная. Рыба на суше беспомощно лежит и плавники ей не подмога, а у лягушки ­ две пары ног с внутренним скелетом и гибкими суставами. Есть на что опереться! Травяные лягушки обитают в лесу и на лугу. Весной они откладывают икру в мелкие водоёмы. Из икринки развивается головастик ­ личинка лягушки. Головастик ­ настоящее водное животное: у него есть даже жабры и хвостовой плавник. Через несколько недель вырастают и ноги, а хвост уменьшается. Летом, когда у лягушонка появляется способность дышать лёгкими, он выходит из воды. На  суше   лягушка  ловко  охотится  за  насекомыми.  Клейким  языком  «стреляет»  по пролетающим комарам. Но жить лягушка может только в сырости, иначе её нежная кожа быстро высыхает. В воде земноводные прекрасно плавают ­ ведь между пальцами у них есть перепонки, но время от времени они всплывают к поверхности, чтобы набрать воздух в лёгкие. Вот  уж действительно земноводные: и земные, и водные! ­ Какая группа готова ответить? (выступление группы) ­ У других групп есть дополнения? (возможны варианты) Возможные направляющие вопросы учителя. 1. Различия внутреннего скелета.  ­ Рассмотрите внимательно скелет лягушки. (Слайд 11)  2. Конечности – обратите внимание, задняя пара ног намного длиннее передних – поэтому они передвигаются прыжками. (прыгают на 30 – 40 см) 3. Перепонки – пальцы лап покрыты перепонками. ­ О чём это говорит? (О том, что они могут жить в воде, плавают.) 4.  Лёгкие.  А  как  дышит   земноводное?   (Дышит   лёгкими,   скрытыми   от  высыхания внутри   тела.)     В   раннем   возрасте   большинство   земноводных   живут   в   воде   и   дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное утрачивает жабры и начинает дышать лёгкими, как все наземные животные. ­   Чем   покрыто   тело   земноводных?   (кожей)   Кожа   у   них   тонкая   и   влажная. Периодически её надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. 5.Самооценка выполненного задания. (Слайд 12) Самооценка (диалог с учеником)    :  1. Что нужно было сделать?  2. Удалось ли сделать?  53. Все правильно или есть недочеты? 4. Сделал сам или с чьей­то помощью? 5. Как мы отличаем «5», «4», «3»? 6. Какую поставишь себе отметку? 6. Обобщение. ­ Найдите название темы урока.  ПЕРВЫЙ ШАГ ИЗ МОРЯ НА СУШУ. (Слайд 13) ­ Как вы поняли, кто сделал первый шаг из моря на сушу? (ответы детей) Открывается таблица. ­ Земноводные или амфибии – первые позвоночные, переступившие рубеж водной среды,   первые   завоеватели   суши.   Их   ещё   называют   эволюционными   прародителями рептилий, птиц, зверей, о которых мы будем говорить на последующих уроках. ­ Каких же представителей земноводных вы запомнили? (лягушка, тритон) ­ В чём сходство рыб и земноводных? (имеют внутренний скелет) ­ Что составляет основу внутреннего скелета? (позвоночник) (Слайд 14) ­ Как называют животных, имеющих позвоночник? (позвоночные) Открывается последняя карточка схемы. (ПОЗВОНОЧНЫЕ)  ­ Каких животных, относящихся к группе позвоночных мы уже можем назвать? (рыбы и земноводные) ­ Дети! Сегодня на уроке мы искали ответы на проблемные вопросы, сделали свои выводы, а как об этом пишут в учебнике? Найдите вывод на странице 99. 7. Самостоятельное применение знаний. ­   В   завершении   урока,   чтобы   ещё   раз   проверить   знания,   полученные   сегодня,   я предлагаю  вам выполнить  самостоятельную  работу в парах. Обсудите  и отметьте особенности  строения и образа жизни рыб и земноводных. Свойство Наличие позвоночника Покров на чешуи Голая кожа Органы дыхания­жабры Органы дыхания­легкие Конечности­плавники Конечности­ноги Обитают на суше Обитают в воде Рыбы Земноводные 6­ Назовите отличительные особенности. ­ Есть ли общие свойства у рыб и земноводных? 6. Итог. Рефлексия. Самооценка работы на уроке. (Слайд 15) ­ Как вы думаете, почему рыбы и земноводные заселили воду и сушу? (ответы детей) ­ С какого бы задания или вопроса вы хотели бы начать следующий урок? ­ Что нового и интересного вы узнали на уроке? ­ О ком вы сегодня хотели бы рассказать своим товарищам? ­ Откройте дневники и оцените свою работу на сегодняшнем уроке, раскрасив кружок напротив предмета «Окружающий мир». 7. Домашнее задание. Чтение текста темы. Выполнить  задания из рабочей тетради – на выбор. Подготовить сообщение о пресмыкающихся по желанию. 7