Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.
Оценка 4.7

Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
29.04.2018
Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.
Цели урока: (Слайд 2) По 1-й линии развития (объяснять мир): 1. Познакомиться с особенностями строения и образом жизни рыб и земно-водных. 2. Уметь перечислять особенности рыб и земноводных. По 2-й линии развития (отношение к миру): 1. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. 1. Актуализация знаний. - Сегодня на уроке окружающего мира мы продолжим знакомство с царством жи-вотных. - Животный мир очень разнообразен. С некоторыми группами животных мы уже познакомились. (Слайд 3) - Давайте назовём 1 группу.(Последовательно, после ответов детей, на слайде открываются изученные группы животных). ( 1 группа – ПРОСТЕЙШИЕ) - Объясните, почему так называется группа? (состоят из одной клетки) - Назовите представителей. (амёба, инфузория- туфелька) - Следующая группа. (КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ) Почему так называется эта груп-па?
3kl_okr_mir_Pervi_shag_iz_moria_na_sushu.doc
Тема. Первый шаг из моря на сушу. (Слайд 1) Цели урока: (Слайд 2) По 1­й линии развития (объяснять мир): 1. Познакомиться   с   особенностями   строения   и   образом   жизни   рыб   и земноводных. 2. Уметь перечислять особенности рыб и земноводных. По 2­й линии развития (отношение к миру): 1. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.  1. Актуализация знаний. ­   Сегодня   на   уроке   окружающего   мира   мы   продолжим   знакомство   с   царством животных. ­   Животный   мир   очень   разнообразен.   С   некоторыми   группами   животных   мы   уже познакомились. (Слайд 3)  ­ Давайте назовём 1 группу.(Последовательно, после ответов детей, на слайде открываются изученные группы животных). ( 1 группа – ПРОСТЕЙШИЕ) ­ Объясните, почему так называется группа? (состоят из одной клетки) ­ Назовите представителей. (амёба, инфузория­ туфелька) ­   Следующая   группа.   (КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ)     Почему   так   называется   эта группа? ­ Кого из представителей данной группы вы знаете?(медузы) ­ Какую большую группу животных мы не назвали? (ЧЛЕНИСТОНОГИЕ) Какие виды животных входят в эту группу?(насекомые, пауки, ракообразные) ­ (Слайд 4) Что характерно для насекомых? (шесть ног) ­ Для пауков? (восемь ног) ­ Для ракообразных? (десять ног) 2. Проблемная ситуация. Поиск решения проблемы. ­ Как вы считаете, все ли группы животных мы изучили? (нет) (Слайд 5)  ­     Продолжая   знакомство   с   удивительным   миром   животных   мы   отправимся   в увлекательное   путешествие   с   известным   телеведущим   программы   «В   мире   животных», путешественником –Николаем Дроздовым. (Просмотр любого фрагмента видеофильма о рыбах). (После просмотра) ­ С какой знакомой всем группой животных мы встретились в фильме? (с рыбами) ­   Давайте   узнаем,   какой   состоялся   проблемный   диалог   между   нашими   героями­ помощниками Леной и Мишей. Откройте учебники на странице 96. ­ За Лену читает… ­ За Мишу читает… Диалог из учебника. Лена:  Миша,  почему так много  костей в этой рыбе? Её трудно есть. 1 Миша: В отличии от членистоногих, рыбы имеют внутренний скелет. Вот ты его и находишь. ­ В отличии от членистоногих рыбы имеют внутренний скелет. ­ Какой проблемный вопрос у вас возникает после прочтения диалога? (высказывания детей) Давайте проверим, совпадают ли ваши вопросы, с проблемным вопросом учебника. Найдите его на страницах урока.                                        ( Слайд 6) Так в чём же преимущества внутреннего скелета?   На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить. (вопрос открывается на слайде) Но сначала вспомним, что представляет собой наружный скелет.  ­ У каких животных мы его наблюдали? (ответы детей) ­ Вы рассказали о наружном скелете. А, что представляет собой внутренний скелет? (ответы детей) Обратимся  к статье учебника на странице 96. Читает…Основу внутреннего скелета составляет позвоночник. К нему подвижно прикрепляются другие кости. К животным, имеющим позвоночник, относятся рыбы, лягушки, змеи, птицы и звери. Всех их называют позвоночными. Внутренний скелет позвоночных ­ один на всю жизнь. Он состоит из живых клеток и   растёт   вместе   с   телом.   Однако   он   не   защищает   тело   снаружи.   Эту   задачу   у позвоночных выполняет кожа, состоящая из живых и мёртвых клеток. ­  Кто понял из прочитанного, как называется группа животных, с которыми мы сегодня знакомимся? (позвоночные)  Какие животные относятся к ПОЗВОНОЧНЫМ? (К позвоночным относятся рыбы, лягушки, змеи, птицы и звери.) ­   Что   же   является   основой   внутреннего   скелета?   (Основой   внутреннего   скелета является позвоночник.) ­ Какую особенность внутреннего скелета вы узнали? ( Один на всю жизнь.) ­ Рассмотрите в таблице учебника скелет рыбы. Обратите внимание на надписи к рисунку. ­ Покажите друг другу, где у рыбы находится позвоночник. ­ Рыбы – водные животные. В какой среде они обитают? (в воде) 2 ­ Как вы думаете, какие особенности строения помогают жить в этой среде? (ответы детей) (Слайд 7) Информация для учителя, которой можно дополнить ответы детей. Жабры  –   рыбы   дышат   кислородом,   растворённым   в   воде   и   только   тогда,   когда жабры омываются водой. Вот почему рыба погибает на берегу реки, хотя в воздухе тоже есть кислород. Плавники – парные плавники – грудные и брюшные – обеспечивают горизонтальное положение рыб, осуществляют повороты, способствуют движению вверх и вниз. Хвостовой плавник – хвост – служит рулём при изменении направления движения. Чешуя – защищает тело от повреждений, как кольчуга. Форма тела – форма тела рыбы отличается от формы тела лебедя, бобра, крокодила. У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова плавно переходит в туловище, а туловище ­ в хвост. Шеи у рыбы нет. Как вы думаете, зачем рыбе такая форма тела? ­ С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело рыбы перестало бы быть цельным и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды. ­ Рассмотрите таблицы на странице 98. (Слайд 8) На какие две группы делятся все рыбы? (морские рыбы и пресноводные) ­ Как вы думаете, какие рыбы появились раньше? (ответы детей) ­   Самое   интересное,   что   появились   рыбы   более   400   млн.   лет   назад   в   пресных водоёмах, а затем освоили и морскую солёную воду. Сегодня известно около 20 тысяч видов рыб, которые различаются по форме тела, размерам и массе. 3. Физминутка. ­ Итак, мы познакомились с внешним строением рыбы и рассмотрели её скелет. А, как он называется? (внутренний) ­   В   чём   же   преимущества   внутреннего   скелета?  (   Рождаются   с   внутренним скелетом, живут с ним. Скелет состоит из живых клеток, растёт вместе с хозяином. К тому же он является опорой тела.) 4. Проблемная ситуация. Поиск решения.   –  Давайте   найдём   второй   проблемный   диалог   Лены   и   Миши.  Вернёмся   на страницу 96. Лена и Миша, продолжайте диалог. Лена:  Миша, посмотри, какая чудная рыба плавает в луже. У неё лапы! 3 Миша: Не всё то – рыба, что плавает в воде. Это тритон. Он спускается в воду только весной, в период размножения. А вообще он – земноводное и летом живёт на суше. ­ Какой проблемный вопрос у вас возник после прочтения диалога? (ответы детей) Возможно ваши вопросы совпадут с проблемным вопросом на странице учебника. Найдите его. Как рыбы приспособлены к жизни в воде? Как земноводные освоили сушу? ­   Будем   мы   исследовать   первый   вопрос?   (Нет,   мы   уже   выяснили,   как   рыбы приспособились к жизни в воде).  ­   А   вот   на   второй   вопрос   нам   необходимо   ответить.   Давайте   исследуем   слово «ЗЕМНОВОДНЫЕ».  (Слайд 9)  Что необычного вы заметили в этом слове? (В нём два корня: ЗЕМН­ и ВОД­ ) ­ На что указывают эти два корня? ( Они указывают на то, что животное обитает и на земле, и в воде.) ­ Это удивительные существа. Появились они около 350 млн. лет назад. Произошли земноводные от рыб. Когда­то очень давно их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги, а из воздушного пузыря – лёгкие. Но совсем воду они не покинули.  ­ Дети, а знает ли кто из вас, как ещё называют земноводных? (ответы детей) Их называют   АМФИБИЯМИ.   происхождение и означает «двоякоживущие».    (Слайд   10)  Слово   «АМФИБИИ»   имеет   греческое ­ Давайте вернёмся к нашему диалогу и вспомним, какого животного назвал Миша. (Миша назвал тритона.) ­ Рассмотрите его на иллюстрации (слайде). Напоминает ли он рыбу? Чем? ­ Чем отличается от рыб? (вместо плавников ­ ноги) ­  Зачем тритону ноги? (ответы детей) ­ Земноводные живут на границе суши и воды. ­ Какие же ещё представители входят в группу земноводных? Об этом мы узнаем, прочитав статью на странице 98Исследование проведём в группах. Какая группа справится с заданием – поднимает руки. Послушайте внимательно задание. ­ Прочитав статью, составьте план ответа на вопрос: какие животные относятся к группе земноводных? Что помогает земноводным жить и на суше, и в воде? (Статья учебника) Земноводные   ­   это   лягушки,   тритоны   и   их   родственники.   Это   позвоночные животные. Лягушки и тритоны обитают вблизи водоёмов и часть времени проводят в воде,  а часть ­ на суше.  На воздухе  они дышат  лёгкими, скрытыми от  высыхания внутри тела. Это особые мешки с тонкими стенками, пронизанными сосудами. Через 4 них   кислород   из   воздуха   легко   поступает   в   кровь,   а   углекислый   газ   ­   обратно. Дополнительно земноводные дышат через нежную кожу, которая покрыта защитной слизью и потому всегда влажная. Рыба на суше беспомощно лежит и плавники ей не подмога, а у лягушки ­ две пары ног с внутренним скелетом и гибкими суставами. Есть на что опереться! Травяные лягушки обитают в лесу и на лугу. Весной они откладывают икру в мелкие водоёмы. Из икринки развивается головастик ­ личинка лягушки. Головастик ­ настоящее водное животное: у него есть даже жабры и хвостовой плавник. Через несколько недель вырастают и ноги, а хвост уменьшается. Летом, когда у лягушонка появляется способность дышать лёгкими, он выходит из воды. На  суше   лягушка  ловко  охотится  за  насекомыми.  Клейким  языком  «стреляет»  по пролетающим комарам. Но жить лягушка может только в сырости, иначе её нежная кожа быстро высыхает. В воде земноводные прекрасно плавают ­ ведь между пальцами у них есть перепонки, но время от времени они всплывают к поверхности, чтобы набрать воздух в лёгкие. Вот  уж действительно земноводные: и земные, и водные! ­ Какая группа готова ответить? (выступление группы) ­ У других групп есть дополнения? (возможны варианты) Возможные направляющие вопросы учителя. 1. Различия внутреннего скелета.  ­ Рассмотрите внимательно скелет лягушки. (Слайд 11)  2. Конечности – обратите внимание, задняя пара ног намного длиннее передних – поэтому они передвигаются прыжками. (прыгают на 30 – 40 см) 3. Перепонки – пальцы лап покрыты перепонками. ­ О чём это говорит? (О том, что они могут жить в воде, плавают.) 4.  Лёгкие.  А  как  дышит   земноводное?   (Дышит   лёгкими,   скрытыми   от  высыхания внутри   тела.)     В   раннем   возрасте   большинство   земноводных   живут   в   воде   и   дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное утрачивает жабры и начинает дышать лёгкими, как все наземные животные. ­   Чем   покрыто   тело   земноводных?   (кожей)   Кожа   у   них   тонкая   и   влажная. Периодически её надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. 5.Самооценка выполненного задания. (Слайд 12) Самооценка (диалог с учеником)    :  1. Что нужно было сделать?  2. Удалось ли сделать?  5 3. Все правильно или есть недочеты? 4. Сделал сам или с чьей­то помощью? 5. Как мы отличаем «5», «4», «3»? 6. Какую поставишь себе отметку? 6. Обобщение. ­ Найдите название темы урока.  ПЕРВЫЙ ШАГ ИЗ МОРЯ НА СУШУ. (Слайд 13) ­ Как вы поняли, кто сделал первый шаг из моря на сушу? (ответы детей) Открывается таблица. ­ Земноводные или амфибии – первые позвоночные, переступившие рубеж водной среды,   первые   завоеватели   суши.   Их   ещё   называют   эволюционными   прародителями рептилий, птиц, зверей, о которых мы будем говорить на последующих уроках. ­ Каких же представителей земноводных вы запомнили? (лягушка, тритон) ­ В чём сходство рыб и земноводных? (имеют внутренний скелет) ­ Что составляет основу внутреннего скелета? (позвоночник) (Слайд 14) ­ Как называют животных, имеющих позвоночник? (позвоночные) Открывается последняя карточка схемы. (ПОЗВОНОЧНЫЕ)  ­ Каких животных, относящихся к группе позвоночных мы уже можем назвать? (рыбы и земноводные) ­ Дети! Сегодня на уроке мы искали ответы на проблемные вопросы, сделали свои выводы, а как об этом пишут в учебнике? Найдите вывод на странице 99. 7. Самостоятельное применение знаний. ­   В   завершении   урока,   чтобы   ещё   раз   проверить   знания,   полученные   сегодня,   я предлагаю  вам выполнить  самостоятельную  работу в парах. Обсудите  и отметьте особенности  строения и образа жизни рыб и земноводных. Свойство Наличие позвоночника Покров на чешуи Голая кожа Органы дыхания­жабры Органы дыхания­легкие Конечности­плавники Конечности­ноги Обитают на суше Обитают в воде Рыбы Земноводные 6 ­ Назовите отличительные особенности. ­ Есть ли общие свойства у рыб и земноводных? 6. Итог. Рефлексия. Самооценка работы на уроке. (Слайд 15) ­ Как вы думаете, почему рыбы и земноводные заселили воду и сушу? (ответы детей) ­ С какого бы задания или вопроса вы хотели бы начать следующий урок? ­ Что нового и интересного вы узнали на уроке? ­ О ком вы сегодня хотели бы рассказать своим товарищам? ­ Откройте дневники и оцените свою работу на сегодняшнем уроке, раскрасив кружок напротив предмета «Окружающий мир». 7. Домашнее задание. Чтение текста темы. Выполнить  задания из рабочей тетради – на выбор. Подготовить сообщение о пресмыкающихся по желанию. 7

Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.

Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.

Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.

Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.

Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.

Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.

Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.

Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.

Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.

Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.

Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.

Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.

Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.

Урок 2. Тема. Первый шаг из моря на сушу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018