Урок 30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ
Оценка 5

Урок 30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
14.01.2017
Урок 30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ
Цели деятельности учителя: Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с функциями дыхательной и кровеносной систем; способствовать формированию знаний об органах дыхания и выделения. Развивающие: способствовать развитию представления о работе внутренних органов человека. Воспитательные: создать условия для воспитания бережного отношения к своему организму и заботы о своем здоровье. Оборудование: секундомер; полоски красного и зелёного цветов; кроссворд; аудиозапись музыки; цветные карандаши, белый лист бумаги.
Урок 30. О дыхании, движение крови.docx
У р о к   30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Образовательные:  создать   условия   для   ознакомления   учащихся   с функциями дыхательной и кровеносной систем; способствовать формированию знаний об органах дыхания и выделения. Развивающие: способствовать развитию представления о работе внутренних органов человека. Воспитательные: создать условия для воспитания бережного отношения к своему организму и заботы о своем здоровье. Оборудование:   секундомер;   полоски   красного   и   зелёного   цветов; кроссворд; аудиозапись музыки; цветные карандаши, белый лист бумаги. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. Прозвенел и смолк звонок,  Начинаем наш урок   (повторение правил посадки). Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять И ни минуты не терять. II. Проверка домашнего задания. –   На   прошлом   уроке   окружающего   мира   мы   с   вами   рассматривали   тему «Наше питание. Органы пищеварения». – Хорошо ли вы поработали дома, мы сейчас узнаем, разгадав кроссворд: 1. Расширенный отдел пищеварительного канала. (Желудок.) 2.   Трубчатый   мышечный   орган,     соединяющий     глотку     с     желудком. (Пищевод.) 3. Отдел пищеварительной системы, состоящий из кишок.  (Кишечник.) 4. Полость между верхней и нижней челюстями, снаружи закрытая губами. (Рот.) – Итак, рот, желудок, пищевод и кишечник – это органы пищеварения. Они перерабатывают пищу и снабжают организм человека питательными веществами. Если мы с вами разгадаем кроссворд до конца, то узнаем о продуктах, полезных и вредных для организма. 5. Белый как снег, в чести у всех. В рот попал, там и пропал. (Сахар.) 6. Жидко, а не вода. Бело, а не снег. (Молоко.) 7.   Во   что   лягушка,   барахтаясь   в   сметане,   превратила   её?   Масло,   сало, маргарин – это… (жиры). 8. Какой продукт получают из молока? (Сметана.) 9. Что делили два жадных медвежонка из венгерской сказки. (Сыр.) – Каким из этих продуктов питания не следует злоупотреблять? Почему? – От сладкой еды жди беды. – Да. Так гласит народная мудрость. Что полезно употреблять в пищу, вы узнаете, прочитав в кроссворде слово по вертикали. (Витамины.) Игра «Красный – зелёный». – Если вы согласны с моим утверждением, поднимите правую руку с зелёным сигналом, если нет – левую руку с красным сигналом. • Мою руки перед едой. • Кушаю в одно и то же время. • Ем быстро, глотая большие куски. • Тщательно пережёвываю пищу. • Ем очень много. • Беру пищи столько, сколько смогу съесть. • Питаюсь разнообразной пищей. • Когда стану взрослым, не буду пить алкогольные напитки и курить. III. Сообщение темы, целей урока. Актуализация опорных знаний. –   О   дыхании,   движении   крови   и   как   удаляются   из   организма   вредные вещества – об этом сегодня будем говорить на уроке. – Сформулируйте учебную задачу. (Узнать, как работают лёгкие и сердце, как движется в организме кровь, какой газ необходим для дыхания и как удаляются из организма вредные вещества.) – Долго ли человек может находиться без пищи? (Человек может голодать 30–40 дней.)  – А что еще необходимо человеку для жизни?  – Попробуйте на минуту закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. – Давайте проверим по часам. (Получилось в среднем 1–1,5 минуты.)  – Отчего вам пришлось обратно вдохнуть?  – Это, оставшись без кислорода, возмутились клетки. Они кричат: «Пришлите нам кислород. Иначе мы все погибнем от голода!»  – Давайте вспомним, какой состав имеет воздух. (Кислород, углекислый газ, азот.) На доске схема: «Состав воздуха».  – Какой газ необходим для дыхания? (Живительный газ – кислород.) – Японские ныряльщики могут находиться под водой до 4 минут. Индонезиец Энох пробыл под водой 4 минуты 46 секунд, а француз Поликен, не двигаясь, пробыл под водой 6 минут 24 секунды.  IV. Изучение нового материала. 1. Органы дыхания. Беседа.  – Зачем человек дышит? – Человек постоянно дышит, поочередно делая вдох и выдох.  – Что происходит во время вдоха, а что во время выдоха?  Во   время   вдоха   человек   как   бы   втягивает   в   себя   воздух,   который   через носовую полость, трахею, бронхи поступает в легкие. Из носовой полости воздух поступает в носоглотку, в которой пути пищи и воздуха совпадают.  Из гортани воздух попадает в трахею – длинную трубку. Трахея делится на два ответвления – бронха. Каждый из них входит в правую и левую половинку легких.   Там   бронхи   ветвятся   наподобие   ветвей   или   побегов   на   более   узкие трубочки, самые маленькие из которых заканчиваются воздушными пузырьками. Работа по учебнику. – Прочитайте текст (с. 144) «О дыхании». – Расскажите, как путешествует воздух в нашем организме.  – Как выглядят трахеи, бронхи?  – Из чего состоят легкие?  Нос. Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице. На самом деле даже самый маленький носик, похожий на кнопку, – весьма важная часть тела. Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост. Ты делаешь вдох и втягиваешь ноздрями воздух. Он попадает внутрь носа и пробегает   по   его   извилистым   каналам.   Поверхность   этих   каналов   усеяна множеством крохотных ресничек. Они все время быстро колеблются. К этим ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки. Попробуй вытереть внутри нос платком после того, как пройдешь по пыльной дороге. Темное пятно на платке покажет.  Так нос тщательно оберегает легкие, чтобы в них не попала грязь. Внутренние   стенки   носа   пронизаны   множеством   тончайших   сосудов,   по которым все время струится горячая кровь. Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Пробегая по извилинам, даже морозный воздух успевает согреться и становится теплым.  Вот почему надо дышать носом, а не ртом. Меньше опасности надышаться пыли и простудиться. Ну   а   сторожевым   постом   организма   нос   называют   потому,   что   он единственный из органов чувств умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно.  Запахнет в доме дымом – и нос сразу сообщит об этом мозгу. А тот уже сообразит, что где загорелось. Донесется из духовки вкусный запах зарумянившейся корочки – и хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать.  Физкультминутка: дыхательная гимнастика (под музыку: шум моря) 1. «Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза). 2. «Тёплый   ветер».  Вдох  через   нос,  выдох   через  рот   тёплым  воздухом  со звуком «ха­а», будто согревая руки (2 раза). 3. «Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот (4 раза). 2. Кровеносная система. Лекция учителя с элементами беседы. – Рассмотрите ладони с внутренней стороны. Сквозь кожу видны голубые полоски. Что это?  – Это кровеносные сосуды, по которым постоянно течет кровь. Кровь – самая важная жидкая ткань твоего организма. В ней растворен особый сахар – глюкоза. Он служит «топливом» для твоих клеток. Его­то вместе с газом кислородом и разносит по всем закоулкам твоего тела кровь. Поток крови проталкивает по кровеносным сосудам главная мышца твоего тела   –  сердце.   Оно   работает   как   насос!   К   70   годам   жизни   человека   число сокращений   его   сердца   достигает   трех   миллиардов!   Что   надо   делать,   чтобы сердце   работало   долго   и   без   починки?   Надо   его   тренировать:   давать дополнительные   задания!   Когда   ты   бегаешь   или   плаваешь,   сердце   бьется   в ускоренном темпе. Так оно тренирует само себя! За одну минуту через сердце проходит более 5 литров крови. При выполнении тяжелой работы или при беге этот объем может увеличиться в четыре раза! Вот оно какое – твое работящее сердце!  Свои кровеносные сосуды надо беречь. От них зависит здоровье, а порой и сама   жизнь   человека!   Каждый   час  на   нашей   планете   умирает   около  4  тысяч человек. Половина этих людей погибает из­за того, что некоторые их сосуды стали   плохо   пропускать   кровь.   От   малоподвижного   образа   жизни   они засоряются, а то и вовсе закупориваются! В больном сосуде может возникнуть пробка – тромб. От   сердца   кровь   движется   по   крупным   сосудам   –  артериям.   Они напоминают   прочные   шланги.   Артерии   выдерживают   большое   давление благодаря своим толстым мышечным стенкам. В тех местах, где артерии лежат под  кожей  неглубоко,  можно  прощупать   ритмичные   расширения   их   стенок – пульс. Работа по учебнику. (Работа в парах.) – Прочитайте текст (с. 145) «О движении крови».  Учащиеся читают абзацы статьи из учебника, показывают друг другу и называют органы кровообращения. Беседа по восприятию: – Какова роль крови в организме? – Как устроена и работает кровеносная система? –   Зачем   капелька   крови,   обежав   весь   организм,   возвращается   в   сердце   и оправляется в новое путешествие? Практическая работа. – Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 146). Прощупайте у себя на левой руке пульс. Каждый удар пульса соответствует удару сердца. Когда все учащиеся нащупают у себя на руке пульс, учитель засекает 15 секунд, а ученики считают количество ударов пульса за это время. Затем полученное число ударов умножают на четыре. – Сколько ударов делает ваше сердце в минуту? – А сколько оно бьётся за 10 минут? Посчитайте. Работа в рабочей тетради (с. 64). № 1.  Прочитайте. Заполните пропуски в тексте. Найдите в тексте абзац о работе органов дыхания и проверьте. (Носовая полость, трахея, бронхи, легкие составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ.). № 2. Прочитайте. Укажите стрелками органы. Проверка по учебнику.  №   3.  Прочитайте.   Укажите   последовательность   прохождения   воздуха   при вдохе по органам дыхания красным карандашом. Укажите последовательность прохождения воздуха при выдохе по органам дыхания синим карандашом. Взаимопроверка (проверяют правильное выполнение по схеме, вывешенной на доске). V. Повторение изученного. Тестовый контроль. Тест (у каждого ученика) 1.   Благодаря   чему   частицы   питательных   веществ   разносятся   по всему телу? а) Благодаря крови; б) благодаря нервным волокнам; в) благодаря мышцам. 2. Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы? а) Кислород;  б) углекислый газ; в) азот. 3. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью? а) В носу;  б) в бронхах;  в) в лёгких. 4. Через какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных веществ? а) Через печень, кишечник, мочевой пузырь; б) через кожу, почки, лёгкие; в) через сердце, желудок, желчный пузырь. 2 3 4 1 – Ответы занесите в таблицу: Номер вопроса Буква ответа  О т в е т ы : 1­а.  2­а.  3­в.  4­б. VI. Итог урока. – Назовите органы дыхательной системы. – Назовите органы кровеносной системы.  В ы в о д .   ( Учащиеся читают  в учебнике на с. 146.)  – Дыхательная система снабжает организм кислородом. Кровеносная система обеспечивает движение крови, которая переносит внутри организма различные вещества. При работе всех органов образуется углекислый газ и другие вредные вещества. Они попадают в кровь, а затем удаляются из организма через легкие, кожу, почки. Рефлексия. –   На   листе   бумаги   обведите   левую   руку.   Каждый   палец   –   это   какая­то позиция,   по   которой   надо   высказать   своё   мнение,   закрасьте   пальчики   в соответствующие   цвета.   Если   какая­то   позиция   вас   не   заинтересовала   –   не красьте.    Большой: для меня тема была важной и интересной – красным.    Указательный: узнал много нового – жёлтым.    Средний: мне было трудно – зелёным.      Безымянный: мне было комфортно – синим. Мизинец: для меня было недостаточно информации – фиолетовым. Домашнее   задание:  прочитать   в   учебнике   текст   (с.   144–146);   выполнить задания № 1–3 в рабочей тетради, с. 62–64.

Урок 30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ

Урок 30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ

Урок 30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ

Урок 30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ

Урок 30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ

Урок 30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ

Урок 30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ

Урок 30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ

Урок 30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ

Урок 30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ

Урок 30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ

Урок 30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ

Урок 30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ

Урок 30. О ДЫХАНИИ, ДВИЖЕНИИ КРОВИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017