У р о к ______
Т е м а : УСТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ
Педагогические задачи: развивать вычислительные навыки; продолжать развивать умения
представлять число в виде суммы разрядных слагаемых, находить периметр многоугольников;
продолжать работу над задачами изученных видов; развивать мышление, внимание.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся
развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и
со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают: свойства сложения, устную и письменную нумерацию чисел в
пределах 100, отличительные особенности задачи, что такое равенство и неравенство, периметр
многоугольника; умеют: применять свойства сложения для нахождения значения числового
выражения; сравнивать выражения; решать задачи изученных видов по действиям и
выражением; составлять краткую запись к задаче; составлять задачи по краткой записи;
составлять задачи, обратные данной; находить периметр многоугольника.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют собственную деятельность,
контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров, вносят
необходимые корректировки и дополнения; способны к мобилизации волевых усилий;
познавательные: формулируют познавательную цель; создают алгоритм деятельности;
структурируют знания, анализируют с целью выделения существенных признаков, сравнивают,
строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинноследственные связи;
коммуникативные: правильно выражают свои мысли в речи; уважают в общении и
сотрудничестве партнера и самого себя; аргументируют свою точку зрения.
Методы и формы обучения: частичнопоисковый; индивидуальная, фронтальная,
групповая.
Образовательные ресурсы: http://www.fizkultura.ru/node/113 – ФизкультУРА
Основные понятия и термины: сложение, свойства сложения, сложить, вычесть,
слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение
разности, задача, простая задача, составная задача, краткая запись, обратные задачи,
выражение, сравнить, равенство, неравенство, периметр, многоугольник, четырехугольник,
треугольник.
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а
I. Каллиграфическая минутка.
Учитель прописывает на доске числа:
46 46 46 46 46… 64 64 64 64 64…
– Пропишите данные числа в ваших тетрадях.
II. Сообщение темы и целей учебной деятельности.
– Обычно после каллиграфической минутки мы проводим с вами арифметическую
разминку: считаем устно. А для чего нужно уметь считать устно?– Что дает лично вам умение считать устно? Способствует ли вашему развитию?
Каким образом?
– Сегодня на уроке вы будете много считать устно, это будут не только числовые
выражения, но и задачи. А тема нашего урока: «Устные вычисления». Начнем с
зарядки для ума.
III. Устный счет.
1. Заполните таблицу:
Уменьшаемое
Вычитаемое
Разность
12
10
4
70
15
8
14
5
26
20
10
42
6
8
2. Представьте в виде суммы разрядных слагаемых числа: 64, 82, 76, 35, 49.
3. Задачи на смекалку.
1) У Тани было 7 карандашей. Она отдала брату на 1 карандаш больше, чем
оставила себе. Сколько карандашей осталось у Тани? (У Тани осталось три
карандаша.)
2) Через 5 лет Косте будет 13 лет. Сколько лет было Косте 3 года назад? (5 лет.)
IV. Работа над задачами.
В начале этого этапа урока учитель может предложить учащимся задачи,
которые решаются устно: сначала выделяют в них условие и вопрос, называют
данные и искомое числа, затем устно решают каждую задачу и дают ответ на
поставленный вопрос.
1я з а д а ч а . Бабушка испекла 12 блинов. После обеда осталось 4 блина.
Сколько блинов съели за обедом?
2я з а д а ч а . После записи фильмов на одной кассете осталось 10 метров
свободной пленки, а на другой – 4 метра. Сколько метров свободной пленки осталось
на обеих кассетах вместе?
Далее учитель читает текст, данный в задании 4 (с. 57).
– Я прочитала вам задачу? (Нет.) Почему так считаете? (Нет вопроса.)
– Поставьте вопрос таким образом, чтобы задача была составной, то есть решалась
двумя действиями. (Сколько всего детей в кружке рисования?)
– Выполните краткую запись.
Один ученик выполняет работу на доске:
– Запишите решение задачи выражением. (8 + (8 – 2) = 14.)
– Сформулируйте и запишите ответ задачи. (В кружке рисования 14 детей.)– Рассмотрите краткие записи задач, данные в задании 6 (с. 57).
– Будут ли задачи, составленные по этим кратким записям, обратными? (Нет.)
– Почему так считаете?
– Составьте задачу по первой краткой записи. (В автобусе ехали 12 человек.
Когда на остановке несколько человек вышли, в автобусе осталось 5 человек.
Сколько человек вышло на остановке?)
– Запишите решение задачи. Составьте задачи, обратные данной.
(1я з а д а ч а . В автобусе ехали 12 человек. На остановке вышли 7 человек.
Сколько человек осталось в автобусе?
2я з а д а ч а . В автобусе ехали несколько человек. Когда на остановке вышли 7
человек, в автобусе осталось 5 человек. Сколько человек было в автобусе
вначале?)
– Запишите решения обеих задач.
Аналогично проводится работа по второй краткой записи.
В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
(Изображают плавание.)
(Изображают рисование.)
(Изображают умывание.)
(Бег на месте.)
(Прыжки.)
(Кружатся на месте.
Хлопки в ладоши.)
(Дети садятся на корточки,
руки под щеку – засыпают.)
Подробно разбирается задача 3 (с. 57).
После того как выделены условие и вопрос задачи, названы данные и искомое
числа, учащиеся под руководством учителя составляют краткую запись:
Затем задача решается с пояснениями.
1) 20 + 2 = 22 (ученика) – во 2 «Б» кл.
2) 22 – 1 = 21 (ученик) – во 2 «В» кл.
О т в е т : во 2 «В» классе 21 ученик.V. Работа с числовыми выражениями.
1. Решение выражений.
На доске записано задание 1 (с. 57).
– Вычислите суммы удобным способом.
Учащиеся выполняют работу самостоятельно, а затем, при фронтальной
проверке, объясняют, почему они сделали ее так, а не иначе.
2. Сравнение выражений.
Фронтально, с подробным объяснением выполняется задание 2 (с. 57), в котором
ученики сравнивают выражения.
VI. Работа с геометрическим материалом.
– Назовите фигуры, изображенные в задании «Проверь себя» (с. 57).
– Как данные фигуры назвать одним общим словом? (Многоугольники.)
– Как найти периметр многоугольника?
Далее ученики находят периметр фигур по вариантам:
в а р и а н т I – четырехугольника;
в а р и а н т II – треугольника.
После чего проводится фронтальная проверка.
– Рассмотрите фигуру, изображенную на полях учебника (задание 7, с. 57).
– Сколько в ней треугольников? А сколько четырехугольников? Объясните, как
считали.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
– Чему учились сегодня на уроке? Что особенно понравилось?
– Что бы изменили в уроке? Какова ваша роль на уроке?