Урок 41. Устные вычисления (2 класс, математика)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Урок 41. Устные вычисления.doc
У р о к   ______ Т е м а : УСТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ Педагогические задачи: развивать вычислительные навыки; продолжать развивать умения представлять число в виде суммы разрядных слагаемых, находить периметр многоугольников; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать мышление, внимание. Планируемые образовательные результаты: Личностные:  принимают   и   осваивают   социальную  роль   обучающегося;   стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.  Предметные:  знают:  свойства   сложения,   устную   и   письменную   нумерацию   чисел   в пределах 100, отличительные особенности задачи, что такое равенство и неравенство, периметр многоугольника;  умеют:  применять свойства сложения для нахождения значения числового выражения;   сравнивать   выражения;   решать   задачи   изученных   видов   по   действиям   и выражением;   составлять   краткую   запись   к   задаче;   составлять   задачи   по   краткой   записи; составлять задачи, обратные данной; находить периметр многоугольника.  Метапредметные   (критерии   сформированности/оценки   компонентов   УУД): регулятивные:  формулируют   учебную   задачу   урока;   планируют   собственную   деятельность, контролируют   и   оценивают   собственную   деятельность   и   деятельность   партнеров,   вносят необходимые   корректировки   и   дополнения;   способны   к   мобилизации   волевых   усилий; познавательные:  формулируют   познавательную   цель;   создают   алгоритм   деятельности; структурируют знания, анализируют с целью выделения существенных признаков, сравнивают, строят   логическую   цепочку   рассуждений,   устанавливают   причинно­следственные   связи; коммуникативные:  правильно   выражают   свои   мысли   в   речи;   уважают   в   общении   и сотрудничестве партнера и самого себя; аргументируют свою точку зрения. Методы   и   формы   обучения:  частично­поисковый;   индивидуальная,   фронтальная, групповая. Образовательные ресурсы: http://www.fizkult­ura.ru/node/113 – ФизкультУРА Основные   понятия   и   термины:  сложение,   свойства   сложения,   сложить,   вычесть, слагаемое,   сумма,   значение   суммы,   уменьшаемое,   вычитаемое,   разность,   значение разности, задача, простая задача, составная задача, краткая запись, обратные задачи, выражение, сравнить, равенство, неравенство, периметр, многоугольник, четырехугольник, треугольник.  О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а I. Каллиграфическая минутка. Учитель прописывает на доске числа:  46 46 46 46 46…                       64 64 64 64 64… – Пропишите данные числа в ваших тетрадях. II. Сообщение темы и целей учебной деятельности. – Обычно после каллиграфической минутки мы проводим с вами арифметическую  разминку: считаем устно. А для чего нужно уметь считать устно?– Что дает лично вам умение считать устно? Способствует ли вашему развитию?  Каким образом? – Сегодня на уроке вы будете много считать устно, это будут не только числовые  выражения, но и задачи. А тема нашего урока: «Устные вычисления». Начнем с  зарядки для ума.  III. Устный счет.  1. Заполните таблицу: Уменьшаемое Вычитаемое Разность 12 10 4 70 15 8 14 5 26 20 10 42 6 8 2. Представьте в виде суммы разрядных слагаемых числа: 64, 82, 76, 35, 49. 3. Задачи на смекалку. 1)   У   Тани   было   7   карандашей.   Она   отдала   брату   на   1   карандаш   больше,   чем оставила   себе.   Сколько   карандашей   осталось   у   Тани?  (У   Тани   осталось   три карандаша.) 2) Через 5 лет Косте будет 13 лет. Сколько лет было Косте 3 года назад? (5 лет.) IV. Работа над задачами.  В начале этого этапа урока учитель может предложить учащимся задачи, которые решаются устно: сначала выделяют в них условие и вопрос, называют данные и искомое числа, затем устно решают каждую задачу и дают ответ на поставленный вопрос.  1­я  з а д а ч а .  Бабушка   испекла   12   блинов.   После   обеда   осталось   4   блина. Сколько блинов съели за обедом?  2­я  з а д а ч а .  После   записи   фильмов   на   одной   кассете   осталось   10   метров свободной пленки, а на другой – 4 метра. Сколько метров свободной пленки осталось на обеих кассетах вместе?  Далее учитель читает текст, данный в задании 4 (с. 57).  – Я прочитала вам задачу? (Нет.) Почему так считаете? (Нет вопроса.) – Поставьте вопрос таким образом, чтобы задача была составной, то есть решалась двумя действиями. (Сколько всего детей в кружке рисования?) – Выполните краткую запись.  Один ученик выполняет работу на доске: – Запишите решение задачи выражением. (8 + (8 – 2) = 14.) – Сформулируйте и запишите ответ задачи. (В кружке рисования 14 детей.)– Рассмотрите краткие записи задач, данные в задании 6 (с. 57).  – Будут ли задачи, составленные по этим кратким записям, обратными? (Нет.) – Почему так считаете?  –  Составьте задачу  по  первой краткой  записи.  (В   автобусе   ехали  12  человек. Когда   на   остановке   несколько   человек   вышли,   в   автобусе   осталось   5   человек. Сколько человек вышло на остановке?) – Запишите решение задачи. Составьте задачи, обратные данной.  (1­я  з а д а ч а . В автобусе ехали 12 человек. На остановке вышли 7 человек. Сколько человек осталось в автобусе?  2­я  з а д а ч а . В автобусе ехали несколько человек. Когда на остановке вышли 7 человек,   в   автобусе   осталось   5   человек.   Сколько   человек   было   в   автобусе вначале?) – Запишите решения обеих задач.  Аналогично проводится работа по второй краткой записи.  В понедельник я купался,  А во вторник – рисовал.  В среду долго умывался,  А в четверг в футбол играл.  В пятницу я прыгал, бегал,  Очень долго танцевал.  А в субботу, воскресенье  Целый день я отдыхал. (Изображают плавание.) (Изображают рисование.) (Изображают умывание.) (Бег на месте.) (Прыжки.) (Кружатся на месте.  Хлопки в ладоши.) (Дети садятся на корточки,  руки под щеку – засыпают.) Подробно разбирается задача 3 (с. 57).  После того как выделены условие и вопрос задачи, названы данные и искомое числа, учащиеся под руководством учителя составляют краткую запись:  Затем задача решается с пояснениями.  1) 20 + 2 = 22 (ученика) – во 2 «Б» кл.  2) 22 – 1 = 21 (ученик) – во 2 «В» кл. О т в е т : во 2 «В» классе 21 ученик.V. Работа с числовыми выражениями.  1. Решение выражений. На доске записано задание 1 (с. 57).  – Вычислите суммы удобным способом.  Учащиеся   выполняют   работу   самостоятельно,   а   затем,   при   фронтальной проверке, объясняют, почему они сделали ее так, а не иначе.  2. Сравнение выражений.  Фронтально, с подробным объяснением выполняется задание 2 (с. 57), в котором ученики сравнивают выражения.  VI. Работа с геометрическим материалом.  – Назовите фигуры, изображенные в задании «Проверь себя» (с. 57). – Как данные фигуры назвать одним общим словом? (Многоугольники.) – Как найти периметр многоугольника?  Далее ученики находят периметр фигур по вариантам:  в а р и а н т  I – четырехугольника; в а р и а н т  II – треугольника.  После чего проводится фронтальная проверка.  – Рассмотрите фигуру, изображенную на полях учебника (задание 7, с. 57). – Сколько в ней треугольников? А сколько четырехугольников? Объясните, как считали.  VII. Рефлексия учебной деятельности.  – Чему учились сегодня на уроке? Что особенно понравилось?  – Что бы изменили в уроке? Какова ваша роль на уроке?