Задачи: показать учащимся, что результат, найденный действием сложения, можно проверить вычитанием; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать навыки счета. Знают: различные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как проверить результат действия сложения; что такое равенство; умеют: проверять результат действия сложения вычитанием; решать задачи и выражения изученных видов; составлять задачи, обратные данной.
Урок 62
Т е м а : ПРОВЕРКА СЛОЖЕНИЯ
Педагогические задачи: показать учащимся, что результат, найденный действием сложения,
можно проверить вычитанием; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать навыки
счета.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать
внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают: различные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным
и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как
проверить результат действия сложения; что такое равенство; умеют: проверять результат действия
сложения вычитанием; решать задачи и выражения изученных видов; составлять задачи, обратные
данной.
Метапредметные
(критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
регулятивные: формулируют учебную задачу урока; составляют план и последовательность действий,
контролируют и корректируют собственную деятельность и деятельность партнеров по
образовательному процессу; осознают то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить; способны к
саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят
речевое высказывание в устной форме; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты,
сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинноследственные связи;
коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров по речевому высказыванию,
достаточно полно и точно выражают свои мысли; уважают в общении и сотрудничестве всех участников
образовательного процесса, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Методы и формы обучения: частичнопоисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: магнитная доска.
Нагляднодемонстрационный материал: цифры на магнитной основе для устного счета, схемы
краткой записи задач.
Основные понятия и термины: сравнить, сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение
суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, проверка, задача, краткая запись,
обратная задача.
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а
I. Каллиграфическая минутка.
55 55 55 55 55… 66 66 66 66 66…
II. Устный счет.
1. Какое выражение лишнее?
13 – 6 + 10
16 – 9 + 10
15 – 8 + 10
12 – 4 + 10
14 – 7 + 10
4 + 3 + 10
(«Лишними» могут быть выражения 12 – 4 + 10, так как его значение равно
18, а значения остальных выражений равны 17, и 4 + 3 + 10, так как в
остальных выражениях к разности прибавляется число 10, а в данном
выражении число 10 прибавляется к сумме.)2. «Собери число».
Учащиеся разными способами «собирают» число.
Например:
13 = 12 + 1 13 = 10 + 2 + 1 13 = 9 + 2 + 2
13 = 11 + 2 13 = 10 + 1 + 1 + 1 13 = 9 + 2 + 1 + 1
13 = 11 + 1 + 1 13 = 9 + 4 13 = 9 + 1 + 1 + 1 + 1
13 = 10 + 3 13 = 9 + 3 + 1 и т. д.
III. Открытие новых знаний. Сообщение темы и целей.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть равенства, записанные на
доске:
3 + 4 = 7
7 – 3 = 4
7 – 4 = 3
5 + 6 = 11
11 – 5 = 6
11 – 6 = 5
– Сравните равенства каждого столбика. Что вы заметили? (Результат
действия сложения можно проверить вычитанием. Для того чтобы
выполнить проверку, надо из значения суммы вычесть одно из слагаемых. Если
в результате вычитания получается другое слагаемое, значит, сложение
выполнено верно.)
– Сегодня на уроке вы будете находить значения сумм и производить проверку,
выполненного вами решения. А тема урока так и называется: «Проверка
сложения».
– Откройте ваши учебники (с. 84). Прочитайте правила. Все ли вам понятно?
Первичное закрепление знаний.
Для формирования навыка выполнения проверки сложения выполняется
задание 1 (с. 84) с устным объяснением и задание 2 (с. 84) фронтально (один
учащийся выполняет работу на доске).
Самостоятельная работа.
Обучающиеся выполняют задание «Проверь себя» (с. 85) с последующей
взаимопроверкой.
На поляне дуб зеленый,
Потянулся к небу кроной.
(Потягивания – руки вверх.)Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе.
Ну, а мы пройдем немного.
Поднимаем выше ногу!
Походили, порезвились
И на травку опустились!
(Потягивания – руки в стороны.)
(Наклоны вперед.)
(Прыжки на месте.)
(Ходьба на месте.)
(Садятся за парты.)
IV. Работа над задачами.
Устно разбирается задача 4 (с. 85).
Затем фронтально идет работа над задачей 5 (с. 85).
– Прочитайте текст в задании 5. Вы прочитали задачу? Докажите?
На доске представлены схемы краткой записи задач.
– Выберите схему, которая соответствует данной задаче.
– Запишите данную задачу кратко. У вас получилось так? (Самопроверка.)
– Выполните решение задачи. Проверьте работу друг друга. Запишите ответ
задачи.
– Составьте устно задачи, обратные данной.
Далее учитель может предложить ученикам задание по карточкам:
К1. Дети посадили в школьном саду 12 кустов смородины, а крыжовника – на
3 куста меньше. Сколько кустов крыжовника посадили дети?
К2. Дети посадили в школьном саду 12 кустов смородины, а крыжовника – на
3 куста меньше. Сколько всего кустов смородины и крыжовника посадили в саду?
К3. В вазе было несколько апельсинов. Когда 4 апельсина съели, в вазе
осталось 9 апельсинов. Сколько апельсинов было в вазе?
К4. На полке стояло 11 книг. Когда несколько книг сняли с полки, на ней
осталось 6 книг. Сколько книг сняли с полки?
V. Развитие навыков счета.
Обучающиеся выполняют задание 3 (с. 85). Часть задания может быть
выполнена письменно с комментированием, часть – устно. Выполняя данное
задание, ученики повторяют понятия «слагаемое», «сумма».
Работа в парах.В качестве парной работы ученикам может быть предложено задание 6 (с. 85),
в котором они составляют выражения и сравнивают их.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
– Что узнали сегодня на уроке? Почему это важно знать?
– Как вы сегодня работали?