Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»
Оценка 4.9

Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
10.01.2018
Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»
Конспект урока литературы Класс: 9 Тема: Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор» Цели урока: • познакомить учащихся с личностью А.И.Солженицына; • помочь учащимся осмыслить острые и нелегкие вопросы нашего прошлого и настоящего; • попытаться понять феномен «простого человека;» • развивать умение учащихся высказывать своё мнение и аргументировать его; • проверить знание содержания произведения; • задуматься над такими проблемами как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
урок Литературы, 9 класс.docx
Конспект урока литературы Класс: 9 Учитель: Билялова Гуляра Февзиевна, МБОУ «Мускатновская школа»  Красногвардейского района Республики Крым. Тема: Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин  двор» Цели урока: познакомить учащихся с личностью А.И.Солженицына; помочь учащимся осмыслить острые и нелегкие вопросы нашего  прошлого и настоящего; попытаться понять феномен «простого человека;» развивать умение учащихся высказывать своё мнение и аргументировать его; проверить знание содержания произведения; задуматься над такими проблемами как доброта, милосердие, чуткость,  человечность, совесть. Оборудование: портрет А.И.Солженицына, иллюстрации к рассказу,  презентация.                                          Эпиграф к уроку:                                                                    «Человек рождается не для                                                                  того, чтобы бесследно исчезнуть                                                                  никому неизвестной пылинкой.                                                                  Человек рождается, чтобы  оставить                                                                   о себе след вечный»  (А.П.Чехов).                                                   Ход урока I. Вступительное слово учителя Александр Исаевич Солженицын – кто он? Пророк, наставник, заступник? В нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то учителя жизни. Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель.   Его   имя   в   литературе   стало   известно   в   период   «хрущевской оттепели», затем исчезло на многие годы. Почему? Потому,   что   посмел   сказать   правду   о   страшном   сталинском   времени, создать   произведения, которые   вызвали   гнев   «отечественных   чиновников литературы».   Рассказы   о   лагерной   жизни,   документально­художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ», повести «Раковый корпус», «Один день Ивана   Денисовича»,   роман   «В   круге   первом»   ­   произведения,   в   основу которых   легли   страшные   воспоминания   тех,   кто   уцелел   после   сталинских репрессий. Не случайно Солженицына называют классиком «лагерной прозы». 1970   год   в   жизни   писателя   был   знаменательный.   Солженицын   стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Но в феврале 1974 года (в связи с выходом книги «Архипелаг ГУЛАГ») Александр Исаевич был насильственно   выслан   из   России.   В   немецкий   город   Франкфурт­на­Майне приземлился самолет с одним единственным пассажиром. Солженицыну было 55 лет. II. Жизнь и творчество писателя.  Сообщение подготовленного учащегося. Презентация. III. Рассказ «Матренин двор». Рассказ «Матренин двор» был написан в 1959 году (впервые рассказ был опубликован в журнале «Новый мир» в 1963 году).  Первоначальное название «Не стоит село без праведника», но по совету А.Т.Твардовского Солженицын изменил на «Матренин двор».   Это произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Бывший  лагерник  мог  наняться  только   на  тяжелые  работы, но  он хотел   работать   учителем.   После   реабилитации   в   1957   году   ему   удалось некоторое   время   работать   учителем   физики   во   Владимирской   области,   в деревне Мильцево, где он снимал жилье у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Этой женщине, праведнице, А. И. Солженицын и посвятил свой рассказ.  IV. Работа в группах 1 группа. Матрена Васильевна Григорьева –жительница села Тальново.  Расскажите, что узнал Игнатич о героине? Почему у нее так много обид?  Матрена   Тимофеевна   –   пожилая   женщина,   вдова,   всю   свою   жизнь проработала   в   колхозе   «не   за   деньги   –   за   палочки.   За   палочки трудодней   в   замусоленной   книжке   учетчика».Но   пенсии   так   и   не заработала. Трудно жилось бедной и одинокой женщине. Родные ей почти   не   помогали.   Но   самое   страшное   ­   она   решила   «добиваться пенсии»,   потому   что   считала,   что   с   ней   поступили   несправедливо. «Наворочено   было   много   несправедливостей   с   Матреной:   она   была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе  и сколько он там получал. Хлопоты были – добыть эти справки; и чтоб написали все же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живет она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом все это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и еще носить. И узнавать – дадут ли пенсию.»  Автор рассказывает, как Матрена упорно и долго хлопочет о пенсии. Ходит в собес, в сельсовет, преодолевая большие расстояния. В чем причина ее бесплодных усилий? К сожалению, причина что ни есть банальная. « Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот  нет, как это  бывает в селах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь   есть,   да   печати   у   него   нет.   Третий   день   опять   иди.   А четвертый   день   иди   потому,   что   сослепу   они   не   на   той   бумажке расписались, бумажки­то все у Матрены одной пачкой сколоты».  Жизнь героини трудная. Она потеряла на фронте мужа, похоронила детей. Казалось бы, сердце ее должно очерстветь,но нет – Матрена не утратила   способности   сочувствовать,   откликаться   на   чужую   нужду. Девочку   Киру   «десять   лет   она   воспитывала…   как   родную,   вместо своих невыстоявших.   2   группа.   Что   заставило   такую   добрую,   бескорыстную   Матрену воровать?  Воровали и Матрена Васильевна, и другие жители села Тальново  поневоле. Трудно приходилось с топливом. Деревенские женщины  собирались по нескольку человек и носили тайком в мешках торф.  «Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом  экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только  везли – начальству, да кто при начальстве, да по машине – учителям,  врачам, рабочим завода. Топлива не было положено – и спрашивать о  нем не полагалось. Председатель колхоза ходил по деревне, смотрел в  глаза требовательно или мутно или простодушно и о чем угодно  говорил, кроме топлива. Потому что сам он запасся».  «Спина у меня никогда не заживет. Зимой салазки на себе, летом  вязанки на себе, ей­богу правда!» ­ рассказывает Матрена. Да еще торф  приходилось прятать, так как иногда по деревне ходили с обыском,  изымали незаконный торф, а хозяев предавали суду. Страх –  постоянный спутник той безрадостной жизни.   Писатель обращает наше внимание на суровую действительность того  времени, раскрывает сложные взаимоотношения власти и человеке. 3 группа. В чем смысл жизни Матрены Васильевны?  Матрена Тимофеевна – труженица. В работе она находит смысл жизни.  Ни одна пахота в селе не обходилась без неё. Никому не могла она  отказать в помощи. «Она покидала свой черед дел, шла помогать  соседке и, воротясь, ещё говорила без тени зависти: «Ах, Игнатьич, и  крупная же картошка у неё! В охотку копала, уходить с участка не  хотелось…» Вот она – редкой доброты человек.  Постоялец заметил, что Матрена и стряпала, и «держала в голове « ещё  множество дел. «Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков,  вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на  зиму в четвертях , кроме копки картошки, кроме беготни по  пенсионному делу, она должна была еще где­то раздобывать сенца для  единственной своей грязно­белой козы». Постепенно раскрывается  характер героини. Мы все больше убеждаемся, что Матрена – безмерно  добрая, трудолюбивая, щедрая, старающаяся всем угодить. 4 группа. В каких эпизодах раскрываются лучшие стороны характера  Матрены? О чем поведала Матрена? Что рассказала о себе?  Сочувствие к людям, порядочность, благородство души объединяют  Матрену и Игнатича. Постоялец восхищается своей хозяйкой, понимает ее душу.  Анализ 2 и 3 частей рассказа, в которых характер героини дан в  сопоставлении с другими персонажами.  Рассказывая о своей молодости, о любви к Фаддею, матрена сильно  волновалась. Сколько лет прошло, а любовь­то осталась. Много лет  грело ее сердце однажды вспыхнувшее чувство. 5 группа. Каковы причины гибели героини? Кто виноват в смерти  Матрены? Чтение отрывка  «Эти две недели Матрена ходила как потерянная. Оттого  особенно ей было тяжело, что пришли три сестры ее, все дружно обругали ее  дурой за то, что горницу отдала, сказали, что видеть ее больше не хотят, – и  ушли. И в те же дни кошка колченогая сбрела со двора – и пропала. Одно к одному.  Еще и это пришибло Матрену. Наконец стаявшую дорогу прихватило морозом. Наступил солнечный день, и  повеселело на душе. Матрене что­то доброе приснилось под тот день. С утра  узнала она, что я хочу сфотографировать кого­нибудь за старинным ткацким  станом (такие еще стояли в двух избах, на них ткали грубые половики), – и  усмехнулась застенчиво: – Да уж погоди, Игнатич, пару дней, вот горницу, бывает, отправлю – сложу  свой стан, ведь цел у меня – и снимешь тогда. Ей­богу правда! Видно, привлекало ее изобразить себя в старине. От красного морозного  солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь  укороченных, – и грел этот отсвет лицо Матрены. У тех людей всегда лица  хороши, кто в ладах с совестью своей. Перед сумерками, возвращаясь из школы, я увидел движение близ нашего  дома. Большие новые тракторные сани были уже нагружены бревнами, но  многое еще не поместилось – и семья деда Фаддея, и приглашенные помогать  кончали сбивать еще одни сани, самодельные. Все работали, как безумные, в  том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг на друга, спорили. Спор шел о том, как везти сани – порознь или вместе. Один сын Фаддея,  хромой, и зять­машинист толковали, что сразу обои сани нельзя, трактор не  утянет. Тракторист же, самоуверенный толстомордый здоровяга, хрипел, что  ему видней, что он водитель и повезет сани вместе. Расчет его был ясен: по  уговору машинист платил ему за перевоз горницы, а не за рейсы. Двух рейсов  за ночь – по двадцать пять километров да один раз назад – он никак бы не  сделал. А к утру ему надо было быть с трактором уже в гараже, откуда он  увел его тайком для левой. Старику Фаддею не терпелось сегодня же увезти всю горницу – и он кивнул  своим уступить. Вторые, наспех сколоченные, сани подцепили за крепкими  первыми».  Матрена, как бы предчувствуя свою смерть, «объявила свою волю».  Часть дома­ горницу­ отдать в наследство Кире, своей воспитаннице.  Фаддей требовал, чтоб она отдала горницу при жизни. И Матрена  сдалась. Она тоже хлопотала, ее лицо освещалось светом морозного  солнца. И автор заметил: «у тех людей всегда лица хороши, кто в ладах  с совестью своей».  Что же погубило Матрёну? Жадность Фаддея, который старался  быстрее увезти горницу. Погибла Матрена, погибли один из сыновей  Фаддея и тракторист. Их убила чужая корысть, жадность, алчность. Что это: случайность или совпадение? В жизни ничего случайного не бывает. V. Итог урока.    Матрену Тимофеевну несправедливо обидела судьба, люди, власть.  Несмотря ни на что, эта женщина, добрая и бескорыстная, сохранила  способность любить. Значит, она счастливая.  Матрену не понимали ни сестры, ни жители села­ не похожая на других, она – особенная. Таким трудно в жизни.  Автор сказал о своей героине: «Все мы жили рядом с ней и не поняли,  что есть она тот праведник, без которого, по пословице, не стоит село.  Ни город. Ни вся земля наша». VI. Рефлексия «Матренин двор» ­ символ особого устройства мира, где есть труд,  терпение и доброта. В финале рассказа двор бескорыстия, праведности  разрушается. Это приобретает символический смысл. Гибель героини –  предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных  понятий. Составить синквейн: Душа Чистая, доверчивая Мучается, любит, живет Жить в гармонии с самим собой Это спасение. Составление кластера: VII. Домашнее задание: Написать сочинение – размышление «О чем заставил меня задуматься рассказ  А.И.Солженицына «Матренин двор»? Интересные факты Рассказ, как уже было сказано, основан на реальных  событиях. Различия есть только в названии населенного пункта и некоторых  мелочах. Героиню на самом деле звали Матреной. Жила она в одной из  деревень Владимирской области, где провел автор 1956­1957 годы. В доме ее  предполагали сделать музей в 2011 году. Но Матренин двор сгорел. В 2013  году дом­музей был восстановлен.

Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Урок – размышление по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2018