Урок алгебры в 7 классе "Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
математика
7 кл
22.01.2017
Конспект занятия по технологии кейс-метода. Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены информация о статистических характеристиках: среднем арифметическом, размахе, моде, медиане. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции: новаторы, оптимисты, пессимисты, эксперты. В итоге получится среднестатистический портрет ученика класса.Конспект занятия по технологии кейс-метода. Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены информация о статистических характеристиках: среднем арифметическом, размахе, моде, медиане. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции: новаторы, оптимисты, пессимисты, эксперты. В итоге получится среднестатистический портрет ученика класса.
rabota11.docx.doc
Урок алгебры в 7 классе "Статистические характеристики: среднее
арифметическое, размах, мода, медиана" (кейстехнология)
Никонорова Л.А., учитель математики высшей категории
МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа
Малоярославецкий район, Калужская область,
с. Детчино, 20142015
Перед учителем математики стоит задача рассказать о статистических
характеристиках: среднем арифметическом, размахе, моде, медиане.
Задание подгруппам:
В нашей школе в конце учебного года среди классных коллективов 79 классов
будет проводиться конкурс: «Самый классный класс». Определены следующие номинации:
1. Самый интеллектуальный класс.
2. Самый здоровый и спортивный класс.
3. Самый творческий класс.
4. Самый организованный класс.
В какой из представленных номинаций классный коллектив может проявить себя
лучшим образом? Создайте среднестатистический портрет ученика вашего класса.
Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены информация о
статистических характеристиках: среднем арифметическом, размахе, моде, медиане.
Также даются примеры, в каком случае получится более реальная картина. Обучающиеся
должны ознакомиться с предложенными информационными источниками и, опираясь на
них и также найденную свою информацию, выбрать способ создания
среднестатистического портрета ученика 7 класса.
Работа с кейсом:
За несколько дней учащиеся узнают тему следующих занятий: «Статистические
характеристики», которые будут проводиться в знакомом уже режиме кейсметода. Так же
учащиеся получают домашнее задание: самостоятельно найти информацию по данной теме
и познакомиться с ней.
Сам кейс для изучения предлагается учащимся на уроке, когда школьники уже
распределены по группам. На изучение кейса и отбор материала по своему направлению
отводится 45 минут (один учебный час). Обучаемые составляют анкету для сбора
информации по своему направлению (номинации) и проводят социологический опрос
одноклассников. К окончанию первого урока уже будут получены данные об успеваемости
одноклассников, пропусках занятий по болезни и опозданиях на уроки, интересах, занятиях
в кружках и секциях, соблюдение режима дня и другая информация, (в зависимости от
вопросов анкеты). Учитель по ходу изучения кейса, даёт консультации, отвечает на
вопросы.
На следующем втором занятии (45 минут), имея готовые числовые ряды, в
подгруппах идет обсуждение. Учитель предлагает обратить внимание на следующий
момент: такие показатели, как среднее арифметическое, мода и медиана, поразному
характеризуют данные, полученные в результате наблюдений. Поэтому на практике при
анализе данных в зависимости от конкретной ситуации используют какойлибо из этих
показаний, либо даже все. Учащиеся готовят презентации с использованием графиков,
таблиц, круговых и столбчатых диаграмм. На последующем двухчасовом занятии подгруппы презентуют полученные
результаты. Обучающиеся будут выступать в роли новаторов, пессимистов, оптимистов и
экспертов.
выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты
Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:
Новаторы презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы;
Пессимисты
презентуемой идеи;
Оптимисты выделяют все положительные, позитивные моменты презентуемой идеи;
Эксперты обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой
творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности
по 10бальной шкале, обосновывают свое мнение.
Ход занятия (2 часа по 45 минут)
3 минуты – организационные моменты; вступительное слово учителя;
5 минут – группы готовятся к выступлению, обобщают информацию,
структурируют ее;
18 минут – 1 раунд;
18 минут – 2 раунд;
18 минут – 3 раунд;
18 минут – 4 раунд;
10 минут – выводы, подведение итогов.
Каждый раунд длится 18 минут:
5 минут выступление новаторов;
2 минуты уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих
групп;
2 минуты работа в группах оптимистов, пессимистов и экспертов по выявлению
позитивных и негативных моментов представленной информации;
4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую из
двух творческих групп);
2 минуты работа группы экспертов по определению эффективности работы
каждой группы;
2 минуты выступление экспертов (работа каждой группы оценивается
экспертами по 10бальной шкале; оценка обосновывается).
1 минута – смена ролевых позиций групп
Критерии оценивания работы групп.
Группы оптимистов и пессимистов:
если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она
имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку
группам оптимистов и пессимистов, также учитывается корректность задаваемых
вопросов.
Группа новаторов:
Умелое использование материалов кейса, анкета для социологического
опроса составлена полно и обоснованно, информация достоверная
Грамотно использованы статистические характеристики: среднее
арифметическое, размах, мода, медиана
2 балла
3 балла Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, работа в
команде, четкость речи
Использование в презентации наглядности: таблиц, схем, диаграмм
Соблюдение регламента выступления
2 балла
2 балла
1 балл
Если ктолибо из участников творческой группы во время работы позволяет себе
эмоциональные оценки, обсуждение, то данная группа получает штрафное очко.
Учитель отвечает за соблюдение протокола.
Оценка экспертов, а также все штрафные очки заносятся в сводную таблицу:
Новаторы Пессимисты Оптимисты Штрафы Итоговое количество баллов
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
В конце занятия определяется победитель. Совершенно не обязательно, что победит
именно та подгруппа, которая определит номинацию, в которой класс может проявить себя
в конкурсе.
Побеждает та подгруппа, которая наиболее эффективно отработала и набрала
наибольшее количество баллов. Итоги занятия подводит учитель. Можно предложить
подгруппам обсудить интересные моменты темы, еще раз сказать об изученных
статистических характеристиках и грамотном их применении в конкретных ситуациях.
В итоге получится среднестатистический портрет ученика класса, который позволит
дать характеристику классу в целом.
Содержание кейса:
1. Алгебра7. Учебник для общеобразовательных учреждений, авторы: Ю.Н.Макарычев,
Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова. М. «Просвещение» 2010г. пп.9,10 стр.32
42.
2. http
:// statist
. my
1. ru /
3. http
:// art
. ioso
projects
11/
/2009/
. ru / seminar
rezim
/ stat
1. html
4. http
:// festival
.1 september
. ru / articles
/412398/
5. http://portfolio.1september.ru/work.php?id=579275
Урок алгебры в 7 классе "Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана"
Урок алгебры в 7 классе "Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана"
Урок алгебры в 7 классе "Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана"
Урок алгебры в 7 классе "Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.