Рекомендации по исполнению. Лиричный, нежно-взволнованный характер музыки создаётся певучим звучанием мелодии, мягким аккомпанементом, неторопливым темпом исполнения. Мелодию необходимо играть плавно, напевно, объединяя фразировку в длинные линии. В партии аккомпанемента отсутствуют сильные доли, что придаёт музыке прозрачность, трепетность. Необходимо добиться ровного, гибкого исполнения аккомпанемента, мягкого, лёгкого звучания окончаний лиг, приходящихся на последние доли тактов.
Арам Хачатурян. Вечерняя сказка
Рекомендации по исполнению. Лиричный, нежно
взволнованный характер музыки создаётся певучим
звучанием мелодии, мягким аккомпанементом,
неторопливым темпом исполнения. Мелодию
необходимо играть плавно, напевно, объединяя
фразировку в длинные линии. В партии
аккомпанемента отсутствуют сильные доли, что
придаёт музыке прозрачность, трепетность.
Необходимо добиться ровного, гибкого
исполнения аккомпанемента, мягкого, лёгкого
звучания окончаний лиг, приходящихся на
последние доли тактов.Пьеса написана в простой трёхчастной форме с
небольшим вступлением. Средняя часть по
характеру резко контрастна крайним.
Первая часть пьесы изложена с повторением. При
первоначальном проведении мелодии ее можно
исполнять достаточно полным звуком, напевно.
При повторном играть с несколько иной окраской
более нежно, мечтательно, слегка смягчив
звучность. Заканчивается часть некоторым
замедлением, тремя повторяющимися аккордами в
аккомпанементе. Эта интонация (трижды
повторенные звуки) встречается в пьесе
неоднократно, с различной эмоциональной
окраской. С неё начинается вступление, на ней же
построена средняя часть. Во вступлении интонация
звучит с некоторой таинственностью,
насторожённостью, в смягчённом ритме. В среднейчасти с внезапной тревогой, угрозой, а при
переходе к ней мягко, просветлённо.
Безмятежное, поэтичное окончание первой части
внезапно прерывается вторжением упрямо
повторяющихся интонаций, сопровождаемых
беспокойно звучащим, активным, чётким,
отрывистым настойчивым аккомпанементом.
Заканчивается средняя часть жалобнотревожной
мелодией, напоминающей вступление. Третья часть
повторяет первую с изменениями. Второе
предложение звучит более взволнованно, ярко,
порывисто. Постепенно звучность затихает,
растворяется. Заканчивается сказка светло,
немного таинственно.
1е занятие
Программное содержание. Рассказать детям об
А. Хачатуряне. Вызвать эмоциональнуюотзывчивость на музыку спокойного, ласкового,
взволнованного характера. Развивать умение
высказываться об эмоциональнообразном
содержании музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, сегодня вы познакомитесь с
пьесой композитора Арама Ильича Хачатуряна.
Это один из выдающихся композиторов нашего
времени. Его музыка отличается мужественностью,
энергией, взволнованностью, порывистостью.
Мелодии А. Хачатуряна очень красивы и
разнообразны. Они основаны на песенных и
танцевальных интонациях и ритмах родной ему
Армении.
В юности А. Хачатурян слышал состязания
грузинских, армянских, азербайджанских народныхпевцов ашугов. В своих произведениях он
создавал мелодии, близкие народным.
А. И. Хачатурян начал учиться музыке лишь в 19
лет. Ему очень хотелось играть на виолончели.
Вскоре он стал сочинять музыку. Она сразу
привлекла к себе внимание, поражала яркостью,
необычностью звучания. А. Хачатурян создал
самые разнообразные произведения симфонии,
концерты, балеты, музыку для театра и кино. Он
выступал и в качестве дирижёра своих
произведений.
Композитор писал музыку и для детей. Он создал
«Детский альбом» (сборник фортепианных пьес).
Одна из пьес этого альбома называется «Вечерняя
сказка». Все вы знаете много сказок и любите их.
Эту сказку расскажет вам музыка. Какая она по
настроению? (Исполняет пьесу.)Д е т и. Спокойная, добрая, немного грустная, в
середине сердитая.
П е д а г о г. В сказках всегда добро встречается со
злом. А в этой сказке? (Исполняет пьесу
повторно.)
Д е т и. Тоже. В начале музыка добрая, спокойная,
а потом злая, сердитая.
П е д а г о г. Правильно, музыка сначала звучит
ласково, задумчиво, нежно, а потом таинственно,
настороженно, угрожающе. А что победило в этой
сказке добро или зло?
Д е т и. Победило добро, музыка снова зазвучала
спокойно, ласково.
П е д а г о г. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет
ее).
2е занятиеПрограммное содержание. Узнавать знакомое
произведение по фрагменту. Закреплять, углублять
различение детьми характера частей пьесы.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, послушайте знакомую вам
пьесу. Вспомните ее название и фамилию автора
(исполняет фрагмент).
Д е т и. «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна.
П е д а г о г. Как вы думаете, почему это
произведение называется «Вечерняя сказка»?
Д е т и. Перед сном детям часто рассказывают
сказки. Эту сказку рассказывает музыка.
П е д а г о г. А какую сказку она рассказывает
добрую, спокойную, волшебную или страшную?
Д е т и. Добрую, волшебную, но есть в ней и злое,
страшное.П е д а г о г. Почему вы так определили характер
музыки?
Д е т и. Сначала она звучала мягко, напевно,
плавно, нежно, потом громко, сердито, отрывисто,
а в конце – опять ласково.
П е д а г о г. Правильно. А вы заметили, что
настороженные, угрожающие, тревожные
интонации возникают очень ненадолго, злые силы
быстро отступают и опять звучит мечтательная,
ласковая, немного печальная мелодия (исполняет
фрагменты)?
А может быть, А. Хачатурян назвал свою пьесу
«Вечерняя сказка» потому, что хотел выразить
чувство любования, зачарованности красотой
вечерней природы? Вечером возникают такие
сказочнокрасивые, волшебные картины!
Уходящие лучи солнца отражаются в водеразноцветными отблесками, нежный ветерок мягко
колышет листву. Вокруг тишина, покой. Как
красиво! (Исполняет первую часть.)
Музыка звучит мечтательно, задушевно, нежно,
задумчиво. Вдруг слышатся таинственные ночные
шорохи, причудливыми, страшноватыми кажутся
очертания деревьев или темных, тяжёлых облаков,
недобрыми внезапные порывы ветра (исполняет
вторую часть). Музыка звучит таинственно,
настороженно, встревоженно. Но все эти страхи
мимолётны. Они отступают перед дивной,
волшебной красотой природы. Когда любуешься
такой картиной, невольно овладевает чувство
восторженности, взволнованности и вместе с тем
покоя и лёгкой грусти (исполняет третью часть).
Послушайте пьесу ещё раз (исполняет ее).
3е занятиеПрограммное содержание. Различать средства
музыкальной выразительности, создающие образ,
характер танцевальности в крайних частях пьесы.
Расширять, углублять высказывания детей об
эмоциональнообразном содержании музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, на прошлых занятиях вы
слушали пьесу Арама Ильича Хачатуряна
«Вечерняя сказка». Вспомните, из скольких частей
она состоит (исполняет ее).
Д е т и. Из трёх.
П е д а г о г. Почему вы определили такое
количество частей; как звучит музыка?
Д е т и. В начале и в конце мягко, нежно, плавно,
а в середине громко, отрывисто, грозно.П е д а г о г. Правильно. А есть в этой пьесе
вступление? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Да, мелодия появляется не сразу.
П е д а г о г. А как звучит мелодия в средней
части? (Исполняет ее.)
Д е т и. Громко, она повторяется на одном звуке.
П е д а г о г. Правильно, она звучит на одной ноте,
тревожно, угрожающе, с акцентами. Давайте
сравним эту мелодию со вступлением. Оно тоже
начинается с повторяющихся звуков. Но как они
звучат здесь? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Плавно, строго.
П е д а г о г. Уже во вступлении чувствуется
некоторая таинственность. Но в отличие от
средней части, повторяющиеся звуки создают в
нем задумчивый, сосредоточенный, немногосумрачный характер. Вступление настраивает на
спокойное, мечтательное звучание первой части и
вместе с тем предвещает некоторое беспокойство,
тревогу. Эти повторяющиеся интонации
встречаются в пьесе ещё раз, перед средней частью.
Как они звучат? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Спокойно, мягко.
П е д а г о г. А потом? (Исполняет фрагмент
средней части.)
Д е т и. Резко, упрямо, грозно, будто почудилось
чтото страшное.
П е д а г о г. А как звучит аккомпанемент?
(Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Отрывисто, остро, хмуро.
П е д а г о г. Правильно, аккомпанемент звучит
остро, таинственно, настороженно, беспокойно.Отрывистый мотив повторяется несколько раз, все
более настойчиво (исполняет фрагмент). Но вскоре
мелодия опять становится мягкой и плавной и
начинается третья часть (исполняет фрагмент).
Сейчас я раздам вам по две карточки. Тёмная
карточка будет обозначать таинственный,
настороженный характер музыки, а светлая
нежный (педагог поднимает карточки, дети
проговаривают соответствующие слова).
Послушайте пьесу и отметьте карточкой смену
характера музыки (исполняет пьесу, дети
поднимают соответствующие карточки). Как
звучит музыка в средней части? (Исполняет
фрагмент.)
Д е т и. Таинственно, настороженно, страшновато,
громко, грозно, как будто послышались ночные
шорохи, злое мешает доброму.П е д а г о г. А в крайних частях? (Исполняет
фрагмент.)
Д е т и. Нежно, мягко, плавно, задумчиво, немного
грустно, сказка добрая, убаюкивающая.
П е д а г о г. Есть ли в этой музыке характер
танцевальности? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Да, она похожа на плавный, кружащийся,
мягкий вальс.
П е д а г о г. А в средней части? (Исполняет
фрагмент.)
Д е т и. Вальс исчезает, музыка колючая,
отрывистая, тяжёлая, чёткая.
П е д а г о г. Правильно. А есть ли в этой пьесе
мелодии, похожие на песню?
Д е т и. Да, в начале и в конце музыка плавная,
напевная, как песня.П е д а г о r. Правильно, в первой и последней
частях пьесы звучит мелодия, которую можно
спеть и под которую можно протанцевать вальс,
нежная, плавная, танцевальная, немного
взволнованная. А в средней части таинственной,
колючей исчезают и песня, и вальс. Послушайте
пьесу ещё раз (исполняет ее).
4е занятие
Программное содержание. Учить детей слышать
и отмечать разницу в характере сходных частей,
средства музыкальной выразительности,
создающие образ.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, послушайте «Вечернюю сказку»
Арама Ильича Хачатуряна и определите характер
каждой части (исполняет пьесу).Д е т и. В первой и последней частях музыка
нежная, плавная, мягкая, добрая, ласковая,
танцевальная, песенная, а в средней части
таинственная, настороженная, страшная, злая,
грозная, как будто зашелестели кусты, налетел
ветер, все нахмурилось вокруг.
П е д а г о г. Мы все время говорим, что крайние
части схожи между собой. Давайте их сравним:
отличаются ли они друг от друга или нет?
(Исполняет фрагменты.)
Д е т и. В третьей Части музыка звучит сначала так
же мягко, как в первой, потом более взволнованно,
а в самом конце тихо, волшебно.
П е д а г о г. Правильно, третья часть начинается,
как и первая, но потом звучит более восторженно,
взволнованно, с подъёмом (исполняет фрагменты).
Постепенно музыка успокаивается, тихо,волшебно, таинственно исчезает (исполняет
фрагмент). Послушайте пьесу ещё раз (исполняет
ее).
Три царства сказочного мира: воздушное,
подземное и земное
Адрес сказочного мира знают все: «За тридевять
земель, в тридесятом государстве». Там всё, как унас, «поля, и луга, и рощи зелёные, и солнышко
греет», только всюду происходят чудеса. А для
чудес преград не существует. Поэтому все
пространства волшебного мира одинаково
волшебны: и воздушное, и подземное, и земное. И
когда настал срок сказочным героям явиться в
живописи, первые три холста честно поделили
между собой летучие, подземные и земные
персонажи.
Сказкито выбрали себе первого художника
Виктора Михайловича Васнецова. Но он об этом не
догадывался. В его воображении было тесно от
сказочных образов, и Васнецов любил свои
фантазии, однако выпустить их на полотно пока
что не решался.
Вместо этого он изображал сценки из обычной, не
сказочной, жизни. За это его хвалили и публика, икритика, убеждая продолжать в том же роде. Нет
никаких доказательств того, что в дело вмешался
волшебный мир, но небольшое чудо произошло
чудо, замаскированное под сценку из обычной
жизни.
Васнецов был беден. И вдруг нашёлся богатый
заказчик. Мало того, что заказал картины, так ещё
и тему не назвал пиши, что хочешь. А для
художника это – самое настоящее чудо. И
Васнецов взялся, наконец, за сказочную картину.
Заказчик его был, конечно, не простым, хотя и не
волшебным.
Жил в Москве добрый человек Савва Мамонтов.
Он мечтал петь в опере и даже ездил учиться в
Италию. Но отец его был купцом и считал, что петь
в опере – несерьёзная работа, на ней не
разбогатеешь. И Савва Мамонтов занялсясерьёзным делом строительством железных
дорог, а любил все равно искусство. Он дружил с
художниками и музыкантами, а деньги тратил на
постановку опер в собственном театре, на покупку
картин и помощь талантливым людям, не умевшим
богатеть на музыке и живописи. Он подружился и с
Васнецовым. Как раз тогда завершилось
строительство Донецкой каменноугольной
железной дороги. И добрый Савва Мамонтов,
желая поддержать художника, предложил ему
написать чтонибудь такое, что украсило бы
рабочий кабинет правления этой железной дороги.
В этот момент Мамонтов вложил деньги в
строительство, быть может, главной в своей жизни
дороги дороги между сказкой и миром искусства.
Первым «ворвался» в живопись ковёрсамолёт. Он
и получил свой «портрет» раньше остальных. НоВаснецов думал, что сам его выбрал: в сказке,
рассуждал он, самый быстрый транспорт ковёр
самолёт, а в жизни поезд (обычные самолёты
тогда ещё не летали); вот и получается
подходящая сказочная тема для начальников
железной дороги.
Ковёрсамолёт незаменимый помощник
сказочного героя. Правда, он в отличие от диких
яблонь и молочных рек ничего не говорит. Но если
вы, проспав полгода, проснулись на косе меж двух
морей с обеих сторон волны поднимаются, то
очень бывает кстати, если в руки вдруг попадает
ковёрсамолёт: он – единственная надежда
отыскать, в конце концов, неизвестно куда
пропавшее собственное царство.
Как он выглядит, этот волшебный ковёр? С какой
скоростью летает? И на какой высоте? И какполагается на нём размещаться, чтобы с этой
высоты не упасть?
Васнецов знал все ответы.
Когда картина «Ковёрсамолёт» впервые
появилась на выставке, зрители сразу же узнали в
сказочном «Транспортном средстве» персидский
ковёр.
Персией называлась когдато часть современного
государства Иран. С древности тамошние мастера
умели делать необыкновенной красоты и
прочности ковры из овечьей шерсти, и ковры эти
ценились во всем мире. Как раз в то время, когда
Васнецов начинал писать свои сказочные картины,
персидские ковры были в большой моде, и за ними
в Персию снаряжались специальные торговые
экспедиции.Благодаря Васнецову стало ясно, что ковры
самолёты имеют обыкновение перемещаться на
высоте птичьего полёта. Вон она, сказочная
местность с её дремучими лесами и широкими
реками далеко внизу, а птицы близко, в левом
нижнем углу картины. Многие находят, что и сам
васнецовский ковёр напоминает птицу. Но ещё
больше он похож на морского жителя
электрического ската.
Слушание: Родион Щедрин. «Жарптица» из балета
«КонёкГорбунок».
Ковёр у Васнецова плывёт над землёй, чуть
загребая воздух передними углами. А махать
краями, как птица крыльями, он бы не смог:
гибкости бы не хватило. Потому что персидский
ковёр предмет тяжёлый и плотный: он связан из
множества шерстяных узелков. Художник такимего и изобразил: ковёр, если приглядеться, почти
не прогибается под тяжестью своего пассажира
Иванацаревича и «багажа» золотой клетки с
Жарптицей.
Скорость полёта у сказочных ковров, как видно,
невелика. Иначе Ивануцаревичу на нём бы не
устоять: сдуло бы встречным воздушным потоком.
Рукава и пола его кафтана развеваются, конечно,
на ветру, но не так уж сильно не сильней, чем на
земле, если идти против ветра. Зато ковёрсамолёт
наверняка может лететь и в тёмное время суток: на
картине сгущаются сумерки, и вечерний туман
стоит над рекой, и месяц уже виден, и птицы над
лесом ночные совы. Ярко светится Жарптица,
так что можно не волноваться: путешественникам
будет не страшно в ночном небе, и они нестолкнутся в воздухе со встречным ковром
самолётом.
Между прочим, месяц художник изобразил
убывающий совсем тонкий серпик: скоро
новолуние. Так, наверное, заведено у сказочных
героев: на растущей луне они пускаются в путь, в
полнолуние совершают подвиги, а как начнёт луна
убывать, пора с победами возвращаться домой.
Вообщето Иванцаревич на ковре никогда не
летал. В какой бы сказке он ни появлялся, обычно
он возвращается в родное царство на коне в
крайнем случае, на сером волке. Но Васнецов не
делал иллюстраций к сказкам он сам был
сказочником. Может, он знал такую волшебную
историю, которая не вошла в сборник Афанасьева?
И вот ещё что интересно: ковёрсамолёт мы видим
не с земли, а с воздуха. Так Васнецов мог егонаписать, только поднявшись почти на такую же
высоту. Не было ли у художника собственного
коврасамолёта? На этот вопрос история живописи
ответа пока не даёт.
С уверенностью можно сказать только то, что
сказочные летающие ковры продолжали занимать
воображение Васнецова. И почти сорок спустя он
начал новый вариант картины. Опять глубокий
вечер, но местность не та, а пассажиров двое:
Иванцаревич и его невеста, Елена Прекрасная.
Ковёр не тот тоньше, иной расцветки. Видно, что
летит он высоко, едва ли не выше, чем первый, и
путешественники на нём сидят. Что это другая
конструкция? Но главное и второй ковёр написан
как будто с воздуха.
Вслед за ковромсамолётом настал черед явиться
перед публикой жителям сказочного подземелья.Слушание: Георг Фиридрих Гендель. «Ларго» из
оперы «Ксеркс».
Вход в подземную часть волшебного мира
находится, если кто не знает, под плитой железной,
в яме глубокой. На дне начинается дорога, которая
ведёт в подземные царства. Одно медное, другое
серебряное, третье золотое. Жизнь там протекает
так: сидят во дворце тридцать три девицы (одна из
них царевна), полотенца вышивают. Иногда
выбираются «На вольный свет» в море искупаться.
Для этого им приходится оборачиваться птицами.
А четвёртым царством, жемчужным, правит их
отец Ворон Воронович. Замечательно то, что когда
царевны решают бежать из подземелья, царства
сворачиваются в клубочки и катятся за ними.
Чтоб порадовать правление Донецкой железной
дороги, Васнецов эту сказку пересочинил: онподарил царевнам новые царства. Старшей
золотое вместо медного, средней царство
драгоценных камней взамен серебряного, а
младшей царевне – царство каменного угля,
главного богатства Донецкого края. К её ногам он
положил на картине куски антрацита. Антрацит
лучший сорт каменного угля; он отличается
черным цветом, сильным блеском, а когда горит,
даёт больше всего тепла.
Подступы к подземному миру место суровое,
пустынное, заваленное огромными серыми
валунами. Сам вход чёрный провал – Васнецов
изобразил у правого нижнего края картины. Все
три царевны смотрят в ту сторону: старшие
сурово, младшая печально. Не потому, что
сожалеют о побеге. А потому, что их спасительИванцаревич по вине своих злых братьев остался в
«Яме глубокой».
Никаких подробностей насчёт нарядов сказочных
царевен в русских сказках не найти. Самое
большее, что можно узнать, это что та или другая
«оделась чудо как». Но как? Васнецов и на этот
важный вопрос первым дал ответ: героини русских
сказок носят такие платья, какие в древности
носили на Руси. С тех пор все художники, которые
иллюстрируют русские сказки, придерживаются
этого правила. Ну, а ткани на платья своим
царевнам Васнецов подобрал под стать царствам:
старшей из золотой парчи, средней из узорчатой,
а младшей из блестящего атласа цвета антрацита.
Ещё, конечно, интересно, какие они лицом, эти
сказочные царевны: правда ли, что «красы
неописуемой» или «ненаглядной»? В сказкемладшая царевна понравилась Ивануцаревичу
больше всех. Больше всех полюбилась она и
Васнецову. И все следующие волшебные героини
получались на его картинах похожими на неё
особенно выражением лица. Для художника оно
самое сказочное. А так ли это в тридевятом
царстве кто знает?
Полёт ковра Васнецов увидел в сумерках, а
царевны явились ему на закате. Конец дня
Васнецов, как видно, особенно любил. Да и как
сказочнику не любить закат и сумерки! Сумерки
грань, граница между двумя мирами дневным и
ночным, сказочным. Васнецов на этой границе жил.
Много лет спустя, когда у художника появилось
собственное «царство» дача близ города
Дмитрова, он завёл обычай после вечернего чая
собираться семьёй на террасе смотреть закат. «Стеррасы были видны и мельница, и пруд, и
заречные поля, и леса, вспоминал племянник
Васнецова.
За их зубчатую черту медленно погружалось
солнце. Край неба светился оранжевой зарёй, ели,
окружавшие сад тёмными силуэтами,
вырисовывались на её фоне...» И та же оранжевая
вечерняя заря на картине «Три царевны
подземного царства».
Судя по всему, первый портрет не очень
понравился царевнам: то ли антрацит показался
недостаточно драгоценным, то ли не захотелось
смотреть на вход в подземное царство. И Васнецов
написал новую картину, без антрацита: царевны во
всем великолепии своих нарядов красуются перед
зрителями. Просто сокровища, а не царевны,
художник и сам ими любовался.А правление Донецкой железной дороги не оценило
ни коврасамолёта, ни волшебных красавиц и
наотрез отказалось вешать произведения Васнецова
у себя в кабинете, наверное, сказок не читало.
Сказочные картины остались жить в семье
Мамонтовых.
Семья Мамонтовых уезжала на всё лето на дачу в
Абрамцево и приглашала с собой друзей
художников, для которых Савва Иванович
специально построил мастерскую. Васнецов к
Мамонтовым ходил в гости, а себе снял домик в
соседней деревне Ахтырке.
Каждый день отправлялся он с кистями и красками
на этюды, писал подмосковные дубы и речку Ворю,
и все казалось ему сказочным.А это настал черёд земным жителям тридевятого
царства получить портрет, вот они и
договаривались: чей портрет и как всё устроить.
Слушание: Клод Дебюсси. «Девушка с волосами
цвета льна».
Васнецов, к сожалению, не написал воспоминаний
про свою жизнь в двух мирах одновременно. Но
человек, который любит сказки, поймёт, конечно
же, как было дело. В один прекрасный, хоть и
сумеречный день художник отправился, по
обыкновению, бродить по окрестностям и
незаметно для себя перешёл границу тридесятого
государства. Поначалу он этого не понял, потому
что природа там, как у нас. Видит: пруд с осокою,
за ним – тёмный лес еловый. У воды растут берёзка
да осинка, а между ними на большом сером валуне
девочка сидит в цветастом сарафане. Васнецов еёсразу узнал Алёнушка. А другой бы человек, не
сказочник, пожалуй, и не узнал. Потому что у
Афанасьева в сборнике все совсем не так:
«Жилибыли себе царь и царица; у них были сын и
дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Алёнушкой.
Вот царь с царицею померли, остались дети одни, и
пошли странствовать по белу свету... Шли, шли и
видят: пасётся у воды стадо коз.
Ах, сестрица, я напьюся.
Не пей, братец, а то будешь козлёночком.
Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и
стал козлёночком...»
Потом на Алёнушке женился царь, а злая колдунья
навела на неё порчу, навесила ей камень на шею и
бросила в море. И Иванушкакозлёночек прибегална берег и звал: «Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок».
Но не увидел художник ни морских волн, ни
козлёночка, и ничего не было страшного в темной
воде плавали в ней берёзовые жёлтые листья, а на
бережку сидела сама Алёнушка, живая и
невредимая, только одетая совсем не поцарски.
Может, и правда, испытывала Васнецова: узнает
или нет?
Написать её оказалось непросто. Зарисовать чудо
Васнецов не успел: тридевятое царство показалось
и отодвинулось. Хватился художник картина
стоит перед глазами, а в окрестностях Ахтырки и
Абрамцева точно такого места нет. Пришлось ему
снова бродить с кистями и красками: там пруд
нашёлся с осокою, там берёзка с осинкой
подходящие, там похожие макушки ёлок так исобирал картину по кусочкам. Всего получилось
шестнадцать подготовительных работ, не считая
мелких зарисовок. Рисовать Алёнушку Васнецову
помогала деревенская девочка, только сидела она
не на камне, а на лугу: валун остался в тридевятом
царстве.
Зрители, привыкшие к тому, что Васнецов пишет
сценки из жизни, при виде «Алёнушки» на
выставке решили, что перед ними бедная сиротка.
Но теперьто все понимают: картина эта о том, как
художник шёлшёл по Подмосковью и попал в
сказку. И удивительное дело: всем кажется, что у
Васнецова правильно, а Афанасьев чтото
напутал.
Вот так русские сказки проникли в живопись. И
это было только начало...Мусоргский. Душа русской музыки
«Постижение истории,
глубокое восприятие бесчисленных оттенков
народного духа,
настроения, ума и глупости, силы и слабости,
трагизма и юмора
– всё это беспримерно у Мусоргского…»
В. В. Стасов
Мусоргский величайший художниктрагик. И
этой главной чертой своего мировоззрения он
тесно связан со своей эпохой. Немало энергии
потратил композитор, чтобы заставить
современников поверить в возможность приблизитьмузыку к современности, в её способность
тревожить не только сердца, но и умы.
«Изображение красоты грубое ребячество»,
писал он. Он не стремился смягчить или
прикрасить жизненные контрасты, а передавал их
во всей подлинной кричащей остроте. Таков был
его художественный символ, выраженный в словах:
«Жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни
была солона, смелая, искренняя речь к людям...»
Но эта «речь» часто резала окружающим ухо,
многих отталкивало стремление композитора
«выставлять на показ безобразное». Но не
современникам, а времени уготована миссия
расставлять всё по своим местам. Отсекая мелкое
и ненужное, именно время выделяет главное.
А главное в трагедии большого художника
заключалось в том, что великий новатор, звавшийсовременников «вперёд, к новым берегам», не был
ими понят. Может быть потому, что раньше
времени перелистнул страницу истории музыки,
опередив своим творчеством пути развития
современного искусства.
Талант Мусоргского настолько глубок и
монолитен, что анализировать его музыку, пытаясь
постичь тайну её магически захватывающего
воздействия, очень трудно. Наверное, каждое
поколение будет решать эту задачу посвоему, и
каждому её решение будет давать радость
прикосновения к вечно прекрасному и
бессмертному.
Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта (21
марта по новому стилю) 1839 года в селе Карево
Торопецкого уезда Псковской губернии.О своём детстве, проведённом здесь, в «родовом
гнезде», он писал впоследствии так:
«Ознакомление с духом народной жизни было
главным импульсом музыкальных импровизаций до
начала ознакомления ещё с самыми элементарными
правилами игры на фортепиано». А «самые
элементарные правила игры на фортепиано»
преподала будущему композитору его мать, начав
заниматься с мальчиком, когда ему едва минуло
шесть лет. Уже через год Модест мог играть
небольшие фортепианные произведения Листа.
Несомненное дарование сына радовало не только
мать, но и отца. Хотя, разумеется, даже и мысли о
том, что их «Модя» станет профессиональным
музыкантом, родители допустить не могли. Все
Мусоргские служили «по военной части», и в 1849
году Модеста и его брата Филарета отдали вПетропавловскую школу в Петербурге. А в 1852
году будущий композитор поступил в Школу
гвардейских подпрапорщиков и стал брать уроки
игры на фортепиано у известного пианиста А. А.
Герке. В это же время юный Мусоргский написал
своё первое произведение польку
«Подпрапорщик».
В 1856 году Мусоргский был произведён в
прапорщики Преображенского гвардейского полка.
Здесь, в атмосфере, казалось бы, не слишком
располагающей к какой бы то ни было
«художественной активности», состоялась
знаковая для молодого офицера встреча. В один из
дней, неся вахту в Военном госпитале, Мусоргский
познакомился с А. П. Бородиным, новоиспечённым
доктором медицины, талантливым химиком и
будущим гениальным композитором. А уже вскореон стал вхож в дом А. С. Даргомыжского, чья
слава гремела тогда по всей России (его
знаменитая опера «Русалка» была с успехом
поставлена в Мариинском театре в 1856 году).
Даргомыжский представил Мусоргского Милию
Алексеевичу Балакиреву, тем самым определив
его творческую судьбу, отныне навсегда связанную
с «Могучей кучкой».
В эту пору Мусоргский ещё совсем не похож на
свой репинский портрет 1881 года. Он хорош
собою, офицерский мундир ему к лицу, его манеры
самые светские, пофранцузски он говорит
безукоризненно (как известно, последнее
почиталось необходимым для «комильфотного»
человека). Балакирев, уже серьёзно начавший
заниматься с Мусоргским композицией и
вводивший его во многие петербургские дома,вспоминал, что дам он «просто сводил с ума».
Особенно представительницам прекрасного пола
нравилась его исполнительская манера
грациозная, с отчётливой и несколько кокетливой
жестикуляцией.
Довольно скоро Мусоргский понял, что музыка
перестала быть для него просто «отдыхом для
души». И в 1858 году он сделал свой выбор –
оставил военную службу ради серьёзных
музыкальных занятий. Сначала этот шаг никак не
отразился на его материальном положении,
поскольку он жил доходами от родового имения.
Но после февраля 1861 года обстоятельства
изменились. Отмена крепостного права самым
печальным образом сказалась на состоянии
дворянских гнёзд. Не секрет, что многие из
представителей «привилегированного сословия»были напрочь лишены практической жилки (и даже
полагали её чемто «неприличным» для себя) и в
новой ситуации растерялись.
Имения постепенно приходили в упадок. Не стали
исключением из этого общего правила
«дворянского оскудения» и Мусоргские. В 1863
году композитору пришлось поступить на
государственную службу. Но, несмотря на
перемену жизненных обстоятельств, Мусоргский
остаётся деятельнейшим членом «Могучей кучки».
Он во всём разделяет идеи «кучкистов»
относительно необходимости выработать
народное, национальное направление в музыке.
Пока композитор ещё не подступается к крупной
форме, которая принесёт ему славу. Но уже в эти
годы создаёт он свои лучшие «вокальные сценки»
«Светик Савишна», «Колыбельная Ерёмушке» (наслова Н. А. Некрасова), «Гопак» (на слова Т. Г.
Шевченко). Обильный материал для творчества
давали Мусоргскому поездки по России. Он
почитал их жизненнонеобходимыми не только для
«творца», но и для всякого русского человека.
«Подмечаю баб характерных и мужиков типичных,
могут пригодиться и те, и другие, писал он.
Сколько свежих, не тронутых искусством сторон
кишит в русской натуре, ох, сколько! И каких
сочных, славных».
В 1868 году Мусоргский приступил к работе над
комической оперой «Женитьба» (по Гоголю). Но
работа над нею продвигалась вяло, и опера так и не
была закончена. «На подступах» уже была другая
опера (правильнее назвать её «музыкальной
драмой») – «Борис Годунов», ставшая
средоточием всех помыслов и поисковМусоргского. Он творил её увлечённо, буквально
жил каждой нотой.
В 1869 году композитор завершил первую версию
оперы, в семи картинах. Но в таком виде её не
пропустили на сцену Мариинского театра.
РимскийКорсаков, бок о бок, с которым
Мусоргский в это время жил и трудился, полагал,
что театральная дирекция попросту была
поставлена в тупик «новизною музыки» (точно так
же когдато современников Пушкина поставила в
тупик «новизна текста»). И в 1871 году
Мусоргскому приходится перерабатывать своё
«забракованное» Дирекцией императорских
театров детище. Только в 1874 году зрители,
наконец, увидели новую версию оперы (в четырёх
актах и девяти картинах). Опера имела большой
успех, но настоящая её слава была ещё за горами.Лишь в 1908 году, прозвучав в Париже во время
«Русских сезонов» Дягилева, «Борис Годунов»
покорил Европу, а затем и весь мир.
В 1872 году Мусоргский начинает работать над
«Хованщиной». Сюжет этой «народной
музыкальной драмы» отчасти подсказал
композитору В. В. Стасов, идеолог «Могучей
кучки», которому композитор и посвятил своё
произведение. Увы, закончить оперу ему не
удалось. Как не удалось закончить и
«Сорочинскую ярмарку», лирикокомедийную
оперу по повести Гоголя. Уже после его смерти
над ними работали «друзья и соратники»
Мусоргского. Оркестровку «Хованщины»
блистательно выполнил РимскийКорсаков, а
«Сорочинскую ярмарку» завершили Ц. А. Кюи и А.
К Лядов.«Светский по виду, такой элегантный и как будто
поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой,
своим незабвенным глубоким исполнением
вызывать такие глубокие размышления, такие
глубокие чувства... Как умел он, не уступая,
крепко держась своего пути, никогда, ни одним
словом не задеть чьеголибо самолюбия, не сказать
ни одной грубости, ни одной резкости»,
вспоминала дочь В. В. Стасова, С. В. Фортунато.
Знаменитый портрет Мусоргского был написан
Репиным в последние дни жизни композитора.
Усталое, измученное лицо, встрёпанные волосы,
явная небрежность в одежде... Однако,
всматриваясь, замечаешь и другое энергичный
поворот массивной головы, проницательный
взгляд, в котором не угасла ещё незаурядная сила
духа.Последние годы жизни композитора были очень
тяжелы. Он бедствовал и почти уже не выбирался
из депрессий. Здоровье Мусоргского было
окончательно подорвано, он стал болеть всё чаще.
Друзья скрывали, что врач признал его положение
безнадёжным. Скончался он ранним утром 16
марта. Ему было всего 42 года.
«...Смерть Мусоргского явилась неожиданно для
всех… Условия, при которых умер Мусоргский,
полное одиночество, больничная обстановка, в
которой должен был угаснуть этот крупный
талант, производили щемящее впечатление…
Шевелилось невольно горькое чувство, невольно
думалось о странной судьбе наших русских людей.
Быть таким талантом, каким был Мусоргский
(талант этот признавали все, хотя бы и не
разделявшие тенденций покойного), иметь вседанные стоять высоко и жить и вместо того
умереть в больнице, среди чужого люда... Что за
фатум преследует наши дарования...» писал в
некрологе М. М. Иванов.
Похоронили Мусоргского 18 марта на кладбище
АлександроНевской лавры. В 1885 году друзья
установили на могиле композитора памятник.
Более ста лет прошло после смерти Мусоргского.
Исторически это срок небольшой, но если учесть,
что стиль композитора во многом предвосхищал
черты музыкального языка XX века, то
Мусоргский, может быть, для нас сейчас ближе,
чем ктолибо из музыкантов прошлого века. А
главное его творческое наследие содержит
поистине неисчерпаемое духовное богатство,
овладеть которым долг каждого нашего
современника.Звуки музыки
К сожалению, Мусоргскому не удалось дописать
многих своих крупных произведений.
Лишь благодаря самоотверженному труду его
коллег РимскогоКорсакова, Лядова, Кюи –
мы имеем возможность слышать их в
законченном виде.
«Рассвет на Москвереке» из оперы
«Хованщина»
Работая над «Хованщиной», Мусоргский писал В.
В. Стасову: «Прошедшее в настоящем вот моя
задача».
Для этой оперы композитор сам создал либретто,
взяв за основу события российской истории конца
XVII века стрелецкое движение и раскол (главный
герой «Хованщины» князь Иван Хованский,предводитель стрельцов). В итоге жесточайшей
борьбы за власть победу одержал юный Пётр I.
Понимая неизбежность конца «Старой Руси»,
Мусоргский понимал и то, что реформы Петра не
облегчили участь народа. Из этой двойственности
и родился замысел оперы. В начале 1870х годов
композитор поделился своей идеей со Стасовым, и
тот посоветовал ему непременно разрабатывать её.
Мусоргский писал «Хованщину» почти десять лет,
до самой смерти, то оставляя её, то вновь
лихорадочно бросаясь к ней. После его смерти над
оперой пришлось немало потрудиться Римскому
Корсакову. Премьера «Хованщины» состоялась
лишь 9 февраля 1886 года.
«Хованщина» открывается чарующим оркестровым
вступлением «Рассвет на Москвереке», рисующим
нам тихое, туманное утро спящего города, которыйвотвот разбудят крики петухов и звон церковных
колоколов.
«Картинки с выставки»
«...Он был самый талантливый, самый
оригинальный, самый предприимчивый, самый
смелый из всех наших архитекторов, даже новой
молодой школы».
В. В. Стасов
Свой фортепианный цикл «Картинки с выставки»
Мусоргский написал в мае июне 1874 года под
впечатлением от по смертной выставки
архитектора и художника, основоположника
«русского стиля» в архитектуре В. А. Гартмана,
бывшего добрым приятелем композитора.
Знаменитый передвижник И. Н. Крамской так
отзывался о Гартмане и особенностях его
дарования: «Когда нужно построить обыкновенныевещи, Гартман плох, ему нужны постройки
сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы,
сооружения, для которых нет и не могло быть
образцов, тут он создаёт изумительные вещи».
Итак, в конце зимы 1874 года в Императорской
Академии художеств открылась посмертная
выставка Гартмана, где было представлено около
400 его работ акварелей, рисунков, эскизов,
костюмов и декораций для театральных
постановок. Побывав на выставке, Мусоргский
загорелся желанием создать некую музыкальную
«Прогулку» по ней. Всего за три недели он написал
этот блестящий фортепианный цикл.
Равновесие музыкальной конструкции «Картинок с
выставки» обеспечивает «Прогулка» лейтмотив,
объединяющий отдельные части цикла. После
первого проведения темы следует пьеса «Гном».Мусоргский оживляет кривоногого игрушечного
карлика с гартмановской картинки, наделяя его
комическими и жутковатыми ужимками.
От «Гнома» «Прогулка» приводит нас к «Старому
замку», навеянному композитору акварелью со
старинным итальянским замком. Затем
(предварённый неизменной «Прогулкой») звучит
«Тюильрийский сад» короткий, лаконичный
дивертисмент. А в следующей за ним пьесе
«Быдло» изображён ход повозки на разбитых
колёсах, приводимой в движение волами. После
неё «Прогулка» в первый раз звучит в миноре, но
вскоре её уже сменяет лёгкий «Балет
невылупившихся птенцов». Им Мусоргский
«проиллюстрировал» эскизы костюмов, сделанные
Гартманом для балета Ю. Г. Гербера «Трильби». За
балетом следует миниатюра «Два еврея, богатый ибедный», затем – «Лимож. Рынок», «Катакомбы» и
«С мёртвыми на мёртвом языке». Она сменяется
«Избушкой на курьих ножках», а завершают цикл
«Богатырские ворота» (эта пьеса написана по
гартмановскому эскизу ворот Киева).
«Детская»
Большой вокальный цикл, посвящённый детям,
Мусоргский задумал весной 1868 года. Возможно,
на эту мысль его натолкнуло общение с детьми
Стасова, которого в те годы он часто посещал. Не
песенки для детей, а вокальнопоэтические
миниатюры, раскрывающие душевный мир ребёнка,
его психологию вот что было в центре внимания
композитора. Сочинять он начал на собственные
тексты и не случайно, закончив тогда же первый
номер цикла, «С няней», Мусоргский сделал
знаменательное посвящение «великому учителюмузыкальной правды Александру Сергеевичу
Даргомыжскому».
«Детская» совершенно необычное, не имевшее
ранее аналогов произведение. Это не песни, не
романсы, а тонкие вокальные сценки, в которых
удивительно точно, глубоко и любовно
раскрывается мир ребенка.
В «Детской» господствует мелодизированный
речитатив, передающий тончайшие оттенки речи.
Аккомпанемент скупой, подчеркивающий
особенности мелодической линии, помогающий
создать яркий, выразительный образ.
«В углу», сценка между рассерженной няней и
наказанным ребёнком. Сюжет её прост: няня,
рассерженная проказами своего маленького
питомца, ставит его в угол. А наказанный
проказник в углу обиженно пеняет на котёночка –это он всё натворил, а не Миша. Но жалобные
всхлипывающие интонации, ярко выраженные в
музыке, («Я ничего не сделал, нянюшка») выдают
Мишу: он чувствует горькую обиду и свою вину.
Но его детское сознание не умеет примирить это
первое в жизни «противоречие». Бурным,
обвиняющим интонациям няни противопоставлены
фразы ребёнка, поначалу оправдывающиеся,
жалобные, хнычущие, а потом, когда малыш
убеждает самого себя в невиновности,
переходящие в агрессивный вопль.
Ах ты, проказник!
Клубок размотал, прутки растерял,
Ах, ты! все петли спустил!
Чулок весь забрызгал чернилами!
В угол! В угол!
Пошёл в угол! Проказник! Я ничего не сделал, нянюшка,
Я чулочек не трогал, нянюшка!
Клубочек размотал котёночек,
И пруточки разбросал котёночек,
А Мишенька был паинька,
Мишенька был умница.
А няня злая, старая,
У няни носикто запачканный.
Миша чистенький, причёсанный,
А у няни чепчик на боку.
Няня Мишеньку обидела, напрасно в угол
поставила.
Миша больше не будет любить свою нянюшку,
вот что!
Песня Варлаама «Как во городе было во
Казани»Песня Варлаама «Как во городе было во Казани»
из оперы «Борис Годунов» – один из важнейших
опорных моментов в музыкальной драматургии
народных сцен оперы.
Варлаам – монах, бежавший из монастыря и
загулявший в корчме. Он подобен персонажу
Репина – огромный, пузатый, с седой бородой.
Варлаам жанровобытовая фигура, в
характеристике которой нашли своё отражение как
положительные, так и отрицательные черты,
свойственные определенному социальному типу.
Когда эта картина появилась на выставке
передвижников, известный музыкальный критик В.
Стасов, увидел в персонаже этой картины один из
самых истинных, глубоко национальных русских
типов. «Варлаамище» из пушкинского «Бориса
Годунова» так определил он колоритную фигуру,изображённую на портрете. Точно так же
Мусоргский, увидев «Протодьякона», воскликнул:
«Так ведь это же мой Варлаамище!».
Так что же позволило этим двум глубоким и
метким наблюдателям уподобить изображение
литературному и музыкальному образу? Наверное,
то, что каждому из произведений присуща одна
особенность – ярко и достоверно – словом,
музыкой, изображением показать характер
человека.
Характер этой песни удалой, разгульный,
стихийный. В основе мелодии лежит плясовое
начало. В каждом куплете в напев вводятся новые
остроумные детали, иллюстрирующие содержание
слова и характеризующие образность, красочность
речи Варлаама. Богатые и разнообразные оттенки
вокальной мелодии дополняютсяизобразительными штрихами оркестрового
сопровождения, вызывающими представление то о
дымящейся бочке, то о воплях татар и т. n. В
музыке чувствуется огромная жизнеутверждающая
сила, радость бытия.
Музыкальные инструменты. Ударные
инструментыВот мы с вами и подошли к знакомству с самыми
древними инструментами. Десятки тысяч лет назад
человек взял в обе руки по камню и начал стучать
ими друг о друга. Так появился первый ударный
инструмент. Это примитивное приспособление,
которое ещё не могло дать музыки, но уже могло
произвести ритм, сохранилось в быту некоторых
народов до наших дней: например, у аборигенов
Австралии и сейчас два обыкновенных камня
играют роль ударного инструмента.
Ударные гораздо старше всех остальных
инструментов: почти все исследователи сходятся
во мнении, что инструментальная музыка началась
с ритма, а потом уже возникла мелодия.
Есть этому и подтверждение: при раскопках в селе
Мезин под Черниговом были обнаружены ударные