Данный урок проводится в 8 классе по ФГОС.
Цели:
• углубить знания учащихся об иммунитете, видах иммунитета, инфекционных заболеваниях, аллергии, лечебных сыворотках и вакцинах с использованием НИТ (новых информационных технологий);
• формировать умение самостоятельно работать с компьютерной программой, дополнительной литературой, текстом учебника, составлять схемы.
Урок на тему: Иммунитет.
Цели:
углубить знания учащихся об иммунитете, видах иммунитета, инфекционных
заболеваниях, аллергии, лечебных сыворотках и вакцинах с использованием НИТ
(новых информационных технологий);
формировать умение самостоятельно работать с компьютерной программой,
дополнительной литературой, текстом учебника, составлять схемы.
Оборудование:
компьютеры,
видеопроектор,
экран,
диск – мультимидийное учебное пособие нового образца “Биология 9 класс”;
таблица “Кровь”, портреты И.И. Мечникова, Л. Пастера, учебник Н.И. Сонина, М.Р.
Сапина “Биология. Человек. 8 класс”.
I. Организационный момент.
Ход урока
II. Проверка знаний по теме “Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови,
их строение и функции”. (10 мин.)
1. Два ученика самостоятельно проходят компьютерное тестирование с использованием
выше указанного диска. Раздел “Кровь – жидкая ткань”. Упражнения 1 – 6, 8, 10.
2. Три ученика работают по карточкам (письменно).
Карточка №1. Объясните, как происходит перенос эритроцитами кислорода?
Карточка №2. Что такое малокровие, почему оно может возникнуть?
Карточка №3. Зачем больному проводят анализ крови?
3. Фронтальный опрос (остальных учащихся).
Каков состав внутренней среды? В чем ее значение для организма?
Примерный ответ. Внутреннюю среду организма образуют межклеточная жидкость,
лимфа и кровь. Межклеточная (тканевая) жидкость выполняет дыхательну и
питательную функции. С помощью нее происходит очищение клеток от продуктовраспада. Лимфа выполняет защитную функцию от болезнетворных микроорганизмов.
Кровь выполняет дыхательную, питательную, выделительную, терморегуляторную,
защитную и гуморальную функции
Что такое кровь? Из чего она состоит?
Примерный ответ. Кровь – это соединительная ткань, которая состоит из плазмы и
форменных элементов (клеток): 96% эритроцитов,3% лейкоцитов и1% кровяных
пластинок – тромбоцитов.
Что такое плазма крови? Каково ее значение?
Примерный ответ. Плазма крови – это межклеточное вещество одной из
разновидностей соединительной ткани – крови. В ее состав входят: 90 92% воды,
около 1% минеральных веществ (соли натрия, кальция и многие другие), органические
вещества (белки, глюкоза и др.), причем белок составляет 7% плазмы крови. Значение
плазмы крови: принимает участие в транспортировке веществ и участвует в
свертывании крови.
Каковы особенности строения эритроцитов? Где они образуются и какую функцию
выполняют?
Примерный ответ. Эритроциты – это мелкие, безъядерные клетки, формы
двояковогнутой линзы; эластичные, содержат особый белок гемоглобин, который
придает крови красный цвет. Образуются в красном костном мозге, живут 100 – 120
суток. В 1 мм3 – 4,5 5,5% эритроцитов. Выполняют дыхательную функцию.
Каковы особенности строения лейкоцитов? Где они образуются и какую функцию
выполняют?
Примерный ответ. В 1 мм3 крови содержится 6000 – 8000 лейкоцитов и лимфоцитов.
Это бесцветные клетки различной формы, содержат ядро, могут активно
передвигаться. Образуются в красном костном мозге, в селезенке, в лимфатических
узлах. Они защищают организм от болезнетворных микроорганизмов.
Каковы особенности строения тромбоцитов? Где они образуются и какова их функция?
Примерный ответ. Тромбоциты – это небольшие безъядерные образования. Образуются
в красном костном мозге, живут 5 – 7 дней. В 1 мм3 находится до 400 000
тромбоцитов, которые участвуют в свертывании крови.
Что такое свертывание крови? Как оно происходит?
Примерный ответ. Свертывание крови – это защитная реакция организма,
препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных
организмов. При повреждении кровеносных сосудов нежные, нестойкие кровяные
пластинки – тромбоциты – разрушаются, при этом в плазму выделяется особый
фермент. Под его влиянием происходит целая цепь химических реакций, в результате
которых растворимый белок плазмы фибриноген превращается в нерастворимый –фибрин. Его нити образуют густую сеть – сгусток крови (тромб), который закрывает
рану.
III. Изучение нового материала. (25 мин.)
1. Двое учащихся читают отрывки из стихотворений:
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит,
Тихо все. (Одно кладбище)
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
(А.С. Пушкин “Пир во время чумы”).
Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашеная дверь.
Тоньше паутины
Изпод кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертный огонек.
Говорить не можешь –
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладят бедный ежик
Стриженых волос.
Валя, Валентина,
Что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный.
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему теснится
В подъязычьи стон?Почему ресницы
Обдувает сон?
(Э. Багрицкий “Смерть пионерки”).
2. Вступительное слово учителя.
Оспа, чума, тиф, холера и многие другие заболевания лишили огромное число людей
жизни.
Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума
продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек.
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: “Города и
селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах
можно было увидеть только могильщиков”.
В VI веке от чумы в Европе погибла ? часть населения – 10 млн человек. Чуму называли
черной смертью.
Не менее опасна была оспа.
В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Особой
приметой того времени считалось “Знаков оспы не имеет”.
В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера.
Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902
по 1926 год.
Как вы думаете, почему одни люди умирали от этих страшных болезней, а другие нет?
(Учащиеся пытаются высказывать свое мнение).
Чтобы ответить на этот вопрос, заслушаем сообщение на тему “Защитные свойства
крови”.
3. Сообщение учащегося на тему “Защитные свойства крови” проводится с использованием
компьютера. Диск “Электронная библиотека “Просвещение” Биология 9 класс”, раздел
“Инфекционные заболевания”.
(На экран выводится поочередно подразделы “Непрошенные гости”, “Некоторые факты об
инфекциях” и учащийся начинает доклад).
Тело человека постоянно подвергается воздействию болезнетворных, или патогенных
микроорганизмов. Заболевания, вызванные микробами, называются инфекционными. (На
экран поочередно выводится подразделы “Риск заражения”, “Пути заражения” и учащийся
продолжает доклад).Микробы могут проникнуть через дыхательные пути, кожу,
пищеварительный тракт. От инфекционных заболеваний страдают в первую очередь люди с
ослабленной иммунной системой. Это – маленькие дети, люди с иммунодефицитом ипожилые люди. Подвержены частым инфекция люди, испытывающие голод, постоянный
стресс или уже страдающие какимлибо недугом. Потенциальными жертвами патогенных
микробов являются люди, пренебрегающие элементарными правилами гигиены (мытье рук,
уборка жилого помещения и т. д.).
Каждый человек может заразиться, но не каждый может заболеть. Заражение и заболевания
– разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных
микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на
8 – 10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто
люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией,
задерживает ее развитие, и человек не заболевает. Заражение переходит в заболевание в
том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет). Развитию простудных инфекций
(гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на
течение заболеваний оказывает алкоголь, табакокурение – они угнетают иммунитет.
Вопрос: Что же такое иммунитет?
(Иммунитет – это способность организма защищать себя от болезнетворных
микробов и вирусов, от инородных тел и веществ).
4. Слово учителя.
Каков же физиологический механизм иммунитета?
(Внимание учащихся обращается на проекционный экран, где демонстрируется
физиологический механизм иммунитета в разделе “Лимфатическая и иммунная система” в
подразделах “Наша собственная армия”, “Вездесущие лимфоциты”, “Последняя битва –
антиген, антитело” с объяснением учителя).
(В крови существует две группы лимфоцитов: В и Тклетки. Вклетки образуют
особые вещества – антитела, которые, соединяясь с бактериями, делают их
беззащитными против фагоцитов.
Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ
называется фагоцитозом. На основании своих наблюдений И. И.
Мечников(показывается портрет) предположил, что фагоциты имеют место и у
высших млекопитающих животных, в том числе, и у человека. В крови взрослого
человека лейкоцитов содержится 68 тыс. в 1 мм3, однако их число может
изменяться после приема пищи, мышечной работы, во время сильных эмоций.
При инфекционных и некоторых других заболеваниях их число резко увеличивается
(лейкоцитоз).
При лучевой болезни наблюдается значительное уменьшение числа лейкоцитов
(лейкопения).
Тклетки сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусом.
Вступая с ними в контакт, они выделяют особые вещества, вызывающие гибель
бактерий или вирусов. Эти особые вещества называются антителами и имеют
белковую природу.Фагоцитоз и выработка антител – единый защитный механизм, названный
иммунитетом.)
Какие виды иммунитета существуют?
(Учащимся предлагается самостоятельное изучение материала учебника на с. 122 и
выполнение задания 95 в рабочей тетради. После завершения работы проверяется
правильность выполнения задания и вместе с учителем даются понятия новым терминам).
Естественный врожденный иммунитет – это невосприимчивость организма ко многим
болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.
Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных
болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не
заболеют этими болезнями повторно.
Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм
убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в виде вакцины. При этом организм
вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки человек чаще всего не
заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза,
полиомиелита и т. д. (Демонстрируется процесс проведения прививки на экране).
Пассивный искусственный иммунитет – это введение готовых антител заболевшему
человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови
животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную
сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни – дифтерии.
Развитие очень опасной болезни – столбняка – можно предотвратить своевременным
вливанием противостолбнячной сыворотки.
Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а
вводятся в него извне, то они сохраняются в организме очень недолго. Через некоторое
время организм вновь становится восприимчивым к болезням.
В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным заболеваниям.
Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.
5. Заключение.
В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является
СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).
(Внимание учащихся переключается на экран, где в разделе диска “СПИД – чума XX века”
демонстрируются признаки заболевания, пути заражения, меры профилактики и т. д.)IV. Закрепление знаний. (8 мин.)
1. Пробное компьютерное тестирование в разделе “Лимфатическая и иммунная
система”. Упражнение 27.
2. Выполнение заданий в рубрике “Какие утверждения верны?” на с. 124 учебника.
3. Выполнение заданий 14 в рубрике “Выберите правильный ответ” на с. 125
учебника.
V. Подведение итогов. (2 мин.)
VI. Задание на дом. Изучить текст учебника на с. 122; выполнить в рабочей тетради
задания 94, 96.