Урок биологии 8 класс на тему: Иммунитет.
Оценка 4.8

Урок биологии 8 класс на тему: Иммунитет.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
01.03.2017
Урок биологии 8 класс на тему:  Иммунитет.
Данный урок проводится в 8 классе по ФГОС. Цели: • углубить знания учащихся об иммунитете, видах иммунитета, инфекционных заболеваниях, аллергии, лечебных сыворотках и вакцинах с использованием НИТ (новых информационных технологий); • формировать умение самостоятельно работать с компьютерной программой, дополнительной литературой, текстом учебника, составлять схемы.
Урок.docx
Урок на тему:  Иммунитет. Цели:   углубить знания учащихся об иммунитете, видах иммунитета, инфекционных  заболеваниях, аллергии, лечебных сыворотках и вакцинах с использованием НИТ  (новых информационных технологий);   формировать умение самостоятельно работать с компьютерной программой,  дополнительной литературой, текстом учебника, составлять схемы. Оборудование:       компьютеры,  видеопроектор,  экран,  диск – мультимидийное учебное пособие нового образца “Биология 9 класс”;  таблица “Кровь”, портреты И.И. Мечникова, Л. Пастера, учебник Н.И. Сонина, М.Р. Сапина “Биология. Человек. 8 класс”. I. Организационный момент. Ход урока II. Проверка знаний по теме “Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови,  их строение и функции”. (10 мин.) 1. Два ученика самостоятельно проходят компьютерное тестирование с использованием  выше указанного диска. Раздел “Кровь – жидкая ткань”. Упражнения 1 – 6, 8, 10. 2. Три ученика работают по карточкам (письменно). Карточка №1. Объясните, как происходит перенос эритроцитами кислорода? Карточка №2. Что такое малокровие, почему оно может возникнуть? Карточка №3. Зачем больному проводят анализ крови? 3. Фронтальный опрос (остальных учащихся). ­ Каков состав внутренней среды? В чем ее значение для организма? Примерный ответ. Внутреннюю среду организма образуют межклеточная жидкость,  лимфа и кровь. Межклеточная (тканевая) жидкость выполняет дыхательну и  питательную функции. С помощью нее происходит очищение клеток от продуктов распада. Лимфа выполняет защитную функцию от болезнетворных микроорганизмов.  Кровь выполняет дыхательную, питательную, выделительную, терморегуляторную,  защитную и гуморальную функции ­ Что такое кровь? Из чего она состоит? Примерный ответ. Кровь – это соединительная ткань, которая состоит из плазмы и  форменных элементов (клеток): 96% эритроцитов,3% лейкоцитов и1% кровяных  пластинок – тромбоцитов.  ­ Что такое плазма крови? Каково ее значение? Примерный ответ. Плазма крови – это межклеточное вещество одной из  разновидностей соединительной ткани – крови. В ее состав входят: 90 ­92% воды,  около 1% минеральных веществ (соли натрия, кальция и многие другие), органические  вещества (белки, глюкоза и др.), причем белок составляет 7% плазмы крови. Значение  плазмы крови: принимает участие в транспортировке веществ и участвует в  свертывании крови. ­ Каковы особенности строения эритроцитов? Где они образуются и какую функцию  выполняют? Примерный ответ. Эритроциты – это мелкие, безъядерные клетки, формы  двояковогнутой линзы; эластичные, содержат особый белок гемоглобин, который  придает крови красный цвет. Образуются в красном костном мозге, живут 100 – 120  суток. В 1 мм3 – 4,5 ­ 5,5% эритроцитов. Выполняют дыхательную функцию. ­ Каковы особенности строения лейкоцитов? Где они образуются и какую функцию  выполняют? Примерный ответ. В 1 мм3 крови содержится 6000 – 8000 лейкоцитов и лимфоцитов.  Это бесцветные клетки различной формы, содержат ядро, могут активно  передвигаться. Образуются в красном костном мозге, в селезенке, в лимфатических  узлах. Они защищают организм от болезнетворных микроорганизмов. ­ Каковы особенности строения тромбоцитов? Где они образуются и какова их функция? Примерный ответ. Тромбоциты – это небольшие безъядерные образования. Образуются  в красном костном мозге, живут 5 – 7 дней. В 1 мм3 находится до 400 000  тромбоцитов, которые участвуют в свертывании крови. ­ Что такое свертывание крови? Как оно происходит? Примерный ответ. Свертывание крови – это защитная реакция организма,  препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных  организмов. При повреждении кровеносных сосудов нежные, нестойкие кровяные  пластинки – тромбоциты – разрушаются, при этом в плазму выделяется особый  фермент. Под его влиянием происходит целая цепь химических реакций, в результате  которых растворимый белок плазмы фибриноген превращается в нерастворимый – фибрин. Его нити образуют густую сеть – сгусток крови (тромб), который закрывает  рану. III. Изучение нового материала. (25 мин.) 1. Двое учащихся читают отрывки из стихотворений:  Ныне церковь опустела; Школа глухо заперта; Нива праздно перезрела; Роща темная пуста; И селенье, как жилище Погорелое, стоит, ­  Тихо все. (Одно кладбище) Не пустеет, не молчит. Поминутно мертвых носят,  И стенания живых Боязливо Бога просят Успокоить души их! Поминутно места надо, И могилы меж собой, Как испуганное стадо,  Жмутся тесной чередой.  (А.С. Пушкин “Пир во время чумы”). Валя, Валентина, Что с тобой теперь? Белая палата, Крашеная дверь. Тоньше паутины Из­под кожи щек Тлеет скарлатины Смертный огонек. Говорить не можешь –  Губы горячи. Над тобой колдуют  Умные врачи. Гладят бедный ежик Стриженых волос. Валя, Валентина, Что с тобой стряслось? Воздух воспаленный. Черная трава. Почему от зноя  Ноет голова? Почему теснится В подъязычьи стон? Почему ресницы Обдувает сон? (Э. Багрицкий “Смерть пионерки”). 2. Вступительное слово учителя. Оспа, чума, тиф, холера и многие другие заболевания лишили огромное число людей  жизни. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума  продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: “Города и  селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах  можно было увидеть только могильщиков”. В VI веке от чумы в Европе погибла ? часть населения – 10 млн человек. Чуму называли  черной смертью. Не менее опасна была оспа. В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Особой  приметой того времени считалось “Знаков оспы не имеет”. В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902  по 1926 год. ­ Как вы думаете, почему одни люди умирали от этих страшных болезней, а другие нет? (Учащиеся пытаются высказывать свое мнение). ­ Чтобы ответить на этот вопрос, заслушаем сообщение на тему “Защитные свойства  крови”. 3. Сообщение учащегося на тему “Защитные свойства крови” проводится с использованием компьютера. Диск “Электронная библиотека “Просвещение” ­ Биология 9 класс”, раздел  “Инфекционные заболевания”. (На экран выводится поочередно подразделы “Непрошенные гости”, “Некоторые факты об  инфекциях” и учащийся начинает доклад).  ­ Тело человека постоянно подвергается воздействию болезнетворных, или патогенных  микроорганизмов. Заболевания, вызванные микробами, называются инфекционными. (На  экран поочередно выводится подразделы “Риск заражения”, “Пути заражения” и учащийся  продолжает доклад).Микробы могут проникнуть через дыхательные пути, кожу,  пищеварительный тракт. От инфекционных заболеваний страдают в первую очередь люди с  ослабленной иммунной системой. Это – маленькие дети, люди с иммунодефицитом и пожилые люди. Подвержены частым инфекция люди, испытывающие голод, постоянный  стресс или уже страдающие каким­либо недугом. Потенциальными жертвами патогенных  микробов являются люди, пренебрегающие элементарными правилами гигиены (мытье рук, уборка жилого помещения и т. д.). Каждый человек может заразиться, но не каждый может заболеть. Заражение и заболевания – разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных  микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на  8 – 10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто  люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией,  задерживает ее развитие, и человек не заболевает. Заражение переходит в заболевание в  том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет). Развитию простудных инфекций  (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на  течение заболеваний оказывает алкоголь, табакокурение – они угнетают иммунитет.  Вопрос: Что же такое иммунитет? (Иммунитет – это способность организма защищать себя от болезнетворных  микробов и вирусов, от инородных тел и веществ). 4. Слово учителя. ­Каков же физиологический механизм иммунитета? (Внимание учащихся обращается на проекционный экран, где демонстрируется  физиологический механизм иммунитета в разделе “Лимфатическая и иммунная система” в  подразделах “Наша собственная армия”, “Вездесущие лимфоциты”, “Последняя битва –  антиген, антитело” с объяснением учителя). (В крови существует две группы лимфоцитов: В­ и Т­клетки. В­клетки образуют  особые вещества – антитела, которые, соединяясь с бактериями, делают их  беззащитными против фагоцитов.  Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ  называется фагоцитозом. На основании своих наблюдений И. И.  Мечников(показывается портрет) предположил, что фагоциты имеют место и у  высших млекопитающих животных, в том числе, и у человека. В крови взрослого  человека лейкоцитов содержится 6­8 тыс. в 1 мм3, однако их число может  изменяться после приема пищи, мышечной работы, во время сильных эмоций. При инфекционных и некоторых других заболеваниях их число резко увеличивается  (лейкоцитоз). При лучевой болезни наблюдается значительное уменьшение числа лейкоцитов  (лейкопения). Т­клетки сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусом.  Вступая с ними в контакт, они выделяют особые вещества, вызывающие гибель  бактерий или вирусов. Эти особые вещества называются антителами и имеют  белковую природу. Фагоцитоз и выработка антител – единый защитный механизм, названный  иммунитетом.) ­ Какие виды иммунитета существуют? (Учащимся предлагается самостоятельное изучение материала учебника на с. 122 и  выполнение задания 95 в рабочей тетради. После завершения работы проверяется  правильность выполнения задания и вместе с учителем даются понятия новым терминам). Естественный врожденный иммунитет – это невосприимчивость организма ко многим  болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных. Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных  болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не  заболеют этими болезнями повторно. Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм  убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в виде вакцины. При этом организм  вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки человек чаще всего не  заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза,  полиомиелита и т. д. (Демонстрируется процесс проведения прививки на экране). Пассивный искусственный иммунитет – это введение готовых антител заболевшему  человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови  животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную  сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни – дифтерии. Развитие очень опасной болезни – столбняка – можно предотвратить своевременным  вливанием противостолбнячной сыворотки. Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а  вводятся в него извне, то они сохраняются в организме очень недолго. Через некоторое  время организм вновь становится восприимчивым к болезням. В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным заболеваниям.  Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной. 5. Заключение. ­ В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является  СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). (Внимание учащихся переключается на экран, где в разделе диска “СПИД – чума XX века”  демонстрируются признаки заболевания, пути заражения, меры профилактики и т. д.) IV. Закрепление знаний. (8 мин.)  1. Пробное компьютерное тестирование в разделе “Лимфатическая и иммунная  система”. Упражнение 2­7. 2. Выполнение заданий в рубрике “Какие утверждения верны?” на с. 124 учебника. 3. Выполнение заданий 1­4 в рубрике “Выберите правильный ответ” на с. 125  учебника. V. Подведение итогов. (2 мин.) VI. Задание на дом. Изучить текст учебника на с. 122; выполнить в рабочей тетради  задания 94, 96.

Урок биологии 8 класс на тему: Иммунитет.

Урок биологии 8 класс на тему:  Иммунитет.

Урок биологии 8 класс на тему: Иммунитет.

Урок биологии 8 класс на тему:  Иммунитет.

Урок биологии 8 класс на тему: Иммунитет.

Урок биологии 8 класс на тему:  Иммунитет.

Урок биологии 8 класс на тему: Иммунитет.

Урок биологии 8 класс на тему:  Иммунитет.

Урок биологии 8 класс на тему: Иммунитет.

Урок биологии 8 класс на тему:  Иммунитет.

Урок биологии 8 класс на тему: Иммунитет.

Урок биологии 8 класс на тему:  Иммунитет.

Урок биологии 8 класс на тему: Иммунитет.

Урок биологии 8 класс на тему:  Иммунитет.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017