Данный урок проводится в 8 классе по ФГОС.
Цели:
• углубить знания учащихся об иммунитете, видах иммунитета, инфекционных заболеваниях, аллергии, лечебных сыворотках и вакцинах с использованием НИТ (новых информационных технологий);
• формировать умение самостоятельно работать с компьютерной программой, дополнительной литературой, текстом учебника, составлять схемы.
Урок.docx
Урок на тему: Иммунитет.
Цели:
углубить знания учащихся об иммунитете, видах иммунитета, инфекционных
заболеваниях, аллергии, лечебных сыворотках и вакцинах с использованием НИТ
(новых информационных технологий);
формировать умение самостоятельно работать с компьютерной программой,
дополнительной литературой, текстом учебника, составлять схемы.
Оборудование:
компьютеры,
видеопроектор,
экран,
диск – мультимидийное учебное пособие нового образца “Биология 9 класс”;
таблица “Кровь”, портреты И.И. Мечникова, Л. Пастера, учебник Н.И. Сонина, М.Р.
Сапина “Биология. Человек. 8 класс”.
I. Организационный момент.
Ход урока
II. Проверка знаний по теме “Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови,
их строение и функции”. (10 мин.)
1. Два ученика самостоятельно проходят компьютерное тестирование с использованием
выше указанного диска. Раздел “Кровь – жидкая ткань”. Упражнения 1 – 6, 8, 10.
2. Три ученика работают по карточкам (письменно).
Карточка №1. Объясните, как происходит перенос эритроцитами кислорода?
Карточка №2. Что такое малокровие, почему оно может возникнуть?
Карточка №3. Зачем больному проводят анализ крови?
3. Фронтальный опрос (остальных учащихся).
Каков состав внутренней среды? В чем ее значение для организма?
Примерный ответ. Внутреннюю среду организма образуют межклеточная жидкость,
лимфа и кровь. Межклеточная (тканевая) жидкость выполняет дыхательну и
питательную функции. С помощью нее происходит очищение клеток от продуктов распада. Лимфа выполняет защитную функцию от болезнетворных микроорганизмов.
Кровь выполняет дыхательную, питательную, выделительную, терморегуляторную,
защитную и гуморальную функции
Что такое кровь? Из чего она состоит?
Примерный ответ. Кровь – это соединительная ткань, которая состоит из плазмы и
форменных элементов (клеток): 96% эритроцитов,3% лейкоцитов и1% кровяных
пластинок – тромбоцитов.
Что такое плазма крови? Каково ее значение?
Примерный ответ. Плазма крови – это межклеточное вещество одной из
разновидностей соединительной ткани – крови. В ее состав входят: 90 92% воды,
около 1% минеральных веществ (соли натрия, кальция и многие другие), органические
вещества (белки, глюкоза и др.), причем белок составляет 7% плазмы крови. Значение
плазмы крови: принимает участие в транспортировке веществ и участвует в
свертывании крови.
Каковы особенности строения эритроцитов? Где они образуются и какую функцию
выполняют?
Примерный ответ. Эритроциты – это мелкие, безъядерные клетки, формы
двояковогнутой линзы; эластичные, содержат особый белок гемоглобин, который
придает крови красный цвет. Образуются в красном костном мозге, живут 100 – 120
суток. В 1 мм3 – 4,5 5,5% эритроцитов. Выполняют дыхательную функцию.
Каковы особенности строения лейкоцитов? Где они образуются и какую функцию
выполняют?
Примерный ответ. В 1 мм3 крови содержится 6000 – 8000 лейкоцитов и лимфоцитов.
Это бесцветные клетки различной формы, содержат ядро, могут активно
передвигаться. Образуются в красном костном мозге, в селезенке, в лимфатических
узлах. Они защищают организм от болезнетворных микроорганизмов.
Каковы особенности строения тромбоцитов? Где они образуются и какова их функция?
Примерный ответ. Тромбоциты – это небольшие безъядерные образования. Образуются
в красном костном мозге, живут 5 – 7 дней. В 1 мм3 находится до 400 000
тромбоцитов, которые участвуют в свертывании крови.
Что такое свертывание крови? Как оно происходит?
Примерный ответ. Свертывание крови – это защитная реакция организма,
препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных
организмов. При повреждении кровеносных сосудов нежные, нестойкие кровяные
пластинки – тромбоциты – разрушаются, при этом в плазму выделяется особый
фермент. Под его влиянием происходит целая цепь химических реакций, в результате
которых растворимый белок плазмы фибриноген превращается в нерастворимый – фибрин. Его нити образуют густую сеть – сгусток крови (тромб), который закрывает
рану.
III. Изучение нового материала. (25 мин.)
1. Двое учащихся читают отрывки из стихотворений:
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит,
Тихо все. (Одно кладбище)
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
(А.С. Пушкин “Пир во время чумы”).
Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашеная дверь.
Тоньше паутины
Изпод кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертный огонек.
Говорить не можешь –
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладят бедный ежик
Стриженых волос.
Валя, Валентина,
Что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный.
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему теснится
В подъязычьи стон? Почему ресницы
Обдувает сон?
(Э. Багрицкий “Смерть пионерки”).
2. Вступительное слово учителя.
Оспа, чума, тиф, холера и многие другие заболевания лишили огромное число людей
жизни.
Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума
продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек.
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: “Города и
селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах
можно было увидеть только могильщиков”.
В VI веке от чумы в Европе погибла ? часть населения – 10 млн человек. Чуму называли
черной смертью.
Не менее опасна была оспа.
В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Особой
приметой того времени считалось “Знаков оспы не имеет”.
В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера.
Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902
по 1926 год.
Как вы думаете, почему одни люди умирали от этих страшных болезней, а другие нет?
(Учащиеся пытаются высказывать свое мнение).
Чтобы ответить на этот вопрос, заслушаем сообщение на тему “Защитные свойства
крови”.
3. Сообщение учащегося на тему “Защитные свойства крови” проводится с использованием
компьютера. Диск “Электронная библиотека “Просвещение” Биология 9 класс”, раздел
“Инфекционные заболевания”.
(На экран выводится поочередно подразделы “Непрошенные гости”, “Некоторые факты об
инфекциях” и учащийся начинает доклад).
Тело человека постоянно подвергается воздействию болезнетворных, или патогенных
микроорганизмов. Заболевания, вызванные микробами, называются инфекционными. (На
экран поочередно выводится подразделы “Риск заражения”, “Пути заражения” и учащийся
продолжает доклад).Микробы могут проникнуть через дыхательные пути, кожу,
пищеварительный тракт. От инфекционных заболеваний страдают в первую очередь люди с
ослабленной иммунной системой. Это – маленькие дети, люди с иммунодефицитом и пожилые люди. Подвержены частым инфекция люди, испытывающие голод, постоянный
стресс или уже страдающие какимлибо недугом. Потенциальными жертвами патогенных
микробов являются люди, пренебрегающие элементарными правилами гигиены (мытье рук,
уборка жилого помещения и т. д.).
Каждый человек может заразиться, но не каждый может заболеть. Заражение и заболевания
– разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных
микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на
8 – 10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто
люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией,
задерживает ее развитие, и человек не заболевает. Заражение переходит в заболевание в
том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет). Развитию простудных инфекций
(гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на
течение заболеваний оказывает алкоголь, табакокурение – они угнетают иммунитет.
Вопрос: Что же такое иммунитет?
(Иммунитет – это способность организма защищать себя от болезнетворных
микробов и вирусов, от инородных тел и веществ).
4. Слово учителя.
Каков же физиологический механизм иммунитета?
(Внимание учащихся обращается на проекционный экран, где демонстрируется
физиологический механизм иммунитета в разделе “Лимфатическая и иммунная система” в
подразделах “Наша собственная армия”, “Вездесущие лимфоциты”, “Последняя битва –
антиген, антитело” с объяснением учителя).
(В крови существует две группы лимфоцитов: В и Тклетки. Вклетки образуют
особые вещества – антитела, которые, соединяясь с бактериями, делают их
беззащитными против фагоцитов.
Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ
называется фагоцитозом. На основании своих наблюдений И. И.
Мечников(показывается портрет) предположил, что фагоциты имеют место и у
высших млекопитающих животных, в том числе, и у человека. В крови взрослого
человека лейкоцитов содержится 68 тыс. в 1 мм3, однако их число может
изменяться после приема пищи, мышечной работы, во время сильных эмоций.
При инфекционных и некоторых других заболеваниях их число резко увеличивается
(лейкоцитоз).
При лучевой болезни наблюдается значительное уменьшение числа лейкоцитов
(лейкопения).
Тклетки сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусом.
Вступая с ними в контакт, они выделяют особые вещества, вызывающие гибель
бактерий или вирусов. Эти особые вещества называются антителами и имеют
белковую природу. Фагоцитоз и выработка антител – единый защитный механизм, названный
иммунитетом.)
Какие виды иммунитета существуют?
(Учащимся предлагается самостоятельное изучение материала учебника на с. 122 и
выполнение задания 95 в рабочей тетради. После завершения работы проверяется
правильность выполнения задания и вместе с учителем даются понятия новым терминам).
Естественный врожденный иммунитет – это невосприимчивость организма ко многим
болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.
Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных
болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не
заболеют этими болезнями повторно.
Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм
убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в виде вакцины. При этом организм
вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки человек чаще всего не
заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза,
полиомиелита и т. д. (Демонстрируется процесс проведения прививки на экране).
Пассивный искусственный иммунитет – это введение готовых антител заболевшему
человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови
животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную
сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни – дифтерии.
Развитие очень опасной болезни – столбняка – можно предотвратить своевременным
вливанием противостолбнячной сыворотки.
Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а
вводятся в него извне, то они сохраняются в организме очень недолго. Через некоторое
время организм вновь становится восприимчивым к болезням.
В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным заболеваниям.
Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.
5. Заключение.
В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является
СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).
(Внимание учащихся переключается на экран, где в разделе диска “СПИД – чума XX века”
демонстрируются признаки заболевания, пути заражения, меры профилактики и т. д.) IV. Закрепление знаний. (8 мин.)
1. Пробное компьютерное тестирование в разделе “Лимфатическая и иммунная
система”. Упражнение 27.
2. Выполнение заданий в рубрике “Какие утверждения верны?” на с. 124 учебника.
3. Выполнение заданий 14 в рубрике “Выберите правильный ответ” на с. 125
учебника.
V. Подведение итогов. (2 мин.)
VI. Задание на дом. Изучить текст учебника на с. 122; выполнить в рабочей тетради
задания 94, 96.
Урок биологии 8 класс на тему: Иммунитет.
Урок биологии 8 класс на тему: Иммунитет.
Урок биологии 8 класс на тему: Иммунитет.
Урок биологии 8 класс на тему: Иммунитет.
Урок биологии 8 класс на тему: Иммунитет.
Урок биологии 8 класс на тему: Иммунитет.
Урок биологии 8 класс на тему: Иммунитет.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.