Предмет: Биология
Класс: 8 класс
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Тема: Кровь и другие компоненты внутренней среды организма.
Цель: Изучить компоненты внутренней среды организма, её роль, состав крови и выявить особенности строения форменных элементов крови, связанные с выполняемыми функциями.
Задачи
Общеобразовательные: сформировать знания о внутренней среде организма, ее постоянстве и компонентах; сформировать умение распознавать и определять форменные элементы крови человека, давать им характеристику, понимать какую функцию выполняет кровь; ввести ряд биологических понятий: лимфа, тканевая жидкость, плазма, эритроциты, гемоглобин, лейкоциты, тромбоциты, фагоциты, гомеостаз, антигены, антитела.
Развивающие: продолжить формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме; продолжить развитие навыков коммуникативных и информационных компетенций; формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей; формировать способности к творческому, креативному мышлению в рамках изучаемой темы.
Воспитательные: воспитывать культуру речи; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; показать связь изучаемого материала с жизнью; разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний.
Основные термины, понятия
Тканевая жидкость, лимфа, лимфатический капилляр, лимфатический сосуд, лимфатический узел, плазма, эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, фагоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит, фибриноген, фибрин, гомеостаз, гипертонический раствор, физиологический раствор, гипотонический растворТехнологическая карта урока
технологическая карта открытого урока кровь.doc
Автор
Предмет
Класс
Тип урока
Тема
Цель
Технологическая карта урока биологии
Учитель биологии, географии и химии
Козырева Елена Альбертовна
Биология
8 класс
Урок усвоения новых знаний.
Кровь и другие компоненты внутренней среды организма.
Изучить компоненты внутренней среды организма, её роль, состав крови и выявить особенности строения форменных элементов
крови, связанные с выполняемыми функциями.
Общеобразовательные: сформировать знания о внутренней среде организма, ее постоянстве и компонентах; сформировать умение
распознавать и определять форменные элементы крови человека, давать им характеристику, понимать какую функцию выполняет
кровь; ввести ряд биологических понятий: лимфа, тканевая жидкость, плазма, эритроциты, гемоглобин, лейкоциты, тромбоциты,
фагоциты, гомеостаз, антигены, антитела.
Задачи
Развивающие: продолжить формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать
навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме; продолжить развитие навыков коммуникативных и
информационных компетенций; формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей;
формировать способности к творческому, креативному мышлению в рамках изучаемой темы.
Воспитательные: воспитывать культуру речи; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; показать связь изучаемого
материала с жизнью; разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний.
Основные
термины,
понятия
Тканевая жидкость, лимфа, лимфатический капилляр, лимфатический сосуд, лимфатический узел, плазма, эритроциты, гемоглобин,
оксигемоглобин, лейкоцит, фагоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит, фибриноген, фибрин, гомеостаз,
гипертонический раствор, физиологический раствор, гипотонический раствор Планируемый результат
ПознавательныеУУД: формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию.
Личностные УУД: овладение на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в
различных жизненных ситуациях; осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Регулятивные УУД: высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание последовательности действий на уроке;
работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и
письменно выражать свои мысли, идеи.
Организация пространства
Формы работы
Фронтальная
Индивидуальная
Работа в группах
Ресурсы:
Рабочая тетрадь, учебник, дополнительный материал к уроку для работы в группах
Опорные листы (каждому)
Технические средства обучения:
ПК
Интерактивная доска
Презентация к уроку
Интернет
Структура урока
1
2
3
4
5
Организационный этап.
Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.
Создание проблемной ситуации.
Усвоение первичных знаний и первичное закрепление.
Физкультминутка. 6
7
8
Закрепление и осмысление результатов урока.
Рефлексия деятельности (подведение итогов).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Этапы
урока
Организа
ция
класса.
Актуализ
ация
знаний.
Мотивац
ия.
Целепола
гание.
Создание
проблемн
ой
ситуации.
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками.
Личностные УУД:
самоопределение: внутренняя позиция
школьника.
Предметные результаты:
основы системы научных знаний.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определение степени успешности
выполнения работы.
Познавательные УУД:
формирование и развитие по средствам
биологических знаний познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих
результатов;
умение вести самостоятельный поиск,
анализ, отбор информации, её
преобразование, сохранение, передачу и
презентацию с помощью технических
средств.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать речь других;
умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
формулирование и аргументация своего
мнения и позиции;
публичная защита своей позиции.
Личностные УУД:
осознание ценности биологических знаний,
Включение в деловой ритм.
Приветствие учащихся, проверка готовности класса, фиксация отсутствующих
учащихся.
Приветствие учителя,
проверка готовности рабочих
мест.
Учитель: Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Присаживайтесь
Учитель: Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой
обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных
организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней
средой.
Посмотрите видеоролик, и попробуйте определить, о чем мы сегодня будем
говорить.
Видеоролик анализ крови
Учитель: Так о чем мы сегодня будем вести разговор
Учитель:
Без какого компонента внешней среды не может функционировать наш организм?
В какой среде существуют клетки нашего организма?
Значит внутренняя среда – это совокупность жидкостей.
Будет ли кровь являться компонентом внутренней среды?
Как вы думаете кровь единственный компонент внутренней среды
Поэтому тема урока сегодня кровь и другие компоненты внутренней среды
организма. слайд 1
Сегодня нам необходимо заполнить схему слайд 2
Сможем ли мы эту схему заполнить сейчас
Для ее заполнения мы должны знать основные понятия темы кровь.
Формулируют тему урока,
определяют цели и задачи
урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Ответы учеников:
кровь
(вода)
(жидкой)
(нет) Усвоение
первичн
ых
знаний и
первично
е
закрепле
ние
Значит цель нашего урока.
Изучить состав внутренней среды организма и крови. Познакомиться с основными
понятиями темы.
(нет)
Ученики работают в группах,
затем выходят и закрепляют на
доске определения.
Учитель:
Я предлагаю вам побыть сегодня не просто учениками, а стать исследователями
которые изучают кровь.
слайд 3
Начнем с первого термина, который есть у нас в теме урока «КРОВЬ». А что
такое кровь? Предлагаю найти ответ на этот вопрос в сети интернет. Работаете в
группах по 4 человека. Найдите определения, что такое кровь и запишите их на
листах. На эту работу вам отводится 5 минут времени.
Учитель: Что общего у всех этих определений?
как важнейшего компонента научной
картины мира.
Предметные результаты:
актуализация и систематизация знаний о
строении организма человека, тканях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельный учет выделенных
ориентиров в учебном материале;
проговаривание последовательности
действий на уроке;
работать по плану, инструкции.
Познавательные УУД:
анализ объектов с целью выделения
признаков;
определение основной и второстепенной
информации;
проведение синтеза (восстановление целого
из частей);
анализ отобранной информации и
интерпретация её в соответствии с
поставленной задачей.
Личностные УУД:
учебнопознавательный интерес; понимание
важности сохранения здоровья
самоопределение, самосознание.
Предметные результаты:
знание особенностей внутренней среды
организма и ее постоянства, о важности
присутствия крови в организме,
обеспечивающей существование жизни;
умение работать с различными
источниками, анализировать, делать
выводы;
развитие речевой культуры;
формирование ЗОЖ.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельный учет выделенных
Учитель: Сейчас нам предстоит самостоятельная работа с картой понятий. У
каждого из вас на столе есть такая карта. Ваша задача заполнить первый столбик.
Попробуйте поработать в парах, 8 определений ищет один ученик, 8 определений
Самостоятельная
заполнение таблицы.
работа, ориентиров в учебном материале;
проговаривать последовательность
действий на уроке;
работать по плану, инструкции.
Коммуникативные УУД:
учет разных мнений;
планирование работы учебного
сотрудничества;
контроль, коррекция, оценка действий
партнера.
Предметные результаты:
знание особенностей внутренней среды
организма и ее постоянства, о важности
присутствия крови в организме, умение
работать с различными источниками,
анализировать, делать выводы;
развитие речевой культуры;
формирование ЗОЖ.
другой, затем обмениваетесь полученными знаниями. На эту работу вам
отводится 10 минут
КАРТА ПОНЯТИЙ
Термин
Внутренняя среда
организма
Тканевая
жидкость
Лимфа
Кровь
Гомеостаз
Плазма
Фибриноген
Определение
Совокупность жидкостей, принимающих
непосредственное участие в процессах обмена
веществ и поддержании гомеостаза.
Составная часть ВСО, образующаяся из жидкой
части крови.
Составная часть ВСО, образующаяся за счет
тканевой жидкости. Перемещается по сосудам.
Имеются
Составная часть ВСО, состоящая из плазмы и
форменных элементов.
Совокупность механизмов, обеспечивающих
постоянство ВСО.
Слегка желтоватая полупрозрачная жидкость,
составная часть крови.
Растворимый белок плазмы крови.
Эритроциты
Красные безъядерные клетки крови.
Гемоглобин
Белок, находящийся внутри эритроцита.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Анемия
11. Лейкоциты
12. Фагоцитоз
13. Тромбоциты
Заболевание, которое выражается в снижении
содержания эритроцитов и гемоглобина в крови.
Бесцветные ядерные клетки крови.
Явление уничтожение микробов и чужеродных
тел.
Безъядерные кровяные пластинки.
14. Фибрин
Нерастворимый белок в тромбе.
15. Свертывание
крови
Защитная реакция организма, препятствующая
потере крови и проникновению в организм Закрепле
ние и
осмысле
ние
результа
тов
урока.
16. Гемофилия
болезнетворных бактерий. Возможно при
наличии: солей кальция, в плазме, фибриногена,
тромбоцитов.
Наследственное заболевание, которое
выражается в склонности к кровотечениям в
результате несвертываемости крови.
Учитель: Сейчас мы проверим правильность выполненной вами работы.
Внимание на доску.
слайд 417
По ходу ответов детей на
экране
появляются
фотоиллюстрации.
Слушают,
уясняют,
анализируют и выполняют
поставленную задачу.
Фиксируют шаги, где возникло
затруднение.
Участвуют в обсуждении,
доказывают,
аргументируют
свою точку зрения во
фронтальном режиме и при
работе в группе.
Один ученик заполняет схему
на доске, остальные в тетради.
Рефлексия Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
выстраивание логической цепочки
рассуждения;
рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД:
умение устно и письменно выражать свои
мысли, идеи.
Личностные УУД:
умение устанавливать связь между целью
деятельности и ее результатом;
адекватное понимание причин
успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты:
умение и знания по теме;
Учитель: В начале урока мы не смогли заполнить схему, давайте попробуем
сделать это сейчас.
Заполнение схемы понятий
Внутренняя среда организма
Кровь
Лимфа
(сердце, и кровеносные сосуды) (лимфатические сосуды)
Тканевая жидкость объяснение значение понятий: тканевая
жидкость, лимфа, лимфатический
капилляр, лимфатический сосуд,
лимфатический узел, плазма, эритроциты,
гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит,
фагоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген,
антитела, тромбоцит, фибриноген, фибрин,
гомеостаз;
понимать, что состав крови является
важной характеристикой состояния
организма.
( между клетками тканей)
плазма
форменные элементы:
эритроциты
лейкоциты
тромбоциты
Мы с вами были сначала учениками, затем исследователями, а сейчас я вам
предлагаю стать врачами. У вас на столах находятся анализы крови пациентов,
которым необходимо поставить диагноз. В интернете в поисковой строке вы
набираете клинический анализ крови википедия. Сравниваете с показателями
пациента и просматриваете какой может быть диагноз. Работаете в группах по 4
человека, то есть у вас консилиум врачей, будьте предельно внимательны, от вас
зависит здоровье пациентов.
Каккие затруднения возникли при постановке диагноза?
Возможно ли поставить диагноз только по клиническому анализу крови?
с
Работают
интернета,
предварительный диагноз.
ресурсами
ставят
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в
соответствии с определенными правилами:
в каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в
стихотворении.
СИНКВЕЙН
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема
синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
Составляют синквейн.
Интересный,
Пример синквейна с урока:
1 строка Урок биологии
2 строка
познавательный
3 строка – составляли, искали,
узнавали
4 строка Быстро прошел
урок. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Домашне
е задание
Учитель: Заполнить таблицу. Задание для всех учащихся:
Элемент
число в
1мм
описан
функци Место
образования
элементов
Заболевание
связанное с
изменением
количества
Задание по желанию: Просмотр видеофильма «Большой скачок. Тайны крови»
5 строка Знания
– жидкая,
Пример синквейна с урока:
1 строка – Кровь
2 строка
уникальная
3 строка – транпортирует,
защищает, пожирает
4 строка – кровь – это жизнь
5 строка – жизнь
Прослушивают инструктаж по
выполнению д/з, записывают в
дневники.
Урок биологии в 8 классе "Кровь"
Урок биологии в 8 классе "Кровь"
Урок биологии в 8 классе "Кровь"
Урок биологии в 8 классе "Кровь"
Урок биологии в 8 классе "Кровь"
Урок биологии в 8 классе "Кровь"
Урок биологии в 8 классе "Кровь"
Урок биологии в 8 классе "Кровь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.