Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология +1
8 кл
13.02.2017
Данный материал представляет собой разработку урока биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи". Урок построен при использовании УМК Сухорукова Л.Н., 8 класс. Тип урока - открытие новых знаний. Урок разработан на основании требований ФГОС. Используются разнообразные формы и методы проведения урока.Данный материал представляет собой разработку урока биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи". Урок построен при использовании УМК Сухорукова Л.Н., 8 класс. Тип урока - открытие новых знаний. Урок разработан на основании требований ФГОС. Используются разнообразные формы и методы проведения урока
Урок по теме Строение и функции кожи.docx
МОУ средняя общеобразовательная школа №26
Конспект урока биологии в 8 классе по теме
«Строение и функции кожи»
( Номинация «Конспект урока»)
Разработала:
Коряковцева Ю.Н.,
учитель МОУ СОШ №26 Г. Ярославль, 2015 г.
Цель урока: изучить особенности строения кожи в связи с выполненными
функциями.
Задачи урока:
обучающая: сформировать понятие о строении и функциях покровного органа –
кожи, установить взаимосвязь строения и функции кожи, познакомить с защитной,
рецепторной, выделительной и терморегуляторной функциями кожи;
развивающая: продолжить развитие умений выделять главное и существенное,
самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из
них нужную информацию,
устанавливать причинноследственные связи,
осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету,
способствовать воспитанию культуры общения, чувства ответственности за
результаты своего труда.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация РРТ к уроку,
информационные листы.
Тип урока: усвоение новых знаний с использование технологии критического
мышления.
Методические приёмы: «Верите ли Вы, что…», синквейн, кластеры.
Форма организация познавательной деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, , групповая.
Методы: словеснонаглядные, частичнопоисковые, дедуктивные (от общего к
частному), самостоятельная работа с элементами беседы.
План урока (45 мин): Ход урока
1.Организационный момент:
Учитель:
Добрый день! Все готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть
вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и
интересной.
Мы приветствуем и наших гостей. Думаю, что их присутствие не помешает вам быть
активными. Не стоит волноваться, работаем слаженно и добросовестно.
…На прошлом уроке мы завершили изучение вопроса о строении выделительной
системы. Вы узнали, что процессы выделения в организме осуществляются лёгкими,
кожей и, конечно же, почками, которые работают как биологические фильтры.
Предлагаю вам проверить свои знания…
Задание:
Для всех работа с карточками. Необходимо вставить пропущенные слова.
Индно – один человек у доски работает с рисунками и надписями. (3 минуты)
2.Стадия вызова:
Думаю, с работой вы справились успешно…
Впереди же у нас много интересного и нового. Организм человека до конца не
изучишь. Это удивительная загадка. И всё же мы с вами пытаемся заглянуть в
тайны человеческого тела. Вы пытаетесь не только узнать как устроен
человеческий организм, но ещё вам эти знания помогают понять – как нужно
заботиться о нём и беречь его.
У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее
ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил:
«Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий
счастливее больного короля».
Беседа по вопросам:
Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?
Учитель обобщает. Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может понастоящему
познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласовано
функционируют все органы и системы органов организма.
Сегодня вы узнаете ещё об одном из них…
Задание:
А о каком же органе пойдёт сегодня речь – догадайтесь при помощи подсказок:
Самый тяжелый орган человеческого тела, вес достигает примерно 2,7 кг.
Самый большой по площади орган, так как его площадь составляет около 2 м2.
Развивается из одного зародышевого листка с нервной системой.
«Платье» которое дается человеку один раз и на всю жизнь.
«Зеркало здоровья» нашего организма.
Этот орган не толь от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от
страха – бледнеет
Ученики: Этот орган – кожа.
Учитель: Молодцы.
Итак, тема нашего урока «Строение и функции кожи» (запись в тди)
Скажите, пожалуйста, зачем человеку нужна кожа?
Ученики перечисляют: защищает от внешних воздействий (солнца, микробов,
температуры), запасает кровь и т.п.
Учитель:
Вы все назвали правильно, но это далеко не все функции, которые выполняет кожа. Кроме
того, кожа имеет сложное строение. А потому, что мы должны узнать в ходе сегодняшнего
урока…….
(ЦЗ урока)
Кожа не является незнакомым для вас органом. Чтото о ней вы уже знаете.
Поэтому в начале урока я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли
вы, что…».
Поставьте в столбик 16
Ваша задача: ознакомится с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы
согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться –
«». Не страшно, если вы в чёмто ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других
ребят. Помним «Кто ищет истину – не чужд и заблуждениям». Слова Гёте будут
являться эпиграфом нашего урока.
Задание «Верите ли вы, что…»
…кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».
…в коже человека выделяют три слоя.
…кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.
…кожа – сложный орган со многими функциями.
…кожа тесно связана с нервной системой.
…в коже происходит образование витамина Д.
Учитель: Какие ответы вы получили?
На самом деле все утверждения верны. И если ваш ответ не совпал, то в ходе урока вы устраните
противоречия.
3.Стадия осмысления.
Учитель:
Кожа человека может многое рассказать о нём... С давних времён к нам пришло изречение
«Кожа – это зеркало здоровья человека». Врачидерматологи справедливо утверждают, что
«никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на
коже».
У здорового человека кожа очень красивая. Неслучайно этой части тела уделяли
огромное внимание замечательные художники всего мира.(Слайд )
Кожа как орган человеческого организма равномерно покрывает всё тело, но это не
просто оболочка, это сложный по строению орган со многими функциями.
Обратите внимание на рисунок на слайде … её составляют три основные слоя:
эпидермис – наружный слой, дерма – собственно кожа и подкожная клетчатка. Каждый
слой устроен поособому, а потому важен и выполняет свою функцию. Давайте разберёмся в этом…
Итак, сейчас вам предстоит провести небольшую поисковую работу.
Вам необходимо занести информацию в таблицу…(Слайд)
работают по рядам (используйте п.43 , рисунок 4.46)
*Оставляйте место в таблице для дополнительной информации…
*Таблицу чертить полностью, заполнять во время ответа.
*Затем по одному представителю от ряда, рассказ по рисунку.
Таблица «Строение и функции кожи»
Из каких тканей, клеток,
включений состоит
Выполняемые функции
Слой кожи
Эпидермис (наружный)
Дерма (собственно кожа)
клетчатка)
Гиподерма (подкожная
(время на работу с таблицей – 5 минут, затем идёт анализ результатов с дополнениями от
учеников и учителя)
***Давайте теперь уделим внимание первому слою, который называется эпидермис…
Возьмите лупу и рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, что вы видите?
(Поверхность нашей кожи имеет клетки неправильной формы и образует складки. Как вы
думаете, зачем они нужны?)
(какая информация занесена в таблицу?)
Итог учителя:
Эпидермис образован многослойным плоским ороговевающим эпителием, толщина
которого 0,031,5 мм и зависит от области тела. Клетки внутреннего слоя эпидермиса
размножаются и содержат пигмент меланин, который придает цвет коже и задерживает
ультрафиолетовые лучи солнца.
Знаете ли вы, что снаружи клетки кожи мертвые и постоянно слущиваются.
Человек среднего роста каждый час теряет около 800 тыс. микрочастиц кожи. За всю
жизнь около 18 кг. Вместе с ороговевшими веществами удаляются вредные вещества
пыль, микробы, с потом – мочевина, ацетон, соли, аммиак. Полная смена клеток в
эпидермисе подошвы человека происходит в течение 1030 дней.
Сделайте вывод: В чем же заключается основная функция эпидермиса? (защитная)
Внесите информацию в таблицу. *** Рассмотрите следующий слой собственно кожу (дерму). Толщина этого слоя
достигает 2,5 мм и образована соединительной тканью.
Дерма образована множеством упругих волокон, которые придают ей эластичность.
Что входит в её состав? (учащиеся называют потовые железы, сальные железы, рецепторы,
волосяные луковицы, сосуды)
Дополнение:
Учитель:
Рецепторы – нервные окончания, воспринимающие раздражения. ( прикосновения,
осязания, давления, боли, тепла, холода)
У человека на 1 кв.см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн,
из них 1 млн.болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Давайте проверим работу ваших рецепторов
Дотроньтесь до волос ручкой.
Что чувствуете? (прикосновение)
Возьмите зубочистку, дотроньтесь до тыльной стороны кисти, что ощущаете? (боль)
Кто смелый, кто может пойти на эксперимент?
(Ученик закрывает глаза, и на ощупь определяет предметы, которые ему подают.
При этом ученик описывает предмет, его форму, объём, из какого материала сделан.)
Мы с вами видим, что кожа пальцев рук очень чувствительна, так как там находятся
рецепторы осязания. Обратите внимание на кончики пальцев рук, что вы видите?
Правильно, там узоры – они индивидуальны для каждого человека и используются в
криминалистике для идентификации личности человека. Закладка узоров у нас происходит
на 6 неделе внутриутробного развития и заканчивается к 6 месяцам и остаётся на всю
жизнь.
Сделайте вывод, какова же функция рецепторов? (чувствительная)
Ребята, внесите полученную вами информацию в таблицу.
Учитель:
А теперь давайте предоставим слово…….она расскажет о кожных железах, поделится
информацией, которую…..нашла из дополнительных источников
(выступление учся, см. Приложение)
Сделайте вывод, какие функции выполняют потовые железы? (выделительная,
терморегуляционная)
Учитель:
Что же вы должны знать о самом глубоком кожном слое – гиподерме?
(анализ результатов таблиц) Вывод:
Гиподерма – подкожная основа, жировой слой, защищающий нас от излишнего тепла и
холода, амортизирует при падениях. В жировой клетчатке хранятся жирорастворимые
витамины А Д Е К, как в депо.
Оказывается, кожа, которая содержит меньше жировой клетчатки, быстрее стареет и
имеет больше морщин и складок.
Какая же основная функция гиподермы? (терморегуляция, запас витаминов)
Ну и теперь давайте заглянем внутрь этого покровного органа..
(видеофрагмент «Всё о строении кожи» )
Ключевое слово нашего урока – кожа, а вокруг него много разных новых терминов и
словосочетаний. Если мы их попробуем сгруппировать, то у нас получится кластер.
(Слайд)
(ребята заполняют кластер)
Какими основными слоями
представлена кожа?
Какие функции выполняет
кожа?
Рефлексия:
Могут ли полученные знания пригодится в жизни?
В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал? (Слайд )
Врачдерматолог, врачкосметолог, пластический хирург, визажист, парикмахер,
массажист и др.
Хотели бы вы обратится к пластическому хирургу, который может допустить
ошибку?
Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Цена такой ошибки может быть
слишком велика. Обратимся к эпиграфу нашего урока. Значит, заблуждаться можно лишь
на пути к истине, но постигнув её, ты несёшь ответственность.
Итоги, выставление оценок…
5.Домашнее задание.
П.39. (по желанию подготовить презентации на тему: «Закаливание организма»,
«Заболевания кожи», «Гигиена одежды и обуви». Синквейн к слову «Кожа»)
Спасибо за урок!
Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"
Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"
Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"
Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"
Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"
Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"
Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"
Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"
Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.