Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"
Оценка 4.9

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология +1
8 кл
13.02.2017
Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"
Данный материал представляет собой разработку урока биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи". Урок построен при использовании УМК Сухорукова Л.Н., 8 класс. Тип урока - открытие новых знаний. Урок разработан на основании требований ФГОС. Используются разнообразные формы и методы проведения урока.Данный материал представляет собой разработку урока биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи". Урок построен при использовании УМК Сухорукова Л.Н., 8 класс. Тип урока - открытие новых знаний. Урок разработан на основании требований ФГОС. Используются разнообразные формы и методы проведения урока
Урок по теме Строение и функции кожи.docx
МОУ средняя общеобразовательная школа №26  Конспект урока биологии в 8 классе по теме «Строение и функции кожи»  ( Номинация «Конспект урока») Разработала:  Коряковцева Ю.Н.,  учитель МОУ СОШ №26 Г. Ярославль, 2015 г. Цель урока:  изучить особенности строения кожи в связи с выполненными функциями. Задачи урока:     обучающая: сформировать понятие о строении и функциях покровного органа – кожи, установить взаимосвязь строения и функции кожи, познакомить с защитной, рецепторной, выделительной и терморегуляторной функциями кожи; развивающая:   продолжить   развитие   умений   выделять   главное   и   существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них   нужную   информацию,   устанавливать   причинно­следственные   связи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, способствовать   воспитанию   культуры   общения,   чувства   ответственности   за результаты своего труда.  Оборудование:  ПК,   мультимедийный   проектор,   презентация   РРТ   к   уроку, информационные листы.  Тип   урока:  усвоение   новых   знаний   с   использование   технологии   критического мышления.  Методические приёмы: «Верите ли Вы, что…», синквейн, кластеры.  Форма   организация   познавательной   деятельности:  фронтальная, индивидуальная, , групповая.  Методы:  словесно­наглядные,   частично­поисковые,   дедуктивные   (от   общего   к частному), самостоятельная работа с элементами беседы.  План урока (45 мин): Ход урока 1.Организационный момент: Учитель: ­ Добрый день! Все готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас   сегодня   на   уроке.   Думаю,   что   наша   совместная   работа   будет   полезной   и интересной.  Мы приветствуем и наших гостей. Думаю, что их присутствие не помешает вам быть активными. Не стоит волноваться, работаем слаженно и добросовестно. …На прошлом уроке мы завершили изучение вопроса о строении выделительной системы. Вы узнали, что процессы выделения в организме осуществляются лёгкими, кожей   и,   конечно   же,   почками,   которые   работают   как   биологические   фильтры. Предлагаю вам проверить свои знания… Задание: Для всех ­ работа с карточками. Необходимо вставить пропущенные слова. Инд­но – один человек у доски работает с рисунками и надписями. (3 минуты) 2.Стадия вызова: Думаю, с работой вы справились успешно… Впереди же  у  нас  много  интересного  и нового.  Организм  человека  до  конца  не изучишь. Это удивительная загадка. И всё же мы с вами пытаемся заглянуть   в тайны   человеческого   тела.   Вы   пытаетесь   не   только   узнать     ­   как   устроен человеческий   организм,   но   ещё   вам   эти   знания   помогают   понять   –  как   нужно заботиться о нём и беречь его. У   одного   мудреца   спросили:   «Что   является   для   человека   наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля». Беседа по вопросам: ­ Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец? Учитель обобщает. Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по­настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласовано функционируют все органы и системы органов организма. Сегодня вы узнаете ещё об одном из них… Задание: А о каком же органе пойдёт сегодня речь – догадайтесь при помощи подсказок:  Самый тяжелый орган человеческого тела, вес достигает примерно 2,7 кг.  Самый большой по площади орган, так как его площадь составляет около 2 м2.  Развивается из одного зародышевого листка с нервной системой.    «Платье» которое дается человеку один раз и на всю жизнь. «Зеркало здоровья» нашего организма.  Этот орган не толь от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от  страха – бледнеет      Ученики: Этот орган – кожа.  Учитель: Молодцы.  Итак, тема нашего урока «Строение и функции кожи» (запись  в т­ди) Скажите, пожалуйста, зачем человеку нужна кожа? Ученики перечисляют: защищает от внешних воздействий (солнца, микробов,  температуры), запасает кровь и т.п. Учитель:   Вы все назвали правильно, но это далеко не все функции, которые выполняет кожа. Кроме  того, кожа имеет сложное строение. А потому, что мы должны узнать в ходе сегодняшнего  урока……. (Ц­З урока)  Кожа не является незнакомым для вас органом. Что­то о ней вы уже знаете.  Поэтому в начале урока я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что…».  Поставьте в столбик 1­6 Ваша задача: ознакомится с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «­». Не страшно, если вы в чём­то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят.  Помним «Кто ищет истину – не чужд и заблуждениям».  Слова Гёте будут являться эпиграфом нашего урока. Задание «Верите ли вы, что…» …кожу называют «зеркалом здоровья и болезни». …в коже человека выделяют три слоя. …кожа формирует роговые образования: ногти и волосы. …кожа – сложный орган со многими функциями. …кожа тесно связана с нервной системой. …в коже происходит образование витамина Д. Учитель: Какие ответы вы получили?  На самом деле все утверждения верны. И если ваш ответ не совпал, то в ходе урока вы устраните  противоречия. 3.Стадия осмысления. Учитель: Кожа человека может многое рассказать о нём... С давних времён к нам пришло изречение «Кожа – это зеркало здоровья человека». Врачи­дерматологи справедливо утверждают, что «никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже». У здорового человека кожа очень красивая. Неслучайно этой части тела уделяли огромное внимание замечательные художники всего мира.(Слайд ) Кожа как орган человеческого организма равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка, это сложный по строению орган со многими функциями.  Обратите   внимание   на   рисунок   на   слайде   …  её   составляют   три   основные   слоя: эпидермис – наружный слой, дерма – собственно кожа и подкожная клетчатка. Каждый слой устроен по­особому, а потому важен и выполняет свою функцию. Давайте разберёмся в этом… Итак, сейчас вам предстоит провести небольшую поисковую работу. Вам необходимо занести информацию в таблицу…(Слайд) работают по рядам (используйте п.43 , рисунок 4.46) *Оставляйте место в таблице  для дополнительной информации… *Таблицу чертить полностью, заполнять во время ответа. *Затем по одному представителю от ряда, рассказ по рисунку. Таблица «Строение и функции кожи» Из   каких   тканей,   клеток, включений состоит Выполняемые функции Слой кожи Эпидермис (наружный) Дерма (собственно кожа)   клетчатка) Гиподерма   (подкожная (время на работу с таблицей – 5 минут, затем идёт анализ результатов с дополнениями от учеников и учителя) ***Давайте теперь уделим внимание первому слою, который называется эпидермис… Возьмите лупу и рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, что вы видите? (Поверхность нашей кожи имеет клетки неправильной формы и образует складки.  Как вы  думаете, зачем они нужны?)  (какая информация занесена в таблицу?) Итог учителя: Эпидермис   образован   многослойным   плоским   ороговевающим   эпителием,   толщина которого 0,03­1,5 мм и зависит от области тела. Клетки внутреннего слоя эпидермиса размножаются и содержат пигмент меланин, который придает цвет коже и задерживает ультрафиолетовые лучи солнца. Знаете ли вы, что снаружи клетки кожи мертвые и постоянно слущиваются.   Человек среднего роста каждый час теряет около 800 тыс. микрочастиц кожи. За всю жизнь около 18 кг. Вместе с ороговевшими веществами удаляются вредные вещества   ­ пыль,   микробы,   с   потом   –   мочевина,   ацетон,   соли,   аммиак.     Полная   смена   клеток   в эпидермисе подошвы человека происходит в течение 10­30 дней. Сделайте вывод: В чем же заключается основная функция эпидермиса? (защитная) Внесите информацию в таблицу. ***  Рассмотрите   следующий   слой   ­ собственно   кожу   (дерму).   Толщина   этого   слоя достигает 2,5 мм и образована соединительной тканью.  Дерма образована множеством упругих волокон, которые придают ей эластичность.  Что входит в её состав? (учащиеся называют потовые железы, сальные железы, рецепторы, волосяные луковицы, сосуды) Дополнение:  Учитель: Рецепторы –   нервные   окончания,   воспринимающие   раздражения.     (   прикосновения, осязания, давления, боли, тепла, холода) У человека на 1 кв.см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн, из них 1 млн.болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Давайте проверим работу ваших рецепторов  Дотроньтесь до волос ручкой.  Что чувствуете? (прикосновение) Возьмите зубочистку, дотроньтесь до тыльной стороны кисти, что ощущаете? (боль)       Кто смелый, кто может пойти на эксперимент? (Ученик закрывает глаза, и на ощупь определяет предметы, которые ему подают. При этом ученик описывает предмет, его форму, объём, из какого материала  сделан.) Мы  с вами  видим,  что кожа  пальцев  рук очень чувствительна,  так как  там находятся рецепторы   осязания.   Обратите   внимание   на   кончики   пальцев   рук,   что   вы   видите? Правильно,   там   узоры   –   они   индивидуальны   для   каждого   человека   и   используются   в криминалистике для идентификации личности человека. Закладка узоров у нас происходит на 6 неделе внутриутробного развития и заканчивается к 6 месяцам и остаётся на всю жизнь. Сделайте вывод, какова же функция рецепторов? (чувствительная) Ребята, внесите полученную вами информацию в таблицу. Учитель: А теперь давайте предоставим слово…….она расскажет о   кожных железах, поделится информацией, которую…..нашла из дополнительных источников  (выступление уч­ся, см. Приложение) Сделайте   вывод,   какие   функции   выполняют   потовые   железы?   (выделительная, терморегуляционная) Учитель:  Что же вы должны знать о самом глубоком кожном слое – гиподерме? (анализ результатов  таблиц) Вывод: Гиподерма – подкожная основа, жировой слой, защищающий нас от излишнего тепла и холода,   амортизирует   при   падениях.   В   жировой   клетчатке   хранятся   жирорастворимые витамины А Д Е К, как в депо. Оказывается,   кожа,   которая   содержит     меньше   жировой   клетчатки,   быстрее   стареет   и имеет  больше морщин и складок. Какая же основная функция гиподермы? (терморегуляция, запас витаминов) Ну и теперь давайте заглянем внутрь этого покровного органа.. (видеофрагмент    «Всё о строении кожи»  ) Ключевое слово нашего урока   – кожа, а вокруг него много разных новых терминов и словосочетаний. Если мы их попробуем сгруппировать, то у нас получится  кластер. (Слайд) (ребята заполняют кластер) Какими основными слоями представлена кожа? Какие функции выполняет кожа? Рефлексия: ­Могут ли полученные знания пригодится в жизни? ­В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал? (Слайд )  Врач­дерматолог,   врач­косметолог,   пластический   хирург,   визажист,   парикмахер, массажист и др. Хотели бы вы обратится к пластическому хирургу, который может допустить ошибку? Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Цена такой ошибки может быть слишком велика. Обратимся к эпиграфу нашего урока. Значит, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её, ты несёшь ответственность. Итоги, выставление оценок… 5.Домашнее задание. П.39. (по желанию подготовить презентации на тему: «Закаливание организма»,  «Заболевания кожи», «Гигиена одежды и обуви». Синквейн к слову «Кожа») Спасибо за урок!

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функции кожи"