Урок:
Числовая окружность
на координатной пЛОСКОСТИ
УМК Алгебра и начала математического анализа, 10-11 классы. В 2. Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) /А.Г. Мордкович. – 10-еизд., стер.- М.: Мнемозина,2013. Ч.2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) /[А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича. – 10-еизд., стер.- М.: Мнемозина,2013.
Уровень обучения. Базовый
Цели: ввести понятие модели числовой окружности в декартовой и криволинейной системе координат; формировать умение находить декартовы координаты точек числовой окружности и выполнять обратное действие: зная декартовы координаты точки, определять её числовое значение на числовой окружности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Назовите координаты точек плоскости:
2. Назовите число, соответствующее заданной точке на числовой окружности.
III. Объяснение нового материала.
1. Объяснение проводи согласно пункту учебника. Разместив числовую окружность в декартовой системе координат, подробно разбираем свойства точек числовой окружности, находящихся в различных координатных четвертях.
Точка M(π4) середина I четверти.
Опустим перпендикуляр MP на прямую OA и рассмотрим треугольник OMP.
Так как дуга AM составляет половину дуги AB, то ∡MOP=45°
Значит, треугольник OMP - равнобедренный прямоугольный треугольник и OP=MP, т.е. у точки M
абсцисса и ордината равны: x=y.
Так как координаты точки M(x;y) удовлетворяют уравнению числовой окружности x2+y2=1, то для их нахождения нужно решить систему уравнений:
{
|
x2+y2=1 x=y |
x2+x2=1
2x2=1
x2=1/2
у=x=2√2
Получили, что координаты точки M, соответствующей числу π/4 будут M(π/4)=M(2√2;2√2)
Треугольник MOP прямоугольный. Так как дуга AM составляет третью часть дуги AB, то ∡MOP=30°.
Катет MP лежит против угла 30 градусов в прямоугольном треугольнике, значит, равен
половине гипотенузы, т.е. ордината точки M равна
MP=1/2 y=1/2
Абсциссу x точки M найдём, решив уравнение:
x2+y2=1
x2=1−(1/2)2=1−1/4=3/4 x=3√2
При решении учитываем, что абсцисса точки M положительна.
Получили, что координаты точки M, соответствующей числу π/6 будут M(π/6)=M(3√2;1/2)
2. Методическая «игра» – отыскание декартовых координат «хороших» точек числовой окружности. Речь идет о переходе от записи М(t) к М (х; у). (презентация слайд 1)
3. Методическая «игра» – отыскание знаков координат «плохих» точек числовой окружности. Если, например, М(2) = М (х; у), то х < 0; у > 0. (презентация слайд 2)
IV. Формирование умений и навыков.
1. № 5.1 (а; б), № 5.2 (а; б), № 5.3 (а; б).
Данная группа заданий направлена на формирование умения отыскивать декартовы координаты «хороших» точек на числовой окружности.
Решение:
№ 5.1 (а).
2. № 5.4 (а; б), № 5.5 (а; б).
Эта группа заданий направлена на формирование умений находить криволинейные координаты точки по её декартовым координатам.
Решение:
№ 5.5 (б).
3. № 5.10 (а; б).
Данное упражнение направлено на формирование умения находить декартовы координаты «плохих» точек.
V. Итоги урока.
Вопросы учащимся:
– Что собой представляет модель – числовая окружность на координатной плоскости?
– Как, зная криволинейные координаты точки на числовой окружности, найти её декартовы координаты и наоборот?
Домашнее задание: № 5.1 (в; г) – 5.5 (в; г), № 5.10 (в; г).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.