Урок чтения по теме В.Берестов «Хитрые грибы» (2 класс, литературное чтение)
Оценка 4.7

Урок чтения по теме В.Берестов «Хитрые грибы» (2 класс, литературное чтение)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
чтение
2 кл
23.08.2018
Урок чтения по теме В.Берестов «Хитрые грибы» (2 класс, литературное чтение)
Полный конспект урока к учебнику Л.Ф.Климановой "Литературное чтение" (УМК "Школа России") с рассчитанным временем на каждый этап занятия. Для опоры даны примерные ответы учащихся. Интеграция с уроком окружающего мира. Необходимо наличие раздаточного материала и наглядных пособий. Все более подробно описано в данном конспекте урока.Урок чтения по теме В.Берестов «Хитрые грибы» (2 класс, литературное чтение)
lit_cht_1.doc
Урок чтения по теме В.Берестов «Хитрые грибы» Цели    : 1. Показать детям, чем отличается научный текст от литературного. 2. Воспитывать любовь к родной природе. Оборудование: 1. Л.Ф.Климанова. Литературное чтение. – М.: Просвещение, 2009 г.; часть 1. 2. Схема “Грибы”. 3. Карточки с изображением различных грибов. 4. 5. Карточки для рефлексии. "Корзинки" для сбора "грибов". План урока: 1. Организационный момент (1 мин). 2. Фонетическая зарядка (1 мин). 3. Актуализация знаний (3 мин). 4. Проверка домашнего задания (5 мин). 5. Постановка цели урока (3 мин). 6. Изучение нового материала (12 мин). 7. Физкультминутка (4 мин). 8. 9. Итог урока (4 мин). Закрепление нового материала (12 мин). Ход урока I.Организационный момент ­ Звенит звонок, зовет звонок, Пора нам начинать урок. Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь – не шуми, А лучше руку подними. – Дети, проверьте, все ли у вас готово к уроку. Мы начинаем урок чтения. II. Фонетическая зарядка ­  Как воздух  выходит  из   шарика? (С­с­с)  Как шипит  змея? (Ш­ш­ш)  Как  паровоз выпускает пар? (Щ­щ­щ) Как шипит гусь? (Ш­ш­ш) Как шелестят листочки? (Ш­ш­ш) III. Актуализация знаний  – Дети, какое время года у нас сейчас? (Осень.) По каким признакам это видно? (Стало холодно. Небо серое. Солнышко светит все реже и реже. Падают листья с деревьев.   Птицы   улетают   в   теплые   края.)  А  как   вы   считаете,   какой   сейчас   период осени?  (Сейчас   золотая   осень.)  Да,   действительно,   у   нас   пора   золотой   осени. Продолжается карнавальный листопад. Красный, багряный, золотистый лист ложится на землю, укрывая ее теплым одеялом. Это явление природы связано с чудесами, которые происходят в природе.  IV. Проверка домашнего задания ­ Проверим домашнее задание. Вам нужно было определить смысл пословиц. К доске пойдет ... . (В осень и у кошки пиры. Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна. День прозевал — урожай потерял. Холоденок батюшка­сентябрь, да кормить горазд.) ­ А теперь послушаем ваши рассказы об осени. К доске пойдет ... . (Опросить пару учеников) ­   Молодцы!   Очень   хорошо   подготовили   домашнее   задание:   объяснили   смысл пословиц, составили рассказы. Все получают ... . V. Постановка цели урока ­ Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес. Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полезного нам дает? (Ягоды, грибы, орехи.) А знаете и вы, какой из этих   даров   леса   не   является   растением?   Ответ   на   этот   вопрос   мы   узнаем   на   нашем сегодняшнем уроке. VI. Изучение нового материала ­ Для начала давайте прочитаем скороговорку  («Опять   пять   ребят   нашли   у пенька пять опят».) (чтение с доски хором по рядам) ­    Ребята, сегодня мы продолжаем работать по разделу “Люблю природу русскую. Осень”. Вы знаете, что вся природа делится на неживую и живую. Что же относится к живой природе? (К живой природе относятся растения, животные, человек.) А что относится к растениям? (К растениям относятся деревья, кустарники, травы, цветы.)  ­ Ребята, а чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, я предлагаю вам отгадать несколько загадок. На пеньке сидят братишки. Все в веснушках, как мальчишки. Эти дружные ребята Называются... (опята) Этот миленький грибок Выбрал тихий уголок. Ножичком его ты срежь­ка, Ведь съедобна... (сыроежка) Если их найдут в лесу, Сразу вспомнят про лису. Рыжеватые сестрички Называются... (лисички) Гриб не варят, не едят. В крапинку его наряд. Снизу — кружево­узор. Это — красный... (мухомор) У кого шапка без головы, А нога без сапога? (Гриб) ­ Так о чем мы будем говорить на уроке? (О грибах.) Верно. Сегодня вы узнаете, а что же такое грибы: растения, животные или еще что­то? (На доске представлена схема)  – Для ответа на этот вопрос откройте учебник чтения на с.77 и прочитайте текст “Грибы”. 1. Первичное чтение (читает учащийся) 2. Беседа после чтения  – Что интересного вы узнали из текста о грибах? (Грибы – это не растения и не животные.) Так что же такое грибы? (Это особое царство природы, которое так и называется грибы.) (На схеме появляется запись) ­ А кто является автором этого текста? (Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.) Кто знает, что такое энциклопедия? (Это умная книга, которая учит многому   умному.) Энциклопедия –   это   научное   справочное   издание,   содержащее систематизированный  свод знаний. Материал  в этой книге располагается в алфавитном порядке.   Таким   образом,   вы   сейчас   работали   со   статьей   из   энциклопедии,   в   которой излагаются научные сведения о грибах. ­   Какие   грибы   вам   известны?   На   какие   две   группы   их   можно   разделить?   (На съедобные и несъедобные.) Какие несъедобные грибы вам известны? А знаете ли вы, какой несъедобный   гриб   приносит   пользу   некоторым   животным?   А   давайте   мы   сейчас посмотрим,   насколько   хорошо   вы   разбираетесь   в   грибах.   Вы   должны   вспомнить,   как называется гриб и отличить съедобный гриб от несъедобного. (Показ карточек с изображением различных грибов)    VI. Физкультминутка (под мелодию леса) ­ Гриша шел — шел ­ шел, (Шагаем на месте.) Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.) Раз­грибок, (Наклоны вперед.) Два ­ грибок, (Наклоны вперед.) Три ­ грибок, (Наклоны вперед.) Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети  имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок.  Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)  ­ А теперь вы действительно почувствуете себя в роли грибников. Вы должны будете  "собирать" грибы: на последней парте каждого ряда лежат "грибы". Ваша задача собрать  все съедобные грибы и принести их к доске, положив под корзинку вашего ряда. Имейте в  виду, что ходить вы должны по одному, цепочкой. VIII. Закрепление нового материала 1. Подготовка к восприятию ­   Ребята,   а   в   какое   время   года   собирают   грибы?   Кто   из   вас   собирал   грибы? Понравилось?   А   знаете   ли   вы,   как   нужно   правильно   собирать   грибы?   Сейчас   ...   нам расскажет правила сбора грибов. (Когда   ищешь   грибы,   нельзя   разрывать   и   раскидывать   лесную   подстилку, состоящую   из   опавших   листьев,   так   как   грибница,   оказавшись   под   лучами   солнца, может погибнуть. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые! Не надо брать   старые   грибы.   В   них   может   быть   опасный   для   человека   яд. Не   сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!) ­ В тексте вам встретилось  новое слово  грибница. Кто знает, что обозначает это слово? Сейчас нам подробно об этом расскажет … . (Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые ты обычно видишь в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве   от   ножек   тянутся   в   разные   стороны   тонкие   белые   нити.   Это   грибница   – подземная часть гриба. Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело том, что нити грибницы   срастаются   с   корнями   деревьев,   кустарников,   трав   и   помогают   им всасывать  из почвы воду  с растворенными в ней солями. А еще грибы нужны лесу потому,   что   ими   питаются   многие   животные:   олени,   лоси,   белки,   сороки,   разные насекомые.   Некоторыми   ядовитыми   для   человека   грибами   животные   лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.) ­ Сегодня вы познакомитесь с произведением – стихотворением Валентина Берестова. ... нам расскажет его краткую биографию. (Берестов Валентин Дмитриевич (1928­1998) — русский детский поэт, писатель, переводчик. Родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске Калужской области в семье учителя. Читать научился в четыре года, и еще в детстве начал писать стихи. К. И. Чуковский писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного   диапазона,   удивляющим   всех   знатоков.   Его   стихи   классичны   в   лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью. Его нравственный облик внушает уважение всем, кто соприкасается с ним». Однако, прежде чем всерьез заняться литературой, Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ, и много работал в археологических раскопках.   Эта   работа   явилась   основой   для   художественных   произведений познавательного характера, а также для многих стихов и песен. В 1957 году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Веселое лето»,   «Как   найти   дорожку»,   «Улыбка»,   «Жаворонок»,   «Первый   листопад», «Определение   счастья»,   «Пятая   нога»   и   многие   другие.   Писатель   занимался пересказами библейских преданий, переводами. В последние годы жизни он иногда писал и   выпускал   детские   сказки   вместе   со   своей   женой.   Главная   работа   Берестова   в девяностые годы — это составление вместе с женой, художницей и архитектором, «Избранного»   по   «Толковому   словарю»   В.   И.   Даля.   В   эти   же   годы   Валентин Дмитриевич Берестов много времени уделял передачам по радио и телевидению. Он сочинял музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами. Умер Валентин Берестов 15 апреля 1998 года.) ­ У стихотворения очень интересное название “Хитрые грибы”. Попробуйте, не читая произведения, определить, о чем будет говориться в этом стихотворении. ­ А сейчас писатель Валентин Берестов расскажет нам, как правильно нужно собирать грибы. 2. Первичное чтение стихотворения на с. 76 (учителем) 3. Беседа после чтения ­ Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение вызвало оно у вас? Почему? Какие строки стихотворения показались вам смешными? Почему? (О грибах говорят, как о живых, что они большой корзины испугались и спрятались.)  Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте. С чем же автор перепутал грибы? Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной? Почему же он не нашел ни одного гриба?  ­ С какой интонацией надо читать это стихотворение? Какое настроение передает нам автор стихотворения? Прочитайте выразительно, передавая настроение.  – Сравните два текста, которые мы сегодня изучали. Можно сказать, что у них есть что­то общее? (Да, у них одна тема – грибы.) А чем они отличаются? (Одно произведение – стихотворение, а другое – научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)   Как   вы   думаете,   чем   еще   отличается   стихотворение   от   статьи?   (Когда   мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы. Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)  –   Да,   поэты   видят   красоту   природы   в   любое   время   года,   и   они   передают   свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной. А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения. 4. Выразительное повторное чтение (учениками) IX. Итог урока ­ Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? Что нового узнали? ­ Какие названия съедобных грибов вы запомнили? А несъедобных? ­ Как нужно правильно собирать грибы? Почему нужно соблюдать эти правила? ­ А теперь посмотрим, хорошие ли из вас грибники. (Проверка "корзинок") ­ Продолжите, пожалуйста, одну из фраз: " Я знаю ...", "Я смог ...", " Я запомнил...". ­   Запишите   домашнее   задание.   С.   76   выразительно   читать.     За   урок   получают оценки ... .Всем спасибо. Урок окончен.

Урок чтения по теме В.Берестов «Хитрые грибы» (2 класс, литературное чтение)

Урок чтения по теме В.Берестов «Хитрые грибы» (2 класс, литературное чтение)

Урок чтения по теме В.Берестов «Хитрые грибы» (2 класс, литературное чтение)

Урок чтения по теме В.Берестов «Хитрые грибы» (2 класс, литературное чтение)

Урок чтения по теме В.Берестов «Хитрые грибы» (2 класс, литературное чтение)

Урок чтения по теме В.Берестов «Хитрые грибы» (2 класс, литературное чтение)

Урок чтения по теме В.Берестов «Хитрые грибы» (2 класс, литературное чтение)

Урок чтения по теме В.Берестов «Хитрые грибы» (2 класс, литературное чтение)

Урок чтения по теме В.Берестов «Хитрые грибы» (2 класс, литературное чтение)

Урок чтения по теме В.Берестов «Хитрые грибы» (2 класс, литературное чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2018