Урок - диалог по теме "Австралия" - 11 класс
Оценка 5

Урок - диалог по теме "Австралия" - 11 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
география
11 кл
09.06.2017
Урок - диалог по теме "Австралия" - 11 класс
Этот урок проходит результативно, если учащиеся знакомы с учебным материалом, помещённым в учебнике. Поэтому познакомиться с содержимым учебника я предлагаю за урок. Учащимся 11 класса вполне по силам самостоятельно подготовиться по учебнику. Главное простимулировать учащихся к этому. Как? Это уже вам решать. Одно скажу. Дабы не выглядеть "белой вороной" и не молчать целых 45 минут "как рыба в воде" - даже слабые учащиеся подготовятся к уроку.
Урок-диалог.doc
Урок­диалог по теме : «Австралия» Цели: 1) Образовательные ­ вспомнить особенности физико­ географического положения материка,  природных условий; познакомиться с особенностями экономической и социальной географии страны,  выявить специфические черты последнего из рассматриваемых центров мирового хозяйства в процессе  диалога.  2)  Развивающие ­ развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом, дополнительной  литературой, делать выводы. 3) Воспитательные ­ формирование самостоятельности. Оборудование: учебник, атласы, политическая карта мира, экономическая карта Австралии, дополнительная литература (В.П.Максаковский «Географическая картина мира», Ярославль 1996 г.; И.А.Родионова «Страны  мира: экономико­географическая характеристика: Пособие для поступающих в вузы.— М.,1998 г.; Страны  мира: Справочник.­ М.: Республика, 1997 г.).    Этот урок проходит результативно, если учащиеся знакомы с учебным материалом, помещённым в  учебнике. Поэтому познакомиться с содержимым учебника я предлагаю за урок.  Ход урока I. Вступительное слово учителя. Сегодня речь пойдет о стране­материке, входящей в состав Содружества. О стране, в которой живут самые  удивительные животные и растения. Эта страна ­ одна из наиболее богатых полезными ископаемыми стран  мира,  причем это утверждение можно отнести и к топливному, и к рудному, и к нерудному сырью. История  этого государства знает и каторжные поселения, и «земельную лихорадку», и «золотую лихорадку».  (Австралия) II. Вопросы­задания к уроку­диалогу. 1. Дайте характеристику ЭГП Австралии по плану 1. Положение по отношению к соседним странам.  2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.  3. Положение по отношению к главным топливно­сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам. 4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.  5. Изменение ЭГП во времени.  6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.  2. Всеволод Овчинников в книге «Своими глазами» сравнивает Австралию с высохшим осенним листом с  зеленой кромкой. Как с географической точки зрения вы объясните этот образ, возникший у автора, когда он  пересекал страну из конца в конец на самолете? (Большая часть страны располагается в континентальном  тропическом климате, в зоне пустынь и полупустынь.) 3. С какими странами или регионами мира можно сопоставить Австралию по площади (работа с форзацем  учебника, атласом) ­ с Европой, США, Африкой, Китаем? (С Европой, США без Аляски, Китаем.) 4. Население Австралии около 17 млн. человек. С какими государствами из предложенных можно   сопоставить ее по численности населения ­ Францией, Испанией, Малайзией, Перу, Канадой? (Малайзией,  Перу.) 5.   Каждый пятый житель Австралии ­ послевоенный эмигрант. Из каких регионов мира идет этот поток?  (Первые десятилетия из Европы; приток «цветных» иммигрантов сдерживался правительством; в последние  годы среди иммигрантов преобладают выходцы из Азии ­36 % от общего числа иммигрантов.) 6.   Как с географической точки зрения объяснить два феномена Австралии ­ санитарную авиацию  («королевская служба летающего доктора») и обучение по радио («радио­восьмилетка»).  (Эти явления породили огромность территории и малочисленность населения Австралии. Австралийцы,  живущие на фермах уединенно, постоянно чувствуют связь с центром. Так, в эфире специальные радиоволны  отведены для врачей. Врач и больной по радио ведут диалог до полного выздоровления. В каждой cемье есть атлас, где на изображение тела человека нанесены цифры; есть такие лекарства, но без названий, а с  номерами. Если заболевание серьезное, больного доставляют в больницу.      Обучение по радио позволяет детям из отдаленных мест обучаться дома до 15 лет; потом они получают  профобразование или поступают в среднюю школу, лицей.) 7.   Сейчас в Австралии только 1 % жителей ­ аборигены. Во сколько раз сократилось их число за 200 лет? (Приблизительно в 5 раз: от 750 тыс. до 160 тыс.) 8. Дайте характеристику природных предпосылок для развития промышленности Австралии. План: 1)  Величина запасов и размещение полезных ископаемых, их территориальные сочетания. 2) Водные, лесные ресурсы и возможности их использования. 3) Общая оценка природно­ресурсного потенциала территории для развития промышленности и обеспечения  ее природными ресурсами. 4) Черты рационального или нерационального природопользования по отношению к природным ресурсам для  развития промышленности. 5)  Общий вывод. Перспективы увеличения ресурсов и их использования. 9.    Дайте характеристику природным условиям для сельского хозяйства Австралии. План: 1)  Условия рельефа территории и их влияние на размещение сельского хозяйства. 2) Агроклиматическая характеристика территории. 3) Почвенно­растительные условия территории. 4) Общая оценка природных предпосылок для развития сельского хозяйства. Этот вопрос для уже подготовленного ученика. 10.    Про Австралию говорят, что она одновременно является страной­фермой и страной­рудником. Что  скрывается за этим образом?  (Австралия имеет прочные позиции в мире по экспорту шерсти,  мяса, молочных продуктов, пшеницы; она  также занимает первые места в мире   по добыче железной руды, бокситов, свинцово­цинковых руд,  марганцевой  и вольфрамовой руд,  урана,  каменного угля.  Запасы крупные,  легкодоступные, удобные для  транспортировки через порты.) 11.   Австралия является страной высокого уровня развития экономики, входящей в число 20 первых стран по объему ВВП и величине этого показателя на душу населения. В чем ее отличие от других высокоразвитых стран Запада? (Если по уровню жизни Австралия близка к странам Запада, то по структуре производства и по  экспорту резко отличается от них: 40 % экспортных доходов она получает от сельского хозяйства; еще  40 % ­ от горнодобывающих отраслей; 20 % — от обрабатывающей промышленности.) 12.  Какие отрасли получили преимущественное развитие среди отраслей обрабатывающей промышленности? (Машиностроение, пищевая, металлургия.)                                13. Какими достижениями в сельском хозяйстве по праву гордится Австралия? (Самое большое поголовье овец, стадо в ~ 200 млн. голов, 90 % из которых ­ мериносы; каждая пятая  овца на земном шаре пасется в Австралии. Здесь выведены лучшие в мире сорта пшеницы, сахарной  свеклы.) 14. Какие направления сотрудничества Австралии и нашей страны наиболее перспективны и находят  отражение в конкретных акциях? (Использование достижений в переработке, хранении, транспортировке сельскохозяйственной продукции на большие расстояния, в решении вопросов охраны окружающей среды, мирного использования атомной энергии, в области рыболовства и торговли и т.д.) 15. Пять главных городов Австралии: Сидней, Перт, Мельбурн, Аделаида и Канберра ­ очень различны. В чем своеобразие каждого из них? Определите, к какому из названных городов могут относиться данные описания: 1) Город расположен на приморской долине, являющейся житницей страны, мягкий благодатный климат  позволяет здесь выращивать практически все сельскохозяйственные культуры. И сам город ­простой и зеленый, здесь много церквей и старинных зданий; город стремится обрести славу ведущего культурного  центра страны. Здесь проходят международные встречи, фестивали. (Аделаида) 2) Этот город часто сравнивают с Сан­Франциско. Живописность ему придают горы и вода; зеленые холмы,  белые коттеджи, тихие бухты с яхтами. Город вольно раскинулся на площади в 4 раза большей, чем  территория Москвы. В городе нет ничего геометрического, кроме Сити, где небоскребы высоки и стоят тесно друг к другу. Достопримечательности города ­ стальная арка подвесного моста, модернистское здание  оперного театра в виде колонии сросшихся ракушек. (Сидней) 3) Город обладает самым большим количеством исторических памятников и впечатляющими  архитектурными ансамблями. Городу присуща четкая геометрическая планировка и обилие парков: ботани­ ческий, казначейства, Фиццой­парк, где находится домик капитана Кука — уютный коттедж, у которого  утром поднимается английский флаг. Это город­миллионер. (Мельбурн) 4) Этот город построен в начале века по проекту американского архитектора Уолтера Гриффина. Город­ лесопарк, расчлененный сетью прекрасных дорог и развязок. Его авеню носят имена всех крупных го­родов  страны. Город сочетает чистый, сухой свежий воздух с яркостью солнечного света, здесь практически нет  нужды вытирать пыль. (Столица Канберра) 5) В Австралии находится самый обособленный из больших городов мира ­ столица Западной Австралии,  крупнейшего из шести штатов страны. Гордость города ­ самый большой в мире театр, точнее, крупнейшее в  мире здание, специально предназначенное для оперы, балета, драматических спектаклей. Театр, в котором  8003 места, по праву занесен в книгу рекордов Гиннеса. (Перт) III. Коллективное подведение итогов. Выделение лучших участников диалога. IV. Домашнее задание: запись краткая, отражающая наиболее полно экономико­географический  облик страны, творческое задание по желанию ­ составить кроссворд по теме «Австралия».

Урок - диалог по теме "Австралия" - 11 класс

Урок - диалог по теме "Австралия" - 11 класс

Урок - диалог по теме "Австралия" - 11 класс

Урок - диалог по теме "Австралия" - 11 класс

Урок - диалог по теме "Австралия" - 11 класс

Урок - диалог по теме "Австралия" - 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017