Урок-диспут "Изменяется ли язык с течением времени" (7 класс)
Оценка 4.7

Урок-диспут "Изменяется ли язык с течением времени" (7 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
02.06.2017
Урок-диспут "Изменяется ли язык с течением времени" (7 класс)
Урок-диспут затрагивает важную на сегодняшний день проблему состояния русского языка, отношения к нему общества в целом и подростков в частности. Позволяет детям высказать своё мнение относительно этой проблемы либо во время урока, либо в домашнем задании, опираясь и на литературные примеры.
диспут в 7 классе изменяется ли язык с течением времени.doc
Урок­диспут в 7 классе на тему «Русский язык как развивающееся явление. Русский язык гибнет или проходит путь естественного развития?» Цель урока: выявление путей развития языка, в том числе современных. Задачи: ­ дать представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке; ­ развивать логическое мышление учащихся, умение доказывать собственную точку зрения; ­ прививать культуру ведения диалога. Предварительная работа: ­ анкетирование учащихся; ­ обработка анкет и разделение учащихся на две группы («Да» и «Нет»); ­ каждая команда должна подготовить аргументы, подтверждающие её позицию. 1. 2.  Организационный момент.  Сообщение темы урока. Вступительное слово учителя. Ход урока. В июне 1882 года Иван Сергеевич Тургенев написал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,­ ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя ­ как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»  2007 год был объявлен Президентом Российской Федерации Годом русского языка. 21 февраля 2007 года по всей стране прошел День русского языка. И это не случайно. В последнее время остро стоит проблема чистоты русского языка. Многие учёные­лингвисты бьют тревогу, говоря о надвигающейся лингвистической катастрофе, а некоторые, наоборот, считают, что с нашим языком ничего страшного не происходит, он живёт по своим законам. Таким образом, тема нашего диспута «Русский язык гибнет или походит путь своего развития?»      Уточним значение слова «диспут». ии   происходит   от   латинского   disputare   —   рассуждать,   спорить.   В   ходе   диспута   происходит Д спут коллективное   обсуждение   нравственных,   политических,   литературных,   научных,   профессиональных   и других   проблем,   которые   не   имеют   общепринятого,   однозначного   решения.   В   процессе   диспута   его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы.     По результатам анкетирования выяснилось, что однозначного мнения у   современных подростков по данному вопросу развития или гибели языка нет. Большая часть класса   считает, что язык гибнет. Эти ученики войдут в команду под условным названием «Да». Меньшая часть класса считает, что язык не гибнет, а развивается по своим законам. Вторая команда будет называться «Нет». Итак, нам предстоит выслушать точки зрения двух сторон. 3. Выступление команды «Да». Мы считаем, что русский язык гибнет, так как 1) и   в   бытовой,   и   в   официальной   среде   используется   много   иноязычных   слов,   причём   часто неоправданно используется; 2) много ошибок (орфографических, орфоэпических, грамматических) можно увидеть и услышать в рекламе, объявлениях, на вывесках и т.д., к   примеру,  орфоэпические  ошибки:   «Л’Этуаль:   побАлуйте   себя»   (надо:   побалУйте),   «изготавливаем жАлюзи»   (надо:   жалюзИ);  орфографические  ошибки:   «лиВтинг­крем»   (надо:   лиФтинг),   «товар сертиВицирован»   (надо:   сертиФицирован),   «грейпфруКт»   (надо:   грейпфрут),   «свиННой   фарш»   (надо: свиНой); грамматические ошибки: «согласно графикА» (надо: согласно графикУ); 3) 4) в средствах массовой информации используется много жаргонизмов; закрываются русскоязычные школы в странах Ближнего Зарубежья. Инсценировка отрывка  из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» с последующим выводом о том, какое впечатление производит человек с ограниченным словарным запасом. (Ученики, принимающие участие в инсценировке, по её окончании должны объяснить своё понимание литературного материала.)      Действующие лица: автор, Эллочка, Эрнест Павлович Щукин (муж Эллочки). Автор: Словарь Вильяма Шекспира, по подсчётам исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо­Юмбо» составляет 300 слов. Жена инженера Щукина, Эллочка Щукина, легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, которые она придирчиво выбрала из великого, многословного и могучего русского языка. Эллочка: Хамите! Хо­хо! Автор: Выражает в зависимости от обстоятельств восторг, презрение, ненависть, радость. Эллочка: Знаменито! Мрак! Жуть! Автор: Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «Жуткая встреча!» Эллочка: Парниша. Автор: Обращение ко всем знакомым мужчинам. Эллочка: Не учите меня жить! Красота! Поедем на извозчике! Автор: Говорится мужу. Эллочка: Поедем на таксо´. Автор: Говорится другим мужчинам. Эллочка: У вас вся спина белая. Автор:  Шутка. Остальное небольшое количество слов служило передаточным звеном между Эллочкой и продавцами магазинов. Несчастный муж Эллочки, Эрнест Павлович Щукин, и не подозревал о том, что его жена купила на аукционе  2 стула. Семейный бюджет был подрезан под самый корень.  Щукин: Здравствуй, Еленочка! Откуда стулья? Эллочка: Хо­хо. Щукин: Нет, в самом деле? Эллочка: Блеск! Щукин: Да, стулья хорошие. Подарил кто­нибудь? Эллочка: Ого! Щукин: Как? Неужели ты купила на последние деньги? Эллочка: Хамишь, парниша! Щукин: Что же делать? Эллочка: Подумаешь! Щукин: Ты живёшь не по средствам. Эллочка: Шутишь! Щукин: Да­да, не по средствам! Эллочка: Не учите меня жить! Щукин: Нет, давай поговорим серьёзно! Я получаю 299 рублей… Эллочка: Мрак! Щукин: Взяток не беру, денег не краду, подделывать не умею… Эллочка: Жуть! Щукин: Вот что: так жить нельзя. Нам нужно разойтись. Эллочка: Хо­хо! Щукин: Мы не сходимся характерами. Эллочка: Шутите! Щукин: И откуда у тебя этот идиотский жаргон7 Эллочка: не учите меня жить! Щукин: Нет, это невыносимо! Живи, как тебе хочется, а я так больше не могу. Эллочка: Красота! Автор: Муж ждал, что жена хоть в этом случае воздержится от своих обычных металлических словечек. Эллочка напряглась и стала искать подходящие слова. Они быстро нашлись.  Эллочка: У тебя вся спина белая! Эллочка и Щукин в конце сценки забирают по одному стулу и расходятся в разные стороны. (Выводы актёров и зрителей.) Слово учителя. Ситуация, описанная И.Ильфом и Е.Петровым, относилась к первой половине XX столетия, однако русский язык   не   был   побеждён   такими,   как   Эллочка.   Можно   ли   справиться   с   нынешними   трудностями   в современной лингвокультурной ситуации. 4. Выступление команды «Нет». По   поводу   закрытия   русскоязычных   школ   и   большого   количества   ошибок   в   средствах   массовой информации нам возразить нечего. Приходится согласиться с нашими оппонентами в отрицательной оценке этих явлений. Но в то же время мы считаем, что положение не катастрофическое, и хотим привести ряд аргументов . 1) По   поводу   иноязычных   слов   мы   думаем,   что   есть   некоторые   стороны   нашей   жизни, например, работа на компьютере, где невозможно не использовать заимствованные слова, так как   именно   они,   а   не   наши,   русские,   обслуживают   эту   сферу   деятельности.   Возьмём,   к примеру, такие слова, как джойстик, монитор, винчестер и другие. 2) По   поводу   жаргонизмов   наша   группа   считает,   что  жаргонные   слова   имеют   право  на жизнь, так как помогают более точно, ярко, эмоционально и коротко, доходчиво выразить мысль. Учащиеся предлагают для сопоставления два текста «О случившемся на балу у графа» 1. Господа, вчера графиня давала бал. Светская львица знает толк в этих делах. Бал был отличный! Только   вот   одна   молодая   особа   заставила   кое­кого   поволноваться.   Юная   ветреница,   спешу заметить, прехорошенькая особа, кружилась в танце весь вечер. Хозяйка бала была в восторге от устроенного ею раута, даже подсчитала, сколько сердец пронзили стрелы «амура». Но каково же было её удивление, когда в числе поклонников юной Афродиты она увидела и своего мужа, старого графа. Он кружился с ней в вихре вальса, ланиты его пылали, а с уст не сходили слова любви и пылких признаний. О времена, о нравы! 2. «Об одной фишке  во время клёвой тусовки » Чуваки, вчера светская львица устроила тусовку. Хозяйка знает толк в этих делах. Всё прошло просто супер! Только   вот   одна   молодая   чувиха   заставила   кое­кого   поволноваться.   Гёрла,   кстати,   клёвая, оттягивалась на дискаче весь вечер. Львица была в восторге : гостей всё прикалывало. Но она офигела, когда  в  числе   поклонников  юной чиксы  она увидела   и своего  мужа.  Он  зажигал   с   ней  в  танце   и отвешивал комплименты. О времена, о нравы! Ребята   делают   вывод   о   том,   что   похожие   события   воспринимаются   по­разному   в   зависимости   от употреблённых   их   участниками   слов.     (В   ходе   диспута   некоторые   из   участников   отстаивали   право   на употребление жаргонизмов, так как они оживляют речь и делают её более понятной, а другие утверждали, что жаргонизмы делают речь грубой и примитивной. В качестве аргумента в споре зачитывается сочинение о русском языке как о едином организме, где приводится мысль о том, что в развитии языка все явления имеют право на существование: со временем язык их или изживёт, или определит им своё место. (сочинение может быть прочитано как учителем, так и учениками, не принявшими ни одну из точек зрения) Сочинение «Русский язык как живой организм» Язык   можно   сравнить     с   организмом   человека.   Как   в   организме   человека   действуют   разные системы и органы (например, нервная, кровеносная, лимфатическая системы), так и в языке действуют свои   системы:   лексическая,   фонетическая,   морфологическая,   синтаксическая   и   т.д.   Как   организм человека претерпевает изменения, так и язык меняется с годами. Различают разные периоды в развитии человека: младенчество, детство, юность, становление, зрелость, старость. В развитии языка тоже можно   выделить   начальный   период,   когда   он   только   зарождается;   затем   его   становление,   когда формируются   его   системы;   развитие,   когда   он   совершенствуется,   меняется;   зрелость,   когда   язык становится настоящим средством общения для всех людей, говорящих на нём. Как   и   в   человеческом   организме,   в   языке   могут   протекать     различные   процессы:   как   человек переживает болезнь, так и язык может проходить через кризисные периоды в своём развитии. И как человек вступает в пору зрелости, так и язык совершенствуется, обогащается за счёт влияния других языков. Но, в отличие от человеческого организма, язык не может умереть до тех пор, пока существует народ, говорящий на этом языке. Человеческий   организм   постоянно   даёт   почву   для   новых   научных   открытий.   Так   же   и   язык служит неиссякаемым источником для исследования. 5. Обсуждение позиций двух сторон. Выяснение вопроса о сближении позиций двух команд. 6. Подведение итогов. Слово учителя. Сегодня мы обсуждали пути развития русского языка. Ценно то, что вы неравнодушны, значит, диспут состоялся. Безусловно, наш язык – живой организм, в котором происходят разные процессы, и его нельзя заключить в определённые рамки. Поэтому отчасти, конечно, правы обе команды. Но если говорить   о том, что язык проходит необходимый этап развития, то, наверно, и мы должны развиваться вместе с ним. Как же оценить это   «развитие»,   если   вместо   девушек   и   барышень   у   нас   по   улицам   ходят   «чувихи»,   «гёрлы»,   «чиксы», «тёлки»? может быть, развитие это направлено не в ту сторону, и язык, наш русский язык, подаёт нам сигналы «SOS», показывая, что с нашей душой  творится что­то неладное? Русский язык богат чудесными словами: «здравствуй» (будь здоров)­ зачем говорить пустое, бесцветное «Hello!»; «прощай» (прости меня), «до свидания» (свидимся) – и зачем чужое «Ву!»; «спасибо» (спаси Бог), «благодарю» (дарю благо) – к чему ненужное «зенкую»? В Федеральном законе «О государственном языке Российской Федерации» сказано: «Защита и поддержка русского   языка   как   государственного   языка   Российской   Федерации   способствуют   приумножению   и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации». Давайте   отбросим   ненужное   копирование   иноязычных   образцов   и   будем   по­настоящему   «великим, могучим и свободным» народом, которому дано такое богатство – русский язык!  7. Выставление оценок.     8. Домашнее задание.   Написать   сочинение­миниатюру   на   тему   «Русский   язык   как   развивающееся   явление»   с   использованием материалов диспута. Приложение. Вопросы для анкетирования (для распределения учащихся на команды). 1. 2. 3. Считаете ли вы, что русский язык загрязнён жаргонизмами и иноязычными словами? Используете ли вы жаргонизмы в своей речи? Допустимо ли использование жаргонных слов и выражений в СМИ? Какой   телеканал,   программа,   телеведущий   чаще   других,   по­вашему,   использует   жаргонную 4. лексику? 5. 6. Обращаете ли вы внимание на ошибки на рекламных щитах, афишах, вывесках, объявлениях? Можем ли мы как­то повлиять на лингвистическую ситуацию? Библиография 1. М.Г.Ермолаева. Современный урок. Анализ, тенденции, возможности.» Издательство «КАРО», С.­П., 2008. 2. Г.Я.Солганик. Стилистика русского языка. 10­11 классы. Издательство «Дрофа», М., 2001. 3. 4. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Федеральный Закон «О государственном языке Российской Федерации». 2005.

Урок-диспут "Изменяется ли язык с течением времени" (7 класс)

Урок-диспут "Изменяется ли язык с течением времени" (7 класс)

Урок-диспут "Изменяется ли язык с течением времени" (7 класс)

Урок-диспут "Изменяется ли язык с течением времени" (7 класс)

Урок-диспут "Изменяется ли язык с течением времени" (7 класс)

Урок-диспут "Изменяется ли язык с течением времени" (7 класс)

Урок-диспут "Изменяется ли язык с течением времени" (7 класс)

Урок-диспут "Изменяется ли язык с течением времени" (7 класс)

Урок-диспут "Изменяется ли язык с течением времени" (7 класс)

Урок-диспут "Изменяется ли язык с течением времени" (7 класс)

Урок-диспут "Изменяется ли язык с течением времени" (7 класс)

Урок-диспут "Изменяется ли язык с течением времени" (7 класс)

Урок-диспут "Изменяется ли язык с течением времени" (7 класс)

Урок-диспут "Изменяется ли язык с течением времени" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017