Цель:
- сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
- объяснить, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка.
Урок финансовой грамотности в 5 классе
Цель:
сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
объяснить, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и
наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты
денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с расчетами
денежными средствами между субъектами рынка.
Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «13
советов управления деньгами для ребенка», задания детям: примерные доходы и
траты семью за месяц, оформить классную доску и подобрать литературу о
финансах.
Материалы и оборудование: Интернет, интерактивная доска, ноутбук, памятки,
листы бумаги, ручки.
Ход урока
Здравствуйте, ребята!
Прежде, чем мы начнем наше занятие, предлагаю сыграть в игру
«Кошелек».
В моем кошельке лежит предметы, предлагаю вам взять по одной.
Выбирают из «Кошелек» один из видов денег (купюра, монета,
карточка). Делятся на 4 группы.
Определение темы занятия :
Ребята, посмотрите на салйд.
Вы видите 2 столбца с фразами.
Нам необходимо правильно
Соедините части пословиц и объясните их смысл.
1. Береги хлеб для еды,
2. Гроша не стоит,
3. Денег много
4. Не имей сто рублей,
A. а глядит рублём.
B. да разума мало.
C. а имей сто друзей.
D. куда хочешь, туда и день.
5. Три деньги в день
E. а деньги для беды.
Какое понятие объединяет эти пословицы и поговорки? О чем, как вы думаете, пойдет речь сегодня на нашем
уроке?
Тема занятия - «ДЕНЬГИ»
А что такое деньги?
В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это
деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы
— это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и
аккредитивы, и др. финансовые инструменты.
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и
использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих
благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях,
выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета,
накопление средств на будущие цели, например, получение образования или
обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов
в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить
свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?
Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому,
что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила
тратить, потому, что «деньги должны работать»
Учитель:
Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли
разные товары, которые в данной местности ценились.
Поэтому их называли товарные деньги.
Однако выменять напрямую всё, что человеку нужно,очень
сложно.
Для этого надо найти желающего отдать нужный тебе товар за то,
что ты изготовил сам. Меняться на основе прямого взаимства —
дело долгое и трудное. Совсем непросто выстроить такую цепочку
участников обмена, чтобы обмен «сошёлся» и каждый получил
желаемое в обмен на своё.
Учитель:
А теперь давайте проверим удобно ли было меняться разные
товары на предметы, чтобы их получить.
Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве
денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся».
2Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на
ярмарку. (Слайд №3).
Вы делитесь на 4 группы:
купцы,
ремесленники,
охотники,
крестьяне.
У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов
и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки.
Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и
выяснить, трудно ли было найти необходимую вещь. Время на
выполнение задания – 3 минуты.
У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех;
у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел,
ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, соль;
у охотников: меха, шерсть и кожа;
им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло;
у крестьян: зерно, растительное масло, им надо: соль, топор и нож,
ткани и т.д.)
ребята пытаются совершить обмен.
Учитель:
– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?
– Кто не смог произвести обмен?
– Какие сложности возникли при обмене?
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары
действительно было очень сложно?
– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе
жизнь?
Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное.
Что можно было обенять на любой товар и не использовать целую
цепочку и ценить время.
ВИДЕО.
Какой товар стал играть роль денег.
Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами,
как относительно высокая собственная стоимость, связанная с
тем, что их добыча трудоемка и требует немало
мастерства.
3 Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без
изменений – еще одно преимущество над недолговечными
эквивалентами.
Наконец, металлы легко делятся на части, что очень
удобно при расчетах. С появлением денег покупка и
продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди.
А какие формы денег нам извечтны сейчас?
Обсудите в парах, какие ещё формы денег существуют в
современном мире?
Фронтальная беседа – смотрят на то что досталось в игре
«кошелек».
А теперь обратимся к табличке – свойства денег:
Определить с помощью плюсов и минусов , обладает ли данный
товар свойтсвами необходимыми деньгам.
Эксперимент 1 «Покупки в магазине» (ситуация для выводов)
Мы отправились в продуктовый магазин, набрали полную корзину необходимых
продуктов питания и решили не платить за них. На выходе из торгового зала нас
остановил охранник и потребовал оплатить покупки, иначе, это считалось бы
нарушением. Мы заплатили за товар деньги. Этот эксперимент мы повторили и в
хозяйственном отделе магазина, и в аптеке. Чтобы получить товар нам приходилось
платить за него деньги.
Вывод: без денег человек не может приобретать необходимые для жизни
продукты и вещи.
Всё ли можно купить за деньги?
всё ли можно купить за деньги?
Вывод: наблюдения доказывают не всё, что необходимо человеку для
полноценной жизни можно купить за деньги.
Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги дарят на день
рождения, я предлагаю вам прочитать советы и прокомментировать их.
13 советов управления деньгами для ребенка:
1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Будьте аккуратными в трате денег , старайтесь не растратиться.
43. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и
вашей независимости.
4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные,
чем желания.
5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать
на него деньги вместо копилки.
6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману,
найди более дешевую альтернативу. это тоже отличное решение и, к томуже, за
меньшие деньги.
7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. так вы сможете
накопить сбережения.
8.Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё, это будет весело и
научит вас понимать всю ценность денег.
9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых
нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то
научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
10. Старайтесь не «брать взаймы». нехорошо быть в зависимости от коголибо, взяв
чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.
11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте.
Заведите лист доходов и расходов.
12. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.
13.Что такое регулярные платежи? (комуслуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте,
какое количество денег расходуется ежемесячно.
А сейчас я предлагаю вам игру: логические загадки на тему финансовой грамотности.
Класс делиться на 2 команды.
Подводятся итоги, вручаются призы.
Информационные источники:
1.
2.
3.
4.
5.
http://www.ereading.ws/chapter.php/98481/2/Ermasova__Finansy__konspekt_lekciii.html
http://xnc1abdnx4g.xne1aoq2b.aforizm.tel/
http://nalfin.narod.ru/Million.html
http://shopping.passion.ru/print/9701/
http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki12.htm
56