Урок географии 5 класс " Вода на Земле"
Оценка 5

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
5 кл
15.05.2017
Урок географии 5 класс " Вода на Земле"
Публикация является частью публикации:
ВОДА НА ЗЕМЛЕ мой урок.docx
ВОДА НА ЗЕМЛЕ Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний. Форма проведения: проблемное изложение  Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления  новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация  мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний. Цели по содержанию: Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли,  её составных частях, Мировом круговороте Воды в природе. Развивающие:      создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и  творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные  признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими  текстами, учебником, географической картой, с материалами мультимедийной  презентации, схемами, создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков  самостоятельной работы при поиске требуемого материала; делать обобщения и выводы. Воспитательные:    способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда,  чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету. Планируемые результаты.  Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента  научной картины мира.  Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и  задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения,  подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.  Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их  для решения учебных задач. Универсальные учебные действия (УУД).  Личностные: осознавать необходимость изучения темы.  Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать  работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать  полученные результаты с ожидаемыми.  Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые  знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого  результата.  Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой  группе и в коллективе). Формы организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная,  фронтальная . Оборудование для учителя:  мультимедийная презентация;   видеофильм «Капля воды»; « Мировой круговорот» компьютер, интерактивная доска, проектор;  физическая карта полушарий;   вода в стакане, таблички « соленая вода», «пресная вода» и   « вода на земле» Оборудование для учеников:  файловая папка с заданиями на столе у каждого ученика Краткое описание: Учащиеся знакомятся со свойства воды, объясняют процесс круговорота  воды на Земле; прогнозируют изменения в составе гидросферы под влиянием человека. Дети входят в класс  и берут кружочки или белого цвета , зеленого  или   синего цвета Дети делятся на три группы­ соленые ( зеленые кружочки)  , пресные ( белые), воды земли (синие) Ход урока 1. Организационный момент Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку. Учитель.  Все встали.  Здравствуйте. Садитесь. Урок начнем мы, как всегда, С вопроса: Все готовы? Ученики. Да! 2. Актуализация знаний    Ребята,  вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии. Сегодня  отгадать тему урока вам поможет загадка. Мы привыкли, что она – Наша спутница всегда! Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить.  Без чего нам не прожить, не умыться? ( без воды) А почему я вам загадала эту загадку? 3.Постановка учебной задачи. – Да, верно, сегодня на уроке речь пойдет о воде на Земле. Как Вы думаете, какие цели и  задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока? Сегодня на уроке мы должны: 1 Заполнить схему «Вода на Земле» 2 Уметь описывать мировой круговорот воды, называя процессы и оболочки Земли. 3 Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека 4 Характеризовать удивительные свойства воды 4.Построение проекта выхода из затруднения Где встречается вода на Земле?    ( в морях, океанах и т.д) Что такое вода? Это струйка из крана, Это волны и шторм на морях­океанах. В запотевшей бутылке напиток в руке, И в ключе, и в колодце, и в ручейке.  Откуда появилась вода на земле?     видеофрагмент« Первая капля» Всю воду на земле можно разделить на 3 группы:                                                         Вода на Земле ………………        96,5% ……………… ……………… Воды Мирового океана         Воды материков ( суши)          Воды атмосферы океаны и моря                   реки, озера, ледники         пар, капельки воды, снег ( дети выполняют самостоятельно задание №1 в маршрутном листе) Проблемный вопрос урока А много ли воды на нашей планете? (Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь – кто считает – Много.И Вы – правы!) Площадь всех океанов и морей составляет 71 % поверхности Земли. На долю суши  приходится 29%. Из всей воды 96,5% ­ это воды океанов и морей, а 3,5 % это  воды суши и атмосферы Чем отличаются воды мирового океана от вод суши и атмосферы? ( пресные  и соленые) Демонстрация опыта:  Три емкости прозрачных с обратной стороны подписаны морская вода­ соленая, пресная  вода – воды суши и атмосферы, доступная воды­ кроме вод атмосфера и ледников. После ответов, поворачивать к детям емкости) Если весь запас воды на Земле принять за 1 л (демонстрирует кружку, наполненную  водой), то запасы пресной воды составят всего 30 мл (отбирает порцию 30 мл в мерный  цилиндр), а запасы доступной пресной воды в жидком состоянии – всего 6 мл. (Отбирает  пипеткой в маленький мерный цилиндр 6 мл.) Вывод: вода – это богатство, к которому надо  относиться бережно и экономно. ( так какой же воды много?   Соленой, морской­ много ,  мало –пресной)                            А сейчас послушайте сказку. На свете живет не одна Вода, а две, просто никто этого не видит, не замечает, потому что они  близняшки, хотя они и стараются быть разными. Старшая сестра ­ это Соленая вода, а младшая ­ Пресная вода. Они обе очень капризны и непостоянны. Если они, например, просто  разговаривают или спорят друг с другом, то это еще ничего, на море от этого поднимаются  волны. А высота их зависит от того, что чувствуют они в этот момент. Ну а если они начнут  играть! От них ­  одни хлопоты. Сестрам, конечно, весело, то испаряясь  и летая  высоко в небе, пугают людей дождем, то высыпаются я на землю в виде хрупких снежинок . Еще они очень  любят заглядывать в окна и рисовать на них сказочные узоры. Когда же близняшки  успокаиваются и засыпают на зиму под тихую колыбельную мороза, они превращаются в лед.  Мы сейчас должны охарактеризовать  свойства воды? Что это такое? Какие у нее свойства? Назовите мне их..... Например: Групповая работаДетям раздаются листочки со свойствами воды, они должны   выбрать Группа « соленая»                           Группа» пресная»       Группа « вода на земле» Свойства соленой воды                      свойства пресной             свойства общие (текучая,  пресная, соленая, жидкая, твердая, парообразная, горькая, безвкусная, без запаха,  бесцветная, голубая или синяя, прозрачная, прекрасный растворитель)   Вода – чудесный дар природный, Живой, текучий и свободный, Картины нашей жизни красит В своих трех важных ипостасях: То ручейком, то речкой вьется, То из стакана наземь льется. То застывает тонкой льдинкой, Красиво названной снежинкой, То обретает легкость пара, Была – и вдруг ее не стало. О  каких удивительных свойствах воды говориться в стихотворении? Самое удивительное – три агрегатных состояния воды : жидкая, твердая и парообразная.  В природе …  Ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода в жидком состоянии  Туман, пар, облако – это вода в парообразном состоянии  Снег, град, иней, лёд – это вода в твёрдом состоянии   Отгадайте загадку и ответьте на вопрос: «Какие условия необходимо создать  природе, чтоб вода перешла из одного состояния в другое?» Мы говорим: она течёт; Мы говорим: она играет; Она бежит всегда вперёд, Но никуда не убегает.               ( РЕКА – жидкая вода, а чтобы она стала твердой необходимо........................................? Что за звёздочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмёшь ­ вода в руке? (Снежинки)  Снег растает тогда, когда........................................? Посмотрели мы в окошко: Где деревья? Где дорожка? Воздух стал, как молоко, Заблудиться в нём легко. Всё похоже на обман... А виной тому   (Туман)  Где и когда мы дома можем  увидеть парообразную воду?   Это свойство воды самое удивительное?  Физкультминутка Голова чтоб не болела,  Ей вращаем вправо­влево.  А теперь плечами крутим —  И для них разминка будет. Тянем  ручки к небу,  Потянули плечи, спинки.  А теперь конец разминке. Хоть приятно разминаться,  Вновь пора нам заниматься. Проблемный вопрос: Какие  еще удивительные свойства воды вы знаете? *Любое вещество в твёрдом состоянии тяжелее, чем в жидком, вода – наоборот.Лёд  плавает на её поверхности, а не уходит на дно, как полагалось бы по физическим законам. *Вода – самое теплоёмкое вещество (для нагревания 1 л воды на 1°С требуется в десятки  раз больше энергии, чем для других веществ). *При охлаждении расширяется ( на морозе лопнет бутылка с водой) и при нагревании  тоже. «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь.  Ты – самое большое  богатство на свете»» Ребята, перед вами слова известного французского писателя, автора книги «Маленький  принц» Антуана де Сент­Экзюпери.  Групповая работа по вариантам. 1.Группа ­ Роль вод Мирового океана в природе 2. Группа­ Роль воды суши в природе 3. Группа ( вода на земле) ­ Роль воды в жизни человека ( дети выполняют задание №2 в маршрутномлисте)  А сейчас послушайте            СКАЗКУ Летели к земле дождевые капли. Они только что расстались с тучей и были полны планов на  будущее.  1­я капля: Как только приземлюсь сразу же найду ручей. Вместе с ним побегу к реке. Вместе в  рекой отправлюсь в море. И буду гулять на просторе с морской водой, поиграю с корабликами, а надоест ­ опять испарюсь в тучку.   2­капля: Ничего хорошего в этой судьбе нет. Капля в море вовсе незаметна. Море огромное и  капель в нем тьма­тьмущая. То ли дело отправиться в путешествие по подземным лабиринтам и пещерам, вместе с горным ключом пробить скалу и низвергнуться с высоты водопадом  3­я капля: Смотрите, не сядьте в лужу. Ишь размечтались, бездельники. Поля и сады сохнут,  ждут нас ­ не дождутся, а вы?  Моря, реки, пещеры. Ерунда! Мы должны напоить жаждущие  корни, стать сладким соком спелых плодов. 4­я капля: А я хочу водяной пылью повиснуть над землей, отразить солнечные лучи и стать  разноцветной радугой – вот настоящая судьба. А если земля примет холодно, то разлиться  туманами над заливными лугами, выпасть на траву серебристой росой и испариться обратно в  тучу с первыми лучами солнца. О чем говориться в сказке?  Рассмотрите  рисунок 136 в учебнике стр.113 «Круговорот воды в природе» 4. Первичное закрепление. Вызываются ребята к доске , им выдаются картинки . Необходимо с ними стать  в такой  последовательности, как протекает круговорот воды.  Кратко  рассказать по картинке о Мировом круговороте воды в природе. Ребята  быстрый круговорот воды в природе­ вода испарилась с поверхности океана,  поднялась вверх в облака и пролилась дождем в океан. Он может длиться 8 часов или  чуть более, а существует круговорот,  который может  протекать в течение  тысячелетий.  Что это за круговорот?(Грунтовые воды – 5000 лет.Ледники – 8000  лет) Проблемный вопрос:   Роль круговорота воды  в природе? Как вы понимаете выражение:  ВОДА – ты самое большое богатство на свете! Ты­ сама жизнь!.  Вода повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист  растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше  половины массы. Много воды и в теле человека. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить  ни звери, ни птицы, ни люди. 5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Вставь в текст  пропущенные слова.( задание №3 в маршрутном листе) Вода______________________________с поверхности суши, рек, морей и океанов. Образуется  _______, который поднимается в воздух. Высоко над землёй пар охлаждается и превращается в ________________________ воды, которые образуют __________. Из них в тёплое время года  выпадает ____________________, а зимой _____________________. Вода проникает в  ____________________, стекает в _____________, а из них  в __________________________. Вода наше_________________, ее надо _____________________! Слова для справки:испаряется, пар, дождь, снег, капельки, почва, моря, облака, земля,  богатство, реки, моря, беречь Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока.Много ли воды на Земле? Хватит ли воды  всем жителям планеты?  Пусть всегда будут  реки ( какие?)................... дети подпевают    ....чистые, Пусть всегда будет  рыба ( какая?).................... свежая, Пусть всегда будет море ( какое? )............................... ласковое  , Пусть всегда будем  мы ( какие?) .................... веселые  и здоровые Мы с вами на уроке познакомились  с удивительной оболочкой земли: V. Рефлексия.Что понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке......... Используемая литература: 1.«Живая – неживаяприрода. Водабываетразной» авт.Вишневская Г.В 2. Альберт Валентинов. «Откуда память у воды». «Российская газета» 12 мая 1996 год. 3. Сказка « Петешествие капельки воды» интернет­ресурс 4. «Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней « ­ интернет­ресурс 5."Вода на Земле» урокАжигатова Ш. У. Задания для учащихся Задание №1.  Заполни схему:                                                         Вода на Земле ………………        96,5% ……………… ……………… Задание № 2.Какова роль  вод  Мирового океана  в  природе? 1.................................................................................................................. 2.................................................................................................................. 3................................................................................................................... 4...................................................................................................................... Задание №3 Вставь в текст  пропущенные слова. Вода______________________________с поверхности суши, рек, морей и океанов. Образуется _______, который поднимается в воздух. Высоко над землёй пар охлаждается и превращается в  ________________________ воды, которые образуют _________________. Из них в тёплое время года  выпадает ____________________, а зимой _____________________. Вода проникает в  ____________________, стекает в _____________, а из нихв __________________________. Вода наше_________________, ее надо _____________________! Слова для справки:испаряется, пар, дождь, снег, капельки, почва, моря, богатство, облака,  земля, реки, моря, беречь Задания для учащихся Задание №1. Заполни схему:                                                         Вода на Земле ………………        96,5% ………………              ……………… Задание № 2. Какова роль  вод  суши  в  природе? 1.................................................................................................................. 2.................................................................................................................. 3................................................................................................................... 4...................................................................................................................... Задание №3  Вставь в текст  пропущенные слова. Вода______________________________с поверхности суши, рек, морей и океанов. Образуется  _______, который поднимается в воздух.Высоко над землёй пар охлаждается и превращается в  ________________________ воды, которые образуют _______________. Из них в тёплое время  года выпадает ____________________, а зимой _____________________. Вода проникает в  ____________________, стекает в _____________, а из них  в  __________________________.Вода наше_________________, ее надо  _____________________! Слова для справки:испаряется, пар, дождь, снег, капельки, почва, моря, богатство, облака,  земля, реки, моря,  беречь 4 . Рефлексия ( пропечатать на оборотной стороне) Задания для учащихся Задание №1.               Заполни схему:                                                         Вода на Земле ………………        96,5% ………………              ……………… Задание № 2. Какова роль  воды  в жизни человека ? 1.................................................................................................................. 2.................................................................................................................. 3................................................................................................................... 4...................................................................................................................... Задание №3  Вставь в текст  пропущенные слова. Вода______________________________с поверхности суши, рек, морей и океанов. Образуется  _______, который поднимается в воздух.Высоко над землёй пар охлаждается и превращается в  ________________________ воды, которые образуют ______________. Из них в тёплое время  года выпадает ____________________, а зимой _____________________. Вода проникает в  ____________________, стекает в _____________, а из них  в __________________________. Вода наше_________________, ее надо _____________________! Слова для справки:испаряется, пар, дождь, снег, капельки, почва, моря, богатство, облака,  земля, реки, моря, беречь. 4 . Рефлексия ( пропечатать на оборотной стороне) текучая, пресная,  соленая,  жидкая,  твердая, парообразная,  горькая, безвкусная,  без запаха, бесцветная, голубая или синяя,  прозрачная,  прекрасный  растворитель

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"

Урок географии 5 класс " Вода на Земле"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2017