ВОДА НА ЗЕМЛЕ
Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения: проблемное изложение
Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления
новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация
мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и
применения знаний.
Цели по содержанию:
Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли,
её составных частях, Мировом круговороте Воды в природе.
Развивающие:
создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные
признаки основных понятий темы;
способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими
текстами, учебником, географической картой, с материалами мультимедийной
презентации, схемами,
создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков
самостоятельной работы при поиске требуемого материала;
делать обобщения и выводы.
Воспитательные:
способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда,
чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде,
способствовать развитию коммуникативных умений;
развивать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты.
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента
научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и
задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умениевзаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения,
подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их
для решения учебных задач.
Универсальные учебные действия (УУД).
Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать
работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать
полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые
знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого
результата.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой
группе и в коллективе).
Формы организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная,
фронтальная .
Оборудование для учителя:
мультимедийная презентация;
видеофильм «Капля воды»; « Мировой круговорот»
компьютер, интерактивная доска, проектор;
физическая карта полушарий;
вода в стакане, таблички « соленая вода», «пресная вода» и « вода на земле»
Оборудование для учеников: файловая папка с заданиями на столе у каждого ученика
Краткое описание: Учащиеся знакомятся со свойства воды, объясняют процесс круговорота
воды на Земле; прогнозируют изменения в составе гидросферы под влиянием человека.
Дети входят в класс и берут кружочки или белого цвета , зеленого или синего цвета
Дети делятся на три группы соленые ( зеленые кружочки) , пресные ( белые), воды земли (синие)
Ход урока
1. Организационный моментПриветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.
Учитель.
Все встали.
Здравствуйте. Садитесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса: Все готовы?
Ученики. Да!
2. Актуализация знаний
Ребята, вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии. Сегодня
отгадать тему урока вам поможет загадка.
Мы привыкли, что она –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
Без чего нам не прожить, не умыться? ( без воды)
А почему я вам загадала эту загадку?
3.Постановка учебной задачи.
– Да, верно, сегодня на уроке речь пойдет о воде на Земле. Как Вы думаете, какие цели и
задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока?
Сегодня на уроке мы должны:
1 Заполнить схему «Вода на Земле»
2 Уметь описывать мировой круговорот воды, называя процессы и оболочки Земли.
3 Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека
4 Характеризовать удивительные свойства воды
4.Построение проекта выхода из затруднения
Где встречается вода на Земле? ( в морях, океанах и т.д)
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на моряхокеанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Откуда появилась вода на земле? видеофрагмент« Первая капля»
Всю воду на земле можно разделить на 3 группы:
Вода на Земле………………
96,5%
………………
………………
Воды Мирового океана Воды материков ( суши) Воды атмосферы
океаны и моря реки, озера, ледники пар, капельки воды, снег
( дети выполняют самостоятельно задание №1 в маршрутном листе)
Проблемный вопрос урока
А много ли воды на нашей планете? (Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь –
кто считает – Много.И Вы – правы!)
Площадь всех океанов и морей составляет 71 % поверхности Земли. На долю суши
приходится 29%.
Из всей воды 96,5% это воды океанов и морей, а 3,5 % это воды суши и атмосферы
Чем отличаются воды мирового океана от вод суши и атмосферы? ( пресные и соленые)
Демонстрация опыта:
Три емкости прозрачных с обратной стороны подписаны морская вода соленая, пресная
вода – воды суши и атмосферы, доступная воды кроме вод атмосфера и ледников. После
ответов, поворачивать к детям емкости)
Если весь запас воды на Земле принять за 1 л (демонстрирует кружку, наполненную
водой), то запасы пресной воды составят всего 30 мл (отбирает порцию 30 мл в мерный
цилиндр), а запасы доступной пресной воды в жидком состоянии – всего 6 мл. (Отбирает
пипеткой в маленький мерный цилиндр 6 мл.) Вывод: вода – это богатство, к которому надо
относиться бережно и экономно.
( так какой же воды много? Соленой, морской много , мало –пресной)
А сейчас послушайте сказку.
На свете живет не одна Вода, а две, просто никто этого не видит, не замечает, потому что они
близняшки, хотя они и стараются быть разными. Старшая сестра это Соленая вода, а младшая
Пресная вода. Они обе очень капризны и непостоянны. Если они, например, просто
разговаривают или спорят друг с другом, то это еще ничего, на море от этого поднимаются
волны. А высота их зависит от того, что чувствуют они в этот момент. Ну а если они начнут
играть! От них одни хлопоты. Сестрам, конечно, весело, то испаряясь и летая высоко в небе,
пугают людей дождем, то высыпаются я на землю в виде хрупких снежинок . Еще они очень
любят заглядывать в окна и рисовать на них сказочные узоры. Когда же близняшки
успокаиваются и засыпают на зиму под тихую колыбельную мороза, они превращаются в лед.
Мы сейчас должны охарактеризовать свойства воды?
Что это такое? Какие у нее свойства? Назовите мне их.....
Например:
Групповая работаДетям раздаются листочки со свойствами воды, они должны выбрать
Группа « соленая» Группа» пресная» Группа « вода на земле»Свойства соленой воды свойства пресной свойства общие
(текучая, пресная, соленая, жидкая, твердая, парообразная, горькая, безвкусная, без запаха,
бесцветная, голубая или синяя, прозрачная, прекрасный растворитель)
Вода – чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный,
Картины нашей жизни красит
В своих трех важных ипостасях:
То ручейком, то речкой вьется,
То из стакана наземь льется.
То застывает тонкой льдинкой,
Красиво названной снежинкой,
То обретает легкость пара,
Была – и вдруг ее не стало.
О каких удивительных свойствах воды говориться в стихотворении?
Самое удивительное – три агрегатных состояния воды : жидкая, твердая и парообразная.
В природе …
Ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода в жидком состоянии
Туман, пар, облако – это вода в парообразном состоянии
Снег, град, иней, лёд – это вода в твёрдом состоянии
Отгадайте загадку и ответьте на вопрос: «Какие условия необходимо создать
природе, чтоб вода перешла из одного состояния в другое?»
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
( РЕКА – жидкая вода, а чтобы она стала твердой необходимо........................................?
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь вода в руке?
(Снежинки)
Снег растает тогда, когда........................................?
Посмотрели мы в окошко:
Где деревья? Где дорожка?
Воздух стал, как молоко,
Заблудиться в нём легко.
Всё похоже на обман...А виной тому (Туман)
Где и когда мы дома можем увидеть парообразную воду?
Это свойство воды самое удивительное?
Физкультминутка
Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправовлево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.
Тянем ручки к небу,
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.
Проблемный вопрос: Какие еще удивительные свойства воды вы знаете?
*Любое вещество в твёрдом состоянии тяжелее, чем в жидком, вода – наоборот.Лёд
плавает на её поверхности, а не уходит на дно, как полагалось бы по физическим законам.
*Вода – самое теплоёмкое вещество (для нагревания 1 л воды на 1°С требуется в десятки
раз больше энергии, чем для других веществ).
*При охлаждении расширяется ( на морозе лопнет бутылка с водой) и при нагревании
тоже.
«Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты – самое большое
богатство на свете»»
Ребята, перед вами слова известного французского писателя, автора книги «Маленький
принц» Антуана де СентЭкзюпери.
Групповая работа по вариантам.
1.Группа Роль вод Мирового океана в природе
2. Группа Роль воды суши в природе
3. Группа ( вода на земле) Роль воды в жизни человека
( дети выполняют задание №2 в маршрутномлисте)
А сейчас послушайте СКАЗКУ
Летели к земле дождевые капли. Они только что расстались с тучей и были полны планов на
будущее.
1я капля: Как только приземлюсь сразу же найду ручей. Вместе с ним побегу к реке. Вместе в
рекой отправлюсь в море. И буду гулять на просторе с морской водой, поиграю с корабликами,а надоест опять испарюсь в тучку.
2капля: Ничего хорошего в этой судьбе нет. Капля в море вовсе незаметна. Море огромное и
капель в нем тьматьмущая. То ли дело отправиться в путешествие по подземным лабиринтам и
пещерам, вместе с горным ключом пробить скалу и низвергнуться с высоты водопадом
3я капля: Смотрите, не сядьте в лужу. Ишь размечтались, бездельники. Поля и сады сохнут,
ждут нас не дождутся, а вы? Моря, реки, пещеры. Ерунда! Мы должны напоить жаждущие
корни, стать сладким соком спелых плодов.
4я капля: А я хочу водяной пылью повиснуть над землей, отразить солнечные лучи и стать
разноцветной радугой – вот настоящая судьба. А если земля примет холодно, то разлиться
туманами над заливными лугами, выпасть на траву серебристой росой и испариться обратно в
тучу с первыми лучами солнца.
О чем говориться в сказке?
Рассмотрите рисунок 136 в учебнике стр.113 «Круговорот воды в природе»
4. Первичное закрепление.
Вызываются ребята к доске , им выдаются картинки . Необходимо с ними стать в такой
последовательности, как протекает круговорот воды.
Кратко рассказать по картинке о Мировом круговороте воды в природе.
Ребята быстрый круговорот воды в природе вода испарилась с поверхности океана,
поднялась вверх в облака и пролилась дождем в океан. Он может длиться 8 часов или
чуть более, а существует круговорот, который может протекать в течение тысячелетий.
Что это за круговорот?(Грунтовые воды – 5000 лет.Ледники – 8000 лет)
Проблемный вопрос: Роль круговорота воды в природе?
Как вы понимаете выражение:
ВОДА – ты самое большое богатство на свете! Ты сама жизнь!.
Вода повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист
растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше
половины массы. Много воды и в теле человека. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить
ни звери, ни птицы, ни люди.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Вставь в текст пропущенные слова.( задание №3 в маршрутном листе)
Вода______________________________с поверхности суши, рек, морей и океанов. Образуется
_______, который поднимается в воздух. Высоко над землёй пар охлаждается и превращается в
________________________ воды, которые образуют __________. Из них в тёплое время года
выпадает ____________________, а зимой _____________________. Вода проникает в
____________________, стекает в _____________, а из них в __________________________.
Вода наше_________________, ее надо _____________________!Слова для справки:испаряется, пар, дождь, снег, капельки, почва, моря, облака, земля,
богатство, реки, моря, беречь
Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока.Много ли воды на Земле? Хватит ли воды
всем жителям планеты?
Пусть всегда будут реки ( какие?)................... дети подпевают ....чистые,
Пусть всегда будет рыба ( какая?).................... свежая,
Пусть всегда будет море ( какое? )............................... ласковое ,
Пусть всегда будем мы ( какие?) .................... веселые и здоровые
Мы с вами на уроке познакомились с удивительной оболочкой земли:
V. Рефлексия.Что понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке.........
Используемая литература:
1.«Живая – неживаяприрода. Водабываетразной» авт.Вишневская Г.В
2. Альберт Валентинов. «Откуда память у воды». «Российская газета» 12 мая 1996 год.
3. Сказка « Петешествие капельки воды» интернетресурс
4. «Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней « интернетресурс
5."Вода на Земле» урокАжигатова Ш. У.Задания для учащихсяЗадание №1. Заполни схему:
Вода на Земле
………………
96,5%
………………
………………
Задание № 2.Какова роль вод Мирового океана в природе?
1..................................................................................................................
2..................................................................................................................
3...................................................................................................................
4......................................................................................................................
Задание №3 Вставь в текст пропущенные слова.
Вода______________________________с поверхности суши, рек, морей и океанов. Образуется _______,
который поднимается в воздух. Высоко над землёй пар охлаждается и превращается в
________________________ воды, которые образуют _________________. Из них в тёплое время года
выпадает ____________________, а зимой _____________________. Вода проникает в
____________________, стекает в _____________, а из нихв __________________________.
Вода наше_________________, ее надо _____________________!
Слова для справки:испаряется, пар, дождь, снег, капельки, почва, моря, богатство, облака,
земля, реки, моря, беречьЗадания для учащихся
Задание №1. Заполни схему:
Вода на Земле
………………
96,5%
………………
………………
Задание № 2. Какова роль вод суши в природе?
1..................................................................................................................
2..................................................................................................................
3...................................................................................................................4......................................................................................................................
Задание №3 Вставь в текст пропущенные слова.
Вода______________________________с поверхности суши, рек, морей и океанов. Образуется
_______, который поднимается в воздух.Высоко над землёй пар охлаждается и превращается в
________________________ воды, которые образуют _______________. Из них в тёплое время
года выпадает ____________________, а зимой _____________________. Вода проникает в
____________________, стекает в _____________, а из них в
__________________________.Вода наше_________________, ее надо
_____________________!
Слова для справки:испаряется, пар, дождь, снег, капельки, почва, моря, богатство, облака,
земля, реки, моря, беречь
4 . Рефлексия ( пропечатать на оборотной стороне)
Задания для учащихся
Задание №1. Заполни схему:
Вода на Земле
………………
96,5%
………………
………………
Задание № 2. Какова роль воды в жизни человека ?
1..................................................................................................................
2..................................................................................................................3...................................................................................................................
4......................................................................................................................
Задание №3 Вставь в текст пропущенные слова.
Вода______________________________с поверхности суши, рек, морей и океанов. Образуется
_______, который поднимается в воздух.Высоко над землёй пар охлаждается и превращается в
________________________ воды, которые образуют ______________. Из них в тёплое время
года выпадает ____________________, а зимой _____________________. Вода проникает в
____________________, стекает в _____________, а из них в __________________________.
Вода наше_________________, ее надо _____________________!
Слова для справки:испаряется, пар, дождь, снег, капельки, почва, моря, богатство, облака,
земля, реки, моря, беречь.
4 . Рефлексия ( пропечатать на оборотной стороне)текучая, пресная, соленая,
жидкая,
твердая, парообразная,
горькая, безвкусная,
без запаха, бесцветная, голубая
или синяя,
прозрачная,
прекрасный растворитель