Урок географии 5 класс "Разнообразие горных пород"
Оценка 4.6

Урок географии 5 класс "Разнообразие горных пород"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
5 кл
12.05.2017
Урок географии 5 класс "Разнообразие горных пород"
Интересно, знают дети, что такое самоцветы? На Урале, проживая, знают дети или нет, Что волшебным называют каждый камень самоцвет. Тот, кто любит аметист, дружбе верен, сердцем чист. Кто силач и богатырь, носит камешек – сапфир. Кто секрет хранить умеет, кто таинственно молчит, Тот всегда понять сумеет камень ящерок и змеек – темноглазый малахит. Самоцветный камень красный, будто ломтик ветчины, Это главный камень - яшма - сердце сказочной страны. Красный яшмовый узор - красота Уральских гор, Будто в чаше, в этой яшме воды чистые озер. На закат похож гранат, на восход похож агат, Эти камни в ожерельях силу солнышка таят...
разнообразие горных пород.docx
Разнообразие горных пород Ход урока: 1.  Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!  Ты улыбкой, как солнышком брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно будет забот, Разве любы нам хмурые лица Или чья­то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет,  радость и счастье. Интересно, знают дети,  что такое самоцветы? На Урале, проживая, знают дети или нет, Что волшебным называют каждый камень самоцвет. Тот, кто любит аметист, дружбе верен, сердцем чист. Кто силач и богатырь, носит камешек – сапфир. Кто секрет хранить умеет, кто таинственно молчит, Тот всегда понять сумеет камень ящерок и змеек – темноглазый малахит. Самоцветный камень красный, будто ломтик ветчины, Это главный камень ­ яшма ­ сердце сказочной страны. Красный яшмовый узор ­ красота Уральских гор, Будто в чаше, в этой яшме воды чистые озер. На закат похож гранат, на восход похож агат, Эти камни в ожерельях силу солнышка таят... На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень,  разных цветов и форм. Любуюсь камнями, думаешь: ведь в каждом из них есть какая­то  тайна и загадка. И не все тайны  раскрыты и разгаданы. Сегодня на  уроке мы попытаемся разгадать некоторые тайны камней.  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии У   меня   на   экране   показан   рисунок.   Что   вы   можете   мне рассказать,  рассматривая этот рисунок? (Внутренне строение земли. Земля состоит из твёрдого внутреннего ядра, расплавленного внешнего ядра, нижней и верхней мантии и земной коры)  Вспомните, что мы называем горной породой и минералом? Минералы это природные тела однородные по составу и свойствам,   образующиеся     в   глубинах   и   на   поверхности Земли Горные породы –природное тело, слагающее земную кору и состоящее из минералов. Учитель демонстрирует гранит. Например, гранит состоит из: кварца, шпата, слюды Учитель демонстрирует кварц, шпат (серый и красны) и слюду.( У всех на столах лежат граниты, у одних серый у других красный.) А почему у вас разный гранит ( а потому что он состоит из разного полевого шпата) Теперь я предложу вам выполнить пробное действие. У вас на столе лежат экземпляры горных пород. На какие группы их можно разбить? Какое у вас возникло затруднение? Сформулируйте Ваши затруднения. ( Я не могу их разбить на группы, так как я не знаю какие есть горные породы по происхождению.) 3. Выявление места и причины затруднения Почему вы не можете найти нужный экземпляр горной породы? Я не знаю, какие бывают по происхождению  горные породы  Построение проекта выхода из затруднения Какова будет цель нашей деятельности? Узнать, какие бывают по происхождению горные породы Сформулируйте тему урока Горные породы и их происхождение. Какими способами вы можете получить ответ на данный вопрос?  (Воспользоваться учебником, справочником, книгами, интернетом) Предлагаю  вам  самостоятельно   выяснить,  какое  происхождение  имеют  горные  породы, используя учебник и горные породы, которые лежат у вас на столах. Для этого составим  план наших действий по открытию нового знания: Итак,  у вас на столах лежит горная порода и её название. Как это вам поможет? У вас на  столах дана схема. ( На доске схема). Горные породы 6 1 2 3 4 5 Что мы будем делать: 1.Рассмотрим горную породу, прочитаем, как она называется 2.Найдём   в   учебнике,   к   какой   по   происхождению   горной   породе   она   принадлежит. 3.Заполним окошечко данной  схемы 5.Реализация построенного проекта (Работа с группах.) 1 группа. Гранит  Происхождение: Магматическая горная порода Образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли. Магма – расплавленное   вещество   земных   недр,   насыщенное   газами   и   парами   воды, поднимающееся из мантии. Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные   породы   называются  глубинные,   их   остывание   происходит   медленно,   и образуются крупнокристаллические породы. Рассматривая гранит мы видим, что он состоит из крупных кристаллов, достаточно твёрдая горная порода. Примеры: габбро. 2 группа. Базальт  Происхождение: Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются  излившиеся. Их остывание происходит быстро, кристаллы образуются мелкие, не такие твердые, либо вообще не образуются и возникают некристаллические горные породы Примеры: пемза, обсидиан 3 группа. Известняк Происхождение:  Органические (образуются из разложившихся остатков растений и животных) Рассматривая разные виды известняка мы увидели, что он состоит из мелких ракушек. Примеры: торф,  мел, каменный уголь.  4 группа. Гипс Происхождение: химическое (оседают на дне солёных озёр и морей в виде кристаллов) Примеры: поваренная и калийная соли 5 группа. Глина. Происхождение:  Обломочные (образуются при влиянии ветра, текучих вод, колебания температур) – Примеры: галька, гравий, валуны, песок, глина.  6 группа. Мрамор. Происхождение:  Метаморфические   горные   породы  образуются   в   результате   изменения осадочных   и   магматических   горных   пород   под   воздействием   высоких   температур   и давления в глубинах Земли на протяжении длительного времени – сотен и миллионов лет (метаморфоз в переводе с греческого– превращение). Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов.  Пример:  гнейс, алмаз, глинистый сланец, кварцит. А теперь давайте немного отдохнем. Физминутка  Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. Каждая   группа   даёт   отчёт   о   полученном   результате.   Проговаривая   вслух   полученный результат. Эталон Горные породы магматические осадочные метаморфические Глубинные  Излившиеся  Обломочные Органическ ие Химические  1 Первичное закрепление во внешней речи Вы теперь можете ответить на вопрос, какие бывают горные породы по происхождению? Да можем. Они бывают магматические осадочные метаморфические. Все ли осадочные породы образуются одинаково (Нет, есть горные породы, которые образуются из останков живых организмов – это органические;  оседают на дне солёных озёр и морей в виде кристаллов  ­ это химические; образуются при влиянии ветра, текучих вод, колебания температур – это обломочные) Могут ли одни горные породы превращаются в другие? Да могут, например метаморфические и обломочные.  Магматические разрушаются – образуются осадочные обломочные, они в свою очередь могут превратиться и в метаморфические. Например: из гранита образуется гнейс, из известняка – мрамор, из каменного угля  – алмаз, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону У вас на столе лежит карточка № 2 и дан перечень горных пород (каменный уголь, пемза,   поваренная   соль,   гранит,     галька,   гнейс).   Используя   эталон,   соотнесите   горные породы. Магматические излившиеся Магматические глубинные  Осадочные органические  Осадочные обломочные  Осадочные химические  Метаморфические  Магматические излившиеся Магматические глубинные  Осадочные органические  Осадочные обломочные  Осадочные химические  Метаморфические  Пемза Гранит  Каменный уголь Галька  Поваренная соль Гнейс  Мы смогли справиться с затруднением. Да. 8. Включение в систему знаний и повторение Отгадайте загадки, определите какие горные породы вы отнесёте к осадочным,  магматическим и метаморфическим. Загадки. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги,  А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина это осадочная  обломочная ГП)   Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл.  Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть это осадочная органическая  ГП)  Кто сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль это осадочная химическая  ГП)   Белый, как сахар, но не сладкий,  Пока руки им не испачкаешь,  Ума­ разума, не наберешься. (Мел это осадочная органическая ГП)   Росли на болоте растения ­ стали топливом и удобрением. (Торф это осадочная  органическая ГП)   Породы выветриванием pазpушаются, Дpобятся на глыбы, обломки, пески, Выносятся водами быстpой  pеки, Река их по руслу таскает, Обкатывает, отлагает..(обломочные горные породы) А там, где горячие воды струятся, Там в них минералы совсем pаствоpяться. Когда же pаствоp  остывает, Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит магматическая ГП) То соль из него оседает. (химические породы) А в толще морской или в темном болоте, Вы массу остатков животных найдете, А также, растений отмерших остатки, Они образуют поpоды­осадки. (органические породы)  9. Рефлексия учебной деятельности А какова была наша цель? Вы открыли для себя загадки камня? Какие вы знаете теперь горные породы? А чем ­ то отличается минерал от горной породы? А могут ли одни горные породы превращаться в другие? Какое новое открытие вы для себя сделали.? Оцените свою работу в группе.  Выберите камень. ( даны карточки с названием камня) Алмаз ( самый твёрдый)  Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем  говорилось и что делалось на уроке. Гранит . Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно  комфортно. Мел. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь Домашняя работа: .Составить кроссворд или ребус по теме «Горные породы и минералы»;  Индивидуальное задание. Написать сочинение – размышление «Зачем человеку камни?».

Урок географии 5 класс "Разнообразие горных пород"

Урок географии 5 класс "Разнообразие горных пород"

Урок географии 5 класс "Разнообразие горных пород"

Урок географии 5 класс "Разнообразие горных пород"

Урок географии 5 класс "Разнообразие горных пород"

Урок географии 5 класс "Разнообразие горных пород"

Урок географии 5 класс "Разнообразие горных пород"

Урок географии 5 класс "Разнообразие горных пород"

Урок географии 5 класс "Разнообразие горных пород"

Урок географии 5 класс "Разнообразие горных пород"

Урок географии 5 класс "Разнообразие горных пород"

Урок географии 5 класс "Разнообразие горных пород"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017