Интегрированный урок географии-физики знакомит обучающихся не только с такими понятиями, как "атмосферное давление", "изменение атмосферного давления с высотой". но и позволяет наглядно использовать интересные опыты физического характера. Благодаря такой наглядности идёт лучшее усвоение материала, дети на практике могут убедиться, что происходит с давлением в природе и жизни живых организмов.
Урок Атмосферное давление.docx
Технологическая карта бинарного урока географии – физики «Атмосферное давление»
Авторы, разработчики:
Предмет
Класс
Тип урока
Технология построения
урока
Тема
Цель
Задачи
Учитель географии Городищенского муниципального района Михайлова Татьяна Юльевна, учитель физики Попова
Евгения .Михайловна
География (раб. Программа составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9
классы, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство «Дрофа». 2012г.
6 класс
Урок изучения нового материала
Системнодеятельностный подход
«Атмосферное давление»
Общеобразовательная:
Формирование познавательной компетенции на определённый успех через представления об атмосферном давлении,
роли атмосферного давления в жизни человека и животных.
Обучение школьников умению распознавать атмосферное давление среди других явлений.
Развивающая:
Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие, рассмотреть
использование атмосферного давления человеком и животными.
Развитие умений работать с ЭОР, анализировать, делать выводы
Воспитательная:
Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, формирование навыков исследовательской
деятельности.
Воспитание коммуникабельности, развитие речевой культуры, личной ответственности за выполнение коллективной
работы.
Обучающая – добиться усвоения учащимися знаний об атмосферном давлении, умения применять знания на
практике.
Развивающая – способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Воспитательная – сформировать культуру общения при работе в группе.
Основные
термины, Атмосфера, атмосферное давление понятия
Планируемый результат. Таблица № 1.
Предметные умения (УДД)
Личностные УУД:
овладение на уроке. вне общего образования законченной системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента
научной картины мира.
Регулятивные УУД:
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
формирование и развитие по средствам географических знаний
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. Организация пространства. Таблица № 2.
Формы работы
Фронтальная
Работа в группах
Индивидуальная
Ресурсы:
Рабочая тетрадь, учебник, атлас.
Приборы и материалы для экспериментальной деятельности:
1. а) Пипетки, шприцы, стаканы с водой, ящик для переноски оборудования
б) Сок с трубочкой, стеклянные трубки, стаканы с водой, большой ящик для переноски оборудования
в) Присоски, пластиковые доски, медицинская пневматическая банка.
2. Бутылка с широким горлом, листок газеты (гармошка), спички, вареное яйцо.
Технические средства обучения:
Компьютер
Медиапроектор
Интернет
Дидактические задачи этапов урока. Таблица № 4
Этапы урока
Вызов
Дидактические задачи
Установить тематическую рамку («могу»)
Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)
Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу») Осмысление
Рефлексия
Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению
Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма
Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями
Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки
Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона
Формировать адекватную оценку правильности результатов действия
Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА. Таблица № 5
Этап
урока
Название
используемых
ЭОР
Организационны
й момент.
Деятельность учителя
(с указанием действий ЭОР, например, демонстрация)
Создаёт эмоциональную, комфортную атмосферу
Добрый день, урочный час,
География с физикой сейчас,
Мы приветствуем друзей
И урок начнем скорей!
Мы знаем: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Из ваших знаний и умений
Мы вместе сочиним урок.
Сегодня вспомним атмосферу,
Её законы объясним
Проведём эксперименты
Претворим в свою их жизнь!
Деятельность
учащихся
Время
(в
мин.)
Приветствуют
учителя,
настраиваются на
урок (Л)
1 Мотивация
целеполагания
и
Здравствуйте, друзья!
Мы очень рады вас приветствовать, и верим, что урок у нас сегодня получится
познавательным, интересным и пройдет с пользой для каждого из нас.
Однажды, гуляя в тенистой роще со своим учителем, греческим философом,
юноша спросил: "Скажи мне, почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил
долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что для
тебя осталось столь много неясных вопросов?"
В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и
большой. "Твои знания это маленький круг, а мои большой. Но все, что
осталось вне этих кругов, неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с
неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с
неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше
будет возникать у тебя неясных вопросов".
Создаёт проблемную ситуацию, демонстрируя опыт.
“Яйцо в бутылке”.
Это очень известный опыт, который и до сих пор производит сильное впечатление.
Сварим яйцо вкрутую. Возьмем пустую бутылку изпод кефира. Очистим яйцо от
скорлупы. Возьмем лист бумаги, скрутим его трубкой, подожжем и горящую
бумагу быстро опустим в бутылку. Подождем, пока бумага прогорит, а затем
положим очищенное яйцо на горлышко бутылки. Пройдет немного времени, и о,
чудо! яйцо протиснется через горлышко внутрь бутылки.
Удивились?
Организует обсуждение , анализирует, делает вывод
Как вы объясните это явление?
Сегодня на уроке мы попытаемся увеличить круг наших знаний
Удивительное дело – жить в воздушном океане,
Голубом, огромном, чистом, «пить» его и не тонуть.
Без него, без океана, жизнь была бы очень странной,
Впрочем, даже и не странной: просто не было б её.
Вовлекает учащихся в процесс повторения материала
Что такое атмосфера:
Воспринимают
информацию,
сообщаемую
учителем. (П)
12
5
3
Наблюдают
опыты.
Делают
предположения с
помощью учителя.
Ученики делают
вывод о
с
существовании
атмосферного
давления.
Отвечают на
вопросы.(К)
Ответ:
Атмосфера это
воздушная
оболочка Земли Изучение нового
материала
Может это литосфера? – Нет.
Может это гидросфера? – Нет.
Может, это просто точка? – Нет
Значит, это оболочка? – Да
Из чего она? из камня? – Нет.
Состоит из смеси газов? – Да!
То, что воздухом зовут,
Они жизнь для нас дают
Сопровождает детей в процесс осмысления ранее изученного материала с
помощью демонстрации опыта
«Перевернутый стакан»
Закрываем стакан с водой листом бумаги и переворачиваем, не убирая руки.
Давит ли вода на листок?
Почему листок, не падает?
Предлагает учащимся сформулировать цели урока и
представить собственный вариант рассуждений:
Обобщая варианты обсуждения целей урока учащимися, учитель подводит итог:
Давление воды уравновешивается давлением окружающего воздуха
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с атмосферным давлением, рассмотрим
причины его возникновения и влияние на человека и животных.
Использует материалы ЭОР как основу для изучения нового материала и
презентации.
Воздух имеет массу и вес
Значит, давит он на земную поверхность
В нашем теле тоже давление есть,
Поэтому мы не ощущаем эту поверхность.
Установлено, что у поверхности Земли 1куб м воздуха весит 1кг 300г. А если
воздух имеет вес, то он давит на всё, что находится на Земле.
Силу, с которой воздух давит
На земную поверхность и на предметы
Очень просто в науке называют –
4
5
35
Учащиеся
«узнают» ранее
изученный
на
уроках
природоведения
материал. (П)
Ответ: Нет, не
давит. Давит на
листок воздух.
анализируют и
делают выводы.
(П , Р, К, Л)
3 Атмосферное давление это!
Ответ:
существует.
Да
3
2
С помощью
учителя
формулируют
тему, цель урока
Ответ:
представление об
атмосферном
давлении, роли
атмосферного
давления в жизни
человека и
животных.
Записывают в
тетрадях..(П , Р,
К, Л)
Отвечают
на
вопросы и делают
выводы. (П)
Объясняют
происходящее на
экране. . (П )
35
Принимают
информацию к
сведению и
приходят к
выводу, что Чтоб давление измерять?
Предлагает обсудить ситуацию: «Так существует ли атмосферное давление?»
В 1654 году магдебургский бургомистр и физик Отто фон Герике показал на
рейхстаге в Регенсбурге один опыт, который теперь во всём мире называют опытом
с магдебургскими полушариями. Когда полушария сложили вместе, между ними
поместили кожаное кольцо, не оставившее между полушариями даже малейшей
щели. Затем с помощью насоса откачали воздух из пространства между
полушариями. Какая же сила сжимала полушария, противодействуя силе
шестнадцати коней?
Обобщает ответы учащихся:
Этой силой было действие атмосферного воздуха. Чем больше воздуха выкачивали
из полости между полушариями, тем сильнее они сжимались снаружи атмосферным
давлением. Оно, оставаясь постоянным, тем больше превышало давление внутри
шара, чем меньше там оставалось воздуха.
Учитель продолжает активизировать познавательный интерес учащихся:
Поднимаемся мы в гору,
Стало трудно нам дышать.
А какие есть приборы (слайд…)
Подводит к связи «теорияэкспериментпрактика»
Еще в древней цивилизации были известны всасывающие насосы. С их помощью
можно было поднять воду на значительную высоту, т.к. вода послушно следовала за
поршнем такого насоса.
Давление атмосферного столба может быть уравновешено давлением столба
жидкости определенной высоты.
А может ли меняться атмосферное давление над различными участками земной
поверхности? Отчего оно зависит?
Организует работу с учебником
Но мы на себе давление воздуха не ощущаем.
Анализирует деятельность учащихся, подводит к практическим расчётам веса
атмосферное
давление на самом
деле существует.
(П. Р., К, Л)
Ответ: На каждые
10 м подъема
давление падает
на 1 мм.
работают с
учебником
географии
(стр.107, рис.99) и
анализируют
слайд…. ( П. Р)
Ответ: Воздух
имеет массу и вес
Значит, давит он
на земную
поверхность
высказывают свои
предположения об
изменении
атмосферного
давления (П)
3
3 воздуха.
Давайте докажем это:
Определим, какой вес имеет воздух, находящийся в кабинете географии, если
длина комнаты – 8м, ширина – 6м, высота – 4м. Если в среднем поверхность
человеческого тела составляет около 1,5 м2, то оказывается, что на каждого из нас
воздух давит с силой около 15 т (Слайд …).
Воздух имеет массу и вес
Значит, давит он на земную поверхность
В нашем теле тоже давление есть,
Поэтому мы не ощущаем эту поверхность.
Информирует и организует работу с ЭОР
(ссылка на ЭОР «Атмосферное давление на человека»).
Действительно, мы не смогли бы выдерживать такую тяжесть, если бы ей не
противостояло такое же давление внутри нашего тела.
Демонстрирует опыт о наличии атмосферного давления внутри нашего тела
Следующий опыт поможет нам понять это.
Если растянуть двумя руками бумажный лист, и ктото с одной стороны надавит
на него пальцем, то результат будет один — дырка в бумаге. Но если надавить
двумя указательными пальцами на одно и то же место, но с разных сторон, ничего
не случится. Давление с обеих сторон будет одинаковым. То же самое происходит
и с давлением воздушного столба и встречным давлением внутри нашего тела: они
уравновешивают друг друга.
Побуждает детей к исследовательской деятельности, наблюдает,
консультирует, анализирует.
Великий Аристотель говорил – сначала собирать факты, и только после этого
связывать их мыслью. Давайте прислушаемся к его совету и посмотрим, как
научились люди использовать атмосферное давление в жизни и предлагает
Работа с
учебником (П)
Решая задачу,
приходят к
ответу: объем (V)
комнаты – 192 м3,
значит, в классе
192 м3 воздуха.
Он весит почти
1/4 тонны (П)
Формулируют
выводы,
проговаривают
информацию (П.)
3
3
Учащиеся
выполняют
Вес воздуха.
(№1)
Атмосферное
давление (№ 2) провести маленькие эксперименты с имеющимся на их столах оборудованием.
Устали?
Проводит физкультминутку.
Индийские йоги считают, что правильное дыхание способствует улучшению
мыслительного процесса.
Подняли руки – вдох. Опустили – выдох.
Задумывались ли вы над тем, как мы дышим?
Положите руки на грудную клетку и сделайте глубокий вдох и выдох .
Что происходит с грудной клеткой при вдохе?
Как воздух попадает в легкие?
При вдохе грудная клетка расширяется, давление воздуха в легких становится
меньше атмосферного, Атмосферный воздух проникает в легкие.
При выдохе объем легких уменьшается. Поэтому давление воздуха в легких
становится больше, чем атмосферное. Воздух выходит наружу.
Мотивирует учащихся на развитие познавательного интереса на примере
использования атмосферного давления в природе, медицине, быту. Прививает
навыки самостоятельной работы с различными источниками информации.
Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря
крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосферное давление
удерживает присоску на стекле.
Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить. Шея у него
короткая, и он не может нагнуть голову в воду, а опускает только хобот и
втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется
водой, тогда слон изгибает его и выливает воду в рот.
Засасывающее действие болота объясняется тем, что при поднятии ноги под ней
образуется разреженное пространство. Перевес атмосферного давления в этом
случае может достигать 1000 Н на площадь ноги взрослого человека. Однако
эксперименты и в
игровой форме
знакомят с
результатами. (К)
(приложение 1)
Выполняют
предложенные
упражнения и
получают
памятки (П)
(приложение №2)
3
Самореализация
(Л)
Анализируют
полученную
информацию (П,
К)
Заполняют
пустографки (Л)
(приложение№3)
Записывают
домашнее
задания, слушают
пояснения (Р) Делятся
впечатлениями
(К, Л)
2
23
копыта парнокопытных животных при вытаскивании из трясины пропускают воздух
через свой разрез в образовавшееся разреженное пространство. Давление сверху и
снизу копыта выравнивается, и нога вынимается без особого труда.
Осьминоги имеют множество присосок.
Рыба прилипала. Эта рыба с такой силой присасывается к акуле, что оторвать ее
невозможно. На этот живой крючок в Австралии и поныне ловят акул и крупных
рыб, а в Южной Америке черепах.
Автопоилка, использование трубочек для питья воды…
(ссылка на ЭОР «Атмосферное давление на человека»).
Осуществляет контроль за усвоением нового материала
Просит сформулировать выводы по уроку, выслушивает, анализирует,
корректирует, обобщает, оценивает ответы.
Записывает на доске и комментирует д/з: прочитать §28, ответить на вопросы.
Для желающих: выполнить по инструкции «Забавки домашней лаборатории»
(приложение №4)
Организует беседу с учащимися:
Что вас удивило на уроке?
Что узнали нового?
Что хотели бы ещё узнать об атмосферном давлении?
Закрепление
Подведение
итогов
Задание на дом
Рефлексия Примечание: (Л) личностные УУД; (Р)регулятивные УУД; (П)познавательные УУД; (К)коммуникативные УУД.
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№
1
Название ресурса
Форма
предъявления
информации
Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ к ЭОР
«Вес воздуха»
Иллюстрация
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/669b5251
e92111dc95ff0800200c9a66/4_9.swf
2
«Атмосферное давление на
Иллюстрация
человека»
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/669b5251
e92111dc95ff0800200c9a66/4_9.swf
3
«Атмосферное давление. Вес
Презентация
воздуха»
Использованы материалы сайтов:
http://schoolcollection.edu.ru/
http://www.somit.ru/fisika7_40.htm
Использованная литература
1 А.В. Перышкин. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. – М.: «Дрофа», 2010.
2 Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии.6 класс. – М.: Дрофа, 2007.
3 А.И. Сёмке. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс, – М.: НЦ ЭНАС, 2001 г.
4 Я. И. Перельман. Занимательная физика: книга 1. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
5 Г.Низе. Игры и научные развлечения. – М.: Просвещение, 1958.
6 А.Л. Камин. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей. 7й класс. – РостовнаДону: «Феникс», 2003.
Информационные ресурсы
1 Классная физика для любознательных: http://classfizika.narod.ru/.
2 Единая коллекция ЦОР: http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/669b5251e92111dc95ff0800200c9a66/4_9.swf.
Урок географии Атмосферное давление(6 класс)
Урок географии Атмосферное давление(6 класс)
Урок географии Атмосферное давление(6 класс)
Урок географии Атмосферное давление(6 класс)
Урок географии Атмосферное давление(6 класс)
Урок географии Атмосферное давление(6 класс)
Урок географии Атмосферное давление(6 класс)
Урок географии Атмосферное давление(6 класс)
Урок географии Атмосферное давление(6 класс)
Урок географии Атмосферное давление(6 класс)
Урок географии Атмосферное давление(6 класс)
Урок географии Атмосферное давление(6 класс)
Урок географии Атмосферное давление(6 класс)
Урок географии Атмосферное давление(6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.