Урок географии в 8 классе: Тема «Гидросфера и человек»
Оценка 4.8

Урок географии в 8 классе: Тема «Гидросфера и человек»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география
8 кл
13.05.2019
Урок географии в 8 классе:    Тема «Гидросфера и человек»
Образовательные задачи: 1. Рассмотреть значение воды в жизни человека, сформировать понятие «водные ресурсы». 2. Оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве. 3. Сформировать представление о стихийных явлениях, связанных с водой и мерами защиты от них. Практические умения: 1. Отрабатывать приемы работы с картами атласа, дополнительной информацией. Средства обучения: Учебник (Е.М. Домогацких), Физическая карта России, карты атласа; Мини-сообщения обучающихся.
план конспект по геогр 8кл гид и чел.doc
Урок географии в 8 классе:    Тема «Гидросфера и человек» Образовательные задачи: 1. Рассмотреть значение воды в жизни человека, сформировать понятие «водные  ресурсы». 2. Оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве.  3. Сформировать представление о стихийных явлениях, связанных с водой и мерами  защиты от них. Практические умения: 1. Отрабатывать приемы работы с картами атласа, дополнительной информацией. Средства обучения: Учебник (Е.М. Домогацких), Физическая карта России, карты атласа; Мини­сообщения обучающихся. Домашнее задание: Параграф 22, стр.127 – Итоговый тест Ход урока: Организационный момент. Проверка домашнего  задания:  Для начала давайте вспомним, что включает в себя понятие – ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ?  Как они взаимосвязаны с другими компонентами природы?  Согласны ли вы с афоризмом «Вода – это жизнь»? Каково значение воды на  планете?  Изучение нового материала:                                                                                                          Понятие «Водные ресурсы»: ­ это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует или может  использовать в быту, промышленности, в с/х, т.е. для своей жизнедеятельности)  Приведите примеры, как человек использует ресурсы воды? (по ходу беседы на доске заполняется схема): РЫБОЛОВСТ ВО ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ ПРОИЗВОДСТВ О ЭЛЕКТРОЭНЕРГ ТРАНСПОРТНЫЕ ВОДНЫЕ ОТДЫХ НА ВОДЕ СНАБЖЕНИЕ населени я промышленно сти Сельского хозяйства Примеры количества потребляемой воды: На ежедневные нужды человек потребляет 300­400 л воды, а в год – около 110­150 м3  воды. Для производства 1 кг сахара необходимо – 100 литров воды, Для 1 мороженого – 5 литров воды, Для производства ткани на 1 рубашку – 15 литров воды, Из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды. Учитель: Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно. Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, водохранилищах, ледниках и  подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (например, в  ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами. А человек в основном использует речную воду, т.к. это – ежегодно возобновляемые водные ресурсы.   Наша страна богата реками:  Назовите и покажите на карте крупные реки России.  Приведите примеры речного стока рек.  Что является главным источником водных ресурсов?   Давайте сравним физическую карту (реки) с картой плотности населения. Какой  вывод можно сделать? (Несмотря на обилие рек и озер, водных ресурсов в отдельных регионах России  недостаточно. На севере, где наблюдается наибольшая обеспеченность водными ресурсами, проживает намного меньше населения нежели в центре Европейской части и на юге, т.к.  там суровые климатические условия, следовательно,  в районах с высокой плотностью  населения обычно наблюдается нехватка воды. Так на каждого жителя европейской части  России приходится 8500 м3 воды в год, а в Сибири – 100 000 м3 , т. е  в 12 раз больше, но  эти ресурсы там не нужны в таком количестве. Дефицит воды наблюдается в южных  районах России (земледельческие районы), на Урале (небольшое число рек, промышленные  предприятия)).  Что происходит с водой в результате деятельности человека? (изменяется качество воды (загрязнение), в результате потребления, воды становится  меньше)  Как сохранить воду чистой для нас и будущего поколения?  (строить очистные сооружения, старые реконструировать; совершенствовать технологию  производства на предприятиях;  экономить потребление воды). Стихийные явления, связанные с водой: Несмотря на то, что без воды нет жизни, вода очень часто может приносить много  бедствий.  Стихийные явления, связанные с водой: Наводнения (в России – 40% от всех стихийных бедствий), цунами, снегопады, сели,  лавины, ливни. Мини­сообщения обучающихся.  (виды стихийных явлений, их география, меры защиты) Для нашего города характерны наводнения, причем в осенний период. Наводнения  вызываются рядом факторов: возникающие на Балтике циклоны с преобладанием западных ветров вызывают подъём «медленной» нагонной волны  и движение её в направлении устья  Невы, где она встречается с двигающимся во встречном направлении естественным  течением реки. Подъём воды усиливается из­за мелководья и пологости дна в Невской  губе, а также сужающегося к дельте Финского залива.  Можете ли вы привести литературные примеры, подтверждающие это явление? «Над омраченным Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом. Плеская шумною волной В края своей ограды строй ной,  Нева мешалась, как больной В своей постели беспокойной. Ужасный день! Нева всю ночь Рвалася к морю против бури…»  «...Но силой ветров от залива  Перегражденная Нева,  Обратно шла, гневна, бурлива,  И затопляла острова.  Погода пуще свирепела,  Нева вздувалась и ревела,  Котлом клокоча и клубясь.  И вдруг, как зверь остервенясь,  На город кинулась...»                       А.С. Пушкин «Медный всадник»  Анализ отрывков поэмы.  Наводнения в Санкт­Петербурге сегодня. Доп.информация: Источником питьевого водоснабжения города и пригородов является Нева. Вода с  Невы очищается на 5ти водопроводных станциях. Самая первая была пущена в 1863  году. После 2х ступенчатой очистки вода подается в водопроводную сеть. Общая  протяженность труб – 4250 км. Сточные воды (канализация) идут на очистку. Она позволяет извлечь свыше 90 %  различных загрязнений. Протяженность канализационной сети города свыше 6000 км,  в том числе 183 км глубинных тоннельных коллекторов на глубине до 50 метров. Водопровод и канализация города – это важные отрасли городского хозяйства. От их  работоспособности и надежности зависит успешная жизнь нас, предприятий и в  целом, городской среды.   Подведение итогов урока:  Приведите положительные и отрицательные примеры влияния деятельности  человека на водные ресурсы. Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием «Водные ресурсы», поработали с  картами атласа, выяснили значение воды в жизни человека, как и зачем необходимо  охранять воду, выяснили, какие стихийные явления, связанные с водой характерны для  России и Санкт­Петербурга.

Урок географии в 8 классе: Тема «Гидросфера и человек»

Урок географии в 8 классе:    Тема «Гидросфера и человек»

Урок географии в 8 классе: Тема «Гидросфера и человек»

Урок географии в 8 классе:    Тема «Гидросфера и человек»

Урок географии в 8 классе: Тема «Гидросфера и человек»

Урок географии в 8 классе:    Тема «Гидросфера и человек»

Урок географии в 8 классе: Тема «Гидросфера и человек»

Урок географии в 8 классе:    Тема «Гидросфера и человек»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2019