Урок географии в 9 классе, Машиностроение.
Оценка 4.8

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география
9 кл
30.05.2017
Урок географии в 9 классе, Машиностроение.
Тема урока: Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Цель: o создать условия для усвоения учащимися особенностей состава машиностроения России. Задачи: o помочь учащимся осознать значение машиностроения в хозяйстве страны, его современных проблемах, важнейших факторов размещения машино-строительных предприятий; o обеспечить усвоение и закрепление содержания понятий «машинострои-тельный комплекс», «наукоемкость», «метало-и трудоемкость», «специализация», «кооперирование», «транспортный фактор»; o организовать деятельность учащихся по выявлению состава, значения и факторов размещения машиностроительного комплекса; o содействовать развитию у школьников умений выделять признаки факторов размещения, формулировать определения понятий: специализация, кооперирование; проводить исследование на основе статистических материалов и графических схем, формулировать выводы.
урок географии 9 кл Катайцева.doc
Технологическая карта  проектирования уроков по географии в 9 классе Раздел: Хозяйство России.            Тема: Машиностроение.  Проект урока географии с использованием интернет­ресурсов Тема урока: Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Цель:  o создать   условия   для   усвоения   учащимися   особенностей   состава машиностроения  России. Задачи: o помочь учащимся осознать значение машиностроения в хозяйстве страны, его размещения важнейших   факторов   современных   проблемах, машиностроительных предприятий;     и   комплекс»,   закрепление     «наукоемкость», содержания   понятий «метало­и   «транспортный   o обеспечить   усвоение «машиностроительный трудоемкость», фактор»;    «специализация»,   «кооперирование», o организовать   деятельность   учащихся   по   выявлению   состава,   значения   и факторов размещения машиностроительного комплекса; o содействовать развитию у школьников умений выделять признаки факторов размещения,   специализация, кооперирование;   проводить   исследование   на   основе   статистических материалов и графических схем, формулировать выводы.   формулировать   определения   понятий: Основное содержание темы, термины и понятия:  Содержание темы предполагает: o усвоение   содержания   понятий   и   терминов   «машиностроительный комплекс»,   «наукоемкость»,   «метало­и   трудоемкость»,   «специализация», «кооперирование», «транспортный фактор»;   o выявление   пропорциональности   в   развитии   отдельных   отраслей машиностроения; o определение тенденций в развитии машиностроительного комплекса России, его связь с другими межотраслевыми комплексами.  Планируемые результаты. Личностные:  o эмоционально­ценностное   отношение   к   значению   машиностроения   своей страны, многообразию в нем предприятий и отраслей; 1 o личностные представления о целостности машиностроительного комплекса, обеспеченной   связями   между   отраслями   машиностроения   и   другими межотраслевыми комплексами; o стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. Метапредметные Познавательные:  умение  o выявлять главные признаки понятий и оперировать ими; o устанавливать   причинно­следственные   связи,   проводить   исследование, формулировать выводы; o сравнивать объекты. Регулятивные:  Умение: o ставить   и   формулировать   для   себя   новые   задачи   в   познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы; o организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства   реализации   цели   и   применять   их   на   практике,   оценивать достигнутые результаты; o вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников,   графических   схем,   осуществлять   ее   преобразование, сохранение, передачу; o выполнять учебное действие в соответствии с заданием. Коммуникативные:  Умение: o организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с учителем и со сверстниками;  o работать индивидуально и в паре;  o эффективно   сотрудничать   и   взаимодействовать   в   группе   при   выработке общего решения в совместной деятельности; o осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.  Предметные: В познавательной (интеллектуальной) сфере:  знание: o содержания   понятий   и   терминов:   «машиностроительный   комплекс», «специализация», трудоемкость», «наукоемкость», «кооперирование», «транспортный фактор»;       «метало­и   o особенностей   отраслевой   и   функциональной   структуры   машиностроения России.  o В ценностно­ориентационной сфере:  o понимание роли машиностроения для обеспечения безопасности страны. 2 o В сфере географической деятельности: o умение: o находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для   изучения   особенностей   отраслевой   структуры   машиностроительного комплекса;  o сравнивать   развитие   машиностроения   под   влиянием   разных   факторов   в крупнейших частях России; o использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и   повседневной   жизни   для   самостоятельного   поиска   географической информации об особенностях машиностроения России и родного края.      .  edu   .  ru.  –  collection Организация образовательного пространства Оборудование Мультимедийный проектор, персональный компьютер на каждого ученика или двух обучающихся, выход в интернет на сайт: «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http   ://   school Ресурсы, в том числе электронные: учебник географии, атлас по географии России для 8­9 классов, стенная  карта машиностроения   России,   схемы,   отражающие   состав   машиностроительного комплекса. Отраслевой состав машиностроения. Мультимедиа.  http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/55106b93­99f6­4bff­9372­ 1713c5922a11/023.swf Общая   характеристика   хозяйства.   Уровень   развития   хозяйства   страны,   его отраслевая,   функциональная   и   территориальная   структура.   И1.   Электронный учебный модуль. http   ://85.142.23.53/  packages     0  B   682  Российский статистический ежегодник. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statis ticCollections/doc_1135087342078 Россия и страны мира ­ 2010г. Статистический сборник.  http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_39/Main.htm  Межпредметные связи Обществознание, 8­9 классы / Тема «Экономика» Промышленность. Формы работы:                                     ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание) Цель:     ­  school  /  internet    ­8­45.  .  geo     D   531774/0.0.0.0/  teleschool    509740­  /  BB     i  1.2.    oms  BBD   9­1498­08    EF   ­   o актуализировать имеющиеся знания о межотраслевых комплексах; o мотивировать обучающихся к изучению темы. o Планируемые результаты  Личностные 3 o проявление интереса к поставленной проблеме. o Регулятивные: o умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью. o Коммуникативные o Умение: o вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; o выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью; o работать в паре. Предметные Знание: o понятия «межотраслевой комплекс»; o термина «факторы размещения»; o умение описывать и обобщать результаты образовательного и жизненного опыта, связанного с содержанием темы.  Форма работы:         Актуализация субъектного опыта учащихся Учитель:  ­ сообщает тему урока; ­ раскрывает цели учебного занятия; ­   сообщает   о   значимости   содержания   урока   социальной,   практической, личностной; ­   проводит   беседу   с   целью   актуализации   знаний   и   умений   учащихся,   их жизненного опыта по вопросам: 1.В какие крупные группы можно объединить отрасли промышленности? 2.Что такое межотраслевой комплекс? 3. Какие межотраслевые комплексы вы знаете? 4. Какие факторы могут повлиять на размещение отраслей?  Ситуативное задание Для осознанного восприятия новой темы необходимо использовать жизненный опыт обучающихся. 1.   Приведите   примеры   предприятий   машиностроительного   комплекса Курганской области.  2.   Какую   продукцию   производят   машиностроительные   предприятия   родного края? II этап. Учебно­познавательная деятельность Цель:  o создать   условия   для   усвоения   учащимися   особенностей   состава   содержания   понятий   «специализация», машиностроительного   комплекса   России, «наукоемкость», «кооперирование», «транспортный фактор»;    «метало­и   трудоемкость», Планируемые результаты: Личностные:  4 эмоционально­ценностное отношение к значению машиностроения своей страны, многообразию в нем предприятий и отраслей. Регулятивные:   организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства   реализации   цели   и   применять   их   на   практике,   оценивать достигнутые результаты;  вести   самостоятельный   поиск,   анализ   информации   из статистических   источников,   графических   схем,   осуществлять   ее преобразование, сохранение, передачу;   отбор, Коммуникативные:   умения организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально, в паре и группе;  умение   осознанно   использовать   речевые   и   графические   средства   для  представления результата. Предметные:   знание содержания понятий и терминов, связанных с составом и факторами размещения машиностроительного комплекса  России,  источников информации о количественных характеристиках комплекса;   умения   выявлять   взаимосвязи   машиностроения   и   других   отраслей   и комплексов   на   примере   связи   машиностроения   с   транспортным   комплексом, определять значение машиностроительного комплекса; Форма работы:              Вводное слово учителя Учитель обращает внимание учащихся на план изучения нового материала и   сообщает   о   способах   его   реализации,   формулирует   вместе   с   учащимися проблему урока, которую следует разрешить. Проблема: Каков состав машиностроительного комплекса России? План характеристики межотраслевого комплекса: 1. Хозяйственное значение комплекса. 2. Состав и структура комплекса. 3. Основные проблемы развития. 4. Перспективы развития. 5. Факторы размещения производств, образующих комплекс. Изучение нового материала Учитель:  На   предыдущих   уроках   мы   с   вами   уже   познакомились   с   некоторыми межотраслевыми комплексами. Все эти комплексы, без сомнения, очень важны для человека. Но без комплекса, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, 5 люди уже не могут представить свою жизнь. Он производит такие товары, без которых невозможна работа других комплексов, обучение людей, общение друг с другом, получение новой информации. Учитель  организует  усвоение   понятия   «машиностроительный   комплекс». Обратитесь к материалам учебника.    ­  school  /  internet    ­8­45.  .  geo     509740­  /  BB     i  1.2.    oms  BBD   9­1498­08    EF   ­ Электронный ресурс:  http   ://85.142.23.53/  packages     0  B   682     D   531774/0.0.0.0/  teleschool   Для   определения   значения   машиностроения   рассматривается   состав комплекса.  Задание №1: «Состав машиностроения» http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/55106b93­99f6­4bff­9372­ Электронный ресурс:   1713c5922a11/023.swf Откройте   данный   ресурс, машиностроительный комплекс?   Дополните   схему   продукцией   выпускаемой   данной   отраслью   (примерные ответы выделены полужирным курсивом).   Какие   отрасли   составляют   изучите. Учащиеся фиксируют ответ в тетради. Рисунок 1 – состав комплекса Форма работы:           6 Задание   №  2.  Определите,   используя   материалы   ежегодника,   производство продукции по отраслям машиностроения. Выясните, какие отрасли абсолютно преобладают по выпуску основной продукции.  Электронный ресурс:  http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statis ticCollections/doc_1135087342078  (Последовательность   действий:     Выход   в Российский статистический ежегодник за 201_ г. ­­ Промышленность –Основные показатели продукции по Федеральным округам). Учащиеся фиксируют ответ в тетради. Задание №3: Для каждой отрасли присущи проблемы развития познакомьтесь с табл.   27   на   стр.   и   постарайтесь   сформулировать   общие   проблемы машиностроительного комплекса. Проблемы развития машиностроения. А) низкие темпы развития машиностроения и его отраслей; Б)   узкая   специализация,   т.к.   основная   часть   продукции   имеет   оборонное значение; В) огромные различия роста отдельных отраслей; Г) низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции;  Д)   низкое   качество   выпускаемой   продукции   (продукция   не   соответствует мировым   стандартам,   низкая   надежность   производимых   машин,   т.к.   раньше МСК был ориентирован на внутренний рынок.  Учащиеся фиксируют ответ в тетради.  Форма работы:      Задание   №4:  Выявив   проблемы,   познакомьтесь   с  материалами   параграфа, определите перспективы развития МСК.             Перспективы развития:  1. Коренная   реконструкция   и   рост   таких   отраслей,   как   станкостроение, приборостроение, электротехника.  2. Возрождение   высокотехнологических   отраслей   ВПК   и   ускоренное развитие электроники позволит России выйти на мировой уровень развития экономики.  3. Дальнейшая   программа   развития   машиностроения   предусматривает ускоренное   развитие   отрасли   и   современных   технологий,  использующих широкий научный потенциал ВПК.  4. Создание   мелких   и   средних   гибких   предприятий   в   пределах   научных городов и технополисов.  Форма работы:         (Обобщение результатов)  7 Далее   учитель   организует   усвоение   учащимися   содержания   понятия «специализация»,   «кооперирование».   Учащиеся   знакомятся   с   понятиями   и фиксируют их в схему.  Специализация – выпуск предприятиями однородной продукции.  Кооперирование ­ объединение специализированных предприятий для выпуска готовой   продукции   (один   завод   выпускает   двигатели,   другой   ­   шины   и   т.д., сборочный завод выпускает готовый автомобиль).  Специализация – выпуск предприятиями  однородной продукции Подетальная Предметная Технологическая Выпуск отдельных  деталей Выпуск  определенных видов  готовых изделий Сборка продукции из  отдельных деталей Кооперирование ­ объединение  специализированных предприятий для выпуска  готовой продукции Рисунок   2   –   Содержание   понятий  «специализация»,   «кооперирование», виды специализации. Форма работы:           Учитель:   Объясните   взаимосвязи   процессов   специализации   и организует  усвоение   понятий   «наукоемкость», кооперирования. Учитель  трудоемкость», «специализация», «кооперирование», «транспортный фактор»: Прочитайте параграф 11 учебника (факторы размещения). Ответьте на вопросы: ­   Какие   факторы   влияют   на   размещение   МСК   по   территории   России? ­ Какова роль различных факторов в размещении отдельных отраслей МСК? Задание   №5:  Заполните   таблицу   используя   полученные   знания   используя данные обозначения ( *решающий фактор; +сильное влияние; ­слабое)   «метало­и энерге тическое атомоби лестр. электр о судо строен. авиостр оение прибо ростр. тракторо строен. 8 технич. + * + +     * * * + * ­ + ­ + * Наукоемкое Трудоемкое * Металлоемкое потребительский * Один из группы фиксирует ответ на доске, сверяем полученные результаты. Форма работы:      III этап. Интеллектуально­преобразовательная деятельность Цель:   организовать   деятельность   обучающихся   по   применению   географических знаний   и   умений,   полученных   в   процессе   изучения   особенностей   состава машиностроительного комплекса;   знаний и умений в знакомой и нестандартной ситуациях;  заданием, представлять результат свой деятельности. научить школьников планировать свои действия в соответствии с учебным стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение Планируемые результаты: Личностные:   творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий. умения   вести   самостоятельный   поиск,   отбор   информации   из   различных Регулятивные:   источников; ее переработку и представление в новой форме;  умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные:   умения работать индивидуально и в группе. умения   оперировать   знаниями   о   составе,   месте   и   значения   в   хозяйстве Предметные:   страны. Факторах размещения машиностроительных предприятий.  умения   находить  и   анализировать   информацию   из   разных   источников, необходимую   для   оценки   состояния   машиностроительного   комплекса   в структуре хозяйства России и развитых и развивающихся стран;   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для   самостоятельного   поиска   географической   информации   об   особенностях машиностроительного комплекса России. Варианты заданий 9 Задание 1. (репродуктивный уровень)  1. Докажите,   что   предприятия   МСК   связаны   с   другими   межотраслевыми комплексами.    2. Укажите, какой обмениваются. Машиностроение   больше   использует   продукцию   других   отраслей   и секторов   хозяйства   или   само   в   первую   очередь   поставляет   им   свою продукцию?  продукцией     они                          Форма работы:      Задание   2.   Используя   карту   атласа «Машиностроительный   комплекс   России»   определите,   факторы   размещения отрасли и приведите примеры районов и центров. (частично­поисковый   уровень) Отрасль машиностроения Факторы размещения Примеры   районов и центров Энергетическое машиностроение Автомобилестроение     Станкостроительная и инструментальная   10 промышленность          Сельскохозяйственное машиностроение Форма работы:                  Задание 3.  (творческий уровень)  Определите, какие предприятия Курганской области   относятся   к   машиностроительному   комплексу?   Для   какого межотраслевого   комплекса   предназначена   продукция   этих   предприятий? Установите связи предприятий с регионами России и зарубежья. В случае затруднения обратитесь к электронному ресурсам:   http://www.metaprom.ru/regions/kurganskaya_obl.html  раздел машиностроительные предприятия http://ru.wikipedia.org/wiki/  промышленность Форма работы:      IV этап. Диагностика качества освоения темы Цель:  установить степень усвоения темы «Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий». Планируемые результаты:  Регулятивные:   результаты.  Коммуникативные   Предметные   Учитель организует взаимопроверку в парах:  Тест: знание понятий и терминов по изученной теме; знание (понимание) значения машиностроительного комплекса России;  умения выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые умение выполнять учебные задания в паре. I вариант: 1. Дополните ответ: ­ продукции  ____________________________.   Выпуск   предприятиями   однородной 2. Установите соответствие: Отрасль машиностроения: 1. Тяжёлое машиностроение. 2. Автомобилестроение. 3. Сельскохозяйственной машиностроение 11 II вариант: ­   Объединение   специализированных предприятий   для   выпуска   готовой продукции ___________________. Главный принцип размещения: А)   Близость   металлургической базы. Б) Близость потребителя. В) Наличие транспортных путей. 3. Выберите правильный вариант ответа Машиностроительный   комплекс   –   это совокупность отраслей   Для   всех   отраслей   машиностроения важным   фактором   размещения является: А) использующих разнообразные машины; Б)   производящих   разнообразные   машины; Б) транспортные магистрали; А) высококвалифицированные кадры; В) осуществляющих ремонт и проектирование машин.  1. В) потребитель.  Эмоционально­ценностное отношение к изучаемой теме. умения   осуществлять   самоанализ   своей   деятельности   и   соотносить умение осознанно использовать  средства устной речи для представления соотносить полученный результат с поставленной целью;  оценивать результат своей деятельности; оценивать результат учебной деятельности.      Форма работы:      V этап. Рефлексивная деятельность Цель:  Научить школьников:    Результаты деятельности: Личностные:   Регулятивные:   полученный результат с поставленной целью. Коммуникативные:   результата. Предметные:   Самоанализ и самооценка ученика Задание (самооценка). Закончите предложения: умение систематизировать знания по теме «Структура хозяйства». 1. Я легко справился (лась) с заданиями (подчеркни): а) на основе материалов схем; б) со статистикой; в) над выделением признаков понятий; г) требующими формулировки выводов и умозаключений. 2. Какие задания вызвали у тебя затруднения? а) трудностей не было; б) трудности были (перечислите какие) ______________________________________________________________ 12 3. Как ты поступил (а) в этом случае? Обратился за помощью ….. а) к товарищу б) к учителю в) нашел иной выход (укажи какой) _______________________________________________________________ Используемая литература и сайты Федеральный   компонент   государственного   стандарта   общего   образования. География / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004.  http://www.ed.gov.ru/edusupp/metodobesp/component/9067/ География: Примерная программа основного общего образования.  http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37186/14­o.pdf Дронов, В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учеб. для   общеобразоват.   учреждений   /   В.П.   Дронов,   Л.Е.   Савельева;­   М.: Просвещение, 2011. Петрова, Н.Н. География. Население и хозяйство России, 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. – М.: Мнемозина, 2010. автор  В   помощь   школьному   учителю.   Жижина   Е.А. Поурочные   разработки   по географии.  Население  и  хозяйство  России. 9 класс. «ВАКО», Москва, 2006 г. Шатных,  А.В.  Методическая   разработка.  Уроки   географии   с  использованием интерактивного оборудования и Интернет­ресурсов. 9­10 классы. 13

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.

Урок географии в 9 классе, Машиностроение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017