Урок: География природных ресурсов. Природа и общество.
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
10 кл
28.02.2017
Географическая оболочка – оболочка Земли, включающая в себя верхнюю часть литосферы, нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и всю биосферу.
В пределах географической оболочки эти вышеприведенные части взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга, взаимозависимы.
Географическая среда – часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и хозяйственной деятельности на данном этапе исторического развития.
Географическая среда служит поставщиком ресурсов обществу, местом его обитания, оказывает влияние на психологодуховные основы развития.
Природа и общество.docx
Тема: География природных ресурсов мира
Урок: Взаимодействие общества и природы
1. Введение
Понятия «географическая оболочка» и «географическая среда» в доста-
точной степени схожи.
Географическая оболочка – оболочка Земли, включающая в себя верх-
нюю часть литосферы, нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и всю
биосферу.
В пределах географической оболочки эти вышеприведенные части взаимо-
действуют между собой, взаимопроникают друг в друга, взаимозависимы.
2. Географическая среда
Географическая среда – часть земной природы, с которой общество
непосредственно взаимодействует в своей жизни и хозяйственной дея-
тельности на данном этапе исторического развития.
Географическая среда служит поставщиком ресурсов обществу, местом
его обитания, оказывает влияние на психолого-духовные основы развития.
Состояние географической (природной) среды бывает:
-Естественное.
-Равновесное.
-Кризисное.
-Критическое.
-Катастрофическое.
-Состояние коллапса.
Зачастую в обществе существенно завышают или, наоборот, занижают
роль географической среды (особенно это актуально в последнее время
существования общества).
Географический детерминизм – общество может существовать настоль-
ко успешно, насколько ему это позволит природа.
В XVIII в. во Франции, уже в эпоху Просвещения, Шарль Монтескье писал,
что «власть климата сильнее всех властей». В XIX в. в той же Франции Элизе Реклю говорил о зависимости общества – вплоть до форм государ-
ственной власти – от определяющего влияния природы.
С течением времени, по мере развития науки и углубления научных зна-
ний, позиции географического детерминизма стали ослабевать.
Географический нигилизм – принижение значимости природных усло-
вий, ресурсов для существования и развития общества.
3. Окружающая среда
Также, наряду с понятиями «географическая оболочка» и «географическая
среда», существует такое более широкое понятие, как «окружающая
среда».
Окружающая среда – вся среда обитания и производственная деятель-
ность человеческого общества, весь окружающий человека материальный
мир, включая и природную, и антропогенную среду.
4. Антропогенные ландшафты
В последнее время человек все существеннее оказывает воздействие на
природу, что приводит к более широкому распространению антропоген-
ных ландшафтов.
Антропогенный ландшафт – географический ландшафт, в формирова-
нии которого значительную роль сыграла хозяйственная деятельность че-
ловека. Например, города, сельские поселения, дороги, карьеры.
Рис. 1. Дорога в городе 5. Ресурсообеспеченность
Огромные запасы природных ресурсов, которыми обладает географиче-
ская оболочка, размещены неравномерно, и их запасы не одинаковы.
Ресурсообеспеченность – соотношение между величиной природных ре-
сурсов и их использованием. Выражается количеством лет, на которое
должно хватить данного ресурса, или его запасами из расчета на душу на-
селения.
Обычно наибольшей ресурсообеспеченностью обладают большие по пло-
щади страны, с уникальными запасами природных ресурсов, страны с
незначительной численностью населения или те, кто в настоящее время
слабо использует свои ресурсы. Например, Канада – лесные ресурсы;
Катар – природный газ; Норвегия – гидроэнергоресурсы; Марокко – фос-
фориты.
Домашнее задание
Тема 2, П. 1
1. Приведите примеры антропогенного ландшафта.
2. Что такое окружающая среда?
Список литературы
Основная
1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразова-
тельных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.:
Дрофа, 2012. – 367 с.
2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. обще-
образовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просве-
щение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.
3. Родионова И.А., Елагин С.А., Холина В.Н., Шолудько А.Н. Экономиче-
ская, социальная и политическая география: мир, регионы, страны. Учеб- но-справочное пособие / Под ред. проф. И.А. Родионовой. – М.: Экон-Ин-
форм, 2008. – 492 с.
4. Универсальный атлас мира / Ю.Н. Голубчиков, С.Ю. Шокарев. – М.: Ди-
зайн. Информация. Картография: АСТ: Астрель, 2008. – 312 с.
5. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и
социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фаб-
рика», 2012. – 76 с.
Дополнительная
1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов /
Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы.
– 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. Контрольно-измерительные материалы. География: 9 класс / Сост. Е.А.
Жижина. – М.: ВАКО, 2012. – 112 с.
2. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост.
Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012. – 96 с.
3. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс / Н.Е.
Бургасова, С.В. Банников: Учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2010. –
144 с.
4. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П. Дронова
«География России. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учре-
ждений» / В.И. Евдокимов. – М.: Экзамен, 2009. – 109 с.
5. География. Тесты. 10 класс / Г.Н. Элькин. – СПб.: Паритет, 2005. – 112
с.
6. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная
география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009.
– 80 с.
7. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:
2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с. 8. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый госу-
дарственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Ам-
барцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.
9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:
2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.
10. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой
форме. География. 2013. Учебное пособие / В.В. Барабанов. – М.: Интел-
лект-Центр, 2013. – 80 с.
11. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.:
МЦНМО, 2011. – 72 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений (Ис
2. Федеральный портал Российское Образование (Ис
точ
3. Ege.yandex.ru (Ис
4. Официальный информационный портал ЕГЭ (Ис
5. 4ege.ru (Ис
точ
6. Экзамен.ru (Ис
7. Словари и энциклопедии на Академике (Ис
точ
ник).
ник).
точ
точ
ник).
точ
ник).
ник).
ник).
точ
ник).
Урок: География природных ресурсов. Природа и общество.
Урок: География природных ресурсов. Природа и общество.
Урок: География природных ресурсов. Природа и общество.
Урок: География природных ресурсов. Природа и общество.
Урок: География природных ресурсов. Природа и общество.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.