ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс географии материков и стран – один из самых интересных в школьной
географии. Богатое содержание курса географии материков и стран предоставляет учителю
большие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся на уроке, в
выборе методов и средств обучения, а также в выборе современной технологии.
Предлагаемый урок по теме Германия спланирован в технологии
критического мышления через чтение и письмо. Цель данной технологии научить
такой работе с текстом, в процессе которой информация, имеющаяся в тексте, понималась,
осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе
формировалось собственное аналитическое суждение. В структуре урока выделяется три
стадии: вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии.
На стадии вызова из памяти учеников «вызываются», актуализируются,
имеющиеся знания и представления об изучаемом. Поскольку при этом сочетается
индивидуальная работа, работа в парах, группах. Роль учеников в образовательном процессе
активизируется, формируется личный интерес.
На стадии осмысления учащийся вступает в контакт с новой информацией,
происходит ее систематизация. Происходит формирование собственной позиции.
Применяется прием «Паук».
На стадии рефлексии учащиеся закрепляют новые знания и активно
перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые
понятия. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.
Следуя инструкциям учителя, учащиеся заполняют таблицу (Лист Знаний), а
также составляют клайстер, восстанавливают логическую цепочку, после использования
приема «Паучок», отвечая устно у доски. Предлагаемые методические приемы определены с
учетом возрастных особенностей учащихся. Тема урока соответствует программе для
изучения материала учащимися 9х классов. Для полной характеристики Германии материал в
учебнике объемный, однако не достаточно, для характеристики экономико географического
положения, для характеристики хозяйства и хозяйственной деятельности населения, поэтому
использовался дополнительный материал. Выбранный материал и
приемы работы
соответствуют уровню подготовки учеников, средний балл успеваемости данного класса по
географии 8.66. В связи с системным изучением темы Германия, и уровнем подготовки
данного класса домашнее задание не предусматривается.
Данная технология является важной для здоровьесбережения, поскольку
предусматривает разные виды учебной деятельности, активизирует инициативу, позволяет
каждому учащемуся стать активным участником учебного процесса. Ребенок чувствует себя
в камфорной обстановке, так как ему предоставляется выбор в заданиях, выбор общения и
этим он пополняет багаж своих знаний. Работа в группах и в паре дает возможность раскрыть
и проявить себя в той или иной деятельности. Эта технология позволяет каждому
учащемуся уйти с урока с высокой отметкой знаний. урокпрезентация с использованием технологии
развития критического мышления через чтение и письмо.
Цель: обеспечить и проконтролировать степень усвоения знаний по теме
«Германия» с комплексным применением практических умений и навыков
Германия
Задачи:
Образовательные:
расширить знания о государстве Германия при изучении ЭГП, природных
условий и ресурсов, населения (размещение, численность, этнический состав), хозяйство и его
развитие;
Развивающие:
создать условия для самостоятельной работы с материалом учебника,
картами атласа, контурными картами, дополнительными источниками информации,
творческого воображения, познавательной коллективной мыследеятельности;
развитие интереса к познанию нового, активизация
мышления,
формирования культуры устной и письменной речи учащихся;
Воспитательные:
содействовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу,
чувства взаимопомощи и сотрудничества путем проверки знаний, взаимоконтроля при работе
в парах, группах, сохранению принципа здоровьесбережения
Оборудование:
политическая карта Германии, «Хозяйство государства
Германия»; дополнительная литература «Материки и страны», раздаточный материал:
карточки, схемыконспекты, алгоритм описания материка, презентация «Таринный город
Дрезден», мультимедийный материал, «рождественская елка», лист Знаний, лист Успеха,
контурная карта.
Опорные знания: Политическая карта Европы, Климатические пояса, Рельеф,
алгоритм описания страны.
Ожидаемый результат:
умение описывать государство по плану;
вести следственносравнительный анализ хозяйственной деятельности
населения и развития хозяйства от природных условий и географического положения по
таблицам и диаграммам
Тип урока: изучение новых знаний.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Методы и приемы: индивидуальная, фронтальная, групповая работы,
УМШ учебномозговой штурм, ЗХУ – графический
прием (знаю, хочу знать, узнал)
Каналы общения: ученикучитель, ученик литературные источники, учитель
ученик
Ход работы
I.Актуально – мотивационный этап.
1. Релаксация: приветствие, психологический
тренинг: Улыбнулись друг другу и пожелали
успеха
Методические
рекомендации
Данный прием позволяет
учителю оценить эмоциональное
состояние учащихся в начале урока II. Операционно – исполнительный этап.
Проверяем знания:
Задание по вариантам А и Б
А. Приложение 2
Тест – практикум «Найди меня», задание
выполняется в контурной карте
Тестсоответствие «Политическая карта», задание
выполняется в тетради
Б. Приложение 2а
Задание 2. Государства по форме правления,
задание выполняется в тетради.
Отметки заносятся в Лист Успеха
Приложение 1
Стадия Вызов
Просмотр презентации «Города Германии».
Учащиеся самостоятельно формулируют цель
урока
Составить характеристику ЭГП государства
Задачи:
Германия
Описать природные условия и ресурсы
Узнать о населении, его численности, этническом
составе, размещении, урбанизации
Развитие хозяйства государства Германия
Данный прием используется
для проверки предыдущего
материала, который необходим при
изучении новой темы
Цель: проверить качество
усвоения предыдущего материала и
сформированности ОУУН по
вариантам и фронтально, путем
взаимопроверки по ключу.
Цель: активизация ранее
полученных знаний, создание
ассоциативных рядов, вызов
любопытства, импульса к изучению
темы
Вопросы классу:
Что Вам известно об этой
стране из уроков истории, лите
ратуры, географии?
В каком городе и стране
родился Людвиг ванБетховен
Цель: создание условий для
формирования цели урока и
озвучивания задач по изучению новой
темы. Данный прием позволит
подвести учащихся к формулировке
цели урока. Демонстрация с помощью
мультимедийной презентации, что
позволит рационально распределить
время этапов урока. Учащиеся
озвучивают записи (23 чел.) Заполняется лист Знаний
Лист Знаний заполняет учащийся сам, затем с
соседом по парте обсуждает, и предлагают другим,
повернувшись, сравнивают свои знания в группе.
Далее идет заполнение второй колонки: Хочу знать.
Принцип работы тот же, (происходит обмен
информацией, записывается в лист « Знаний» одно
слово существительное). Затем работают в паре, и
дополняют лист «Знаний». Для контроля учитель
использует демонстрационные карты. Приложение
Лист «Знаний» Приложение 3
Узнал
Хочу знать
Знаю
Стадия Осмысления
Работа в группах.
Группы создаются самостоятельно учащимися и
выбирают задания из предложенных учителем
Приложение 4, (работают по методу «Паучок»)
Физкультминутка «Комплимент»
Учащиеся группы, передавая предмет, говорят друг
другу комплимент
Предусматривает активную
работу с материалом учебника и
дополнительными источниками,
планом темы
Группы создаются на основе
интерактивной методики «Четыре
угла». Для этого приема
использованы папки с заданиями
разного цвета
Цель: создание
благоприятной атмосферы,
организация коммуникации, развитие
положительной познавательной
мотивации у учащихся. Данный
метод позволяет собрать и
систематизировать материал в
каждой группе
Так как учащиеся были
включены в различные виды работы,
был осуществлен переход для
создания группы, требуется движение
рук и положительный настрой для
работы в группе, для этого
используется интерактивный прием
«Комплимент» Постановка проблемы:
Что способствовало успешному экономическому
развитию страны.
Ответ учащихся составление Клайстера схемы
отраслевого хозяйства. Устный ответ у доски
представителя от группы
Отметки заносятся в Лист Успеха
Клайстер Разнообразие природных условий и
ресурсов, культура нации, соседствующее
положение с высокоразвитыми странами
способствовало высокому экономическому
развитию страны.
Отметки заносятся в Лист Успеха
Стадия Рефлексия
1.В листе Знаний заполняется третья колонка
«Узнал»
2.Составление Синквейна
3.Тестзакрепление
Приложение 5
Отметки заносятся в Лист Успеха
Метод постановки проблемы
позволяет учащимся развивать свое
индивидуальное сознание, мышле
ние, творческое воображение через
организацию смыслотворчества и
мыследеятельности
Цель: систематизация
материала по степени его значимости
в логической последовательности с
учетом причинно следственных
связей.
Цель: определить умение
анализировать и систематизировать
материал при ответе на поставлен
ные вопросы, развитие монологи
ческой речи , проверить навыки
работы с контурной картой и
составления Клайстера
Данный прием на стадии
рефлексии позволяет учащимся
систематизировать новые понятия, а
учителю корректировать свою
деятельность.
Этот методический прием
позволяет каждому ученику выразить
свое отношение к изучаемому
материалу
Цель: определить степень
усвоения материала при изучении те
мы Германия, для определения
домашнего задания III. Релаксация
При завершении урока
учитель интересуется
эмоциональным состоянием
IY.Подведение итогов. Выставление отметок в
дневник
Тема изучается перед Рождеством. Учащимся
предложено нарядить елку своими успехами (на
столе лежат цветные кружочки. Ребенок выбирает
кружок того цвета какое у него настроение после
изученной темы)
учащихся
Отметки высокого уровня
получили 86, 3%. Все учащиеся
справились с заданиями и
поставленными целями. Домашнее
задание не было задано. задания
№
1.
2.
3.
4.
Итог
ЛИСТ УСПЕХА
Вид задания
Тестпроверка
Устные ответы
Работа в группе
Тестзакрепление
Приложение 1
Количество
баллов
Приложение 2
Тест – соответствие «Политическая карта»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
1
Андорра а. Амстердам
Беларусь б. Берлин
Венгрия в. Рейкьявик
Германия г. Люксембург
Дания д. Париж
Исландия е.Минск
Люксембург ж. СанМарино
СанМарино з. Копенгаген
Нидерланды и. Андорра
Франция к. Будапешт
7
8
9
2
3
4
5
6
1
д
а
е
и
Тест – практикум «Найди меня»
1.Беларусь. 2. Германия. 3. Франция. 4.Испания. 5.Великобритания 6.
ж
к
б
в
г
з
Норвегия. 7. Дания . 8. Польша. 9. Чехия. 10. Украина
Задание контурной карты
Приложение 3
Королевство
Герцогство
Княжество
Султанство
Республика
1. Норвегия, 2. Люксембург, 3. Монако
4. Оман, 5. Германия, 6. Ватикан
Тест «Государство по форме правления»
1.
2.
3.
4.
5.
Приложение 4
Группа 1
1.Дайте полную характеристику ЭГП страны, пользуясь дополнительными
7. Бельгия, 8. Андорра, 9. Бруней
10. Украина
источниками, материалом учебника стр.196197
2.Заполните контурную карту стр. задание ЭГП
3.Соберите Клайстер
Группа 2
1.Опишите природные условия и ресурсы Германии, пользуясь дополнительными
источника стр.197 199
2. Заполните контурную карту стр. задание Полезные ископаемые
3.Соберите Клайстер Группа 3
1.Укажите численность населения, размещение, этнический состав. Почему
Германия высокоурбанизированная страна? Стр.199 – 201учебника и дополнительная
литература
2. Заполните контурную карту стр. задание Города мегаполисы,
агломерации
3. Соберите Клайстер
Группа 4
1. Дайте общую характеристику хозяйства, на основании полученных знаний
стр.201 2005
2. Заполните контурную карту стр. задание Крупные центры
машиностроения. Составить схему «Машиностроение Германии»
Приложение 5
3. Соберите Клайстер
Тест закрепление «Германия на карте мира»
1.В политико – территориальном отношении Германия состоит из
А. 16 земель
Б. 17 земель
В. 16 земель и одной автономии
2. По этническому составу ,немцев проживает на территории Германии
А.90%
Б. 95%
В. 80%
3.Германия страна
А. высокоурбанизированная
Б. аграрно – индустриальная
В. Индустриальная
4.Электроэнергетика Германии представлена из
А. ТЭСи атомной энергетики
Б. ГЭС и ветровой энергии
В. Все перечисленное
5.В сельском хозяйстве Германии используется
А.60% земель
Б. 50% земель
В.70% земель
Используемые источники
География страны и народы мира. 1000 занимательных факторов обо всех
странах мира, Смоленск «Русич», 2008, с. 55
Все страны и территории мира. Новый географический справочник ЦРУ,
Екатеренбург,2009 , с.171 Липец Ю.Г. География мирового хозяйства, центр « ВЛАДОС»
Учебное пособие по географии 8 класс
Урок "Германия" (8 класс, география)
Урок "Германия" (8 класс, география)
Урок "Германия" (8 класс, география)
Урок "Германия" (8 класс, география)
Урок "Германия" (8 класс, география)
Урок "Германия" (8 класс, география)
Урок "Германия" (8 класс, география)
Урок "Германия" (8 класс, география)
Урок "Германия" (8 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.