Урок Города Центрального Казахстана
Оценка 4.6

Урок Города Центрального Казахстана

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
8 кл
24.01.2018
Урок Города Центрального Казахстана
Тема: Города Центрального Казахстана. Тип урока: изучение нового материала Форма проведения урока: работа в группах Учебная деятельность и методы: работа с тематическими картами, работа с учебником, проектная деятельность. Оборудование: физическая карта Казахстана, презентация по теме, карта «административно-территориальное деление Казахстана», атлас 9 класс, интерактивная доска, листы с заданиями, пазлы «Города Центрального Казахстана» Цель: Формирование знаний о Центральном Казахстане. Задачи: 1. Изучить города Центральный Казахстан, пользуясь географическими источниками. 2. Способствовать развитию умения свободно рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, рационально распределять время. 3. Содействовать воспитанию патриотизма, толерантности, уважение к мнению товарищей, внимательности и самостоятельности в организации своего труда. • Использовать разнообразные формы и методы организации деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся. • Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика.
Урок Города Центрального Казахстана.docx
Урок по краеведению. Учитель высшей категории Гаюк Н.А. – КГУ «Школа­лицей №20 города Темиртау» Тема: Города Центрального Казахстана. Тип урока: изучение нового материала  Форма проведения урока: работа в группах Учебная деятельность и методы: работа с тематическими картами, работа с учебником,  проектная деятельность.  Оборудование: физическая карта Казахстана, презентация по теме, карта  «административно­территориальное деление Казахстана», атлас 9 класс, интерактивная  доска, листы с заданиями, пазлы «Города Центрального Казахстана»  Цель: Формирование знаний о Центральном Казахстане. Задачи:  1. Изучить города Центральный Казахстан, пользуясь географическими источниками. 2. Способствовать развитию умения свободно рассуждать, высказывать своё мнение,  анализировать, делать выводы, рационально распределять время.  3. Содействовать воспитанию патриотизма, толерантности, уважение к мнению товарищей,  внимательности и самостоятельности в организации своего труда.  • Использовать разнообразные формы и методы организации деятельности, позволяющие  раскрыть субъективный опыт учащихся.  • Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика.  1. Мотивационный блок. Организационный момент. Ход урока: «Я изъездил весь мир,  побывал во многих странах.  Повидал много мест на земле,  где я был очарован  красотою природы.  И, всётаки, никакое чудо света  не заменит мне края,  где я родился и вырос!» Н.А. Назарбаев Как вы думаете, что такое край? В словаре сказано: край – это страна, область, земля. А что значит, любить свой край? И, действительно, не возможно не любить свою Родину, свою страну.  Просмотр видеоролика о природе Казахстана. Сегодня мы продолжим путешествие по бескрайним просторам нашей Родины.  Мы начинаем новый блок: по просторам своего края. Наша страна делится на 5 экономических районов: Северный, Центральный, Восточный,  Западный  и Южный. Мы с вами начнём путешествие с экономического района, который  удалён от морей и даже крупные реки «обходят» его стороной. Это один из самых богатых  районов минеральными ресурсами. Расположен он на просторах  Сарыарки. Кто догадался, о каком экономическом районе идёт речь?  Просмотр видеоролика о Центральном Казахстане. Сегодня вы познакомитесь с особенностями географического положения нашего района и  на протяжении нескольких занятий будем говорить о городах Центрального Казахстана.  Н.А. Назарбаев говорит, что города, как и люди, имеют свою судьбу. Так ли это? Работать будем быстро, слажено. Вы разделились на 4 группы, в каждой группе имеется  спикеры – ученики 9 класса, которые будут помогать вам и мне, в проведении урока. Я  желаю вам новых знаний и достижений. 2.Изучение новой темы. Работа в группах. Посмотрите на карту и составьте портрет Центрального Казахстана, ответив  на вопросы: 1.Где находится Центральный Казахстан? 2.С какими экономическими районами он граничит? 3.Дайте оценку экономико географическому положению Центрального Казахстана  (выгодное или невыгодное). 4.Проанализируйте природные условия Центрального Казахстана. 5.Какими природными ресурсами богат или беден Центральный Казахстан? В Центральный Казахстан входит только 1 область – Карагандинская. А знаете ли вы, что Карагандинская область была образована 10 марта 1932 года, с  центром в городе Петропавловске. По административному делению 1936 года  Карагандинская область была разделена на 2 области: Северо­Казахстанскую (с центром в  г. Петропавловске) и Карагандинскую область (с центром в г. Караганда). Таким образом, с 29 июля 1936 года Караганда становится административным и культурным центром  Карагандинской области. Это самая большая область, высокоурбанизированная (78% населения проживают в  городах).  На территории Центрального Казахстана находится 11 городов: Абай, Балхаш, Жезказган,  Караганда, Каражал, Каркаралинск, Приозёрск, Сарань, Сатпаев, Темиртау, Шахтинск. Надо отметить, что города в Центральном Казахстане возникли только в 1930­1940 –е  годы, как центры освоения месторождений полезных ископаемых. Сегодня каждая группа подготовила свои мини проекты о крупных городах Центрального  Казахстана. А о каких? Об этом вы узнаете, собрав пазлы. Караганда, Темиртау, Балхаш и Жезказган – самые крупные промышленные города нашего  края. 3. Выступление групп со своими мини­проектами. 1. Это самый большой город района (проживает 479 тыс чел) и четвёртый по  численности населения в республике.  О каком городе пойдёт речь?   Караганда  Видеоролик о Караганде.  Карагандинская земля! Она удивительна и  прекрасна! Увидев ее однажды, вы  запомните на всю жизнь. О  Караганде можно сказать, что есть у неё  завидное   прошлое, хорошее настоящее и  прекрасное будущее.  Защита мини­проекта о Караганде (остальные учащиеся слушают и отвечают на  вопросы) ­ в каком году Караганда получила статус города? – 10.02.1934 ­ почему такое название получил город? – кустарник Караган, большие залежи угля. ­ как в народе называют этот город? – шахтёрская столица. ­ главная специализация города? – добыча коксующегося каменного угля. А знаете ли вы, что история Караганды тесно связана с лагерями  Алжир  и  Карлаг.   Карлаг, ставший местом заключения множества деятелей науки и искусства СССР и  зарубежья, стал очагом культуры  Караганды. В годы  войны шахты продолжали выдавать  уголь. За военный период в бассейне было  добыто более 45 миллионов тонн угля. В  1978 году была добыта миллиардная тонна карагандинского угля. 2. Этот город является спутником Караганды, крупный промышленный центр Казахстана.  «Город пламенных зорь» ­ так ещё называют его жители. Расположен этот город на степной равнине, на берегу Самаркандского водохранилища. О каком городе пойдёт речь?   Темиртау  Видеоролик о Темиртау. Есть в Карагандинском угольном бассейне. Город, о котором хочется сказать. По своему великому значению Ему нет равных – все должны узнать Индустриальный узел ­ центр металлургии. Живет трудолюбивый здесь народ. И не смотря на трудности былые, Он с каждым годом краше, он растет. А ведь когда – то, было здесь уныло. И экспедиции исследовали край.  Гидрогеолог Колесов в степи пустынной Сказал народу: «Строить начинай!» И началось строительство плотины  В одной из скал прорублен был канал На быструю Нуру поставили плотину Водохранилище росло И светом озарило край. А в третий год войны и тягостных сражений, Возник завод, и плавить стали сталь. Строители здесь город создавали, И новой жизнью заполнялась даль. Над сопками воздвигли стены зданий Театры, школы, больницы и дома. И как солдат в строю, Стояли башенные краны Так, Темиртау, началась судьба твоя. От жаркого дыхания пустыни И зимних жгучих, лютых холодов Не затихали юные порывы Со всей страны стекалась молодежь. Когда­то маленький посёлок Самарканд, А ныне современный Темиртау. Я знаю, ты хорошими людьми богат Люблю тебя, тебя и прославляю.  Защита мини­проекта о Темиртау (остальные учащиеся слушают и отвечают на  вопросы) ­ в каком году Темиртау получила статус города? – 01.10.1945 ­ почему такое название получил город? – железная гора ­ как в народе называют этот город? – город Металлургов. ­ главная специализация города? –выплавка стали. А знаете ли вы, что Темиртау в этом году отмечает юбилей – 1 октября исполняется 70  лет нашему городу. Вдумайтесь: 70 лет Великой Победе, 70 лет нашему городу! За эти  годы, Темиртау стал крупным индустриальным центром с развитой инфраструктурой.  Именно здесь начал свою трудовую биографию и обрёл жизненный опыт Президент нашей  страны Н.А. Назарбаев.  Видеоролик о Н.А. Назарбаеве. 3. Этот город расположен на северном берегу уникального озера, известного во всём мире.  Сегодня этот город – важнейший центр цветной металлургии в Казахстане. О каком городе пойдёт речь?   Балхаш   Видеоролик о Балхаше. Балхаш стоит на пересечении важнейших магистралей – железнодорожных, воздушных,  автомобильных, связывающих его с Караганды, Алматы, Усть­Каменогорском и другими  городами республики.  Защита мини­проекта о Балхаше (остальные учащиеся слушают и отвечают на  вопросы) ­ в каком году Балхаш  получила статус города? – 11.04. 1937 ­ почему такое название получил город? – болото с кочками ­на берегу какого озера расположен этот город? – Балхаш   ­ главная специализация города? – медь. А знаете ли вы, что жители этого города любят рассказывать сказки про озеро Балхаш. Я  хочу вам рассказать одну из них:  Жили­были на берегу большого озера, которое  называлось Балхаш, в большой и светлой юрте два брата. Одного звали Шыгыс, другого  Батыс. Вот однажды встали они с мыслью о том, как бы им везде побывать, белый свет  повидать. Попрощались они с отцом­матерью и отправились в разные стороны. Один − на  восток, другой − на запад.  Шыгыс на восток идёт день, идёт другой, и смотрит по сторонам, а на душе у него всё  светлее становится, сердце от радости замирает, счастье переполняет всё его существо.  Вокруг распускаются душистые цветы, разноцветные бабочки вьются над ними, зеленеют  леса, птицы распевают на все голоса. Бродят по степи величественные верблюды,  проносятся стада сайгаков, к зарослям кустарника у воды подходят увальни байбаки, а  корсаки и лисы без опаски бегут к воде. Всем хватает места у озера. И запел от радости  Шыгыс весёлую песню о том, как хорошо жить на Земле.  Батыс идёт в другую сторону, на запад. День ото дня горше становится у него на душе.  Лишь белая соль выступает на берегах, камыш да несъедобная трава на берегу озера. Даже  зверей не видно, лишь волки по ночам воют. Лишь падальщики в небе летают, да змеи по  земле ползают. Сел Батыс на камень и заплакал от жалости к природе. Слёзы его солёные  закапали в озеро. С той поры половина озера стала солёной. 4.  Это второй медеплавильный центр страны.  В переводе с казахского языка означает  "место, где копали медь". Про этот город говорят: это край тюльпанов, край счастья и  добра. Это оазис среди пустыни. О каком городе пойдёт речь?   Жезказган  Видеоролик о Жезказгане. Жезказган – многонациональный город с развитой культурной жизнью. Здесь находятся  такие учреждения науки, образования и культуры, как университет имени Байконырова,  колледжи, ботанический сад, историко­краеведческий музей, театры.  Защита мини­проекта о Жезказгане  (остальные учащиеся слушают и отвечают на  вопросы) ­ в каком году Жезказган   получила статус города? – 20.12. 1954 ­ почему такое название получил город? – копающий медь ­ как в народе называют этот город? – Медная столица ­ главная специализация города? – производство цветных металлов. А знаете ли вы,  что Жезказганские недра содержат свыше 20 полезных элементов, в  значительном количестве представлены свинец, цинк, серебро, кадмий, рений, сера. 4. Закрепление изученного материала. На следующем занятии мы будем продолжать знакомиться с городами Центрального  Казахстана. И совершим новые путешествия по нашей стране.  А мне хотелось бы проверить, на сколько вы внимательно слушали своих одноклассников и запомнили новый материал.   Компетентностно­ориентированные задания Компетентностно­ориентированные задания. Количество  баллов Караганда Темиртау Балхаш Жезказган  Соедини стрелочками «Медная столица» «Шахтёрская столица» «Болото с кочками» «Железная гора» Закончи предложения 1. Город Балхаш получил статус города…. 2. Жезказган в переводе с казахского языка означает… 3. Главная специализация города Темиртау – это… 4. Первые посёлки в Караганде возникли благодаря… Тестовые задания 1.Главная специализация Караганды: А) производство мяса  Б) добыча угля. В) производство стали Г) добыча  меди  2.Металлургический комбинат полного цикла расположен в городе: А) Темиртау Б)Караганда. В) Балхаш Г) Жезказган  3. Медеплавильные заводы расположены в городах: А) Темиртау и Балхаше Б) Караганды и Жезказгане. В) Балхаше и  Жезказгане Г) Темиртау и Караганды Разукрась Центральный Казахстан 4 б. 4 б. 3 б 1 б Подсчитай количество баллов. Запиши.  7­12 ­ зачёт 1­6 ­ незачёт 5. Итог. Рефлексия. В юбилейный год Великой Победы нельзя не сказать о том, что в грозные годы Великой  Отечественной войны труженики области внесли существенный вклад во всенародное дело  разгрома фашизма. Огромную роль сыграли предприятия Карагандинского угольного  бассейна, Жезказгана, медеплавильные заводы Балхаша, Карсакпая. Благодаря  самоотверженному труду шахтеров добыча угля увеличилась в Караганде почти вдвое.  Ускоренными темпами вводились в строй эвакуированные из западных областей СССР  промышленные предприятия. Завод имени Пархоменко, эвакуированный из города  Луганска 1941 году со своим оборудованием, кадровыми рабочими, инженерно­ техническими работниками через месяц начал выдавать военную продукцию. Под лозунгом «Все для фронта, все для победы» из сельских районов области отправлялись обозы с  продовольствием для солдат Советской армии. 25 апреля 1942 года было принято Постановление Совета Народных Комиссаров «О  строительстве вблизи города Караганды металлургического завода с полным  металлургическим циклом». 31 декабря 1944 года 12.00 часов дня первая струя  расплавленного металла потекла в ковш. Успешно развивалась 50­е годы сельское хозяйство Карагандинской области. Важным  этапом стало освоение целинных и залежных земель. К 1958 году на целине было освоено 1  млн. 232 га и организовано 16 крупных целинных совхозов. Расширение посевных площадей зерновых культур позволило области собрать свыше 60 млн. пудов хлеба. 6 октября 1958 года область была награждена орденом Ленина. Помните, в начале урока, я приводила слова нашего Президента: города, как и люди, имеют свою судьбу. Сегодня на уроке мы в этом убедились. А для чего необходимо знать историю своего города, своего края? И действительно: на долгие годы сохраняет память человека картины родных мест. Они  живут в сердце каждого. Не теряя со временем привлекательности,  свежести ярких  красок. Облик знакомых мест постоянно вырастает в  целый образ Родины. Я благодарю вас за работу и с удовольствием жду следующей встречи.

Урок Города Центрального Казахстана

Урок Города Центрального Казахстана

Урок Города Центрального Казахстана

Урок Города Центрального Казахстана

Урок Города Центрального Казахстана

Урок Города Центрального Казахстана

Урок Города Центрального Казахстана

Урок Города Центрального Казахстана

Урок Города Центрального Казахстана

Урок Города Центрального Казахстана

Урок Города Центрального Казахстана

Урок Города Центрального Казахстана

Урок Города Центрального Казахстана

Урок Города Центрального Казахстана

Урок Города Центрального Казахстана

Урок Города Центрального Казахстана
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018